Круг работ, посвященных методологическим проблемам социальной работы, обогатился учебником Г.Н. Кузьменко и Г.П. Отюцкого «Философия и методология науки» [1]. Рецензируемый учебник – одна из немногих работ, в которых актуальные проблемы философии и методологии науки излагаются в соответствии с требованиями подготовки магистров по специальности «Социальная работа». Он может с успехом использоваться и для подготовки аспирантов по этой специальности. Учебник посвящен светлой памяти известного российского философа Г.И. Рузавина, многие годы преподававшего на кафедре философии РГСУ.
«Теория социальной работы, – подчеркивают авторы, – молодая наука, находящаяся в процессе становления и развития, поэтому магистранту для овладения ею и понимания ее сегодняшних возможностей и будущих перспектив необходимо усвоить общие закономерности функционирования и развития научного знания вообще и социально-гуманитарных наук, в частности» [1, c. 11]. Такие закономерности в учебнике рассматриваются достаточно обстоятельно.
Первые восемь глав учебника посвящены рассмотрению проблем философии науки. Охарактеризованы объект, предмет и ведущие парадигмы философии науки; наука анализируется как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Обстоятельно рассмотрена динамика науки, дан сравнительный анализ концепций Т. Куна, И. Лакатоша, К. Поппера. В качестве важнейшего результата научных революций представлены научные картины мира.
Подробно анализируется структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни, а также основания науки. Применительно к потребностям социальной работы рассмотрены проблемы истинности и рациональности в научном познании. Дан сравнительный анализ наук о природе и наук о культуре; на этом основании показывается место теории социальной работы в общей системе научного знания. Специальные главы учебника посвящены рассмотрению роли ценностей в социально-гуманитарном познании, а также сравнительному анализу исследовательских программ социально-гуманитарных наук.
В последующих девяти главах учебника проанализированы важнейшие проблемы современной методологии науки. Подробно характеризуются основные научные методы, демонстрируется их роль в теории социальной работы. Авторы рассматривают основные этапы развития идей о научных методах в европейском философском знании. Дан сравнительный анализ взглядов Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Галилея, И. Ньютона и др. на роль и место метода в развитии научного знания. Рассмотрены школы и направления философии и методологии науки ХХ в.: неопозитивизм, критический рационализм, методологический анархизм и др.
Завершающая глава учебника посвящена философии социальной работы [2]. На основе обобщения источников по методологическим и мировоззренческим аспектам теории социальной работы [3-11 и др.] дано убедительное обоснование авторской концепции философии социальной работы. Эта концепция развивает идеи В. А. Никитина, исследующего социальную работу не просто как профессию, а как широкое социальное явление [12; 13 и др.]. На основе сравнения методологической роли понятий «философия социальной работы» и «философские основания социальной работы» Г.П. Отюцкий характеризует философию социальной работы «как такое направление исследований, в котором весь методологический аппарат философского знания направляется на постижение специфического социетального феномена – социальной работы» [2, c. 420].
Структура философии социальной работы выявляется на основе относительного ее соответствия общей структуре философского знания. На этом основании выделяется: онтология социальной работы, эпистемология, антропология и аксиология социальной работы. В качестве специальных разделов предложено выделять диалектику социальной работы, а также раздел, для которого предлагается рабочее название «социальная работа через призму социальной философии» [2, c. 421-422].
Такой подход автора, обоснованный в предыдущих работах [13-15 и др.], находит поддержку у ряда исследователей [см., напр.: 4].
Г.П. Отюцкий связывает конкретный тип понимания объекта социальной работы со спецификой ее субъекта. Так, для практика социальной работы вполне адекватным является ее толкование в узком («профессиональном») смысле, как ресоциализации человека, оказания «помощи и создание условий людям с ограниченными возможностями из-за их физического, психического, умственного состояния в приобретении или восстановлении социального функционирования» [2, c. 424]. На таком понимании может базироваться культура профессии социального работника.
Однако при прогнозировании и реализации социальной политики необходима трактовка социальной работы в ее широком смысле, как активного взаимодействия личности и общества, направленного «на содействие социализации человека вообще; в этом случае объектом социальной работы являются различные сферы жизнедеятельности людей» [2, c. 424].
По мнению Г.П. Отюцкого, именно широкий смысл понимания социальной работы составляет содержание философии социальной работы.
Стремление выделить «ключевое» понятие социальной работы в учебнике характеризуется как малоплодотворное. В связи с этим заслуживает внимания выделение трех онтологических категориальных рядов, связанных с используемыми философско-методологическими подходами к исследованию социальной работы как социетального феномена:
- социально-деятельностным, в рамках которого «социальная работа рассматривается как специфический вид деятельности общества и человека»,
- культуро-цивилизационным, «при котором социальная работа исследуется в качестве социетального феномена, принадлежащего конкретным типам культуры и цивилизации, конкретным типам социальности»,
- индивидуально-личностным, «при котором социальная работа анализируется как важнейший фактор социализации личности» [2, c. 433].
В каждом из этих подходов сформировался свой понятийно-категориальный аппарат, который также может плодотворно использоваться для философского исследования социальной работы. В завершение учебника приведен список новой литературы по философии и методологии науки, включая источники, специально посвященные философии и методологии социальной работы.
При рассмотрении аксиологии социальной работы заслуживают внимания выделенные в работе три аспекта социальной работы.
Первый из них касается «исследования процесса развития тех ценностей, становление которых в конечном итоге вызвало формирование и развитие самой социальной работы как специфического вида человеческой деятельности» [2, c. 434]. Это аспект в работе обозначен как «ценности для социальной работы».
Второй аспект определяется выявлением места социальной работы в системе социетальных ценностей. Такое ме6сто «определяется как степенью развития и спецификой самой социальной работы, так и особенностями того типа общества, культурным феноменом которого является данная система социальной работы» [2, c. 434]. Он получил обозначение «социальная работа как ценность».
Третий аспект связан с исследованием «системы социальных ценностей внутри социальной работы, рассматриваемой как специфический вид профессиональной деятельности» [2, c. 434]. По мнению Г.П. Отюцкого, именно этот – третий – аспект аксиологии социальной работы разрабатывается ныне наиболее активно. Он обозначен в учебнике как «ценности в социальной работе».
В учебнике обстоятельно анализируются также онтологические и эпистемологические проблемы философии социальной работы.
Вывод. Таким образом, учебник может сыграть важную роль в процессе формировании философской и методологической культуры теоретиков и практиков социальной работы. Он может эффективно использоваться также при обучении магистрантов и аспирантов других социально-гуманитарных специальностей.
Библиографический список
- Кузьменко, Г.Н., Отюцкий, Г.П. Философия и методология науки; Учебник для магистров. М.: Юрайт, 2014.
- Отюцкий Г.П. Философия социальной работы // Кузьменко, Г.Н., Отюцкий, Г.П. Философия и методология науки; Учебник для магистров. М.: Юрайт, 2014. С. 413-446.
- Гуслякова, Л.Г. Основы виталистской теории социальной работы: учеб. пособие. М.: РУСАКИ, 2010.
- Лыгина, М.А. Философские основания теории социальной работы: автореф. дис. … д-ра филос. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
- Медведева, Г.П. Этические основы социальной работы. М.: Юрайт, 2014.
- Медведева, Г.П. Социальная работа как вид деятельности: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2011.
- Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012.
- Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы: учеб. пособие. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2012.
- Студенова, Е. Г. Философия социальной работы / Е. Г. Студенова, М. В. Фирсов, И. В. Наместникова. М.: КноРус, 2012.
- Топчий, Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы. М.: Изд-во РГСУ, 2011.
- Холостова, Е.И. Социальная работа: учебник для бакалавров. М.: Дашков и К°, 2013.
- Никитин, В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы. М.: АНО «СПО «СОТИС», 2008.
- Никитин, В.А., Отюцкий Г.П. Теоретико-методологические вопросы социальной работы. М.: Изд-во Моск. гуманит. университета, 2006.
- Отюцкий Г. П. Онтологические проблемы философии социальной работы // Система ценностей современного общества. 2009. №5-1. С. 7 – 11.
- Отюцкий, Г.П. Философия социальной работы // СОТИС: Социальные технологии, исследования. 2007. № 2. С. 6-20; №3. С. 6-14.