Ключевыми задачами здравоохранения являются: повышение качества услуг здравоохранения, обеспечение медицинской помощи всему населению, государственные гарантии бесплатной медицинской помощи, услуги по обязательному медицинскому страхованию и прочие. Из вышеизложенного проясняется и актуальность освещенной мной темы, так как контроль качества услуг здравоохранения является важным условием выполнения этих задач.
Качество медицинской услуги – это выполнение регламентированных стандартов медицинской помощи и соответствии оказанной медицинской помощи ожиданиям пациента.
Контроль качества услуг здравоохранения непосредственно осуществляется государственными органами и регулируется соответствующей нормативно-правовой базой. [1, с. 21]
Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ включает в себя аспекты правового регулирования медицинской помощи населению; права и обязанности сторон.
По федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», услуги здравоохранения относятся к лицензируемым видам деятельности.
Лицензирование – процесс выдачи государственного разрешения организации здравоохранения на осуществление определенных видов медицинской деятельности.
В процессе аккредитации определяется соответствие деятельности медицинских учреждений, в том числе медицинского персонала, установленным стандартам, а также качество и современность применяемых на практике технологий.
Процессы лицензирования и аккредитации находятся в ведении лицензионно- аккредитационных комиссий.
Постановление правительства «О лицензировании медицинской деятельности от 16 апреля 2012г. № 291» регулирует следующие аспекты:
- Правила лицензирования медицинской деятельности.
- Государственные органы, осуществляющие лицензирование.
- Лицензионные требования.
- Ответственность за осуществление медицинской деятельности, идущей наперекор с требованиями к лицензированию.
- Лицензионный контроль.
Стандарты качества услуг здравоохранения
Анализ качества услуг здравоохранения базируется на сопоставлении фактических результатов деятельности с установленными плановыми стандартами.
Стандарты устанавливают требования к качеству профилактики, диагностики заболеваний, лечения, оздоровления и реабилитации больных и инвалидов в амбулаторно–поликлинических и стационарных условиях.
В условиях рыночной экономики, услуги здравоохранения являются товаром и обладают потребительскими свойствами, важнейшее из которых – качество. [3, c. 220]
Качественная медицинская услуга – это такая услуга, которая удовлетворяет потребности пациента, с учетом научных достижений и внедрением инновационных технологий.
Существует два вида контроля:
1.Вневедомственный ( со стороны независимых организаций) .
2.Ведомственный (осуществляется руководящими органами).
На примере г. Курска рассмотрим конкретные результаты проверки качества медицинских услуг.
Таблица №1 – Результаты проведенной независимой оценки качества оказанных услуг медицинскими организациями в 2015 г. по г. Курск.[2]
№ п/п | Наименование медицинской организации | Рейтинг | |
Баллы | Место | ||
Медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь |
|||
1 | Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Курская городская больница № 1 имени Николая Сергеевича Короткова» комитета здра воохранения Курской области | 73 | 1 |
2 | Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Курская городская больница № 6»комитета здравоохранения Курской области | 67 | 1 |
3 | Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Курская городская клиническая больница скорой медицинской помощи» комитета здравоохранения Курской области | 66 | 2 |
4 | Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая больница на станции Курск открытого акционерного общества «Российские железные дороги» | 63,9 | 3 |
В заключение, можно сделать вывод о том, что контроль качества медицинских услуг является важнейшей частью здравоохранения, без которой, вероятнее всего, все медицинские учреждения не выполняли бы возложенных на них функций, следовательно, не удовлетворялись бы потребности пациентов по поводу оказания медицинских услуг. Как и в любой другой сфере, в сфере здравоохранения нельзя обойтись без контроля.
Библиографический список
- Михайлова Н.В., Гилязетдинов Д.Ф. Обеспечение качества медицинского обслуживания//Стандарты и качество. 1999 – № 3.
- Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http:/www.gks.ru
- Куркина М.П. Проблемы и технологии управления качеством услуг здравоохранения / М.П. Куркина, Л.И. Борисова, М.А. Куркин // В мире научных открытий. 2013. №11. С. 219-224.