Здравоохранение является важным элементом социальной сферы общества, так как воспроизводство населения, его работоспособность зависит от того, насколько эффективно работают медицинские учреждения. Здоровье населения является важным показателем воспроизводства человеческого потенциала региона [3, с. 84].
Уровень воспроизводства населения и человеческого потенциала можно оценить по показателям, отражающим демографическую ситуацию, а также показателям эффективности деятельности больниц и медицинских организаций.
Целью данного исследования является анализ эффективности деятельности медицинский учреждений города Курска. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливает целевые значения для 36 показателей. В данной статье представлены 5 показателей, их целевые значения и фактические показатели Курской городской клинической больницы скорой медицинской помощи за 2015 год. Исследуемые показатели: 1) удовлетворённость населения медицинской помощью; 2) обеспеченность населения врачами (на 10 тыс. человек населения), в том числе оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях; 3) обеспеченность населения средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения), в том числе оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях; 4) средняя длительность лечения в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (в среднем по субъекту Российской Федерации); 5) среднегодовая занятость койки.
Эффективная политика предполагает повышение уровня естественного прироста населения. Естественный прирост населения по Курской области в 2014 году составил -4,86, что на 5,5 меньше, чем в 2000. Анализ показателей рождаемости и смертности по Курской области в период 2000-2014 позволяет сделать вывод о том, что на протяжении этого времени естественный прирост оставался отрицательным, однако, с каждым годом сокращался в среднем на 0,6. Данный результат говорит о том, что социальная политика в области здравоохранения позволила сократить смертность населения.
Другая группа показателей связана с деятельностью лечебных учреждений. Можно выделить классы показателей: показатели удовлетворенности населения, использования коечного фонда, нагрузки персонала, показатели качества стационарной помощи, показатели преемственности.
Обеспечение качества в здравоохранении требует эффективное управление функционированием всей системы, причем система управления качеством здравоохранения должна быть комплексной [2, 4].
Государство сегодня является учредителем и собственником 68% медицинской инфраструктуры (5724 из 8419 медицинских организаций разного уровня), что позволяет поддерживать и обновлять материально-техническую базу государственных и муниципальных учреждений здравоохранения на всей территории страны, создавая условия для внедрения в практику современных медицинских технологий и, тем самым, повышая доступность и качество медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.
Увеличение тарифов на медицинскую помощь в рамках Программы государственных гарантий привело к их экономической привлекательности для частных медицинских организаций. Вследствие этого, количество частных медицинских организаций, участвующих в предоставлении медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий, возросло за последние четыре года более чем в два раза (с 618 в 2010 году до 1645 в 2014 году) [6].
Показатели использования коечного фонда включают: среднее число дней занятости койки, средняя длительность пребывания больного на койке, оборот койки, среднее время простоя койки. Среднее число дней занятости койки – это отношение числа койко-дней, проведенных больными в стационаре к среднегодовому числу коек. Он показывает, сколько дней в году в среднем койка занята 1 больным. К основным показателям деятельности стационара относятся: занятость койки, оборот койки, а также средняя продолжительность лечения. В среднем по стационару занятость койки составляет 364,5 дней, а оборот койки 33,3. Это означает, что среднее время простоя койки – 0,015. Этот результат означает, что больница не тратит лишних средств на содержание пустой койки, а также не снижает качество оказания медицинской помощи.
За исследуемый период число больничных коек в расчете на 10000 населения сократилось на 10%, что является следствием процесса оптимизации величины коечного фонда в регионе с 2007 по 2012 голы. До 2006 года данный показатель демонстрировал стабильную динамику [1, с. 288]. Следует заметить, что не редко сокращение коечного фонда отрицательно сказывается на качестве и доступности (в особенности в районах области) медицинских услуг. Анализ изменений показателя в динамике позволяет выделить пик значительного роста коек в 2013 году (рисунок 1), в связи с реорганизацией коечного фонда в рамках региональной программы «Модернизация здравоохранения Курской области на 2011-2012 годы».
Рисунок 1 – Показатели обеспеченности населения больничными койками в Курской области в 2000-2013 г.г.
В рамках статистического анализа динамики показателей и построения средний темп прироста имеет отрицательное значение -2,1%. Коэффициент вариации равен 9,7, так как данный показатель не превышает 33%, это говорит о том, что совокупность количественно однородна [1, с. 288].
В ходе анализа заболеваемости населения наблюдалось снижение на 5,1% в 2013 году по сравнению с 2000 годом. Темп прироста 2013 года по отношению к 2012 снизился и составил 3%. Такое снижение заболеваемости может характеризовать высокое качество профилактической деятельности медицинских учреждений. Средний темп прироста имеет отрицательную динамику и составил -5,3%.
Рисунок 2 – Показатели обеспеченности населения врачами в Курской области в 2000-2013гг.
Анализ обеспеченности населения врачами на 10000 населения в регионе показал, что с 2000-2013г.г. года произошло увеличение на 11,1%, это говорит о качестве предоставления услуг в здравоохранении, поскольку за счет этого снижается нагрузка врачей. Темп прироста в 2013 году составил -8,6% по отношению к 2012 году. Следует учитывать, что количество врачей и высокая обеспеченность ими на 10 тыс. населения не являются гарантией качества медицинской помощи и хороших показателей здоровья населения. Факторами влияния являются качество подготовки специалистов, эффективность финансирования, доля расходов на здравоохранение и оплата труда врача.
Рост численности врачей до 2010 года, сменяется тенденцией снижения, что связано послекризисным недофинансированием системы здравоохранения и сокращением штата медицинских работников. Уровень обеспеченности врачами остается на отметке – 70%. Средний темп прироста составил 78,8%.
Для эффективного управления региональным здравоохранением необходим постоянный мониторинг деятельности медицинских организаций. Важна постоянная оценка не только объективных показателей работы, но и показателей рейтинговой оценки их функционирования с учетом индикаторов, отражающих субъективные оценки потребителей качества предоставляемых медицинских услуг [5].
Результаты рейтинговой оценки способствуют росту конкурентных преимуществ организаций здравоохранения региона. В условиях, когда «деньги в системе ОМС следуют за пациентом», потребители, выбирая медицинскую организацию, способствуют росту ее финансового обеспечения, повышая ее имидж на рынке медицинских услуг.
Библиографический список
- Зюкин Д.А. Эффективность процесса оптимизации ресурсов в системе финансирования здравоохранения в регионе / Д.А. Зюкин, М.А. Куркин // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 287-290.
- Куркина М.П. Концептуальные основы управления качеством социальных услуг в условиях модернизации // Экономика и предпринимательство. 2013. №9 (38). С. 124-128.
- Куркина М.П. Оценка показателей развития базового человеческого потенциала в регионах ЦФО / М.П. Куркина // Казанская наука. 2014. № 12. С. 83-85.
- Куркина М.П. Проблемы и технологии управления качеством услуг здравоохранения / М.П. Куркина, Л.И. Борисова, М.А. Куркин // В мире научных открытий. 2013. № 11. 9 (47) С.219-224.
- Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения: Монография / М.П. Куркина, С.А. Анохина – Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», – Курск, 2008.
- Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015–2030г.г.-http: // http://www.medpak22.ru/docs/strategy.pdf