ОСОБЕННОСТИ ПРОПАГАНДЫ «ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА» И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЕЖЬ

Динаев Алихан Мавладиевич
Грозненский государственный нефтяной технический университет
ассистент кафедры философии

Аннотация
Эта статья посвящена проблеме чрезвычайно успешной, а потому крайне опасной пропаганды, которую ведет запрещенная в России террористическая группировка ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) по всему миру, в том числе и в нашей стране. Проведенный анализ показывает, что распространенные в обществе представления о примитивности и однообразности экстремистской пропаганды, глубоко ошибочны. Используя современные технологии, их идеологам удается быстро доносить свои взгляды и призывы до миллионов людей. Причем главной группой риска, как обычно, остается молодежь.

Ключевые слова: Ближний Восток, ИГИЛ, международный терроризм., молодежь, пропаганда, Северный Кавказ


FEATURES OF THE PROPAGANDA OF THE "ISLAMIC STATE" AND ITS IMPACT ON YOUTH

Dinaev Alikhan Mavladievich
Grozny State Oil Technical University
Assistant of Philosophy’s Department

Abstract
This article is dedicated to the hugely successful, but because of the extremely dangerous propaganda of terrorist group of ISIS around the world, including in our country. The analysis shows that common ideas about the primitiveness and monotony extremist propaganda, deeply flawed. Using modern technology, their ideologues are able to quickly convey their views and appeals to millions of people. The main risk group is, as usual, is the youth.

Keywords: international terrorism, ISIL, Middle East, North Caucasus, youth


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Динаев А.М. Особенности пропаганды «Исламского государства» и ее влияние на молодежь // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/16189 (дата обращения: 25.02.2024).

Участившиеся случаи вербовки молодежи в ряды радикальной группировки «Исламское государство» (запрещенная в РФ террористическая организация) в последние месяцы вызывают большую тревогу и требуют основательного научного анализа ее специфики. Жертвами успешной пропаганды боевиков становятся не только представители «групп риска» (прежде всего, безработные мусульмане из республик Северного Кавказа с низким уровнем дохода), но и хорошо образованная молодежь из благополучных семей из различных регионов России.

«Исламское государство» всего за год превратилось в главную международную угрозу, в борьбе с которой объединяют свои силы и возможности не только страны Ближнего Востока, но и всего мира. Фактически оно превратилось в экспортера терроризма по всей планете, о чем свидетельствуют многочисленные теракты в Тунисе, Нигерии, Египте, Франции и других государствах, ответственность за которые на себя взяли лидеры движения. Учитывая огромную опасность этой группировки для национальной и мировой безопасности, первостепенное значением имеет исследование особенностей пропаганды ИГИЛ и причин ее эффективности.

В первую очередь, стоит отметить следующее. Мысль о том, что пропаганда ИГИЛ основана на примитивных методах и взывает исключительно к простейшим эмоциям и чувствам, является заблуждением. В отличие от своих многочисленных предшественников пропагандистская работа в ИГИЛ отличается высоким качеством и разнонаправленностью, в рамках которой используется широкий комплекс методов и каналов распространения информации.

Целевой аудиторией для них является не столько малограмотная и бедная часть населения, сколько относительно образованная и обеспеченная часть молодого поколения. Именно поэтому их пропаганда осуществляется профессионалами и на достаточно высоком интеллектуальном уровне.

Это подтверждает исследование, опубликованное в немецком научном журнале Security Informatics. Его авторами стали Дэвид Скилликорн из Университета Квинс (Канада) и Эдна Рейд из Университета Мэдисона (США). Они проанализировали статьи двух популярных «джихадистских» журналов, разработав специальную вычислительную методику. Эта математическая модель позволяет оценить качество и различные характеристики террористической пропаганды.

Авторы обращают внимание на то, что журналы издаются на английском языке. Это обусловлено тем, что ключевым рынком для вербовки новых наемников стала именно Европа. Даже по официальным данным только из Франции, Великобритании и Бельгии воевать на стороне ИГИЛ отправились более 2000 человек [1]. Маргинализация сотен тысяч арабских и африканских мигрантов, столкнувшихся с классической проблемой самоидентификации, создает благоприятную почву для радикальных и экстремистских настроений.

Ученые измеряли т.н. интегративную сложность текстов по 7-балльной шкале. Они пришли к выводу, что сложность статей и материалов в игиловских изданиях оказалась на уровне популярных западных массовых журналов. При это сложность текстов постепенно увеличивается от номера к номеру. Кроме того, лексика этих статей становится все более образной и эмоциональной [2]. Этими данными ученые опровергают распространенную идею, что террористическая пропаганда всегда редуцирована и направлена на наименее образованные слои общества.

Особый акцент террористы делают на работу с молодежью. Не до конца сформированная психика, обостренное чувство справедливости (часто – ложно понимаемое), поиск своего места в жизни и обществе и другие факторы делают молодежь основной мишенью для преступников.

Учитывая увлеченность практически всех молодых людей интернетом и современными технологиями, именно там сегодня проходит основная линия информационной войны. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что интернет стал главным каналом получения информации и способом коммуникации для молодежи. По данным на апрель 2016 года интернетом пользуются 96% российской молодежи в возрасте от 18 до 24 лет.

Огромная по своим масштабам и продолжающая стремительно расти сеть вербовщиков «Исламского государства» ищет потенциальных наемников как в интернете, так и за его пределами. Террористы используют сети и ячейки, созданные еще за многие годы до появления ИГ и унаследованные от быстро теряющей свои позиции «Аль-Каиды» и других террористических организаций. Ярким примером одной из них является бельгийская Sharia4Belgium, которая в качестве своей миссии объявила избавление страны от парламента и других институтов демократии и их замену на Шуру и халифа. Как правило, лидеры подобных организаций в Европе открыто не призывают отправляться на войну в Сирию. Однако они делают это косвенно, внушая им, что мученическая смерть на полях сражений даст им лучшие места в раю, и предлагая их вниманию онлайн-лекции радикальных проповедников с Ближнего Востока [3].

За последние месяцы террористы создали множество сайтов на различных языках. При этом наибольшее внимание уделяется социальным сетям, поскольку именно подобные ресурсы являются самыми популярными среди молодежи. По данным ВЦИОМ, в апреле 2016 года крупнейшей российской социальной сетью ВКонтакте пользовались 86% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет [4]. В этой и других соцсетях группировка создала сотни различных открытых и закрытых групп, в которых участники не только занимаются пропагандой военных успехов «Исламского государства», но и делятся информацией о способах пересечения границ, вступления в ряды вооруженных формирований и т.п. Показательно, что в недавно заблокированном сообществе ShamToday (публиковались материалы о необходимости джихада в Сирии и призывы к молодым людям принять участие в «священной войне») в ВКонтакте было более 10 тысяч подписчиков.

Среди радикалов популярны и арабоязычные форумы, администрация которых симпатизирует ИГ и где необходимо пройти сложную регистрацию, чтобы вступить в диалог с «джихадистами» из Сирии и Ирака. А в сервисе микроблогов Twitter, который широко распространен в арабском мире и который сыграл немаловажную роль в координации действий протестующих во время первых революций «арабской весны», можно следить за сотнями аккаунтов бойцов ИГ и сочувствующих им организаций.

Последние годы стали временем колоссальной популярности различных мессенджеров – телефонных приложений для обмена сообщениями. Через подобные сервисы также ведется активная вербовка молодежи, а высокая степень защищенности таких приложений от взлома или расшифровки делает их особенно популярными среди террористов, поскольку дает возможность вести пропаганду, не опасаясь раскрытия своей личности.

С другой стороны, современная молодежь все меньше читает, но все больше поглощает информацию через визуальные образы – фотографии, картинки и видео. Эту особенность нынешнего поколения также стремятся использовать в ИГ. В этом контексте стоит отметить высокое качество пропагандистских видеоматериалов. В большинстве случаем они снимаются с помощью профессиональной видеоаппаратуры, имеют свой сценарий, в них используются даже спецэффекты и качественный монтаж. Неслучайно, что многие ролики и документальные фильмы, создаваемые боевиками, имеет, как отмечают многие эксперты, «голливудский размах». Это и неудивительно, ведь нынешнюю молодежь, привыкшую к самым современным технологиям, было бы крайне сложно привлечь за счет примитивных и слишком простых видео. Часто ролики размещаются на крупнейшем видеохостинге YouTube, где их могут смотреть сотни тысяч и даже миллионы людей, поскольку система блокировки и удаления видео на сайте сложна и медлительна.

Упомянутые в начале статьи Скилликорн и Рейд в своей работе также отмечают, что исследуемые ими «джихадистские» журналы были оформлены на высочайшем уровне и изданы на качественной цветной бумаге, что также доказывает приведенный выше тезис.

Своеобразным ноу-хау террористов стал индивидуальный подход к вербовке женщин. Технология в большинстве случаев уже многократно апробирована и дает террористам постоянный приток женщин со всего мира, в том числе из многих субъектов России. Как правило, террористы маскируются под видом обычных пользователей социальных сетей и знакомятся с одинокими девушками. Их коммуникация может длиться месяцами, в ходе которых вербовщик ведет себя как самый обычный мужчина, ни коим образом не касаясь религиозной темы и участия в войне на Ближнем Востоке. Последующая искусная психологическая обработка позволяет им заставить своих жертв отправиться в зону конфликта. Неслучайно, что значительная часть женщин оказывается в Сирии или Ираке из-за «любви, желания создать семью», а не по религиозным мотивам.

В целом для государства и международного сообщества недопустимо недооценивать силу и возможности «Исламского государства». Тем более, когда Россия фактически ведет с ними войну в Сирии, а сами боевики 1 августа 2016 года официально объявили нашей стране «джихад». Это террористическая группировка совершенно нового типа. Они находят и вербуют кадры по всему миру, привлекая не только «пушечное мясо» для ведения боев, но и расширяя свои ряды за счет профессиональных и опытных журналистов, менеджеров, программистов, финансистов и специалистов других направлений.

Все это требует качественно иного подхода в решении данной проблемы от общества и государства. Классические методы противодействия терроризму и экстремизму все чаще будут оказываться неэффективными и непригодными. В информационной войне побеждает тот, кто убедительнее и умнее, кто находит пути к сердцу и разуму людей. И также недопустимо проиграть в этой информационной войне из-за своей косности и ретроградства, оказавшись неспособными успешно использовать современные высокие технологии и стандарты.


Библиографический список
  1. Ефимова М. Контурная карта // Коммерсантъ-Власть. – 2015. – №25. – 29 июня. – URL : http://kommersant.ru/doc/2753304
  2. Skillicorn D. and Reid E. Language use in the Jihadist magazines inspire and Azan // Security Informatics, 2014. – 24 September 2014. – URL: http://www.security-informatics.com/content/3/1/9
  3. Taub B. Journey to Jihad // New Yorker. – 2015. – 1 June. – URL: http://www.newyorker.com/magazine/2015/06/01/journey-to-jihad
  4. Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети // Пресс-выпуск ВЦИОМ №3084 от 15 апреля 2016 года – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657

 



Все статьи автора «Динаев Алихан Мавладиевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: