В педагогически деятельности, как известно, основной элемент – это процесс образования и воспитания, описанный подробно Я.А. Каменский в «Великой дидактике».
Данный процесс образования сегодня носит совершенно иной характер, элементы воспитания теряют былую актуальность. Гуманизм и чувственность, принципы образования, которые внесли в педагогику такие выдающиеся личности, как Ушинский, Макаренко, Выготский, Макаров, Иванов – сегодня словно затерялись среди НТР, ИКТ и дистанционного образования. Назовем это явление – обезличивание образовательного процесса.
На наш взгляд, чтобы лучше разобраться, в чем причина этого явления, обратимся к традиционному определению образования. Итак, в словаре Ушакова дано следующее определение: образование – это процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.
В педагогической мысли 17 века родилось более подходящее определение: образование – это взаимодействие учителя и учеников, направленное на обучение и воспитание личности в целях самой личности, общества, государства.
В последнем определении важно отметить именно элемент – взаимодействие учителя и учеников. Но здесь мы бы хотели выделить то, что такое взаимодействие может опираться только на уважение между учеником и учителем. На наш взгляд, сегодня не хватает уважения больше со стороны педагога, хотя обществу кажется, что это ученик и студенты «наглые, злые, невоспитанные» и т.д. Попробуем доказать это в своих рассуждениях.
Уважение – это крайне необходимое чувство, оно может быть выражено в дружбе, взаимопонимании, доверии. Ведь педагог должен не просто заложить знания в ученика. Что делать, если знания уже есть, а ученик не знает, как их использовать? Так, по нашему мнению, учитель должен направить силы ученика в нужное русло, помочь ему разобраться в себе, выбрать свой путь развития. Необходимо давать ученику полную свободу. Ведь именно тогда личность будет раскрываться, добиваться всего в жизни. Здесь роль педагога – это роль опоры, стены, надежного друга.
К сожалению, не все современные учителя смотрят так на процесс образования. А все потому, что традиционные методы обучения сегодня пытаются сливаться с инновационными средствами, что ещё больше «подливает» масла в огонь (в процесс обезличивания образования). Возникает некая «образовательная аномия».
Вспомним великого педагога Макаренко и его поведение с учениками[1]. Хиллинг в своих очерках о Макаренко отмечет, что Макаренко был внимателен именно к процессу воспитания, приводит некоторые примеры взаимодействия его с воспитанниками (в колонии). «Интересно и то, как Макаренко старался воспитать в своих учениках культуру употреблении алкоголя. Он ведь понимал, что они всё равно будут пить, но решил научить их это делать культурно. Когда у кого-то был день рождения, Макаренко пил вместе с ними. На столе расстилали белую скатерть, готовили хорошую закуску. Затем Антон наливал всем по четверть стопки водки и говорил тост. Кроме того, учил он, как долго нужно ждать перед тем, как налить следующую стопку».[2]
Сам же Макаренко в своей «Педагогической поэме» написал: «И мы все знаем, товарищи педагоги, что у нас дети живут до 18 лет, потом выходят в жизнь, а в жизни они будут пить водку. Мы считаем это нормальным. Пусть он пьёт после 18 лет, я за него не отвечаю. А я не мог так поступить. Потому что главной моей задачей было не образование, а воспитание».[3]
Макаренко больше работал с трудными подростками. Известно, что его воспитанники в итоге исправлялись, делали выводы, выходили в жизнь «новыми людьми», добивались всего в жизни.
Если возьмем более современного педагога, то нельзя не обратить внимание на украинского профессора В. Макарова, который воспитал 20 лауреатов международных конкурсов, победивших, либо получивших призовые места в более чем 40 соревнованиях. Он – автор собственной фортепианной методики обучения юных музыкантов, которая была опубликована на русском (1997г.) и английском (1998г.) языках, а также документального фильма о его методе. В. Макаров работал приглашённым профессором в Японии и Корее, давал мастер-классы и участвовал в работе жюри в Европе, Австралии и Азии.
Что Макаров, что Макаренко отличаются среди прочих педагогов именно своим внимание к ученику, его личности, процессу воспитания и т.д. Гуманизм и уважение – вот что являлось и является принципами образования на примерах этих учителей. Результаты их работы – это успешные здоровые и сильные личности, лауреаты различных премий, спортсмены и т.д.
Далее, хочется отметить выступление В. Жириновского в декабре 2015 года на совете образования. Лидер Партии ЛДПР говорит в своем выступлении о том, что «Зачем мы спрашиваем лучшего учителя о проблемах в образовании? Давайте спросим об этом лучшего ученика».
И, действительно, почему лучший учитель года имеет право выступить перед министерством и рассказать, какие проблемы есть в образовании сегодня, а ученики лишены такой возможности? Может, нужно дать эту возможность и тогда картина станет более ясна? Может, ученики помогут усовершенствовать процесс образования сами?
На наш взгляд спрашивать мнение учеников не только можно, а нужно. Ведь среди учеников очень много тех, кто действительно пришёл учиться по своей воле, и он сталкивается с какими-то проблемами, которые не видны нам. А ведь достижения наших учеников – это показатель эффективной педагогической деятельности. Имена ученики приносят славу своим учителям – мы это описали на примерах Макаров и Макаренко. Нам кажется, что учителя просто бояться спрашивать мнение своих учителей. Среди причин также мы можем отметить нехватку времени у преподавателей на это, а также личное нежелание, отсутствие интереса. А не спрашивать мнения человека означает не проявлять уважения к нему….
А это очень неправильно, этого не хватает. Приведем отрывок из студенческого сочинения на тему «Каким я хочу видеть своего учителя» (работа написана студентом КЭПС в г. Саратов в 2016 году):
«Прежде всего, преподаватель должен быть приятной внешности и нести положительные эмоции детям, согласитесь, что приятно находиться на уроке с учителем который опрятно выглядит и прежде всего, понимает чего хотят дети, а не с каким-нибудь безупречно правильным педагогом, который во всем упрекает и делает так как надо. Преподаватель должен: развиваться в том русле, которое ему по душе, он должен расти вместе с теми, кого он или она учит и учить тому, что действительно пригодиться. А не тому, что дано в учебнике от корки до корки, тем самым не давая возможность понять зачем это, а просто без осмысления заставлять его зубрить. Преподаватель должен быть: не ограничен “тесным” классом и работать как проклятый. Преподаватель должен давать то, что в силу возраста интересно детям, он должен дать им возможность полета мыслей в правильном направлении естественно, показать, что хорошо и что плохо и исходя из особенностей ребенка, показать ему истину.
Преподаватель должен быть: не ограничен в своей активности и быть “прикованным” к стулу (попытайтесь понять: вы хотите узнавать новое, у вас плещет энергия через уши, а вам говорят: Сиди! Пиши! Заставляй их учиться! Молчи!) Это печально. Надо давать выплеснуть ему энергию и направить эту энергию в нужную сторону. Не рубить инициативу на корню, это может нанести вред психике как ребенка так и преподавателя и оставить определенный след в его развитии. Надо попытаться дать личности обрести независимость и свободу, что бы человек был новатором, а не очередным винтиком в уже существующей “неидеальной” системе. Если подводить итоги того каким должен быть педагог, то можно выделить несколько моментов. Педагог должен быть человеком, который приносит пользу. Его не стоит заставлять заводить какие-то взаимоотношения от которых нет толку, что бы он якобы не чувствовал себя ущербным.
И педагог не должен попадаться на это. Но многие конечно попадаются: и тратят время на других (когда, возможно, стоило бы потратить его на себя), встречаются с людьми, к которым толком ничего не испытывают, и даже заводят семьи — просто потому, что здесь так принято. Просто потому, что нужно бояться одиночества. И за всей этой бестолковой и бесплодной суетой как-то совершенно забывается простой факт: единственный человек, с которым ты проведёшь всю жизнь, — это ты сам. Поэтому так важно дать осознать себе, что ты личность! И все это может сделать только ты (педагог)! Если дать свободу действий, это наверно и будет идеальный образ педагога, который как уже было сказано выше станет личностью приносящей пользу, ведь еще Максим Горький говорил: “Человек-это звучит гордо!»
На примере этого сочинения мы видим, что действительно не хватает современному ученику (студенту колледжа). Здесь очень много проблем представлено, причем именно глазами самого студента. Стоит чаще обращаться к ученикам, предоставлять им возможность высказываться, улучшать тем самым процесс образования и воспитания. Ведь только тогда все принципы, заложенные Каменским и Выготским, будут работать. И только тогда мы сможем сделать образовательный процесс таким, каким он должен быть в идеале – «взаимодействие педагога и учителя, построенное на уважении друг к другу».
[1] Странные выдумки о Макаренко. Гётц Хиллиг, приват-доцент истории педагогики Марбургского университета, вице-президент Международной макаренковской ассоциации, иностранный член АПН Украины и Российской академии образования, доктор философских наук, Германия // Альманах Макаренко, 2011, № 2. С. 150-155.
Библиографический список
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М, 2003. С. 24.
- Странные выдумки о Макаренко. Гётц Хиллиг, приват-доцент истории педагогики Марбургского университета, вице-президент Международной макаренковской ассоциации, иностранный член АПН Украины и Российской академии образования, доктор философских наук, Германия // Альманах Макаренко, 2011, № 2. С. 154.
Количество просмотров публикации: Please wait