Сад Ермака, расположенный на Чукманском мысу, всегда был любимым местом для отдыха горожан и туристов. В последние годы парк оказался незаслуженно забыт и заброшен. Сюда, конечно, приходили люди полюбоваться на красивый вид подгорной части и на Кремль. Но, как место для полноценного отдыха, парк не рассматривался. Не было скамеек, освещения, нормальных дорожек. Масштабная реконструкция началась в 2012 году. Обновленный Сад Ермака официально открыли летом 2016 года. В нем обустроены дополнительные пешеходные тротуары, разбиты газоны, увеличена парковая территория. Центральное место в обновленном саду занимает амфитеатр на 120 посадочных мест, где будут проходить различные городские мероприятия [1].
Хранит Сад Ермака историческую память о ранних эпохах истории Сибири и Тобольска. В частности еще с XIX в. известно о существовавшем на мысу городище Чукман, от которого пошло название «Чукманский мыс» [2, с. 268]. Археологические исследования в Саду Ермака начались в последней трети ХХ в. В 1970 г. были обнаружены погребения во время земляных работ вдоль западного склона мыса со стороны Никольского взвоза, которые были исследованы сотрудником Тобольского музея И.А. Сыркиной, отметившей, что костяки, завернутые в бересту, лежали в ряд на глубине 10 – 15 см от уровня материка. В 1999 г. археологом Тобольского музея А.А. Адамовым на мысу были заложены два разведочных шурфа, в которых были обнаружены разрозненные человеческие кости, что позволило автору раскопок сделать вывод о существовании на Чукманском мысу одного из городских кладбищ XVII – начала XVIII вв. [3, С. 30]. В 2005 г. А. А. Адамовым были проведены небольшие разведочные работы на территории Сада Ермака: заложены три шурфа возле монумента атаману Ермаку и братских могил 1919 и 1921 гг. [4]. В 2008 – 2009, 2012 гг. археологические исследования на восточной оконечности Чукманского мыса были продолжены экспедицией Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета под руководством А.В. Матвеева и О.М. Аношко [5; 6].
Революционные события 1917 г., и последовавшая за ними Гражданская война и крестьянский мятеж 1921 г. оставили свой след в истории Сада Ермака. Известный историк Н. Л. Коньков об этих событиях пишет: «В первые годы советской власти Чукманский мыс стал некрополем, где нашли вечный покой борцы за светлое будущее» [7, с. 169]. Возле памятника атаману Ермаку в двух братских могилах были похоронены: в одной – красноармейцы, погибшие в 1919 г.; во второй – жертвы крестьянского мятежа 1921 г. По мнению историков в двух братских могилах было захоронено от 50 до 90 человек. Позднее над могилами были воздвигнуты памятники-надгробия.
В 2005 г. тобольские археологи под руководством А. А. Адамова заложили три разведочных шурфа в Саду Ермака. Первый шурф находился возле фундамента монумента атаману Ермаку, с его северной стороны. Второй шурф был заложен около южной стороны надгробия погибшим в 1919 г., третий шурф располагался с западной стороны памятника жертвам 1921 г. Целью археологических исследований явилась необходимость обследования состояния фундаментов памятника атаману Ермаку и надгробий на наличие износа и возможных разрушений, в связи с предполагавшимися реставрационными работами на территории Сада Ермака. В задачи проводимых исследований входило также обнаружение братских могил и фиксация их глубины, расположения относительно установленных над ними памятников. На основании имевшися на тот момент письменных свидетельств, предполагалось обнаружить погребения непосредственно под памятниками-надгробиями, однако результаты оказались несколько иными, чем ожидалось первоначально. В шурфе, заложенном возле памятника погибшим в 1919 г. следов совершения захоронений зафиксировано не было [4, с. 6]. Возможно, что памятник был установлен не точно над братской могилой, либо она и вовсе находится в стороне. Кроме того, остается открытым вопрос о числе похороненных красноармейцев: источники называют цифры от 4 до 19 человек. На самом же надгробии высечены фамилии 8 человек [7, с. 173].
Во втором шурфе, заложенном возле памятника жертвам крестьянского восстания, как и предполагалось, было выявлено одно погребение. Погребение попало в площадь шурфа не полностью, верхняя его часть находилась под фундаментом памятника-надгробия. Были исследованы нижние части деревянного дощатого гроба, скрепленные гвоздями. Доски истлели. Внутри гроба зафиксированы бедренные и берцовые кости ног, стопы похороненного человека. Какие либо следы обуви отсутствовали. Погребение было отнесено с большой долей уверенности к братской могиле 1921 г. [4, с. 3]. Поводом для этого послужили размещение кирпичного фундамента памятника над гробом и ориентация погребения, не совпадающая с традиционной, принятой в христианстве. Погребение ориентировано по линии запад – восток, головой на восток, в то время как у христиан принято хоронить умерших головой на запад, лицом на восход солнца. Судя по всему, в границы шурфа частично попал западный край братской могилы, и сама братская могила полностью расположена под сооруженным над ней памятником.
Шурф № 3 был заложен с северной стороны памятника атаману Ермаку, вдоль его стенки. В шурфе на глубине 146 см от уровня поверхности выявлено второе захоронение, ориентированное по оси северо-восток – юго-запад. В могильной яме был расчищен деревянный дощатый гроб, обитый материей зеленого цвета снаружи и красного цвета изнутри. Обивка сделана небольшими медными гвоздиками с широкой шляпкой. Доски гроба сгнили и под тяжестью земли просели. Вскрытие гроба не проводилось, могила и шурф были засыпаны землей. По выявленным в ходе расчистки погребения признакам был сделан вывод, что погребение относится к советскому периоду [4, с. 8].
Проведенные археологические исследования у памятников атаману Ермаку и борцов за советскую власть показали несоответствие между имеющимися историческими сведениями о совершении захоронений в Саду Ермака в первые годы советской власти и реальной ситуацией. В результате раскопок выявлена только одна братская могила 1921 г. в том месте, где она и должна находиться по сведениям письменных источников, а именно под существующим памятником. Однако остается открытым вопрос о ее размерах, поскольку по письменным источникам в могилу похоронили 90 человек, а в шурфе было выявлено только одно погребение. Вторую братскую могилу 1919 г. обнаружить не удалось, поэтому вопрос о ее точном расположении и границах остается нерешенным. Интерес представляет и обнаруженное погребение перед памятником атаману Ермаку. Свидетельств о захоронениях, совершенных в советское время, кроме двух братских могил, в Саду Ермака в литературе нет, поэтому вероятнее всего, выявленное одиночное погребение могло принадлежать какому то видному деятелю советской власти, погибшему в то сложное время и похороненному не в общей братской могиле. Таковым вполне мог быть Александр Васильевич Семаков, с 23 января 1920 г. ставший председателем Тобольского уездного комитета РКП(б) [7, с. 174]. Он погиб в бою 29 марта 1921 г. и по свидетельствам тех лет был похоронен в Саду Ермака вместе с другими красноармейцами. Только проведение дальнейших археологических исследований поможет разрешить возникшие вопросы.
Библиографический список
- Сад Ермака: перезагрузка http://tobgorod.ru/2016/08/09/sad-ermaka-perezagruzka“>URL:http://tobgorod.ru/2016/08/09/sad-ermaka-perezagruzka (дата обращения 11.08.2016).
- Талицкая И. А. Материалы к археологической карте Нижнего и Среднего Приобья // Материалы и исследования по археологии. М., 1953. № 35. С. 242 – 357.
- Адамов А. А., Балюнов И. В., Данилов П. Г. Город Тобольск. Археологический очерк. Тобольск, 2008.
- Адамов А. А. Археологические исследования на территории Сада Ермака осенью 2005 г. Тобольск, 2005 // Научный архив Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. № 1736.
- Матвеев А. В. Отчет об охранных археологических исследованиях в зоне благоустройства Сада Ермака в г. Тобольске в 2012 году. Тюмень, 2013 // Архив ИПОС СО РАН.
- Матвеев А. В., Аношко О. М., Селиверстова Т. В. Основные итоги археологического изучения верхнего посада Тобольска в 2007 – 2009 годах // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 2. С. 6 – 11.
- Коньков Н. Л. Свидетели минувших лет: Тобольские места памяти // Возрождение Тобольска: 20 лет вместе. Тобольск, 2014. С. 149 – 179.
Количество просмотров публикации: Please wait