РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Бурлакова Юлия Владимировна1, Быкова Надежда Сергеевна1
1Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина

Аннотация
В статье рассматривается развитие инновационной деятельности в России в области кадрового обеспечения в современных рыночных условиях, проводится анализ текущего состояния инновационной системы Нижегородской области. На основе Концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года ставятся цели и задачи для усовершенствования инновационной деятельности Нижегородской области в обеспечении квалифицированными кадрами.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная культура, кадровое обеспечение, эффективность


DEVELOPMENT OF STAFFING OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

Burlakova Yuiya Vladimirovna1, Bykova Nadezda Sergeevna1
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Abstract
The article deals with the development of innovative activity in Russia in the field of personnel provision in modern market conditions, the analysis of the current state of the innovation system in the Nizhny Novgorod region. Based on the Concept of innovative development of Nizhny Novgorod region until 2020 are the goals and objectives for improvement of innovative activity in the Nizhny Novgorod region in the provision of qualified personnel.

Keywords: efficiency, innovation activity, innovation culture, staffing


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Бурлакова Ю.В., Быкова Н.С. Развитие кадрового обеспечения инновационной деятельности на примере Нижегородской области // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14989 (дата обращения: 25.02.2024).

Современная Россия является участником глобальных интеграционных сетей и ее положение в мире кардинально отличается от прошлого века. В связи с этим встает вопрос: как можно занять стабильную позицию в мире и разработать стратегию устойчивого и успешного развития. Всем известно, что рыночная экономика вносит коренные изменения, воздействуя на все сферы жизнедеятельности страны, и требует совершенствования механизмов управления и регулирова­ния социально-экономических процессов. Как отмечает исследователь в области менеджмента НИОКР Г. Я. Гольдштейн: Россия в силу геополитических факторов должна формировать автономное поведение в мирохозяйственных процессах, опираясь на конкурентоспособность своей экономики. Масштабы и темпы развития науки и инновационной сферы должны обеспечить соответствие потенциала России уровню мирового научно-технического прогресса. [1]

Развитие инновационной деятельности в России в области кадрового обеспечения в современных рыночных условиях определяет актуальность выбранной темы. Конкуренция и мобильность – основные  направления экономической деятельности человека и поэтому главная составляющая человеческого капитала — образование, приобретает все более высокую ценность.[2] При этом зачастую проблема заключается не только в уровне профессионального образования, подготовки квалифицированных специалистов и ученых, но и в изменении профессионального облика этих кадров, мотивированных, прежде всего, к инновационной деятельности, творчеству, инициативе, целеустремленных к нововведениям, настойчивых в их внедрении.

Инновационная деятельность – это научная, технологическая, организационная, финансовая и коммерческая деятельность, которая направлена на развитие и реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. [3]

Основным элементом, определяющим развитие инновационной системы в регионе, является кадровая составляющая инновационного потенциала. Кадры – это «движущая сила» инновационного потенциала, поэтому основной задачей для успешного функционирования является создание условий для развития кадрового потенциала и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах. При этом внимание государственных структур должно быть направлено к проблеме сохранения и развития интеллектуального потенциала инновационной системы региона. Эта проблема в современных условиях встает из-за резкого обострения противоречия между потребностями, объективно обусловленными закономерностями общественного развития и складывающимися условиями их удовлетворения. [4]

Экономисты и ученые, оценивая стратегические перспективы развития Нижегородской области, считают, что экономика региона достигла того уровня, когда для ее дальнейшего подъема необходимо переходить на принципиально новый путь развития — инновационный.

Ежегодно с целью мониторинга и управления команда Ассоциация инновационных регионов России (АИРР) публикует рейтинг инновационных регионов.  Так, в 2013 году Москва и Санкт-Петербург стали лидерами по уровню инновационного развития, набрав одинаковое количество баллов, вследствие изначально наиболее благоприятных условий для развития научной и инновационной деятельности.

Группу «сильные инноваторы» образовали тринадцать регионов. Среди наиболее инновационно-развитых, входящих в состав АИРР, такие как: Республика Татарстан, Томская и Самарская области, Пермский край, Калужская, Новосибирская, Нижегородская и Ульяновская области. При этом Республика Татарстан – наиболее инновационно-активный регион, возглавляющий Совет Ассоциации.

Республика Мордовия и Башкортостан, Красноярский край входят в состав группы «средне-сильных инноваторов». Для данных регионов характерно динамичное инновационное развитие, являющееся следствием целенаправленной политики региональных властей в данной сфере.

Иркутская и Липецкая область и Алтайский край составляют группу «средних инноваторов», где активная инновационная политика реализуется относительно недавно, но при этом указанные субъекты федерации рассматривают инновационный путь развития как перспективное направление специализации данных регионов.

Выше указано, что Нижегородская область занимает одну и передовых линий по уровню развития инноваций. Для дальнейшего развития инноваций экономики Нижегородской области создана Концепция инновационного развития Нижегородской области до 2020 года, принятая 31 июля 2013 года. В Концепции поставлены цели, которые заключаются в том, что регион должен обеспечить высокий уровень благосостояния населения, тем самым закрепив геополитическую роль России как одного из мировых лидеров. Согласно Концепции единственный возможный способ достижения этих целей – переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.[5]

Проанализировав текущее состояние инновационной системы Нижегородской области, было выявлено пять наиболее приоритетных направлений реализации Концепции. На их основе регион будет осуществлять организацию и управление инновационной деятельностью. Первое направление – повышение активности в области инноваций среди организаций Нижегородской области научной, научно-технической и промышленной сфер. Ко второму направлению относится увеличение числа

малых и средних инновационных предприятий области. Третье направление – это поддержка инновационной деятельности в Нижегородской области за счет  формирования результативной инфраструктуры. Создание правового поля для усовершенствования инновационной деятельности – четвертое направление. И пятое направление связано с проблемой кадрового обеспечения  инновационной деятельности в Нижегородской области.

Рассмотрим организацию и управление инновационной деятельностью в рамках Концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года на примере одного из направлений, а именно на обеспечении инновационной деятельности в Нижегородской области квалифицированными кадрами и повышении уровня инновационной культуры.

Целью направления является кадровое обеспечение реализации направлений Концепции. Во время подготовительной работы по реализации данного направления необходимо выполнить следующее: проанализировать потребности в обучении различных целевых групп, выбрать образовательные организации, привлечь и подготовить преподавателей, включить инновационные модули в учебные планы и программы образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, а также подготовить программы профессионального обучения.

В связи с этим, задачами направления стали:

1. Привлечение успешных руководителей предприятий, работающих в сфере инноваций, а также сотрудничество с различными образовательными учреждениями, для организации подготовки кадров для инновационных предприятий и производств, не исключая использование механизмов оказания государственной поддержки и целевой подготовки кадров.

2.      Установка государственных заданий для  образовательных организаций среднего профессионального образования по подготовке кадров для инновационных предприятий.

3. Организация на основе заказов инновационных предприятий прикладных квалификаций профессионального обучения на базе многофункциональных центров.

4. Помощь в организации производственной практики на инновационных предприятиях Нижегородской области для студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

5. Поддержка в  формировании научных и конструкторских школ.

6.  Содействие изобретательской деятельности, вовлечение студентов и молодых специалистов в творческий процесс.

Таким образом, чтобы добиться реальных результатов при реализации данного направления Концепции, необходимо обеспечить предприятия и организации Нижегородской области всех направлений реализации концепции квалифицированными кадрами; повысить эффективность работы между разными целевыми группами, которые вовлечены в реализацию Концепции; повысить до уровня международных стандартов квалификацию кадров в различных компаниях, консалтинговых организациях; обеспечить рост инновационной культуры участников инновационного процесса Нижегородской области.


Библиографический список
  1. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Издательство ТРТУ,1995.
  2. Маркова, С.М. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в Вузе: монография / С.М. Маркова; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО “Волжский государственный инженерно-педагогический университет”. – Нижний Новгород, 2008.
  3. О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области: постановление Законодательного собрания от 14 февраля 2006г. №4-3.
  4. Прохорова, М.П. Петровский, А.М. Инновационное развитие профессионального образования в условиях социального партнерства / М.П. Прохорова, А.М. Петровский // Наука и современность. – 2015. – № 1 (3). – С. 64-71.
  5. Об утверждении Концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года: постановление правительства Нижегородской области от 31 июля 2013 года № 504.


Все статьи автора «Быкова Надежда Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: