Коррупция как явление существует с момента формирования общества и государства.
Исследование прошлого любого явления или события в его исторической ретроспективе, дает возможность получить представления, а в дальнейшем и прочные знания, которые способствуют более глубокому пониманию этого феномена на современном этапе развития общества и государства. Прочные знания помогут прогнозировать данный процесс сегодня и в будущем с меньшими потерями для безопасности страны. [6]
Коррупция как феномен не исключение, на современном этапе развития государства приобрела глобальные масштабы, которые угрожают не только экономике страны, но и экономической безопасности государства.
Мировое сообщество сегодня всерьёз озадачилось проблемами глобализации. Те события, которые происходят в мире, например, события в Сирии, казалось бы не затрагивают, отдельные страны. Но это только на первый обывательский взгляд. Каждый век демонстрирует ускорение времени, где отдельные события в прошлых веках не затрагивали страны расположенные на других континентах, то сегодня в век глобальной мировой экономики мировой экономический кризис затронул все без исключения страны. Степень проявления данного кризиса конечно не одинаковая.
В процессе этого усиливается взаимопроникновение и взаимовлияние различных сфер в международных отношениях. К. Ясперс в середине прошлого века высказывал идею о «глобальном единении», «едином человечестве», «единой судьбе народов», «создании целостного планетарного мира людей». [7]
Теоретически категория представлена и конкретными терминами, и описанием целостного феномена исходя из ситуации в мире. Н. Макиавелли в коррупции усматривал применение публичных возможностей в частных интересах. Также он сравнивал её с болезнью, которая не проявляет себя в начале, но стоит её запустить – и она берет верх над здоровьем, а лечение неэффективно. [10]
По оценкам экспертов самой большой мировой проблемой сегодня является «коррупция». По мнению М. Ходорковского коррупция остановит развитие человечества. [12]
С появлением мировой сети «Интернет», сегодня просто не возможно исключить взаимодействия государств, стран, культур, а также человека как носителя субъективной информации. Однако общество подчиняется законам.
При всей сложности структуры общества и разнообразия его составных частей общество не может существовать без упорядочения и стабилизации. [2]
По данным всемирной организации ООН в 2016 году уровень коррупции в России снизился по сравнению с прошлым годом с 136-го места понизился до 119-го. [19]
Однако, статистика и международные рейтинги показывают, что степень коррупции в стране очень высокий – это в свою очередь негативно отражается на инвестиционной политике государства в целом.
Правительство РФ пытается найти выход из экономического кризиса, который охватил все страны, после падения мировых цен на нефть, а главное затронул те страны, в которых бюджет напрямую зависит от продажи углеводородов. Экономическая модель в России пытается кардинально меняет вектор с энергосырьевой на иновационную, однако это происходит не так быстро. Например, в 2011 году 47% в бюджете РФ составляли деньги от продажи нефти и 53% из других источников, в 2016 34% и 66% соответственно. [17]
Для развития эффективной модели экономики, которая не будет зависеть от цены на нефть и газ, необходимо развивать другие сектора экономики, главное в этом направлении инновационные разработки. Привлечение инвестиций иностранных партнеров, является хорошей перспективой дальнесрочного развития бизнеса. Для того, чтобы система оптимальным образом работала, человеку, выполняющему функцию регулятора в этой системе, необходимо решать профессиональные задачи. [3]
Опыт такого взаимодействия имеется – это свободно экономические зоны на территории страны. В 2005 году на уровне правительства РФ было принято решение о создании в России шести особых экономических зон разного типа (две зоны – промышленно-производственного типа и четыре – технико-внедренческого типа). В 2008 году заработала первая очередь ОЭЗ «Липецк». [20]
Однако анализ коррупции, который существует в государстве, по словам С.Б. Иванова руководителя Администрации Президента РФ «Коррупция – угроза национальной безопасности». [1]
Исследования показывают, хотя рейтинг коррупции в России со 136-го места в 2015 году понизился до 119-го в 2016, все же феномен коррупции остается – один из самых доходных и высокоорганизованных бизнесов с оборотом порядка 300 миллиардов долларов в год (только в системе государственных закупок ежегодно теряет 1 триллион рублей). [18]
Наиболее коррумпированной сферой обществом признаются местные органы власти (об этом говорят 36% респондентов) и ГИБДД (32%), судебную систему (21%). При этом, основные (по финансовой емкости) сектора коррупционного «рынка» – распределение бюджетных средств и управление различными формами государственной собственности.
Однако, политическая ситуация и экономические санкции в отношении России не дают положительных результатов в борьбе с проявлениями коррупции. Инвесторы, анализируя индекс восприятия коррупции, с недоверием вкладывают инвестиции в производство и другие сферы хозяйства.[14] Сегодня взятки берут даже те структуры, которые были созданы для борьбы с коррупцией. Например, обвинение предъявлено врио начальника «Т» антикоррупционного главка МВД полковнику Д. Захарченко, которого обвиняют по трем статьям УК РФ ст.ст.ст. 285, 290 и 294, одна из которых за получение взятки. [11]
Коррупция, являясь главным тормозом экономики, создает условия для безопасности государства. Мировое сообщество усиливает борьбу с этим злом, которое называется «коррупцией».[21]
Международное сообщество, обнародовав данные проблемы, начиная с середины прошлого века, приступило к активным мерам по поиску путей решения назревших проблем. [8]
На международном уровне Организация Объединенных наций на 58 сессии Генеральной Ассамблеи приняла Резолюцию 31 октября 2003 года «Конвенция ООН против коррупции». Это подтверждает, что коррупция не только дело отдельных стран, а всего мирового сообщества. Для России борьба с коррупцией также достаточно актуально, которая началась при Иване III и продолжается до сегодняшнего дня. [15] Карамзин Н. отвечая на вопрос: «Ну как там, в России?», говорил «Воруют». [14]
Постоянные встречи на уровне глав правительств свидетельствует о нарастающем внимании проблеме, которая сегодня прогрессирует по всем направлениям. Председатель правительства России озабочен, что «коррупция в нашей стране не просто приобрела масштабный характер. Она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества. Речь идет не просто о банальных взятках. Речь о тяжелой болезни, которая съедает экономику и разлагает все общество», при этом решение проблемы связано с «защитой права собственности в стране, с укреплением правовой, судебной системы, расширением свободы предпринимательства» и предполагает активное участие бизнеса. [64]
Однако, учитывая серьёзные проблемы, коррупция в современном обществе стала повседневной, как бы обыденной, приобрела «законные» формы, где тот, кто дает взятку сам же пытается оправдать её небольшой зарплатой врача, педагога. Формы выражения граждан по отношению к коррупции не одинаковы от отрицания до противостояния, например, низкая явка на выборах, где большинство не проголосовавших не верят в победу закона. [4]
Борьба с коррупцией в современной России приобретает особую остроту. Эффективность антикоррупционной деятельности напрямую зависит от активного участия в ней не только государственных, но и общественных структур. Именно институты гражданского общества могут выступить той движущей силой, которая способна обеспечить адекватное восприятие и реализацию законных общественных интересов при принятии решений органами власти всех уровней. Однако на практике во взаимодействии государственных и общественных институтов, в том числе по вопросам борьбы с коррупцией, наблюдается разобщенность. [5]
Коррупция сегодня это инструмент, который при неумелом его использовании, может поставить под вопрос экономику целого региона, не зря ему приписывают роль второй экономики. Российские ученые-правоведы и юристы-практики выражают большую озабоченность, в том, что сложившаяся практика сводит на нет все усилия, которые прикладывает государство для борьбы с коррупцией. Преступники, уходя от ответственности, видят неспособность государства защитить права потерпевших, пострадавших от преступлений. [9]
Таким образом, для борьбы с коррупцией как прямой угрозе экономической деятельности необходимо:
- разработать механизм для формирования негативного поведения по отношению к коррупции в обществе;
- в УК РФ добавить конфискацию всего имущества коррупционера, как наиболее эффективный способ противодействия коррупции;
- выработать меры к организациям, причастных к коррупционной деятельности;
- привлекать общество к совместной борьбе с проявлениями коррупции;
- необходимо пересмотреть статью о взятке, оставить причастным к взятке исключительно только, тех, кто получает взятку. Только тогда, любой гражданин, не боясь взаимной ответственности, будет указывать о фактах проявления коррупции.
Библиографический список
- Доклад А.Л.Кудрина Президенту РФ
- Егоров В.А. Исторические корни правосознания россиян //Теория и практика общественного развития № 20. 2014. С. 99.
- Егоров В.А. Развитие профессионально-аналитического мышления будущего юриста в ходе решения профессионально-педагогических задач //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 3(43), 2006. С. 301.
- Егоров В.А. Религия как базис формирования правосознания граждан России //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 11(70). 2014. С. 234.
- Егоров В.А. Формирование правосознания студентов как средство борьбы с коррупцией //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 10(69). 2014. С. 297.
- Егоров В.А., Макаров И.Н., Сигова М.В. Коррупция в обществе как угроза экономической безопасности //Успехи современной науки. № 5. 2016. С. 88.
- Егоров В.А., Казарова Д.С., Коростылев А.А. Психологический аспект правосознания как фактор глобализации мира //Теория и практика общественного развития. №3. 2015. С. 58.
- Егоров В.А., Казарова Д.С. Правосознание и экологическая грамотность молодежи //Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Тольятти. № 2(82). 2015. С. 11.
- Егоров В.А., Казарова Д.С. Психологический аспект правосознания потерпевшего //Теория и практика общественного развития. № 5. 2015. С. 162.
- Егоров В.А., Яковлев Н.А. Феномен коррупции: основные этапы развития //Теория и практика общественного развития. № 3. 2016. С. 95.
- Зубов Г. Полковник на 9 миллиардов //Газета.ru от 10.09.2016 г.
- Интервью М. Ходорковского для американской газеты The Washington Post //Lenta.ru
- Индекс восприятия коррупции – 2015: Россия поднялась на 119 место. http://transparency.org.ru
- Космодром «Восточный»: к внеземным высотам воровства и коррупции //Голос Америки Posted November 24th, 2014
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года.
- Медведев Д.А. Борьба с коррупцией – важнейшая задача для России. // «Эха Москвы» — http://www.echo.msk.ru
- Узбекова А. Слезли с иглы //Российская газета от 29.04.2016 г.
- По данным Счетной палаты РФ
- The Independent: Экономический кризис, коррупция, безработица и эмиграция – эти проблемы Путина посерьезнее, чем санкции. http://gordonua.com/news/worldnews/The-Independent-Ekonomicheskiy-krizis-korrupciya-bezrabotica-i-emigraciya-eti-problemy-Putina-posereznee-chem-sankcii-66950.html
- Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //Российская газета от 27 июля 2005 г. – Федеральный выпуск №3831(0)
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Количество просмотров публикации: Please wait