Обращаясь к истории русского монашества, можно отметить несколько периодов его расцвета в разные исторические эпохи развития России. Одним из них стал период, зародившийся во второй половине XVIII в. и достигший своего наиболее яркого проявления в XIX– начале XX вв. Характерной чертой и основой данного периода жизни монашества явился институт старчества. Такое уникальное, по своему духовно-нравственному влиянию и значимости, явление имели в основе духовной жизни все наиболее известные «школы Христовы» – обители, признанные центрами духовного просвещения России.
Необходимо отметить, что старчество не возникало само по себе, а по словам архиепископа Вологодского и Тотемского Никона (Рождественского, †1919) «…старцы Божии … Их не создашь одним предписанием: их надобно воспитывать в святых обителях, как нежные цветки в оранжереях …» [1, с. 859]. Именно создание условий для возникновения института старчества в обителях стало главной задачей лучших представителей монашества, что можно проследить на примере трудов преподобного Антония (Медведева,†1877). Являясь одним из основателей Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, прп. Антоний на первое место выводил устроение высокой духовной жизни иноков, зарождение и расцвет старчества во вновь образованном в 1843-44 гг. скиту. Плоды трудов преподобного, обильно подкрепляемые Божией помощью, были столь велики, что высота духовной жизни насельников и, в первую очередь, старцы Гефсиманского скита прославили свою обитель далеко за пределами России, привлекли ищущих Спасения со всех концов Земли, повлияли на духовно-нравственную жизнь народа и в целом – на русскую культуру.
Рассмотрим, как происходило создание условий для зарождения старчества Гефсиманского скита.
Во-первых, необходимо заметить, что сам основатель скита прп. Антоний был учеником и духовным чадом великого русского старца прп. Серафима Саровского (†1833). Имея примером жизнеописание древних старцев, будучи лично знаком с лучшими представителями старчества своего времени, изучив устроение духовной жизни лучших монастырей, прп. Антоний взялся за устроение скита.
Одним из примеров высоты духовной жизни была Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Курской епархии, где старчество было восстановлено в полной мере и утверждено в уставе обители, основанном на афонском иноческом уставе [2, с. 12]. Глинская пустынь, подарив миру сонм благодатных старцев, более чем на три века стала одним из русских центров духовного и нравственного просвещения. Среди носителей старческих традиций можно назвать таких великих глинских подвижников благочестия как прп. Филарет (Данилевский, †1841), прп. Василий (Кишкин, †1831) иеросхимонах, прп. Феодот (Левченко, †1859) старец-монах, прп. Макарий (Шаров, †1864) иеросхимонах, прп. Илиодор (Голованицкий, †1879) и многие другие.
Характеризуя период своей жизни в Глинской пустыни прп. Макарий (Глухарев), первоапостол Алтая, написал такие строки: «Это школа Христова; это одна из светлых точек на земном мире, в которую, дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества» [3,с. 112].
Духовная связь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Гефсиманского скита с Глинской пустынью складывалась как непосредственно через переход иноков из обители в обитель, так и опосредованно через духовное общение гефсиманских и глинских иноков с духовными наставниками – старцами других обителей, например, Козельской Введенской Оптиной пустыни.
Важное значение имеет понимание состава иноков, переведенных их Глинской пустыни в Гефсиманский скит и Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В ноябре 1845 г., то есть практически сразу по образованию скита, в Гефсиманский скит поступает глинский послушник Василий Петрович Юдин. Послушник Василий выходец из мещан Курской губернии, г. Фатежа. В числе указанных послушников Глинской пустыни с первой половины 1844 г., год рождения его приблизительно 1818 [4, лл. 1,12,12об.].
В августе 1848 г. в Гефсиманский скит поступает иеромонах Софоний (в миру Семен Авсеенко), 1805 года рождения, уроженец Харьковской губернии Волчанского уезда, священнический сын. Постриг в монашество о. Софоний принял в Рыхловском Николаевском монастыре Черниговской епархии в июне 1835 г., там же рукоположен в сентябре 1836 г. в иеродиакона, а на следующий день в иеромонаха. В штате Глинской пустыни с января 1845 г. В своем рапорте строитель Гефсиманского скита иеромонах Варлаам пишет Учрежденному Собору Лавры об о. Софонии: «…в Церковь Божию неленостно ходит, чередное Богослужение благоговейно исправляет…» [5, лл. 5,11об.,12].
В декабре 1857 г. изъявляет желание и принимается в Гефсиманский скит монах Глинской пустыни Исаия (Синявин). Отец Исаия происходил из купеческих детей Тульской губернии, города Богородицка. Мирское имя его – Илия Синявин, на момент поступления в скит было ему 38 лет. Постриг в монашество принял о. Исаия в Глинской пустыни 11 августа 1857 г. (ст. ст. – прим. авторов) [6, лл. 1,4,7,7об.].
В январе 1859 г. переведен в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру из Глинской пустыни иеромонах Серафим. Отец Серафим 1811 года рождения, из дворян, начал свой иноческий путь в Свято-Тихоновой пустыни Калужской губернии куда поступает в октябре 1838 г. Далее в Тихоновой пустыни «в рясофор одет» в ноябре 1838 г., пострижен в монашество в августе 1845 г., рукоположен в иеродиакона в августе 1852 г. и в иеромонаха в июне 1853 г., а с января 1854 по июль 1854 гг. «исправлял должность за настоятеля» [7, лл. 1,13об.,14].
Необходимо отметить, что на протяжении практически всего XIXв. в Тихонову пустынь настоятелями назначались воспитанники пустыни Оптиной. При назначении нового настоятеля с ним, как правило, переходило, к новому месту служения, некоторое количество монахов и послушников. Что послужило к формированию оптинского уклада духовной жизни и трепетного отношения к старчеству [8, сс. 117-118].
Далее иеромонах Серафим назначается на должность казначея в монастыри других епархий, в 1857 г. награждается наперстным крестом в память русско-турецкой войны 1853-56 гг., и в 1858 г. переводится в Глинскую пустынь, откуда и принимается в братство Лавры [7, лл. 12об.,13об.,14,16].
Духовная связь Гефсиманского скита и Глинской пустыни осуществлялась также посредством общения старцев обеих обителей со старцами Оптиной пустыни. В результате между старцами Гефсиманского скита и Оптиной пустыни сложилось тесное духовно-молитвенное общение, старцы посещали друг друга, имели общих духовных чад, вели переписку [9, 2015]. Не менее прочная духовная связь существовала и между старцами Глинской и Оптиной пустыней. Обе пустыни были продолжателями духовного наследия святого старца Паисия (Величковского, †1794). Старцы пустыней имели личные встречи, вели переписку. Например, с глинским старцем прп. Филаретом (Данилевским) встречались оптинские старцы прпп. Моисей (†1862) и Антоний (†1865) (братья Путиловы) [10, сс. 35,217]. Посещал глинских старцев и оптинский прп. Макарий (Иванов, †1860). Ученик игумена Филарета прп. Арсений (Митрофанов, †1859) вел переписку с прп. Моисеем (Путиловым) к которому он неоднократно обращался за советами и поддержкой [11, лл. 2-3], а, один из любимых послушников прп. Филарета, будущий преподобный, Герман (Клица, †1890) также был духовно связан с оптинскими старцами и вел переписку с настоятелем Оптиной прп. Исаакием (Антимоновым, †1894) [12].
Духовная связь Оптиной и Глинской пустыней проявлялась и в том, что старцы имели много общих духовных детей, например, отцы обеих пустыней окормляли инокинь Севского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря [2, сc. 274-275]. Это стало возможно только благодаря смирению и духовному единению старцев.
Крепкие духовные отношения связывали глинского прп. Илиодора (Голованицкого) и оптинского старца прп. Амвросия (Гренкова, †1891). Прп. Амвросий почитал высоту духовной жизни Глинской пустыни, направлял в нее своих учеников [13, лл. 7об.,206об.] и в своих наставлениях упоминал подвиги глинских подвижников. Оба старца также имели общих духовных чад. Примечателен совет, данный прп. Амвросием монахине Севского монастыря, раскрывающий духовное единство старцев: «К о. Илиодору в Глинскую пустынь можешь писать и можешь принимать его мнения и советы, остальных же, коих мнения все врознь … принимать нельзя» [цит. по 2, с. 278].
Укреплению духовной связи послужило назначение в 1861 г. настоятелем Глинской пустыни Оптинского иеромонаха Ювеналия (Половцева, †1904), в последствии архиепископа Литовского и Виленского. Будучи пострижеником и послушником прп. Моисея (Путилова) о. Ювеналий и по назначении на должность настоятеля пользовался советами и наставлениями старца.
Духовное единение старцев Гефсиманского скита, Оптиной и Глинской пустыней нашло отражение в их учении, наставлениях. Это единство мыслей можно проследить сопоставив эпистолярные наследия старцев.
Учение Гефсиманских отцов нашло свое глубокое отражение в эпистолярном наследии прп. Варнавы (Меркулова, †1906), его наставления не только по смыслу, но иногда и почти дословно совпадают с наставлениями глинских и оптинских старцев. Красной нитью через наставления старцев проходит главная цель человеческого бытия – спасение души. Наставления и сама жизнь старцев свидетельствуют нам об их приверженности делу спасения человеческих душ. Итак, рассмотрим наставления старцев.
1. О смирении и послушании. Святой старец Варнава, так же как и глинские, и оптинские старцы, учит, что в деле спасения необходимо сосредоточиться на воспитании смирения. Прп. Варнава указывает, что Господь Иисус Христос заповедал нам очистить сердце от гордости и научиться смирению (Мф. 11:29). Старец Варнава приводит признаки этой коренной добродетели. Смиренным можно назвать того, кто обладает следующими качествами:
- питает в себе всецелую преданность воле Божией;
- всякий успех свой приписывает благодати Божией, а не своим способностям или заслугам;
- ни в чем не доверяет своему разумению, но во всем последует повелениям настоятельницы [писалось для инокинь – прим. авторов] или рассуждениям отца своего духовного;
- не только сам не оскорбляет никого, но с радостью переносит оскорбления, причиняемые ему другими;
- с благодарностью довольствуется малым и скудным, считая себя даже того недостойным;
- истинно считает себя низшим всех и ни в чем не поставляет себя выше других;
- обуздывает язык, не скор на слова и не сварлив в беседе;
- не любит празднословия и многословия.
Вот в чем состоит истинное смирение по учению о. Варнавы [14, сс. 100-111].
Святой старец Илиодор (Голованицкий) так же наставляет, что без смирения человеку невозможно приблизиться к Богу, только осознав свою греховность и всецелую зависимость от Творца человек может приступать к Нему. Прп. Илиодор наставлял, что для содействия смирению «не иметь ни в чем своей воли и не привязывать ума своего к тому, к чему безрассудно увлекаются страстные наши желания» [15, л. 120об.], «новоначальный [инок – прим. авторов] ничем так не совершенствуется в духовной жизни, как покорностью и отсечением своей воли» [15, л. 84].
Прп. Амвросий (Гренков) также говорил, что смирение рождается осознанием своей греховности и недостатков, самоукорением [16, П. 150, с. 132], «если … не хотим жить по своей воле и разуму, то не должны уклоняться от стези и учения святых отцов, которые велят нам смиряться, покоряться, отсекать свою волю» [17, П. 118, сс. 101-102].
Прп. Антоний (Путилов) в своих письмах к разным лицам советует: «Полезнее было бы следовать воле Божией, а не своей» [18, лл. 21].
2. Об отношении монахинь к настоятельнице. Старец Варнава в своих письмах к сестрам Иверской Выксунской обители пишет очень мудро и подробно о правильном отношении к настоятельнице монастыря. Она избрана по воле Божией, «поэтому надо стараться почитать и уважать ее, быть непрестанно в послушании и неизменном повиновении, – учит батюшка. – Потому что послушание, по словам святых отцов, превосходит подвиги поста и молитвы» [19, с. 18]. «Итак, имейте послушание во всем о Господе поставленной им над вами власти ради блага и спасения вашего, чтобы Господь, умножил, возвысил и утвердил вашу обитель» [19, с. 122].
3. О молитве. К радости всех усердных искателей Царствия Божия духоносные слова прп. отца Варнавы о молитве сохранились для назидания потомков. «Истинно сердечная молитва всегда бывает смиренна, она единственно только на милость и Благость Божию уповает, а никаким своим заслугам цены не дает, да и не находит их в себе. Она детски проста, доверчива и дерзновенна, как вопль почтительных детей к любимому отцу. «Батюшка, помилуй! Родимый, Кормилец, помилуй!» – молился святитель Тихон Задонский со слезным умилением. Вот она истинно сердечная-то молитва. Здесь все: и сознание своей немощи, и дерзновенное упование на всесильную помощь Божию, и истинная любовь ко Господу, и полная, живая и крепкая вера в милость Его. Вот таких-то свойств и должны мы достигать в нашей молитве. Это нелегко. Это особый дар благодати Божией. Недаром говорится в молитве: «Господи, даждь ми слезы умиления». Потому, прежде всего, и должны мы просить: «Господи, научи ны молитися». А потом сие дается не вдруг, а постепенно. Вначале молитва – труд, а потом привыкнешь к ней – наслаждение. Для сего нужно чаще и неленостно упражняться в молитве» [Цит по 20, сс. 229-231]. К этому-то деланию и призывал подвижник своих духовных детей. «Неустанные труды и непрестанная молитва Иисусова – вот основа основ… Человек без молитвы, как птица без крыльев – никогда не сможет приблизиться к Богу, – часто повторял батюшка Варнава, – больше молчите, за чужими грехами не смотрите, себе внимайте…» [Цит. по20, с. 151].
Старец Илиодор (Голованицкий) так же учит: «ничего нет отраднее для души, обуреваемой страстями, как изливать благодарные свои чувства перед Творцом всяческих», «Облекшись в ризу крепости духа и в броню всеоружия Христова на победу врага, ты вместе с тем получила от Бога и силу – противиться ему всегдашним призыванием имени Иисуса в сердце своем» [15, лл. 48,53]. А прп. Антоний (Путилов) говорит: «когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всем возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит Вашу душу» [Цит. по 21, сс. 199-200]. Прп. Амвросий (Гренков) наставляет: «Молитва Иисусова прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует … кто может при всем этом произносит молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной» [16, П. 88, с. 83].
Учение прп. Варнавы, оптинских и глинских старцев далеко не ограничивается приведенными наставлениями. Цитирование малой толики положений в данной работе сделано для обоснования тезиса о духовном единстве старцев Гефсиманского скита, Глинской и Оптиной пустыней. Перечень единых в духе старческих наставлений может быть продолжен.
Выводы:
1. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Курской епархии как центр старчества Юга России стала одним из образцов при устроении духовной жизни Гефсиманского скита.
2. Передача духовного опыта происходила непосредственно при переводе глинских иноков в Лавру и Гефсиманский скит, так и опосредованно через духовное общение насельников Гефсиманского скита и Глинской пустыни с оптинскими старцами.
3. Духовное единство старцев Гефсиманского скита, Глинской и Оптиной пустыней бесспорно и безусловно прослеживается в их эпистолярном наследии.
Библиографический список
- Прибавления к Церковным Ведомостям. 1909, № 20.
- Иоанн Маслов, схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках. М.: Изд-во: «Самшит-издат», 2007.
- Письма архим. Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии. / Под ред. К.В. Харламповича. – Казань, 1905.
- РГАДА Ф. 1204, Оп.1, ед. хр. 06137.
- РГАДА Ф. 1204, Оп.1, ед. хр. 06617.
- РГАДА Ф. 1204, Оп.1, ед. хр. 08234.
- РГАДА Ф. 1204, Оп.1, ед. хр. 08408.
- Запальский Г.М. Оптина пустынь и ее воспитанники (1825-1917 гг.) / Дисс. на соиск. уч. степени канд. исторических наук. М.: МГУ, 2007.
- Смулов А.М., Богачев Е.Н. Духовное влияние воспитанников Оптиной пустыни на формирование старчества Гефсиманского скита // Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4, №5.
- Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея. / [архим. Ювеналий (Половцев)]. – М., 1882.
- РГБ НИОР Ф.213, К. 90, ед. хр. 16.
- РГБ НИОР Ф.213, К. 67, ед. хр. 55.
- РГБ НИОР Ф.213, К. 54, ед. хр. 5.
- Келъцев С.А. Иверская Выксунская женская община и ее основателъ иеромонах Варнава. М., 1884.
- РГБ НИОР Ф. 213, К. 103, ед. хр. 93.
- Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. I. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1908.
- Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. I. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1908.
- РГБ НИОР Ф. 214, ОПТ-397.
- Миловидов И., свящ. Иверский женский монастырь, находящийся в Ардатовском уезде Нижегородской губернии, и его основатель иеромонах Варнава. М., 1889.
- Филимонов В.П. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. 3-е изд. – СПб.: Изд-во «Сатис», 2010.
- Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. М.: Изд. Оптиной пустыни, 1869.