МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ

Фахрадова Лейла Натиговна1, Смолева Елена Олеговна2, Разварина Ирина Николаевна3
1Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, младший научный сотрудник
2Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, научный сотрудник
3Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, инженер-исследователь

Аннотация
В статье рассмотрены особенности внутрисемейных межпоколенных отношений по данным социологических исследований ИСЭРТ РАН. Анализ проблемы показал, что связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение. Отношения между родителями и детьми во многом определяются уровнем благосостояния родителей и наличием у них свободного времени. Потребности, связанные с поддержанием безопасного существования, с возрастом ослабевают, большую значимость приобретают процессы усвоения норм и образцов поведения. По мере взросления детей наблюдается рост доли семей, где отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями, снижение частоты и продолжительности межпоколенного общения и его разнообразия.

Ключевые слова: внутрисемейные отношения, межпоколенные отношения, Семья


INTERGENERATIONAL RELATIONS IN A MODERN RUSSIAN FAMILY

Fakhradova Leila Natigovna1, Smoleva Elena Оlegovna2, Razvarina Irina Nikolaevna3
1Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science, Junior Researcher
2Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science, Researcher
3Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science, research engineer

Abstract
The article describes the features of intra-family intergenerational relations according to sociological studies ISEDT RAS. problem analysis showed that the relationship between the generations, the continuity of experience are essential. The relationship between parents and children is largely determined by the level of parents welfare and the availability of their free time. Requirements relating to the maintenance of a secure existence, weakens with age, great importance attaches to the processes of assimilation of norms and patterns of behavior. As children get older there is increase in the proportion of families where there is no mutual understanding between parents and children, reduce the frequency and duration of inter-generational communication and diversity.

Keywords: family, family relations, intergenerational relations


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Фахрадова Л.Н., Смолева Е.О., Разварина И.Н. Межпоколенные отношения в современной российской семье // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/15998 (дата обращения: 21.02.2024).

Отношения в семье являются одним из факторов, определяющих жизненный успех детей, воздействующих на процесс их социализации. Дети, имеющие доверительные отношения с родителями и другими родственниками, более устойчивы к воздействию стрессов, связанных с учебной деятельностью, взрослением, влиянием сверстников.

Не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни актуальны потребности, удовлетворяемые семьей:

-     потребность в безопасности, ведь именно родительская семья и сложившиеся отношения привязанности способствуют снижению чувства тревоги, возникающей в стрессогенных ситуациях;

-     поддержании материальных условий жизнедеятельности;

-     любви, психологической и физической близости и семейном общении;

-     овладении определенными способами поведения и приобретении жизненного опыта [1]. Внутри семьи происходит передача культурных практик, образцов поведения, традиций подрастающему поколению – это основной механизм культурного воспроизводства общества.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании его мировоззрения и нравственных норм поведения.

Однако, исследователи отмечают, что «семья как базовая ячейка межпоколенческих связей постепенно теряет функции института, стабилизирующего отношения людей разных возрастов. Наблюдается процесс межпоколенческого дистанцирования в семье и ослабление близких родственных связей» [2, с. 41]. Сложившаяся ситуация в стране, связанная с драматическими изменениями в семье на современном этапе, ведут к необходимости оказания ей помощи со стороны общества. Экономический кризис, повлекший рост безработицы, инфляции, снижение реальных доходов населения, и как следствие дефицит общения детей с родителями в связи с большой занятостью последних, рост числа разводов и падение престижа самого института семьи, нарушение межпоколенческой коммуникации, высокий уровень алкоголизации населения, а также другие социальные проблемы приводят к падению качества и содержания семейного воспитания, нарушению социализации детей. В связи с этим возрастает потребность тесного сотрудничества и активного взаимодействия семьи и школы, без которого решение проблемы социализации ребенка невозможно. Наблюдения показывают тенденцию ослабления этого взаимодействия, усиления напряжённости во взаимоотношениях семьи и школы, ослабления связи микросоциума семьи и микросоциума школы. Недостаточное воспитательное воздействие социальных институтов, влияние неблагоприятных факторов социальной среды может привести к росту числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей – совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих прежде всего самих родителей как субъектов воспитания. Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность (умение родителей видеть, понимать и принимать индивидуальность своего ребенка), гибкость (способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи) и прогностичность (способность родителей прогнозировать появление новых психических и личностных качеств ребенка).

В то же время, ряд обстоятельств создаёт трудности для нормального протекания внутрисемейного этапа социализации. Родители часто не могут выделять достаточно времени для общения с детьми, организации совместного семейного досуга. Следствием дефицита общения становится потеря родительского контроля, несвоевременное выявление психологических и иных проблем у детей. Тревогу вызывает то, что подобная проблема в благополучных (в материальном плане) семьях сложно выявляется. У педагогов школ, психологов и социальных работников отсутствуют полномочия, позволяющие воздействовать на процесс семейного воспитания. В настоящее время исследователи отмечают деструктивную тенденцию к ослаблению связей между семьёй, школой и общественностью: государство устранилось от воспитания детей, а общественные институты, которые могли бы выполнять эту функцию ещё не сформировались [3].

Помимо нехватки свободного времени существуют социокультурные барьеры, связанные с разницей в интересах родительского и детского поколений. Изменение темпа жизни, появление мобильных технологий значительно изменили социальную реальность, что потребовало от людей стать более восприимчивыми к новшествам, адаптивными и обучаемыми. Естественно, что дети легче усвоили новые правила и приобрели иные, по сравнению с родительским поколением знания, умения, и навыки.

Также определенную роль играют изменения потребностной сферы, связанной с детско-родительскими отношениями, в процессе взросления. Так, наиболее актуальная на ранних этапах развития ребенка потребность в безопасности с возрастом снижается.

Негативное воздействие на внутрисемейные отношения оказывает негибкая родительская позиция, характеризующаяся нежеланием менять модели поведения, свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Обозначенные проблемы нельзя отследить, анализируя статистику. Более приемлемыми методами исследования представляются социологические: опросы, фокус-группы и интервью. В качестве примера обратимся к опыту социологических исследований ИСЭРТ РАН.

В 2015 году ИС РАН в сотрудничестве с ИСЭРТ РАН проводили исследование факторов, затрудняющих социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Один из этапов исследования предполагал проведение фокус-групп с родителями и детьми из благополучных и неблагополучных семей, педагогами школ. Целью исследования стала апробация теоретической модели социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В ходе фокус-групп удалось выявить ряд проблем, сосредоточенных в сфере семейного воспитания. Выше мы указали на недостаток времени на воспитание у родителей. Участники исследования также подтвердили значимость данной проблемы.

Марина Дмитриевна (учитель начальных классов): родители сейчас заняты больше материальной стороной, и даже благополучные мало времени уделяют на детей. Многие не понимают целей воспитания. Их тоже можно отнести к неблагополучным.

Нарушение представлений родителей о целях семейного воспитания, смещение жизненных приоритетов в материальную сферу в крайних случаях приводит к формализации детско-родительских отношений. Так, участники фокус-групп отмечали, что у современных «сверхзанятых» на работе родителей появилась склонность вместо общения предлагать детям материальные блага, чтобы сгладить психологический дискомфорт во взаимоотношениях. Пример ответа, содержащего эту мысль приведён ниже:

Наталья Васильевна (учитель математики): наоборот, бывает: родители заняты материальным и откупаются от ребенка. Например, ребенок просит: «Мама – папа – почитайте мне». – «А давай я тебе куплю диск, и ты посмотришь, только отстань. И такое тоже очень часто бывает.

Само по себе сокращение времени общения родителей и детей не обязательно приводит к негативным последствиям для социализации ребёнка. Однако в сочетании с неполной структурой семьи, рисками, исходящими из групп сверстников, характеризующихся девиантным поведением, а также с нарушенными моделями семейного воспитания создаёт угрозу снижения учебной мотивации, формирования у детей искажённой системы ценностей, асоциального поведения.

Это предположение было проверено в рамках проведения исследования “СиО-2006”. В частности, было установлено, что недостаток времени, уделяемого семье и детям, нехватку педагогических способностей при воспитании, невозможность контролировать детей, в два раза чаще отмечали матери-одиночки, чем замужние женщины. Как следствие, дети из неполных семей чаще демонстрировали девиантное поведение. Так, если среди детей из полных семей курили, употребляли наркотики и алкоголь 33 %, то среди детей, воспитываемых только матерью – уже 43%. Значительно выше для детей из неполных семей и риск попадания «в плохую компанию», совершения различных правонарушений и преступлений – в 2,8 раза, по сравнению с семьями, где есть оба родителя [4].

Причинами сокращения времени, выделяемого на воспитание ребёнка, в современной России являются: высокая трудовая занятость родителей, предпочтение карьеры устройству семейных отношений, распространение неполных семей.

Механизм воздействия уровня трудовых доходов и общего времени, проводимого родителями на рабочем месте на воспитательный потенциал семей носит наиболее очевидный характер. Низкий доход от занятости на основном месте работы побуждают людей искать возможности дополнительного заработка (в том числе, работать сверхурочно). Следствием такого режима становится переутомление и дефицит общения с детьми. “Усталость и переутомление” отметили в опросах 47,5%, “недостаток свободного времени” 10,4% респондентов [5].

Помимо дефицита времени на воспитание детей российские семьи в повседневной жизни сталкиваются с такими трудностями, как постоянный рост цен и тарифов, ощущение социальной незащищённости, отсутствие возможностей для хорошего лечения, неблагоприятные жилищные условия и ряд других [6].

Обстановка в семье зависит не только от уровня благосостояния, наличия благоустроенного жилья, состояния здоровья родителей и детей, но и от содержания, характера межличностных отношений. Исследователи отмечают, что за период 1993 – 2009 гг. значительно снизилась доля семей, отношения родителей и детей в которых можно считать гармоничными и доверительными (с 18% в 1993 г. до 7% в 2009 г.), одновременно выросла доля семей, где часто возникают конфликтные ситуации как между супругами (с 27% до 46%), так и между детьми и родителями (с 31% до 57%) [7].

Исследования содержания межпоколенного общения указывают на ряд закономерностей. В первую очередь, внимание исследователей концентрируется на относительно небольшом перечне тем, которые обсуждают родители и дети. В основном, они затрагивают учебную деятельность ребёнка, бытовые вопросы, реже – выбор будущей профессии, отношения с друзьями и родственниками. Наблюдается также гендерное различие в характере общения с родителями: девушки уделяют этому больше времени, их общение с родными более разнообразно, чаще затрагивает тематику межличностных отношений, выбора профессии. Среди молодёжи старше 18 лет большую популярность по сравнению с подростковой когортой, приобретают темы семейного бюджета и общения с родными.

По результатам мониторинга условий формирования здорового поколения, проводимого ИСЭРТ РАН, в 2015 году среди семей, воспитывающих детей в возрасте 11 лет, 32% отметили, что имеют дружные внутренние отношения и не ссорятся, 68% указали, что конфликты случаются редко, только 5% отметили напряжённость отношений и частые ссоры. Чаще всего среди проблем, связанных с воспитанием ребёнка родители отмечают недостаток времени для занятий с ним (36%), нехватку денежных средств на посещение платных специалистов (22%), приобретение личных вещей (12%) и полноценное питание ребёнка (12%). Родители ни разу не указали на отсутствие взаимопонимания с ребёнком.

Характерно, что стремятся проводить свободное время с ребёнком 96% родителей. В то же время, спектр досуговой деятельности оказывается очень ограниченным и чаще всего включает обсуждение книг и фильмов, посещение кино, театров и концертов. Самым непопулярным видом досуговой деятельности является посещение музеев (см. табл. 1).

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Проводите ли Вы досуг вместе с ребёнком? Если да, то каким образом?»в% от числа опрошенных родителей детей в возрасте 11 лет в 2015 году

Варианты ответов Часто Иногда Редко
«Мы ходим в кино, на концерты, в театры» 12 47 19
«Мы ходим в музеи» 2 10 38
«Мы ходим вместе в походы» 5 16 29
«Мы обсуждаем прочитанные книги, фильмы, интересующие ребёнка темы» 33 29 12
«Мы вместе занимаемся спортом» 9 14 29
Источник: данные мониторинга «Изучение условий формирования здорового поколения», 2015 год.

Положительным моментом для социализации детей является общение с друзьями. Среди детей в возрасте 11 лет не оказалось тех, кто не имел бы друзей совсем. Круг общения составляют, в основном, сверстники (у 93% опрошенных), доля тех, кто предпочитает общаться со старшими и взрослыми составляет 12%.

По мере взросления ребёнка характер межпоколенных отношений претерпевает ряд изменений. Это обусловлено изменениями потребностной сферы – чувство безопасности уже формируется не в среде детско-родительских отношений, а в отношениях со сверстниками. По данным социологических исследований ИСЭРТ РАН, увеличивается доля родителей, не проводящих досуг с 14-летним ребёнком (4% по сравнению с 2% в первой группе). Также меняется содержание совместной досуговой деятельности (см. табл. 2): уменьшается доля семей, где родители часто обсуждают с ребёнком интересные для него темы, книги и фильмы (24%), ходят в кино, на концерты и в театры (9%). В целом, наблюдается тенденция к сокращению частоты совместного досуга родителей и подростков.

Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Проводите ли Вы досуг вместе с ребёнком? Если да, то каким образом?»в% от числа опрошенных родителей детей в возрасте 14 лет в 2015 году

Варианты ответов Часто Иногда Редко
«Мы ходим в кино, на концерты, в театры» 9 23 28
«Мы ходим в музеи» 0 13 24
«Мы ходим вместе в походы» 6 9 17
«Мы обсуждаем прочитанные книги, фильмы, интересующие ребёнка темы» 25 21 8
«Мы вместе занимаемся спортом» 4 6 15
Источник: данные мониторинга «Изучение условий формирования здорового поколения», 2015 год.

Меняется круг общения детей: более чем у 20% есть друзья старшего возраста, доля тех, кто предпочитает общаться со взрослыми ниже на 1,4% по сравнению с когортой 11-летних детей. Вероятно, такое изменение связано со стремлением подростов найти новые образцы для подражания, обрести самостоятельность суждений и независимость от мнения родителей. Потребности в освоении новых образцов поведения, авторитете, любви и опеке удовлетворяются не в семейном кругу, а с помощью других объектов: авторитетных учителей, наставников, тренеров, сверстников, кумиров и т.д. В силу особенностей подросткового периода, именно в этом возрасте часть родителей теряет взаимопонимание с детьми: эту проблему отметили 6% родителей 14-летних детей.

Одновременно характеристики внутрисемейных отношений в целом несколько хуже по сравнению с семьями, воспитывающими детей 11 лет: только 20% семей не ссорятся, у 75% случаются редкие конфликты. О частых ссорах упоминали 2% респондентов.

Интенсивность общения родителей и детей 17 лет оказывается ещё ниже: 15% родителей отметили, что не проводят свободно время с ребёнком. Ценность совместного досуга практически утрачивает значимость. В большинстве семей совместное времяпровождение сводится к обсуждению книг, фильмов, тем, соответствующих интересам молодых людей (см. табл. 3). С одной стороны, это может свидетельствовать о том, что родители начинают воспринимать повзрослевших детей как равных себе и прислушиваться к их мнению. С другой стороны, это свидетельствует о нарастании дистанции между поколениями: молодёжь предпочитает проводить свободное время не в кругу семьи, а в компании друзей.

Таблица 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Проводите ли Вы досуг вместе с ребёнком? Если да, то каким образом?»в% от числа опрошенных родителей детей в возрасте 18 лет в 2015 году

Варианты ответов Часто Иногда Редко
«Мы ходим в кино, на концерты, в театры» 7 7 26
«Мы ходим в музеи» 4 4 30
«Мы ходим вместе в походы» 4 7 26
«Мы обсуждаем прочитанные книги, фильмы, интересующие ребёнка темы» 26 19 4
«Мы вместе занимаемся спортом» 0 7 22
Источник: данные мониторинга «Изучение условий формирования здорового поколения», 2015 год.

Среди молодёжи 93% часть выбирают друзей из числа сверстников, 41% – и из числа старших по возрасту, 26% – из младших. При этом дружеские отношения со взрослыми практически не встречаются.

Следствием снижения продолжительности и разнообразия межпоколенного общения становится взаимное непонимание. Отсутствие понимания с ребёнком отметили 7,4% родителей молодых людей.

В рамках исследования факторов, затрудняющих социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, были проведены выборочные социологические опросы семей двух типов: находящихся в трудной жизненной ситуации и благополучных. На основании проведённого исследования нами были проанализированы четыре теоретических модели социализации детей (см. табл. 4).

Таблица 4. Теоретические модели социализации детей

Модель 1

Благополучная семья / Социализированный ребёнок

Модель 3

Неблагополучная семья / Социализированный ребёнок

Модель 2

Благополучная семья / несоциализированный ребёнок

Модель 4

Неблагополучная семья / Несоциализированный ребёнок

Источник: составлено авторами.

Подробнее мы остановимся на рассмотрении ситуации в благополучных семьях, чтобы исключить влияние неблагоприятных материально-бытовых условий и асоциального образа жизни родителей. Благополучными семьями в рамках исследования мы считали те, которые не имеют проблем материально-бытового характера, не создают угрозы социальной дезадаптации и не вовлекают детей в употребление психотропных веществ.

Нами были выбраны несколько индикаторов, свидетельствующих об уровне социализации ребёнка: успеваемость и отношения со школьным коллективом, отношения с родителями, влияние референтной группы, посещение дополнительных занятий (кружков, секций). Поскольку в данной работе мы говорим о социализации как о результате воспитания ребёнка в семье на протяжении некоторого времени, то для анализа нами взяты семьи с детьми в возрасте 11 – 15 (подростковый возраст) и 16 – 18 лет (юношество).

1. Успеваемость и отношения со школьным коллективом детей из благополучных семей

Большинство (73%) родителей подростков отмечают, что их ребёнок учится хорошо, 20% – удовлетворительно. Серьёзные трудности с освоением учебной программы, вызывающие необходимость постоянного родительского контроля, возникают у 5% детей, 2% родителей могут узнать об успеваемости ребёнка только через его учителей. Многие родители стремятся не только следить за результатами обучения детей, но и активно помогать им в освоении учебной программы: 52% регулярно проверяют домашние задания, 33% помогают найти необходимую информацию, 15% нанимают репетиторов. Только 16% родителей целиком возлагают ответственность за результаты учёбы на самого ребёнка и помогают только советами. Около 15% родителей практически не помогают ребёнку в учёбе в силу различных причин.

Наиболее распространёнными проблемами, волнующими родителей подростков, являются успеваемость (51%), учебные перегрузки (47%), чрезмерное увлечение компьютерными играми (25%), отношения с одноклассниками (22%), психологические особенности ребёнка (20%), конфликты с учителями (6%).

2. Отношения в семье, стиль воспитания.

Результаты социологического опроса свидетельствуют о преобладании в благополучных российских семьях «либерального» способа воспитания детей: применение поощрений, а не наказаний, лояльное отношение к успеваемости ребёнка, обучение использованию карманных денег, преобладание словесных и экономических наказаний с одновременным отказом от физических.

Приобретение опыта работы является важным компонентом социализации ребёнка, однако большинство родителей (%) не хотели бы, чтобы их дети подрабатывали. Вероятно, это связано с осознанием высокой учебной загруженности современных подростков, ненадёжностью схем трудоустройства несовершеннолетних, а также с ориентацией на получение детьми качественного образования для последующего успешного трудоустройства. Кроме того, дети зачастую выполняют разнообразные домашние обязанности.

Основными препятствиями в воспитании ребенка для родителей являются с одной стороны, нехватка времени и собственные затруднения в объяснении правил поведения в той или иной ситуации, с другой стороны – лень, раздражительность и упорство детей.

Около 75% родителей выдают ребёнку карманные деньги, полагая, что таким образом обучают его разумному экономическому поведению. В среднем, ребёнок получает 305 рублей в неделю, в выходные дни – 336 рублей. Каждый второй родитель контролирует расходы своего ребенка.

Более 40% семей имеют фамильные традиции, в которых участвует и ребёнок; 48% родителей учитывают мнение ребенка, когда принимают решения, касающиеся его. Для 85% родителей проведение совместного с детьми досуга является нормой. Только 3,5% никогда не проводят свободное время с детьми.

Среди наиболее распространённых тем, обсуждаемых родителями с детьми, являются разговоры об учебе, труде, выборе друзей, о вреде алкоголя и наркомании.

Таким образом, преобладающий стиль воспитания можно охарактеризовать как либеральный, опирающийся на взаимоуважение, семейные традиции и формирование у детей чувства ответственности за собственную жизнь.

Также интересно затронуть стили родительского поведения при формировании независимости ребенка. Даже при «относительно мягкой» эмансипации (которая не носит характера открытого бунта) не избежать противопоставлений ребенка и родителей. Еще Д.Б. Эльконин отмечал, что детям свойственно противопоставлять себя взрослым и что общая тенденция к самостоятельности является «необходимой предпосылкой и обратной стороной построения новой системы отношений между ребенком и взрослым…» [8, с. 403].

При этом, по данным ИСЭРТ РАН, только 10% родителей 16-18 летних детей считают, что их ребенок полностью подготовлен к жизни. Более половины респондентов отметили частичную подготовленность к жизни (55%), а около четверти родителей считают, что их ребенок не подготовлен к жизни (23%). Основанием для уверенности в подготовленности ребенка к жизни служат самостоятельность принятия решений (30%). Наоборот, отсутствие полной самостоятельности (33%), и недостаток жизненного опыта (23%) заставляют родителей считать, что их ребенок не готов к жизни.

3. Влияние референтной группы.

Большинство родителей имеют доверительные отношения со своими детьми, однако респонденты отмечают, что часто мнение друзей для ребенка является весомее, чем родительские наставления, что закономерно для подросткового возраста.

Более половины респондентов (53%) не опасаются, что их ребенок может попасть в плохую компанию, противоположного мнения придерживаются 17% ответивших. Для большинства родителей угроза влияния плохой компании исходит, прежде всего, «с улицы» в виде: неблагоприятной обстановки в городе (28%), широкого распространения наркотиков (15%), а также того, что ребенок может попасть в плохую компанию вследствие своего характера (15%).

4. Дополнительная занятость и организация свободного времени подростков

Среди интересов детей превалируют занятия спортом и музыкой, причем подавляющее большинство школьников относятся к ним с большим энтузиазмом. Родители довольно высоко оценивают доступность бесплатных внешкольных учреждений (секций, кружков и т.д.).

Тем не менее, согласно ответам родителей, треть детей проводит очень много времени за компьютером. Респонденты отметили, что, главным образом, их ребенок занимается учебой, сидит в социальных сетях или играет в компьютерные игры. В каждой второй семье родителям приходится ограничивать время, которое ребенок проводит за компьютером.

Еще одной стороной внутрисемейных отношений является взаимодействие бабушек и дедушек с младшими членами семьи. В этих отношениях оказание  материальной помощи отходит на задний план, главной задачей прародительского поколения становится воссоздание связи между прошлым и настоящим семьи, передача жизненного опыта и традиций. Особенностью данной деятельности является освобождение от многих обязанностей и соответственно снижение конфликтности в отличии от детско-родительских отношений [9, с. 189].

В каждой десятой семье, в которой есть дети 7-10 лет, наибольшее участие в воспитании ребенка принимает бабушка. Большая часть детей, не посещающих группы продленного дня (61%), чаще всего остаются на попечении у бабушки и дедушки. Примерно каждый десятый ребенок проводит каникулы у бабушки (9%).

Таким образом, рассмотрение опыта социологических исследований внутрисемейных отношений позволяет сформулировать ряд выводов. Анализ проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение. При сохранении актуальности потребностей, связанных с родительской семьей, с возрастом меняется их значимость. Если на этапе раннего детства наиболее актуальными являются потребности, связанные с поддержанием безопасного существования, любовью и эмоциональной привязанностью, передачей опыта, то на этапе эмансипации значимость детско-родительских отношений реализуется в сфере усвоения норм и образцов поведения, эмоциональной и материальной поддержки.

Отношения между родителями и детьми во многом определяются уровнем благосостояния родителей и наличием у них свободного времени для занятий с детьми. В целом, обеспеченные родители, ежедневная трудовая занятость которых не превышает 8 часов в день, справляются с воспитательной работой более успешно, чем «сверхзанятые» родители. По мере взросления детей наблюдается рост доли семей, где отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями, снижение частоты и продолжительности межпоколенного общения и его разнообразия.


Библиографический список
  1. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М.: Академический Проект; 2005. – 768 с.
  2. Старчикова М.В. Межпоколенное взаимодействие в современной России // Социологические исследования. 2012.  № 5. С. 140-144.
  3. Анашкина Е.Н., Журавлёв Д.Н. Взаимодействие родителей и детей в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2010. №1. С. 51 – 53.
  4. Кучмаева О.В. О современной семье и её воспитательном потенциале // Социологические исследования. 2010. №7. С. 49 – 55.
  5. Кучмаева О.В. О современной семье и её воспитательном потенциале // Социологические исследования. 2010. №7. С. С. 53.
  6. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // Социологические исследования. 2009. №7. С. 109 – 113.
  7. Анашкина Е.Н., Журавлёв Д.Н. Взаимодействие родителей и детей в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2010. №1. С. 52.
  8. Эльконин, Д. Б. Послесловие // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. /Под. ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика,1984. Т.4. 432 с.
  9. Сидорова В.Н. Психологический анализ отношений поколений внутри семьи //  Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2008. – № 2.  С. 181- 190.


Все статьи автора «Смолева Елена Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: