Актуальность исследования различных видов девиантного поведения в русле специальной психологии не вызывает сомнений. Задачей нашей работы является краткое рассмотрение суицидальных тенденций при различных вариантах дизонтогенеза.
Внешние формы суицидального поведения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью индивида [1].
Б. Н. Алмазов обследовал лиц подросткового возраста, намеренно нанесших себе порезы. При медицинском обследовании лишь у 15% не обнаружено психических отклонений. У остальных обследуемых диагностированы: пограничная степень умственной отсталости, психический инфантилизм, а в 50% случаев – акцентуации характера. А.Е. Личко связывает суицидальное поведение подростка с наличием определенного типа акцентуации характера. По его данным, при демонстративном суициде, 50% подростков имели гипертимно – истероидный, истероидный и истероидно – неустойчивый и типы, 32% – эпилептоидно – истероидный и эпилептоидный, и лишь 18% другие типы акцентуации. При этом суицидальные действия в большинстве случаев совершались личностями с сенситивным (63%) и циклоидным (25%) вариантами акцентуации [2].
При наличии такой модели дисгармонического развития, как психопатии, также присутствуют суицидальные тенденции. Подростки с неустойчивым типом психопатии проявляют склонность к демонстративным суицидальным попыткам. При истерическом типе также возможны демонстративные суицидальные проявления (надрезы в области запястья, пероральный прием медикаментов). Данные попытки предпринимаются с расчетом на психическое воздействие на определенных лиц. Этиологией таких суицидальных актов является недостаток внимания со стороны определенных лиц, ущемленное самолюбие, желание заслужить ореол мученика [3].
Суицидальные тенденции присутствуют при общем психическом недоразвитии. В пубертатном периоде психотравмирующий характер носят ситуации, связанные с переживанием неполноценности, невозможностью принимать активное участие в жизни здоровых сверстников, неправильное, негативное отношение окружающих к подростку с умственной отсталостью. Обозначенные условия могут явиться мощным катализатором к развитию реактивных состояний с субдепрессией, суицидальными мыслями, переживаниями и попытками [3].
Психическое развитие подростков с двигательными (церебральным параличом) и речевыми нарушениями относят к группе дефицитарного.
Осознание и глубокое переживание имеющихся нарушений наблюдается именно в подростковом возрасте. У подростков с церебральным параличом суицидальные тенденции встречаются достаточно часто. Этиологией их возникновения могут являться: потеря родительской любви, чувства отвержения и одиночества, недовольство внешним обликом [4].
Аффективные суицидальные поступки характерны преимущественно для эмоционально-лабильных подростков, чаще с гиперкинетической формой церебрального паралича.
Различные речевые нарушения, так или иначе, препятствуют адекватной реализации речевой функции, затрудняют возможности межличностной коммуникации и социальной адаптации. При этом у подростков с нарушениями речи формируется фиксированность на дефекте, которая накладывается на индивидуальные психологические особенности. Это является причиной появления эмоционального напряжения, тревожности, возбудимости, импульсивности, аффективных реакций [5]. Вышеперечисленные проявления вполне реально могут стать основой для формирования суицидального поведения.
Итак, различные формы суицидального поведения характерны для подростков с разными вариантами дизонтогенетического развития. Это в свою очередь, обуславливает проведение мероприятий по своевременной диагностике и профилактике рассматриваемой девиации. Следовательно, ощущается потребность исследований подобного рода, имеющих междисциплинарный характер.
Вопросы диагностики и профилактики суицидального поведения у обозначенной категории подростков затрагивались в ряде работ авторов нашего региона [6,7,8,9,10].
При разработке диагностических, коррекционных, профилактических мероприятий в рассматриваемом аспекте, необходимо учитывать взаимосвязь суицидальных проявлений с психологической симптоматикой того или иного вида дизонтогенеза.
Библиографический список
- Шаров А.А. Характеристика суицидального поведения как варианта аутоагрессии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59029 (дата обращения: 23.04.2016).
- Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие. Мн.: Аверсэв, 2004. - 365 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. 608 с.
- Немкова С. Психологические аспекты реабилитации детей – инвалидов [Электронный ресурс] URL: http://www.orlenok- kmv.ru/room9.html (дата обращения: 23.04.2016).
- Калягин, В.А. Логопсихология: Учебное. Пособие. М.: Академия, 2006. 320 с.
- Шаров А.А. Особенности психодиагностики суицидального риска у подростков // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14032 (дата обращения: 23.04.2016).
- Шаров А.А., Рудзинская Т.Ф. Влияние семьи на склонность к суицидальному риску в детском и подростковом возрасте // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования: Сборник статей молодых исследователей. – М.: Издательство «Перо», 2015. С. 167-173.
- Рудзинская Т.Ф., Шаров А.А. Мотивационный аспект суицидального поведения // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Новосибирск, 2015. С.143-145.
- Колчина А.Г. Психологические механизмы формирования суицидального поведения подростков с церебральным параличом // Психология обучения.2015. № 2. С. 87-100.
- Куприянчук Е.В. Динамика суицидальных представлений у подростков // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 5. С.50-57.