Малый бизнес является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика страны и общество в целом не могут полноценно и эффективно существовать и развиваться. Актуальность рассматриваемой темы подчеркивает тот факт, что развитие малого бизнеса является одним из важнейших условий наиболее эффективного развития экономики. Приоритетные направления государственной политики в области поддержки малого предпринимательства, налогообложения, содействие региональных органов власти оказывают существенное влияние на развитие малого бизнеса, снятие социально-экономической напряженности, способствуют насыщению рынка необходимыми товарами и услугами, созданию новых рабочих мест и развитию конкуренции [1].
Целью исследования является анализ финансовых результатов малых предприятий России и выявление их роли в современных условиях хозяйствования. Использованы методы сравнения и обобщения, аналитический метод, метод финансовых коэффициентов.
Малое предпринимательство – это предпринимательство, которое опирается на деятельность небольших фирм, формально не входящих в объединения и выступающих как экономические субъекты рынка [2]. Главным преимуществом предприятий малого бизнеса в современных условиях функционирования рынка является наиболее гибкая, по сравнению с крупными предприятиями, реакция на быстро меняющийся спрос, то есть умение вовремя уловить возникшую потребность и немедленно отреагировать мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из следующих особенностей малых предприятий: отсутствие обремененности многочисленным персоналом; финансовыми обязательствами перед акционерами; обширной производственной программы; появлением возможности быстрого формирования рыночной стратегии; манипулирования ценами на выпускаемую продукцию. В России на современном этапе возможности малого бизнеса пока еще не используются достаточно эффективно и представляют неустойчивую структуру, которая зависит от колебаний рынка и нуждается, в первую очередь, во всесторонней государственной поддержке и информационном обслуживании [3].
Однако количество малых предприятий в российской экономике с каждым годом растет, как и удельный вес. В 2013 году данный показатель увеличился на 1,6 % и равнялся 42,6 % по сравнению с 2012 годом, в котором удельный вес малых предприятий составлял 41 %. В 2014 году удельный вес предприятий незначительно вырос до 43 % малых предприятий в общей численности предприятий и организаций в России [4].
Итоги экономической деятельности предприятий малого бизнеса выступают в виде финансовых результатов, отражающих совместный конечный результат от производственной и коммерческой деятельности предприятия в виде прибыли. Для выявления финансового результата деятельности малого предприятия необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции [5]. Отрицательным результатом деятельности любого предприятия являются убытки, которые свидетельствуют о неэкономном расходовании ресурсов предприятия, а положительные финансовые результаты выражаются в форме прибыли.
В таблице 1 представлены данные о финансовых результатах предприятий малого бизнеса в России, которые свидетельствуют о довольно стабильном развитии данного сектора [4].
Таблица 1 – Финансовые результаты малых предприятий в России за 2012-2014 гг.
Число предприятий |
в том числе |
||||
Прибыльные предприятия |
Убыточные предприятия |
||||
Число предприятий |
Сумма прибыли, млн. руб. |
Число предприятий |
Сумма убытка, млн. руб. |
||
2012 г. |
602 698 |
496 030 |
1 256 205 |
106 668 |
305 994 |
2013 г. |
1 344 849 |
1 082 082 |
2 093 226 |
262 767 |
656 174 |
2014 г. |
1 530 294 |
1 219 954 |
2 548 634 |
310 340 |
1 337 684 |
Из таблицы 1 следует, что количество предприятий малого бизнеса в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилось на 742151 предприятие (рост на 123,1 %), а в 2014 году – на 185445 малых предприятий (рост на 13,8 %).
Число прибыльных предприятий малого бизнеса с каждым годом растет и превышает количество убыточных предприятий. Так, в 2013 году увеличение составило 586052 малых предприятий (118,1 %), а в 2014 году – 137872 (12,7 %). Однако и количество убыточных предприятий также увеличивается. Например, в 2013 году их численность возросла на 156099 предприятий (рост на 146,3 %), а в 2014 году – на 47573 (рост на 18,1 %). Проанализировав динамику роста суммы прибылей и суммы убытков предприятий малого бизнеса можно отметить, что данные показатели с каждым годом растут, значительны суммы убытков.
Одной из важнейших характеристик стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость, которая свидетельствует о превышении доходов над расходами и эффективном использовании денежных средств. Внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия выступает его платежеспособность, отражающая способность своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из операций платежного характера [5].
Оценка значения малого бизнеса в экономической жизни страны отражается показателями рентабельности, являющимися одними из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующими уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе его хозяйственной деятельности [6]. Рентабельность более полно характеризует окончательные результаты хозяйствования предприятия [5].
Показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности проданных товаров (продукции, работ, услуг) и рентабельности активов, как самых значимых показателей прибыльности, либо убыточности малых предприятий в России и их динамика представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Платежеспособность, финансовая устойчивость и показатели рентабельности малых предприятий в России (%)
Показатель |
Норматив |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Отклонение (+/-) 2013 г. к 2012 г. |
Отклонение (+/-) 2014 г. к 2013 г. |
Коэффициент текущей ликвидности |
≥ 2,0 |
111,8 |
295,8 |
173,3 |
184 |
-122,5 |
Коэффициент автономии |
> 0,7 |
46,4 |
14,9 |
28,5 |
-31,5 |
13,6 |
Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг) |
- |
3,7 |
5,3 |
5,4 |
1,6 |
0,1 |
Рентабельность активов |
- |
2,5 |
1,1 |
1,8 |
-1,4 |
0,7 |
Из таблицы 2 видно, что коэффициент текущей ликвидности, являющийся показателем платежеспособности предприятия в 2012-2014 гг. отвечает нормативному значению, следовательно, малые предприятия в России за исследуемый период времени являются платежеспособными. Причем, в 2013 году по сравнению с 2012 годом значение коэффициента текущей ликвидности увеличилось на 184 %, а вот в 2014 году снизилось на 122,5 %.
Показателем финансовой устойчивости предприятия является коэффициент автономии, который также отвечает нормативному значению за все три года. Однако в 2013 году происходит снижение коэффициента автономии на 31,5 %, а в 2014 году значение возрастает на 13,6 %, что говорит о финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса в России за исследуемый период.
Все показатели рентабельности за исследуемый период времени довольно высокие, что свидетельствует о прибыльности предприятий малого бизнеса. Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг) в 2013 году увеличилась на 1,6 %, в 2014 году – всего на 0,1 %. Рентабельность активов, наоборот, в 2013 году снизилась на 1,4 %, а в 2014 году возросла на 0,7 %.
Таким образом, в современной рыночной экономике развитие малого бизнеса является главным фактором создания конкурентоспособной экономики страны. Малые предприятия составляют для российской экономики весьма важный сектор. Однако возможности малого бизнеса в России на современном этапе пока еще не используются на полную мощность и значительно отстают от развитых стран. Для повышения эффективности работы малых предприятий и улучшения их финансового состояния первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), а также роста прибыли. Успешное развитие малого бизнеса зависит еще и от умения приспосабливаться, оперативно менять свой профиль, а также иметь четкую информацию о рыночной конъюнктуре.
На современном этапе развития малого бизнеса правительство Российской Федерации прилагает значительные усилия по его поддержке и развитию, принятию нормативных актов, осуществлению бюджетной, налоговой политики, направленной на поддержку товаропроизводителей [1], совершенствованию системы государственных закупок [7], другие программы.
Так, с 2014 года определен объем закупок, который заказчики обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций – не менее 15 % совокупного годового объема закупок. Закупаться могут любые товары − сельскохозяйственная продукция, научное оборудование, услуги информационных агентств и даже услуги по уборке. Важным инструментом поддержки малого бизнеса является возможность установления заказчиком требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа малых предприятий. Значимым фактом является увеличение начальной цены лота – с 15 до 20 млн. руб. Внесенный в Государственную думу законопроект предусматривает увеличение с января 2016 года доли закупок у субъектов малого предпринимательства до 25 %.
По данным Министерства экономического развития по прямым контрактам малые предприятия в 2015 году получили более 490 млрд. руб., что превышает показатель 2014 года на 41 % и свидетельствует о выполнении установленной законодательством квоты (15 %) закупок у субъектов малого предпринимательства [7].
В разработанной Министерством экономического развития России Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны запланировано, что к 2020 году субъекты малого предпринимательства достигнут следующих показателей:
− в ВВП России удельный вес малых предприятий будет занимать 30 %;
− доля предприятий малого бизнеса среди всех субъектов предпринимательства будет составлять 80 %;
− число занятых в сфере малого бизнеса возрастет до 60 % населения страны и др.
Несмотря на то, что в России малые предприятия сталкиваются с серьезными проблемами, которые связаны с характером собственности и размером предприятий, они отвечают социально-экономическим интересам страны, являясь мощным источником развития, позволяющим создавать новые ценности и приумножать национальное богатство.
Библиографический список
- Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка товаропроизводителей. // Экономист. 2011. № 9. С. 90-92.
- Горфинкель В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: уч. пособие / В.Я. Горфинкель. М.: Юнити-Дана, 2014. 336 с.
- Дадаханова Р. Р. Современное состояние малого предпринимательства в России // Молодой ученый. 2013. №5. С. 359-360.
- Федеральная служба государственной статистики: Малое и среднее предпринимательство в России / Росстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/Main.htm
- Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): уч. пособие / Л.М. Бурмистрова. М.: ИНФРА-М, 2015. 224 с.
- Погонев С.В., Бочарова И.Ю. Разработка модели эффективного развития предприятий. //Интеграл. 2012. № 4. С. 91.
- Рыманов А.Ю. Анализ системы государственных закупок. // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 16 (367). С. 40-44.