В условиях конвергентности невозможно представить газету или журнал без фотографий: совмещение текста и фотографии – неотъемлемая часть конвергенции.
На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос: каким должно быть фото, чтобы отвечать требованиям этого процесса.
Тем не менее, в современных учебниках по искусству фотографии выделено 4 основных требования к репортажным фотографиям:
1. Документальность — фотография отражает окружающую действительность в мельчайших деталях: на сегодняшний день разрешающая способность фотографий позволяет рассмотреть черты лица человека, даже если он снят издалека.
2. Композиционно верное построение — композиция (лат. compositio — составление, сочинение) выполняет организующую функцию, составляющую основную идею в единое целое.
3. Художественность — выполняет эстетическую функцию и функцию привлечения внимания.
4. Уместность — с точки зрения морали и смысловой нагрузки.
Мы считаем необходимым иметь в виду ещё одно требование к журналистским фотографиям, которое выделяется не всегда:
5. Публицистичность — выражение мнения автора с помощью изобразительных средств.
По нашему мнению, главное в журналистской фотографии – документальность, поскольку журналисты стремятся передать объективную картину окружающей действительности. «Фотожурналистика предстает как духовно-практическая деятельность. Цель творчества фоторепортеров – визуальными средствами раскрыть социально-политическое содержание фактов и событий современной общественной жизни», – пишет Ворон Н.И. в своей книге «Жанры фотожурналистики» [4]
Для достижения этого свойства фотографии самыми важными являются знаки-изображения. Помимо знаков-изображений в фотографии выделяют ещё 3 вида знаков: символы, индексы, указатели.
Знаки в фотографии:
1. знаки-изображения (они же иконические) – самые важные, по нашему мнению, для журналистских фотографий. Знак называет объект, который отсылает нас к содержанию и показывает то, что происходит в момент, когда сделан снимок.
2. Знаки-символы — например, лавровый венок будет символизировать победу. Такие символы могут дополнять смысл знаков-изображений дополнительными значениями, уточнять смысл или, напротив, расширять.
3. Знаки-индексы — отсылают к образу посредством визуального признака чего-либо. Следы на снегу говорят о том, кто их оставил: медведь, птица, человек или собака.
4. Знаки-указатели — указывают на место, время или дату происходящего: дата на календаре, время на часах, табличка с указанием названия улицы.
приложение1
Данная фотография (приложение1) сопровождается лишь короткой подписью. Но этого вполне достаточно, поскольку фотографу удалось передать суть произошедшего в одном кадре: бывший чемпион (изображён сверху) потерпел поражение, при этом не дошёл даже до полуфинала. Автор создаёт сильную изобразительную связь за счёт расположения контрастных фигур. Внимание привлекает сначала фигура в красной форме: она контрастирует с фоном синего пола и находится выше, также рядом с ней ещё две фигуры. И лишь потом внимание переключается на фигуру справа снизу — победителя. Таким образом внимание переходит от бывшего чемпиона к его победителю. Созданная изобразительно-смысловая связь говорит, что борец, некогда добившийся высот в данном виде спорта, уступил своё место противнику.
Пример хорошей фотографии для крелизованного текста в жанре «очерк»: на фотографии (приложение2) изображены иконические знаки: плакат КПРФ, значок в виде красного флага. Эти же знаки можно отнести и знаками-символами, так, например, красный флаг можно считать неотъемлемым атрибутом членов коммунистической партии. Также важно и расположение такого знака-символа, как портрет Владимира Ильича Ленина в правом верхнем углу. Подпись к фотографии подтверждает всё сказанное на фотографии: «Петр Медведев настоящий коммунист и пламенный сторонник установки бронзового вождя». Для очерка важно описать человека не столько внешне, сколько сделать акцент на его убеждениях, интересах. В данном случае фотография выполняет сразу две функции: документально передаёт внешность человека и при помощи изобразительно-смысловых связей говорит о том, что этот человек полностью поддерживает взгляды КПРФ.
Однако, композиционная целостность данного снимка, по нашему мнению, нарушена, поскольку в левой части фотографии имеются объекты, не несущие важного смысла: дверь и спинка стула, которые занимают большую часть пространства, не привнося в кадр дополнительного смысла.
Подпись к фото (приложение3): «Полицейские в Кельне проверяют каждого, кто отдалённо похожего на иммигранта». Однако, на фотографии не изображено действие, поэтому фотография не соответствует подписи должным образом.
Мы рассмотрели несколько примеров, и видим: на сегодняшний день развитие технологий позволяет реализовать самые разнообразные задумки, воплотить различные формы журналистского текста. Но сами журналисты, вероятно, овладели искусством фотографического мастерства не настолько, насколько этого требует конвергенция.
Я считаю, что для более успешной работы журналистов в условиях конвергенции, авторы должны уметь делать не только технически качественные фотографии – это уже за людей умеют делать камеры – Но и создавать фотографии, органично сочетающиеся с текстом, который они сопровождают.
Библиографический список
- Воронина Е.П. WWW: интеллектуальная паутина, полная чудес //Журналист. – 1996. – № 5.
- Горохов В., Гринберг Т. Интерактивная журналистика: Путь в будущее // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. Засурский Я. Н., Вартанова Е.Л., – М.: 2000.
- ЛукановаМ.В. Текст СМИ и конвергенция / Политическая лингвистика. – Вып. 20. – Е.: 2006.
- Ворон, Н.И. Жанры фотожурналистики / Н.И.Ворон. – М.: Факультет журналистики, 2012. – 145 с.