Организация доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями является основой возможности получения ими высшего образования. Содержание образовательной доступности для молодежи с инвалидностью напрямую зависит от имеющего законодательного обеспечения возможностей обучения данной категории студентов в вузах.
Результаты исследований Макарова В.Е., Шимановской К.А. [1], Олейник Е.В., Каукиной М.П. [2], Старик И.Н. [3], Мареева В.И., Гутерман Л.А., Снежко Г.Е. [4] и собственный практический опыт [5] позволяют констатировать, что для организации качественного образования молодежи с инвалидностью в высших учебных заведениях необходимо создать условия доступности и безбарьерности. К условиям обеспечения образовательной доступности студентов с ограниченными возможностями здоровья относятся [5]:
1) нормативно-правовые. Это разработка единых федеральных стандартов обучения инвалидов в высших учебных заведениях; расширение сети высших учебных заведений, в которых были бы созданы необходимые условия для получения лицами с инвалидностью высшего образования; усиление контроля за выполнением законодательства по созданию беспрепятственной среды в вузах, общежитиях; включение показателей обучения инвалидов в систему рейтинговых оценок вузов; развитие политики интеграции инвалидов с самого раннего возраста: в детских садах, школах, учреждениях профессионального и дополнительного образования; предупреждать и устранять элементы дискриминационной институциональной политики в учреждениях.
2) материально-технические – целевое финансирование вузов по медико-реабилитационному и коррекционному компоненту высшего образования инвалидов; разработка системы стимулирования высших учебных заведений грантами и целевыми программами финансирования в зависимости от их участия в предоставлении образовательных услуг лицам с инвалидностью.
3) организационные: развитие дистанционной формы обучения; создание при высших учебных заведениях «центров карьеры, агентств по трудоустройству инвалидов», деятельность которых была бы направлена на содействие трудоустройству студентов-инвалидов; разграничение уровней компетенции в вопросах оказания услуг для инвалидов в университете (например, факультеты, кафедры, преподаватели и учебный персонал, администрация); повышение численности студентов-инвалидов в системе высшего образования, увеличение числа вузов и центров, обучающих инвалидов, расширение вариативности образовательных программ; создание вспомогательных служб и технологических ресурсов в вузах и межвузовских центрах содействия высшему образованию инвалидов.
4) научно-методические: поддержка доступа к информационным ресурсам университета (например, номера телефонов, интернет-услуги, альтернативное представление материалов, услуг интерпретатора для глухих, адаптивных технологий для слепых); собеседование и консультации деканами и завкафедрами по академической адаптированности в соответствии с показаниями индивидуальной программы реабилитации (учебная нагрузка, особенность выполнения учебной программы, физические нагрузки и возможность изменения программы под индивидуальные показания).
5) информационные: распространение в средствах массовой информации положительных образов инвалидов и имиджа высшего образования для этой категории граждан; информирование о службах медико-социальной поддержки и возможности направления к врачу студентов-инвалидов с целью консультации по доступности университета и различных его ресурсах (например, диагностика, экспертная оценка, рекомендации); обратная связь на факультетах о полном перечне услуг, доступных через университетский отдел обслуживания студентов-инвалидов.
6) психологические: соблюдение Кодекса этики по работе со студентами-инвалидами; обратная связь со студентом-инвалидом с целью оценивания удовлетворенности услугами.
7) кадровые: разработка программ повышения квалификации преподавателей, которые предоставляют образовательные услуги лицам с инвалидностью.
Данные условия обеспечения доступности высшего образования выполнимы только в контексте организации целостной и эффективной системы социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями.
Данное исследование выполнено в рамках госзадания Минобрнауки РФ «Разработка и внедрение системы реабилитации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде Республики Крым» (№115052150078).
Библиографический список
- Макаров В.Е., Шимановская К.А. Актуальные проблемы доступности современного высшего образования для инвалидов и возможные пути их решения // Технологии социальной работы с различными категориями населения сборник научных статей студентов и преподавателей кафедры социальных технологий. Под редакцией Шимановской Я.В. Москва, 2016. С. 46-53.
- Олейник Е.В., Каукина М.П. Создание доступной среды для инвалидов как приоритетное направление государственной социальной политики // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. № 2 (11). С. 72-78.
- Старик И.Н. Доступность образования для людей с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 80-84.
- Мареев В.И., Гутерман Л.А., Снежко Г.Е. Стратегия инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями в вузе: от формального права к реальным возможностям // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 6. С. 13-21.
- Gluzman A.V., Boginskaya Yu.V. Lifelong inclusive education of people with disabilities // Lifelong learning: Continuous education for sustainable development Proceedings of 13th International Conference. arr. N.A. Lobanov; sci. ed. N.A. Lobanov, V.N. Skvortsov; Pushkin LSU, Res. Inst. soc.-econ. and ped. problems of contin. edu. 2015. С. 25-27.