Конкурентоспособность современного специалиста требует от него умений оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся обстоятельства окружающей действительности. При лавинообразном нарастании объема информации, все более быстрых темпах развития технологий осуществление эффективной профессиональной деятельности не представляется возможным без владения определёнными компетенциями. В современных условиях человек должен уметь делать ответственный выбор, проявлять инициативу, самостоятельность, быть способным добывать новые знания. Неоспоримо значение умений работать в команде, формулировать цели, намечать план действий, корректировать тактику своих действий, оценивать результат своей и коллективной работы, выстраивать перспективы развития. Таким образом, актуализируется проблема поиска организационно-педагогических условий формирования у будущего специалиста способности адаптации к постоянно трансформирующимся требованиям жизни.
Основным видом деятельности студента является учебная деятельность. Процесс учения является для студента прототипом его будущей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо организовать учебный процесс так, чтобы предоставить студенту максимум возможностей активно участвовать в конструировании и реализации учебной деятельности. Один из путей, позволяющих решить поставленную задачу, представляет собой проектирование индивидуальной образовательной траектории. В работе [1] на основе анализа различных трактовок этого понятия нами сформулировано понятие «индивидуальная траектория освоения учебной дисциплины». Считаем необходимым в контексте дальнейшего изложения такое уточнение понятия в отличие от его широкого понимания, например, охватывающего послевузовское образование и самообразование или предполагающего свободный выбор дисциплин для изучения. Для краткости изложения далее используем словосочетание «индивидуальная траектория».
Итак, выступая как средство реализации личностно-ориентированного подхода, индивидуальная траектория способствует формированию у студента организационных, коммуникативных компетенций, созданию положительной мотивации к учению, раскрытию его творческого потенциала.
Проектирование индивидуальной траектории может быть осуществлено на основе математической модели с помощью многомерных векторов, как это выполнено нами в работе [2]. Следует отметить, что указанный подход приводит к «мягкому» моделированию, так как внутренняя логика указанной модели предполагает перманентное корректирование, адаптацию к меняющимся условиям, то есть заключает в себе обратную связь. Именно введение обратной связи, как отмечал В.И. Арнольд в [3] отличает «мягкие» модели от «жестких» моделей.
В статье [4] нами предпринята попытка наметить пути реализации личностно-ориентированного подхода в современных условиях, один из которых нашел выражение в учёте особенностей, характерных черт современного поколения студентов – поколения «миллениалов». Эти особенности проявляются, в частности, в неприятии авторитарного стиля общения, нацеленности на скорый результат, нежелании работать на перспективу и вместе с тем стремлении принимать активное участие в принятии решения. Следует отметить разноплановость личности «миллениала», его стремление к развитию скорее в «горизонтальной» плоскости, чем к «вертикальному» росту.
Необходимость учета указанных особенностей в процессе проектирования индивидуальной траектории требует отказа от сложившейся системы взаимодействия между преподавателем и студентом. В современных условиях они должны стать равноправными партнерами, действовать как одна команда, деятельность которой направлена на совместное достижение общих целей.
Конструирование индивидуальной траектории рассматриваем как последовательность коллегиально принимаемых решений на основе анализа результатов диагностических процедур. Математически обработанные количественные показатели, характеризующие состояние диагностируемых объектов, которыми в нашем случае являются компетенции студента, служат основанием для принятия решений о корректировке траектории. Компетенция включает себя личностную компоненту, следовательно, в процессе диагностирования присутствует так называемый человеческий фактор, вносящий элемент неопределённости. Кроме того, процесс принятия решений невозможно представить без участия человека. Таким образом, имеет место многозначность, случайность, непредсказуемость развития ситуации. В таких условиях применение «жестких» моделей, которые основываются на выборе для формализации лишь некоторой части компонентов изучаемой системы, может оказаться не только малоэффективным, но и «разрушительным». «Мягкое» моделирование предполагает учет всех факторов, влияющих на изменение системы.
Идея методологии «мягких» систем П. Чекленда заключается в использовании системного подхода к решению проблем, носящих неструктурированный, изменчивый характер вследствие участия людей, а также вследствие случайных многофакторных воздействий среды. Ю.М. Плотинский, указывает, что методология «мягких» систем предназначена для выявления различных точек зрения и постепенного достижения взаимопонимания [5, с. 38]. Выделяются следующие этапы при исследовании «мягких» систем:
1) неструктурированная проблемная ситуация;
2) анализ проблемной ситуации;
3) формулировка ключевых определений подходящих систем;
4) разработка концептуальных моделей;
5) сравнение всех концептуальных моделей;
6) выбор допустимых желательных изменений;
7) действие, улучшающее ситуацию.
Каким образом перечисленные этапы находят отражение в процессе проектирования индивидуальной траектории? Примером проблемной ситуации может служить освоение компетенции на уровне более низком по сравнению с тем, который принимается в качестве «эталонного» на данном этапе обучения. Анализ данной проблемной ситуации заключает в себе выявление вызвавших её причин, как внешних, так и внутренних, связанных с особенностями личности студента. Многомерность компетенции обусловливает неоднородность ее компонентов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Цель следующего этапа определить, визуализировать все элементы актуального и релевантного состояний системы. Под системой в данном контексте понимаем компетенцию, рассматриваемую сквозь призму личностных особенностей конкретного студента. Далее происходит разработка моделей корректировочных действий. Эти модели детерминируют направления корректировки, а также формы и методы обучения адекватные решаемым задачам. На основе сравнения предложенных моделей происходит выбор наиболее отвечающей целям и имеющей базис для успешного выполнения. Идеи для достижения наилучшего результата могут быть разнообразными, но без должного методического обеспечения и при отсутствии базовых знаний, умений, необходимых личностных характеристик они не будут продуктивными. И, наконец, происходит реализация выбранной модели – выполнение студентом учебных действий, направленных на изменение уровня освоения компетенции.
Осуществление указанных этапов носит циклический характер, так как процесс формирования компетенций непрерывен, как и сопровождающая его диагностическая деятельность. Диагностика направлена на выявление и корректировку диспропорций в освоении компетенции, что в свою очередь приводит к непрерывной корректировке индивидуальной траектории освоения учебной дисциплины. Подчеркнём, что прохождение рассмотренных этапов проектирования индивидуальной траектории происходит как совместная партнерская деятельность преподавателя и студента. Однако, на наш взгляд, преподавателю здесь отводится особая, организующая, функция, которую он должен выполнять, избегая авторитарности, давления на студента, проявляя уважение и интерес к его личности.
Таким образом, проектирование индивидуальной траектории освоения учебной дисциплины можно рассматривать в качестве одного из организационно-педагогических условий формирования у студента компетенций, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности, отвечающей достаточно быстро меняющимся объективно обусловленным требованиям. В основе проектирования индивидуальной траектории целесообразно полагать идеи «мягкого» моделирования.
Библиографический список
- Латыпова А.Ф., Дорофеев А.В. Личностно-ориентированный подход в высшем профессиональном образовании: современные средства реализации // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе: Сб. научных трудов. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. С. 100–106.
- Dorofeev A.V., Latypova A.F. The Vector Model of Competence Diagnostics // Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol 6, No 4, S4, August 2015, Р.11−21.
- Арнольд В.И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели. М. : МЦНМО, 2004. 32 с.
- Латыпова А.Ф. Личностно-ориентированное образование в контексте теории поколений // Теория. Практика. Инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://tpi.vectorscience.ru/wp-content/uploads/2016/06/tpi/Latypova.pdf (дата обращения: 15.06.2016).
- Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: учеб. пособие для вузов. M.: Логос, 2001. 296 с.