УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ ВУЗОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Богинская Юлия Валериевна
Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им.В.И.Вернадского»
г. Ялта, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения

Аннотация
В статье выделены условия доступности и безбарьерности высших учебных заведений для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Автором раскрыто содержание условий, направленных на обеспечение образовательной доступности.

Ключевые слова: безбарьерность, высшее учебное заведение., доступность, студенты с ограниченными возможностями здоровья, условия


CONDITIONS OF ENSURING EDUCATIONAL AVAILABILITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

Boginskaia Iuliia Valerievna
Humanitarian-Pedagogical Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University
Yalta, doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of social and pedagogical technologies and pedagogy of deviant behavior

Abstract
The article highlights the conditions of availability and accessibility of higher education institutions for students with disabilities. The author reveals the content of conditions aimed at ensuring the availability of education.

Keywords: accessibility, barrier free, conditions, higher education, students with disabilities


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Богинская Ю.В. Условия обеспечения образовательной доступности вузов для студентов с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/16229 (дата обращения: 21.02.2024).

Организация доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями является основой возможности получения ими высшего образования. Содержание образовательной доступности для молодежи с инвалидностью напрямую зависит от имеющего законодательного обеспечения возможностей обучения данной категории студентов в вузах.

Результаты исследований Макарова В.Е., Шимановской К.А. [1], Олейник Е.В., Каукиной М.П. [2], Старик И.Н. [3], Мареева В.И., Гутерман Л.А., Снежко Г.Е. [4] и собственный практический опыт [5] позволяют констатировать, что для организации качественного образования молодежи с инвалидностью в высших учебных заведениях необходимо создать условия доступности и безбарьерности. К условиям обеспечения образовательной доступности студентов с ограниченными возможностями здоровья относятся [5]:

1) нормативно-правовые. Это разработка единых федеральных стандартов обучения инвалидов в высших учебных заведениях; расширение сети высших учебных заведений, в которых были бы созданы необходимые условия для получения лицами с инвалидностью высшего образования; усиление контроля за выполнением законодательства по созданию беспрепятственной среды в вузах, общежитиях; включение показателей обучения инвалидов в систему рейтинговых оценок вузов; развитие политики интеграции инвалидов с самого раннего возраста: в детских садах, школах, учреждениях профессионального и дополнительного образования; предупреждать и устранять элементы дискриминационной институциональной политики в учреждениях.

2) материально-технические – целевое финансирование вузов по медико-реабилитационному и коррекционному компоненту высшего образования инвалидов; разработка системы стимулирования высших учебных заведений грантами и целевыми программами финансирования в зависимости от их участия в предоставлении образовательных услуг лицам с инвалидностью.

3) организационные: развитие дистанционной формы обучения; создание при высших учебных заведениях «центров карьеры, агентств по трудоустройству инвалидов», деятельность которых была бы направлена на содействие трудоустройству студентов-инвалидов; разграничение уровней компетенции в вопросах оказания услуг для инвалидов в университете (например, факультеты, кафедры, преподаватели и учебный персонал, администрация); повышение численности студентов-инвалидов в системе высшего образования, увеличение числа вузов и центров, обучающих инвалидов, расширение вариативности образовательных программ; создание вспомогательных служб и технологических ресурсов в вузах и межвузовских центрах содействия высшему образованию инвалидов.

4) научно-методические: поддержка доступа к информационным ресурсам университета (например, номера телефонов, интернет-услуги, альтернативное представление материалов, услуг интерпретатора для глухих, адаптивных технологий для слепых); собеседование и консультации деканами и завкафедрами по академической адаптированности в соответствии с показаниями индивидуальной программы реабилитации (учебная нагрузка, особенность выполнения учебной программы, физические нагрузки и возможность изменения программы под индивидуальные показания).

5) информационные: распространение в средствах массовой информации положительных образов инвалидов и имиджа высшего образования для этой категории граждан; информирование о службах медико-социальной поддержки и возможности направления к врачу студентов-инвалидов с целью консультации по доступности университета и различных его ресурсах (например, диагностика, экспертная оценка, рекомендации); обратная связь на факультетах о полном перечне услуг, доступных через университетский отдел обслуживания студентов-инвалидов.

6) психологические: соблюдение Кодекса этики по работе со студентами-инвалидами; обратная связь со студентом-инвалидом с целью оценивания удовлетворенности услугами.

7) кадровые: разработка программ повышения квалификации преподавателей, которые предоставляют образовательные услуги лицам с инвалидностью.

Данные условия обеспечения доступности высшего образования выполнимы только в контексте организации целостной и эффективной системы социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями.

Данное исследование выполнено в рамках госзадания Минобрнауки РФ «Разработка и внедрение системы реабилитации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде Республики Крым» (№115052150078).


Библиографический список
  1. Макаров В.Е., Шимановская К.А. Актуальные проблемы доступности современного высшего образования для инвалидов и возможные пути их решения // Технологии социальной работы с различными категориями населения сборник научных статей студентов и преподавателей кафедры социальных технологий. Под редакцией Шимановской Я.В. Москва, 2016. С. 46-53.
  2. Олейник Е.В., Каукина М.П. Создание доступной среды для инвалидов как приоритетное направление государственной социальной политики // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. № 2 (11). С. 72-78.
  3. Старик И.Н. Доступность образования для людей с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 80-84.
  4. Мареев В.И., Гутерман Л.А., Снежко Г.Е. Стратегия инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями в вузе: от формального права к реальным возможностям // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 6. С. 13-21.
  5. Gluzman A.V., Boginskaya Yu.V. Lifelong inclusive education of people with disabilities // Lifelong learning: Continuous education for sustainable development Proceedings of 13th International Conference. arr. N.A. Lobanov; sci. ed. N.A. Lobanov, V.N. Skvortsov; Pushkin LSU, Res. Inst. soc.-econ. and ped. problems of contin. edu. 2015. С. 25-27.


Все статьи автора «Богинская Юлия Валериевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: