ФОТОГРАФИЯ В КОНВЕРГЕНТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Егоров Антон Алексеевич
Московский Государственный Университет Печати им. Ивана Фёдорова
выпускник института журналистики

Аннотация
В работе рассматривается существование фотографии в условиях конвергентной журналистики и современные требования к журналистским фотографиям. Формулируется список критериев, которым должны соответствовать современные фотожурналистские материалы для существования в среде конвергентной журналистики. Предложенные критерии могут лечь в основу системы обучения будущих поколений по направлению «фотожурналистика».

Ключевые слова: журналистика, композиционное построение., конвергентность, фотография, фотожурналистика


PHOTO IN CONVERGENT JOURNALISM

Egorov Anton Alekseevich
Moscow State University of Printing named after Ivan Fedorov
graduate of the Institute of journalism

Abstract
Existence of the photo in the conditions of convergent journalism and modern requirements to journalistic photos are examined in this work. The list of criteria to which modern photos should be conformed for existence in the environment of convergent journalism is formulated. The offered criteria can form the basis of training system for future generations in the direction «photojournalism».

Рубрика: Журналистика

Библиографическая ссылка на статью:
Егоров А.А. Фотография в конвергентной журналистике // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/07/15847 (дата обращения: 22.02.2024).

В условиях конвергентности невозможно представить газету или журнал без фотографий: совмещение текста и фотографии – неотъемлемая часть конвергенции.

На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос: каким должно быть фото, чтобы отвечать требованиям этого процесса.

Тем не менее, в современных учебниках по искусству фотографии выделено 4 основных требования к репортажным фотографиям:

1. Документальность — фотография отражает окружающую действительность в мельчайших деталях: на сегодняшний день разрешающая способность фотографий позволяет рассмотреть черты лица человека, даже если он снят издалека.

2. Композиционно верное построение — композиция (лат. compositio — составление, сочинение) выполняет организующую функцию, составляющую основную идею в единое целое.

3. Художественность — выполняет эстетическую функцию и функцию привлечения внимания.

4. Уместность — с точки зрения морали и смысловой нагрузки.

Мы считаем необходимым иметь в виду ещё одно требование к журналистским фотографиям, которое выделяется не всегда:

5. Публицистичность — выражение мнения автора с помощью изобразительных средств.

По нашему мнению, главное в журналистской фотографии – документальность, поскольку журналисты стремятся передать объективную картину окружающей действительности. «Фотожурналистика предстает как духовно-практическая деятельность. Цель творчества фоторепортеров – визуальными средствами раскрыть социально-политическое содержание фактов и событий современной общественной жизни», – пишет Ворон Н.И. в своей книге «Жанры фотожурналистики» [4]

Для достижения этого свойства фотографии самыми важными являются знаки-изображения. Помимо знаков-изображений в фотографии выделяют ещё 3 вида знаков: символы, индексы, указатели.

Знаки в фотографии:

1. знаки-изображения (они же иконические) – самые важные, по нашему мнению, для журналистских фотографий. Знак называет объект, который отсылает нас к содержанию и показывает то, что происходит в момент, когда сделан снимок.

2. Знаки-символы — например, лавровый венок будет символизировать победу. Такие символы могут дополнять смысл знаков-изображений дополнительными значениями, уточнять смысл или, напротив, расширять.

3. Знаки-индексы — отсылают к образу посредством визуального признака чего-либо. Следы на снегу говорят о том, кто их оставил: медведь, птица, человек или собака.

4. Знаки-указатели — указывают на место, время или дату происходящего: дата на календаре, время на часах, табличка с указанием названия улицы.

приложение1

Данная фотография (приложение1) сопровождается лишь короткой подписью. Но этого вполне достаточно, поскольку фотографу удалось передать суть произошедшего в одном кадре: бывший чемпион (изображён сверху) потерпел поражение, при этом не дошёл даже до полуфинала. Автор создаёт сильную изобразительную связь за счёт расположения контрастных фигур. Внимание привлекает сначала фигура в красной форме: она контрастирует с фоном синего пола и находится выше, также рядом с ней ещё две фигуры. И лишь потом внимание переключается на фигуру справа снизу — победителя. Таким образом внимание переходит от бывшего чемпиона к его победителю. Созданная изобразительно-смысловая связь говорит, что борец, некогда добившийся высот в данном виде спорта, уступил своё место противнику.

приложение2

Пример хорошей фотографии для крелизованного текста в жанре «очерк»: на фотографии (приложение2) изображены иконические знаки: плакат КПРФ, значок в виде красного флага. Эти же знаки можно отнести и знаками-символами, так, например, красный флаг можно считать неотъемлемым атрибутом членов коммунистической партии. Также важно и расположение такого знака-символа, как портрет Владимира Ильича Ленина в правом верхнем углу. Подпись к фотографии подтверждает всё сказанное на фотографии: «Петр Медведев настоящий коммунист и пламенный сторонник установки бронзового вождя». Для очерка важно описать человека не столько внешне, сколько сделать акцент на его убеждениях, интересах. В данном случае фотография выполняет сразу две функции: документально передаёт внешность человека и при помощи изобразительно-смысловых связей говорит о том, что этот человек полностью поддерживает взгляды КПРФ.

Однако, композиционная целостность данного снимка, по нашему мнению, нарушена, поскольку в левой части фотографии имеются объекты, не несущие важного смысла: дверь и спинка стула, которые занимают большую часть пространства, не привнося в кадр дополнительного смысла.

Приложение3

Подпись к фото (приложение3): «Полицейские в Кельне проверяют каждого, кто отдалённо похожего на иммигранта». Однако, на фотографии не изображено действие, поэтому фотография не соответствует подписи должным образом.

Мы рассмотрели несколько примеров, и видим: на сегодняшний день развитие технологий позволяет реализовать самые разнообразные задумки, воплотить различные формы журналистского текста. Но сами журналисты, вероятно, овладели искусством фотографического мастерства не настолько, насколько этого требует конвергенция.

Я считаю, что для более успешной работы журналистов в условиях конвергенции, авторы должны уметь делать не только технически качественные фотографии – это уже за людей умеют делать камеры – Но и создавать фотографии, органично сочетающиеся с текстом, который они сопровождают.


Библиографический список
  1. Воронина Е.П. WWW: интеллектуальная паутина, полная чудес //Журналист. – 1996. – № 5.
  2. Горохов В., Гринберг Т. Интерактивная журналистика: Путь в будущее // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. Засурский Я. Н., Вартанова Е.Л., – М.: 2000.
  3. ЛукановаМ.В. Текст СМИ и конвергенция / Политическая лингвистика. – Вып. 20. – Е.: 2006.
  4. Ворон, Н.И. Жанры фотожурналистики / Н.И.Ворон. – М.: Факультет журналистики, 2012. – 145 с.


Все статьи автора «Антон Алексеевич Егоров»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: