На современном этапе развития общественно-политических отношений одним из методов реализации законности, а также эффективной деятельности органов государственной власти и муниципального управления является общественный контроль.
Общественный контроль является необходимой составной частью демократического общества, в связи с этим гражданскому обществу необходимо владеть современными эффективными способами контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов. Можно с уверенностью сказать, что роль общественного контроля в современных условиях существенно возрастает в сфере борьбы с коррупцией, укреплению взаимодействия структур гражданского общества с государственной и муниципальной властью. Он способствует получению населением сведений о деятельности, принятых решениях органами государственного и муниципального управления, реализованных ими функций, а также выявлению недочетов в работе органов власти в целях повышения эффективности их деятельности.
Общественный контроль представляет собой деятельность субъектов общественного контроля, которая реализуется для наблюдения за функционированием органов государственной власти и муниципального управления, государственных, муниципальных организаций и учреждений, а также других органов и организаций, учреждений, которые могут осуществлять отдельные публичные полномочия в соответствии с федеральными законами
Граждане Российской Федерации имею право на участие в реализации общественного контроля лично, а также если являются участниками общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов.
Общественный контроль, который является неотчуждаемым элементом системы управления в любом демократическом государстве, должен стать механизмом обеспечения не только гласности и прозрачности деятельности власти, но и ее эффективности. При помощи общественного контроля возможно достижение как соблюдения всеми субъектами управления законодательства, так и обеспечения широкого участия общественности в процессах управления, учета интересов общественности при принятии решений, которые дальше будут реализовываться [1, с. 193].
Выделим следующие цели общественного контроля:
–вовлечение органов муниципальной и государственной власти и общественности к актуальным проблемам страны, региона, муниципального образования и стимулирование их решения;
–устранение злоупотребления полномочиями и нарушения законодательства, контроль соблюдения прав человека;
–повышение качества оказания услуг населению и качества работы муниципальных, государственных служащих.
По причине решения данных задач можно с уверенностью утверждать о необходимости создания органов общественного контроля, наделением их механизмом функционирования, а также соответствующими правами. Общественный контроль становится сегодня приоритетным направлением в механизме реализации принципа гласности[2].
Одним из субъектов общественного контроля является Общественная палата Российской Федерации. На региональном же уровне как механизм взаимоотношений между органами власти и институтами гражданского общества выступают Общественные палаты субъектов Российской Федерации. Общественная палата является связующим звеном во взаимодействии граждан, общественных организаций и органов государственной власти, учитывает интересы, потребности населения региона, также защищает права граждан и осуществляет общественный контроль за органами власти.
В субъектах РФ должен регулярно проводится анализ текущих результатов работы Общественной палаты за текущий год с последующим написанием Ежегодных докладов о состоянии гражданского общества в регионе. В своём Ежегодном докладе Общественная палата предоставляет данные, которые должны носить рекомендательный характер для органов государственной власти для последующего их использования при формировании концепции социального, экономического и политического развития региона. .
Возникновение Общественной палаты субъекта РФ способствует появлению нового способа взаимодействия населения области с органами власти. Но, анализируя, взаимоотношения между населением и властью, следует выявить следующие проблемы:
- Большая часть населения многих регионов РФ не осведомлена о существовании такого субъекта общественного контроля, как Общественная палата. Социологические исследования, определяющие информированность населения о деятельности данного органа, свидетельствуют о том, что следует своевременно освещать население о функционировании данного субъекта общественного контроля. В другом же регионе существует проблема пассивности населения в решении значимых вопросов по причине разрешения каких-либо своих личных вопросов или же попросту незаинтересованности в данной деятельности.
- Социологические опросы, проводимые в субъектах РФ, указывают на то, что немаловажной проблемой является отсутствие у населения доверие к работе Общественной палаты субъекта и действительной возможности вовлечения в процесс принятия каких-либо важных властных решений, а также многие регионы не обладают весомыми успехами в осуществлении работы Общественной палаты.
- Следует также отметить, что в каждом регионе РФ должен быть сайт Общественной палаты субъекта РФ, но при этом существует недостаточная информированность общественности некоторых субъектов РФ о деятельности данного субъекта общественного контроля.
- В ряду регионов социологические опросы и исследования указывают на отсутствие должного уровня профессионализма и компетенции членов Общественной палаты субъекта, что является неприемлемым.
- В некоторых регионах также существует проблема недостаточного финансирования Общественных палат, в связи этим члены палат считают, что их деятельность во многом ограничена бюджетом.
В связи с преодолением данных проблем, целесообразным считаем развивать следующие направления:
- . Открытость и гласность Общественной палаты-одни из основополагающих ее принципов, которые может способствовать повышению доверия населения.. Общественной палате следует обеспечивать обратную связь с населением при помощи телевидения, Интернета, газет и журналов. Обязательным является постоянное обновление официального сайта Общественной палаты субъекта РФ, где должны быть размещены:
- новости именно по деятельности Общественной палаты, что уже осуществлено, и что планируется в будущем
- необходимо также создать раздел, где житель региона может вносить свои предложения по конкретным вопросам, высказывать свое мнение
- график приема граждан,
- контакты
На современном этапе развития гражданского общества очень важным является, , чтобы органы власти слышали людей, учитывали их мнение при принятии значительных для их региона решений. Для того чтобы гражданское общество в РФ развивалось, взаимодействовало с органами власти, необходимы согласованные действия между властью и общественным сектором.
- Следует информировать населения о проблемах региона, тем самым формировать гражданскую позицию через потребность устранить данные проблемы. Ответственная гражданская позиция также может формироваться через образование, воспитание, культуру, национальные традиции, а также через обязательный диалог с властью, который может быть основан на высказывании проектов, предложений, программ по развитию региона. Функционирование Общественной палаты должно способствовать реализации в обществе принципов взаимоуважения, терпимости и толерантности
- Компетенция членов Общественной палаты недостаточная: им часто не хватает соответствующего уровня квалификации. Необходимы подготовка, повышение квалификации членов палаты и экспертов, привлекаемых на постоянной основе для проведения общественного контроля[3].
- Еще одним направлением является совершенствование федеральное законодательство в части обеспечения органами власти необходимым бюджетом Общественные палаты для должного исполнения своих функций и для поддержки общественных инициатив.
Конечно, данные задачи не могут приведены в действие стремительно. В зависимости от сложности определенного направления, высококвалифицированных кадров, финансовой обеспеченности, от эффективного взаимодействия членов Общественной палаты и населения, путь к построению гражданского обществу может быть сложен.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что Общественные палаты субъектов РФ являются основными субъектами общественного контроля, которые при эффективном взаимодействии с населением будут способствовать процветанию региона в социальной, экономической, политической и культурной сферах. Общественные палаты имеют существенную роль в формировании гражданского общества в РФ, они призваны стать связующим звеном в диалоге между властью и народом.
Библиографический список
- Михеева Т.Н., Белоусов Е.И. Общественный контроль на муниципальном уровне: анализ новелл законодательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 177-178.
- Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Самара, 2003.
- Потанина Е.А. Деятельность Общественной палаты Мурманской области: социологический анализ итогов работы в 2009-2011 годах // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 8. С. 15-16.