АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Старуш Лилия Юрьевна
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Ливенский филиал
студент

Аннотация
В статье производится исследование роли предприятий малого бизнеса в современной экономике России, динамики их финансовых результатов. Особое внимание уделено анализу платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности субъектов малого бизнеса. На основе проведенного анализа, несмотря на выявленные недостатки, автор приходит к выводу о возрастании роли малого предпринимательства в экономике России, формулирует направления его развития и государственной поддержки.

Ключевые слова: малый бизнес, платежеспособность, предприятие, прибыль, рентабельность, убыток, финансовая устойчивость, финансовые результаты


ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS OF ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS

Starush Liliya Yuryevna
Orel State University named after I.S. Turgenev, Livny branch
student

Abstract
The article examines the role of small business in modern Russian economy, the dynamics of their financial results. Special attention is paid of the analysis of solvency, financial stability, and profitability of small business. Based on the analysis, despite identified shortcomings, the author comes to the conclusion about the increasing role of small business in the Russian economy, formulates the directions of its development and government support.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Старуш Л.Ю. Анализ финансовых результатов деятельности предприятий малого бизнеса // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/05/14937 (дата обращения: 22.02.2024).

Малый бизнес является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика страны и общество в целом не могут полноценно и эффективно существовать и развиваться. Актуальность рассматриваемой темы подчеркивает тот факт, что развитие малого бизнеса является одним из важнейших условий наиболее эффективного развития экономики. Приоритетные направления государственной политики в области поддержки малого предпринимательства, налогообложения, содействие региональных органов власти оказывают существенное влияние на развитие малого бизнеса, снятие социально-экономической напряженности, способствуют насыщению рынка необходимыми товарами и услугами, созданию новых рабочих мест и развитию конкуренции [1].

Целью исследования является анализ финансовых результатов малых предприятий России и выявление их роли в современных условиях хозяйствования. Использованы методы сравнения и обобщения, аналитический метод, метод финансовых коэффициентов.

Малое предпринимательство – это предпринимательство, которое опирается на деятельность небольших фирм, формально не входящих в объединения и выступающих как экономические субъекты рынка [2]. Главным преимуществом предприятий малого бизнеса в современных условиях функционирования рынка является наиболее гибкая, по сравнению с крупными предприятиями, реакция на быстро меняющийся спрос, то есть умение вовремя уловить возникшую потребность и немедленно отреагировать мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из следующих особенностей малых предприятий: отсутствие обремененности многочисленным персоналом; финансовыми обязательствами перед акционерами; обширной производственной программы; появлением возможности быстрого формирования рыночной стратегии; манипулирования ценами на выпускаемую продукцию. В России на современном этапе возможности малого бизнеса пока еще не используются достаточно эффективно и представляют неустойчивую структуру, которая зависит от колебаний рынка и нуждается, в первую очередь, во всесторонней государственной поддержке и информационном обслуживании [3].

Однако количество малых предприятий в российской экономике с каждым годом растет, как и удельный вес. В 2013 году данный показатель увеличился на 1,6 % и равнялся 42,6 % по сравнению с 2012 годом, в котором удельный вес малых предприятий составлял 41 %. В 2014 году удельный вес предприятий незначительно вырос до 43 % малых предприятий в общей численности предприятий и организаций в России [4].

Итоги экономической деятельности предприятий малого бизнеса выступают в виде финансовых результатов, отражающих совместный конечный результат от производственной и коммерческой деятельности предприятия в виде прибыли. Для выявления финансового результата деятельности малого предприятия необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции [5]. Отрицательным результатом деятельности любого предприятия являются убытки, которые свидетельствуют о неэкономном расходовании ресурсов предприятия, а положительные финансовые результаты выражаются в форме прибыли.

В таблице 1 представлены данные о финансовых результатах предприятий малого бизнеса в России, которые свидетельствуют о довольно стабильном развитии данного сектора [4].

Таблица 1 – Финансовые результаты малых предприятий в России за 2012-2014 гг.

Число предприятий

в том числе

Прибыльные предприятия

Убыточные предприятия

Число предприятий

Сумма прибыли, млн. руб.

Число предприятий

Сумма убытка, млн. руб.

2012 г.

602 698

496 030

1 256 205

106 668

305 994

2013 г.

1 344 849

1 082 082

2 093 226

262 767

656 174

2014 г.

1 530 294

1 219 954

2 548 634

310 340

1 337 684

Из таблицы 1 следует, что количество предприятий малого бизнеса в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилось на 742151 предприятие (рост на 123,1 %), а в 2014 году – на 185445 малых предприятий (рост на 13,8 %).

Число прибыльных предприятий малого бизнеса с каждым годом растет и превышает количество убыточных предприятий. Так, в 2013 году увеличение составило 586052 малых предприятий (118,1 %), а в 2014 году – 137872 (12,7 %). Однако и количество убыточных предприятий также увеличивается. Например, в 2013 году их численность возросла на 156099 предприятий (рост на 146,3 %), а в 2014 году – на 47573 (рост на 18,1 %). Проанализировав динамику роста суммы прибылей и суммы убытков предприятий малого бизнеса можно отметить, что данные показатели с каждым годом растут, значительны суммы убытков.

Одной из важнейших характеристик стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость, которая свидетельствует о превышении доходов над расходами и эффективном использовании денежных средств. Внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия выступает его платежеспособность, отражающая способность своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из операций платежного характера [5].

Оценка значения малого бизнеса в экономической жизни страны отражается показателями рентабельности, являющимися одними из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующими уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе его хозяйственной деятельности [6]. Рентабельность более полно характеризует окончательные результаты хозяйствования предприятия [5].

Показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности проданных товаров (продукции, работ, услуг) и рентабельности активов, как самых значимых показателей прибыльности, либо убыточности малых предприятий в России и их динамика представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Платежеспособность, финансовая устойчивость и показатели рентабельности малых предприятий в России (%)

Показатель

Норматив

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Отклонение (+/-) 2013 г. к 2012 г.

Отклонение (+/-) 2014 г. к 2013 г.

Коэффициент текущей ликвидности

≥ 2,0

111,8

295,8

173,3

184

-122,5

Коэффициент автономии

> 0,7

46,4

14,9

28,5

-31,5

13,6

Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг)

-

3,7

5,3

5,4

1,6

0,1

Рентабельность активов

-

2,5

1,1

1,8

-1,4

0,7

Из таблицы 2 видно, что коэффициент текущей ликвидности, являющийся показателем платежеспособности предприятия в 2012-2014 гг. отвечает нормативному значению, следовательно, малые предприятия в России за исследуемый период времени являются платежеспособными. Причем, в 2013 году по сравнению с 2012 годом значение коэффициента текущей ликвидности увеличилось на 184 %, а вот в 2014 году снизилось на 122,5 %.

Показателем финансовой устойчивости предприятия является коэффициент автономии, который также отвечает нормативному значению за все три года. Однако в 2013 году происходит снижение коэффициента автономии на 31,5 %, а в 2014 году значение возрастает на 13,6 %, что говорит о финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса в России за исследуемый период.

Все показатели рентабельности за исследуемый период времени довольно высокие, что свидетельствует о прибыльности предприятий малого бизнеса. Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг) в 2013 году увеличилась на 1,6 %, в 2014 году – всего на 0,1 %. Рентабельность активов, наоборот, в 2013 году снизилась на 1,4 %, а в 2014 году возросла на 0,7 %.

Таким образом, в современной рыночной экономике развитие малого бизнеса является главным фактором создания конкурентоспособной экономики страны. Малые предприятия составляют для российской экономики весьма важный сектор. Однако возможности малого бизнеса в России на современном этапе пока еще не используются на полную мощность и значительно отстают от развитых стран. Для повышения эффективности работы малых предприятий и улучшения их финансового состояния первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), а также роста прибыли. Успешное развитие малого бизнеса зависит еще и от умения приспосабливаться, оперативно менять свой профиль, а также иметь четкую информацию о рыночной конъюнктуре.

На современном этапе развития малого бизнеса правительство Российской Федерации прилагает значительные усилия по его поддержке и развитию, принятию нормативных актов, осуществлению бюджетной, налоговой политики, направленной на поддержку товаропроизводителей [1], совершенствованию системы государственных закупок [7], другие программы.

Так, с 2014 года определен объем закупок, который заказчики обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций – не менее 15 % совокупного годового объема закупок. Закупаться могут любые товары − сельскохозяйственная продукция, научное оборудование, услуги информационных агентств и даже услуги по уборке. Важным инструментом поддержки малого бизнеса является возможность установления заказчиком требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа малых предприятий. Значимым фактом является увеличение начальной цены лота – с 15 до 20 млн. руб. Внесенный в Государственную думу законопроект предусматривает увеличение с января 2016 года доли закупок у субъектов малого предпринимательства до 25 %.

По данным Министерства экономического развития по прямым контрактам малые предприятия в 2015 году получили более 490 млрд. руб., что превышает показатель 2014 года на 41 % и свидетельствует о выполнении установленной законодательством квоты (15 %) закупок у субъектов малого предпринимательства [7].

В разработанной Министерством экономического развития России Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны запланировано, что к 2020 году субъекты малого предпринимательства достигнут следующих показателей:

−       в ВВП России удельный вес малых предприятий будет занимать 30 %;

−       доля предприятий малого бизнеса среди всех субъектов предпринимательства будет составлять 80 %;

−       число занятых в сфере малого бизнеса возрастет до 60 % населения страны и др.

Несмотря на то, что в России малые предприятия сталкиваются с серьезными проблемами, которые связаны с характером собственности и размером предприятий, они отвечают социально-экономическим интересам страны, являясь мощным источником развития, позволяющим создавать новые ценности и приумножать национальное богатство.


Библиографический список
  1. Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка товаропроизводителей. // Экономист. 2011. № 9. С. 90-92.
  2. Горфинкель В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: уч. пособие / В.Я. Горфинкель. М.: Юнити-Дана, 2014. 336 с.
  3. Дадаханова Р. Р. Современное состояние малого предпринимательства в России // Молодой ученый. 2013. №5. С. 359-360.
  4. Федеральная служба государственной статистики: Малое и среднее предпринимательство в России / Росстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/Main.htm
  5. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): уч. пособие / Л.М. Бурмистрова. М.: ИНФРА-М, 2015. 224 с.
  6. Погонев С.В., Бочарова И.Ю. Разработка модели эффективного развития предприятий. //Интеграл. 2012. № 4. С. 91.
  7. Рыманов А.Ю. Анализ системы государственных закупок. // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 16 (367). С. 40-44.


Все статьи автора «Старуш Лилия Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: