ДИДАКТИЧЕСКИЙ ТЕСТ В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Мосолова Софья Александровна1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описывается практика моделирования дидактического теста в структуре изучения курса «История педагогики и образования», определяющего в качестве продуктивных заданий тему «Биография и педагогическое наследие <<…>>», реализуемую в средствах современного контроля в дидактическом тесте. Проблема авторства моделируемого дидактического теста представляется важной проблемой в подготовке будущих педагогов по физической культуре. Приводится авторский дидактический тест «Биография и педагогическое наследие Лесгафта Петра Францевича».

Ключевые слова: дидактический тест, культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование, программно-педагогическое обеспечение, самореализация, самосовершенствование, социализация


DIDACTIC TEST IN THE STRUCTURE OF THE STUDY COURSE "HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION: PROBLEMS AND POSSIBILITIES OF MODELLING

Mosolova Sophia Aleksandrovna1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The article describes the practice of modeling the didactic test in the structure of the study course "History of pedagogy and education", defines as the productive jobs the topic "Biography and pedagogical legacy <<…>>" realized in modern control means in the didactic test. The problem of the authorship of the simulated didactic test appears to be an important problem in the preparation of future teachers of physical culture. The author provides didactic test "Biography and pedagogical heritage of the Lesgaft Peter Frantsevich".

Keywords: culture of self-dependent living activities), culture of self-dependent work, didactic test, pedagogical modeling, self-actualization, self-culture work (self-study culture teacher, self-improvement, socialization, software-pedagogical support


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мосолова С.А., Козырева О.А. Дидактический тест в структуре изучения курса «История педагогики и образования»: проблемы и возможности моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/06/14968 (дата обращения: 22.02.2024).

Дидактическое тестирование как форма и метод современного контроля и мониторинга качества образования – уникальный инструмент. Использование метода педагогического моделирования в создании дидактического теста в структуре профессиональной подготовки педагога определяется потребностями современного непрерывного образования и гарантированными правами личности в получении качественного образования и образовательных услуг.

В структуре моделирования дидактических заданий и составлении целостного дидактического теста определяются такие дидактические возможности изучения материала, как сворачивание и разворачивание дидактического материала, акцентирование личности на мотивации интереса к истории педагогики и образования, определение системного видения дидактического материала в перифразах и вопросах, определяемых в конструктах дидактических заданий, верификация качества условий и возможностей использования правил и системы ограничений в моделировании и конструировании дидактических средств современного образования.

В структуре изучения курса «История педагогики и образования» [1-4] разработаны итоговые контрольно-измерительные материалы [5-7], содержащие разработанную структуру дидактического теста, определяющую возможность построения дидактических тесов в конструктах заданий А+В+С (А=10, В=5, С=1).

В модели использования педагогического моделирования и технологии системно-педагогического моделирования [8-16] можно определить задание создания дидактического теста структуры А+В+С (А=10, В=5, С=1) – одним из наиболее простых и выполняемых, специфика решения данной задачи определяет возможность развития личности будущего педагога и оптимизацию условий его профессионального становления.

В структуре использования моделирования и проектирования могут быть определены типичные ошибки, визуализируемые в структуре моделирования и защиты дидактического теста будущими педагогами:

- Непонимание важности определения структуры и содержания тестовых заданий в моделировании дидактического теста по выбранной теме.

- Неиспользование или игнорирование возможностей дидактического тестирования в проектировании целостного дидактического теста.

- Отсутствие интереса и, как следствие, обрывочность и несистемность определяемых дидактических заданий.

- Попытка переопределить структуру дидактического тестирования из-за кажущегося отсутствия данных об изучаемом явлении или процессе и, как следствие, получение новых препятствий и сложностей в использовании педагогического моделирования.

- Необъективность оценки в моделировании шкалирования дидактических заданий и дидактического теста в целом.

- Ошибки в понимании в возможностях использования первоисточников и вторичных источников (нарушение авторского права).

- Неадекватность выбора условий и средств проверки качества заявленной темы в модели дидактического тестирования и пр.

Для нивелирования выше перечисленных ошибок можно использовать научную публикацию как форму профессионального самоутверждения и самореализации личности в структуре включения педагога в систему непрерывного образования.

В структуре создаваемой научной публикации необходимо, чтобы у моделируемой статьи был авторский тест, который бы составлял не менее 70-80%. Данная возможность повышает уровень требований, стимулирует активность, самостоятельность, продуктивность и более того, создает реальные условия для продуктивного изучения дидактического материала темы и курса, предопределяет персонифицированную возможность самоутверждения личности через продукты деятельности и общения.

Определим в качестве примера один из вариантов разрабатываемого дидактического теста, определив работы [1-8, 19] в качестве ресурсов педагогического моделирования.

Дидактический тест
«Биография и педагогическое наследие Петра Францевича Лесгафта»
(Мосолова С. А., 2016)

 

Часть А. (выберите из списка один вариант ответа)

 

I. Особое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование ……………………… в структуре метода познания развивающейся личности.

А.        бесед и тренингов

В.        упражнений и игр

С.        арт-терапии и фитнеса

D.        прогулок и бесед

 

II. Ученая степень П. Ф. Лесгафта ………………………

А.        Доктор педагогических наук, доктор психологических наук

В.        Доктор математики

С.        Доктор медицины, доктор хирургии

D.        Доктор технических наук

 

III. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный, идеально-моральный) показал влияние ……………………… на развитие ребенка.

А.        школы

В.        морали и нравственности

С.        физического воспитания

D.        семьи

 

IV. П. Ф. Лесгафт в работе «Семейное воспитание ребёнка и его значение» определил следующее положение для родителей ………………………

А.        быть требовательными и объективными в выборе направления развития личности ребенка, реализовывать условия всестороннего развития личности в модели поликультурного образования

В.        щадить личность своего ребёнка

С.        определять условия выбора профессии с ранних лет

D.        реализовывать модель «помоги мне это сделать самому»

 

V. В структуре описания возможностей грамотного, полноценного семейного воспитания П. Ф. Лесгафт вводит понятие «………………………».

А.        нормальный тип ребёнка

В.        свободное воспитание

С.        гармоничное воспитание

D.        дидактогении

 

VI. Слова П. Ф. Лесгафта «… школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ………………………, в полном соотношении с умственными занятиями».

А.        персонифицированными

В.        индивидуальными

С.        групповыми

D.        ежедневными

 

VII. В сознательном акте, в котором впечатление при сосредоточенном внимании воспринимается в виде представления и возбуждает сознательное отправление, можно различать следующие моменты (П. Ф. Лесгафт):

1) Влияние раздражения и передача последнего в виде впечатления.

2) Появление представления в поле сознания (перцепция Вундта).

3) Сосредоточение его в фокусе сознания (апперцепция Вундта).

4) Время развития желаний или хотений.

5) Проявление этих отправлений в виде ……………………….

А.        движения

В.        сигнала

С.        рефлекса

D.        социального опыта

 

VIII. В первых трех периодах развития личности по П. Ф. Лесгафту главные факторы воспитания: 1) соблюдение гигиены; 2) соответствие между словом и делом воспитателя; 3) отказ от произвола в отношении воспитанника; 4) уважение ребенка, его права личной неприкосновенности (………………………). Укажите возрастной интервал трех периодов.

А.        0-3 лет

В.        0-5 лет

С.        0-7 лет

D.        0-17 лет

 

IX. Идея всестороннего изучения человеческой личности П. Ф. Лесгафта определила работу «………………………», в которой он отмечал, что «познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение и отправления его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных».

А.        Человек как предмет познания

В.        Человек как предмет воспитания

С.        Педагогическая антропология

D.        Задачи антропологии и методы ее изучения

 

X.        П. Ф. Лесгафт родился в Петербурге 21 сентября 1837 г., в семье ювелира, после трех классов гимназии отец отдал его на выучку к ………………………, что вероятно и повлияло на выбор профессии врача.

А.        астроному

В.        аптекарю

С.        ветеринару

D.        парикмахеру

 

Часть В.

 

XI. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).

П.Ф. Лесгафт классифицировал физические упражнения по четырём основным группам. Определите и сопоставьте вид упражнений и особенности.

А. простые и сложные упражнения 1. упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями; упражнения с разновидностями движений и метаний
В. упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях 2. упражнения с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия
С. упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений 3. упражнения при беге в заданном темпе, прыжках на определённое расстояние и метании в цель
D. систематические упражнения 4. упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах

 

А – 1, В – 2, С – 3, D – 4

 

XII. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.

П. Ф. Лесгафт выделил в развитии человека пять основных периодов, упорядочьте их в выделенной им последовательности.

А.        критико-творческий

В.        подражательно-идейный

С.        подражательно-реальный

D.        рефлекторно-опытный

Е.        хаотический

 

А – 5, В – 4, С – 3, D – 2, Е – 1

 

XIII. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.

Упорядочьте биографические данные Р.Ф. Лесгафта.

А.        Ученая степень доктора медицины

В.        Организовал курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, которые представляли собой частное высшее учебное заведение.

С.        Создает программы по улучшению физического воспитания, продолжая утверждать, что всестороннее развитие «деятельности человеческого организма» должно составлять общую цель воспитания и образования.

D.        Ученая степень доктора хирургии

 

А – 1, В – 4, С – 3, D – 2

 

XIV. Выберите два правильных ответа.

«Усиленная деятельность ткани, суммируясь, производит раздражение, которое, дойдя до сознательных центров, проявляется здесь в виде чувствования, а именно в виде ……………………… или ……………………….» (П. Ф. Лесгафт).

А.        удовольствия

В.        симпатии

С.        антипатии

D.        страдания

 

XV. Впишите пропущенное слово.

……………………… – это своеобразная деятельность, посредством которой ребенок готовится к жизни.

 

Игра

 

Часть С.

 

XVI. Предложите требования, критерии и показатели определения качества дидактического тестирования в структуре учения работы П. Ф. Лесгафта “Семейное воспитание ребенка и его значение”.

 

Ответы на дидактический тест
«Биография и педагогическое наследие Петра Францевича Лесгафта»
(Мосолова С. А., 2016)

Часть А.

 

I. B

II. C

III. D

IV. B

V. A

VI. D

VII. A

VIII. С

IX. D

X. B

 

Часть В.

 

XI. А – 1, В – 2, С – 3, D – 4

XII. А – 5, В – 4, С – 3, D – 2, Е – 1

XIII. А – 1, В – 4, С – 3, D – 2

XIV. A, D

XV. Игра

 

Часть С.

 

XVI. Выбор ответа зависит от персонифицированных особенностей и качества изучения дидактического материала.

Требования, предъявляемые к дидактическому тестированию, могут определены в конструктах принципов контроля, определяющих основные идеи организации контроля в учебном процессе [20]:

• ОБЪЕКТИВНОСТЬ. Обеспечивается отсутствием субъективности, предвзятости на основе выбора оптимального сочетания видов и форм контроля при учете всех особенностей и механизмов проверки, где должны отсутствовать психотравмирующие факторы процесса взаимодействия педагог ↔ ученик и компьютер ↔ ученик.

• ВАЛИДНОСТЬ. Обеспечивается адекватностью целям обучения и большим количеством контрольных заданий. Термин «валидность» близок по смыслу к достоверности, но не тождествен ему. Валидность некоторые исследователи определяют как показатель соответствия цели тестирования.

• НАДЕЖНОСТЬ. Это устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.

• СИСТЕМНОСТЬ. Это особенность процесса, заключающаяся в том, что разными видами и формами контроля педагог выявляет результат обученности.

• СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это условие проверки знаний, умений и навыков, заключающееся в том, что регулярно происходит сравнение наличного уровня ЗУН учащегося с максимальным, и если он не превышает 70 %, то ответ оценивается неудовлетворительно, от 70-80% – удовлетворительно, 80-90% – хорошо, 90-100% – отлично.

Критерии и показатели определения качества дидактического тестирования могут быть выделены в шкалировании.

Можно воспользоваться разработанными шкалами, можно предложить свою типологию и возможности оценки качества дидактического тестирования [5]:

Традиционная система оценивания результатов:

  • неудовлетворительно – менее 70 %;
  • удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
  • хорошо – от 81% до 90 %;
  • отлично – от 91% до 100%

Система оценивания результатов по Н. В. Басовой:

  • неудовлетворительно – менее 70 %;
  • удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
  • хорошо – от 81% до 94 %;
  • отлично – от 95% до 100%

Система оценивания результатов по Т. А. Чекалиной:

  • низкий (неудовлетворительно) – менее 40 %;
  • пороговый (удовлетворительно) – от 41 % до 60 %;
  • средний (хорошо) – от 61 % до 80 % и освоение всех дидактических единиц;
  • высокий (отлично) – от 81 % до 100 % и освоение всех дидактических единиц.

Представленные шкалы определяют в конструктах оценки результатов тестирования тот или иной показатель качества поставленной задачи контроля. В структуре учения работы П. Ф. Лесгафта “Семейное воспитание ребенка и его значение” можно определить вышеперечисленные требования, критерии и показатели определения качества дидактического тестирования.

 

Возможности детерминированных заданий раскрываются в зависимости от уровня и качества изучения дидактического материла. Аналогичным образом задачи в типологии «отразить понятие», «представить понятие», «уточнить понятие», «определить понятие» в цепочке последовательных элементов определяют повышение качества продуктивной самостоятельности личности, что можно проследить на детерминациях, представленных в работах [17-18].


Библиографический список
  1. Лесгафт П. Ф. Избранные труды / сост. И. Н. Решетень. М. : Физкультура и спорт, 1987. 359 с.
  2. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М. : Педагогика, 1991. 176 с. ISBN 5-7155-0404-X.
  3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. М. : Педагогика, 1990. 608 с. ISBN 5-7155-0294-2.
  4. Капранова В. А. История педагогики : учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. М. : Новое знание, 2005. 240 с. ISBN 5-94735-074-2.
  5. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с.
  6. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с.
  7. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  8. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  9. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  10. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  11. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  12. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
  13. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  14. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  15. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  16. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  17. Мосолова С. А., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения категорий «социализация» и «самореализация» в структуре профессиональной подготовки педагогов // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 ноября 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.262-264.
  18. Мосолова С.А., Козырева О.А. Программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога как ресурс самореализации и самоутверждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66559
  19. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лесгафт,_Пётр_Францевич
  20. Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2007. – 359 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–270–0


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: