ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Сундеева Марина Олеговна1, Татаренко Мария Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме трудоустройства выпускников высших учебных заведений в условиях интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство (Болонский процесс). Даны сравнительные характеристики понятий "занятость" и "трудоустройство". Анализировано исследование, проведенное ассоциацией классических университетов России и Центром изучения проблем профессионального образования, по оценке участия России в Болонском процессе. Приведены примеры основных служб поддержки трудоустройства студентов, а также выявлены основные показатели их неэффективности. Повествуется о деятельности студенческого кадрового агентство «Мининский», действующего на базе факультета управления и социально – технических сервисов нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Ключевые слова: болонский процесс, выпускники, занятость, инновационное развитие, мониторинг карьеры, службы поддержки трудоустройства, трудоустройство


EMPLOYMENT OF GRADUATES AS AN INDICATOR OF RUSSIA'S INTEGRATION INTO THE EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE

Sundeeva Marina Olegovna1, Tatarenko Maria Andreevna1
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, student

Abstract
This article is devoted to the problem of employment of graduates of higher educational institutions in the integration of Russian Federation into the European educational space (Bologna process). Comparative characteristics of the terms "employment" and "employment". Analyzed research conducted by the Association of classical universities of Russia and the Center for the study of problems of vocational education, the assessment of Russia's participation in the Bologna process. Examples of basic services support the employment of students, as well as basic indices of their ineffectiveness. Focuses on the activities of the student recruitment Agency "Minin", acting on the basis of the faculty of management and socio – technical services of the Nizhny Novgorod state pedagogical University Kozma Minin.

Keywords: Bologna Process, career monitoring, employment, graduates, innovative development, occupancy, support of employment


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сундеева М.О., Татаренко М.А. Трудоустройство выпускников вузов как показатель интеграции России в европейское образовательное пространство // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14774 (дата обращения: 25.02.2024).

Инновационное развитие системы образования, а также участие России в  Болонском процессе, который предусматривает создание в Европе единого образовательного пространства, привело к осуществлению в отечественной высшей школе перехода  на уровневую систему высшего профессионального образования [2,3]. Данный процесс оказывает  существенное воздействие на координирование целей и результатов образования, на основании  реально существующих потребностей студентов, выпускников вузов, работодателей и общества. По мнению  социолога Самсона Балановский, именно трудоустройство выпускников вузов является одним из основных факторов оценки эффективности системы образования [5].

Определения понятий “занятость” и “трудоустройство” неразрывно связаны между собой в качестве цели и средство ее достижения. Каждое из этих терминов рассматривается в двух аспектах: широком и узком [4].

Под трудоустройством в широком смысле понимается совокупность мероприятий различного характера (экономических, организационных, финансовых, правовых, медицинских), касающихся обеспечения занятости трудоспособного населения.

В узком же значении –  это осуществляемый процесс поиска безработными, при содействии государственных органов и негосударственных организаций, подходящего вакантного рабочего места, устройство на работу, а также подбора работодателями необходимого кадрового состава.

Занятость в широком смысле предполагает деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не вступающих в противоречие с законодательством РФ, как правило, приносящая им определённый заработок либо иной трудовой доход.

В узком значении – это  обеспечивающая регулярный заработок и иной доход трудовая деятельность по любым основаниям (например, по найму), период осуществления которой зачисляется в трудовой стаж, который, в свою очередь, даёт право на государственное социальное страхование (обеспечение пособиями, пенсиями и предоставление льгот для работающего населения).

Так как “занятость” и “трудоустройство” в качестве понятий имеют неразрывную связь между собой, в качестве цели и средства ее достижения, необходим документ, регулирующий процесс трудоустройства. Общие вопросы, касающиеся занятости и трудоустройства, урегулированы Законом РФ от 19 апреля 1991г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) “О занятости населения в Российской Федерации” [4].

Существует две формы трудоустройства граждан:

  • прямое (самостоятельное) обращение к работодателю по поводу работы;
  • обращение к посреднику, в государственные органы по вопросам занятости – территориальные органы Министерства труда России по месту жительства либо в негосударственные организации по содействию занятости населения, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности [4].

По окончании ВУЗов перед молодыми людьми встаёт вопрос о дальнейшем трудоустройстве, о занятости молодёжи во время экономического кризиса.

Проблема карьерной перспективы выпускников ВУЗов существовала всегда, но развитие экономической ситуации в Европе в последние 10 лет заставили рассматривать ее более детально. Непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей – всё это в результате приводит к тому, что молодой специалист обращается в службу занятости или же вынужден сам искать работу, чаще всего устраивается на работу не по специальности и заново переучивается [6].

Исследование по оценке вхождения России в Болонском процессе проводилось в 2014 г. ассоциацией классических университетов России и Центром изучения проблем профессионального образования. В рамках исследования был осуществлён экспертный анализ результатов данных анкетирования, проведённого в ряду проректоров по учебной работе и студентов в российских вузах. На основе проведённого исследования был подготовлен материал, необходимый для Национального доклада РФ к конференции министров образования стран Европейского пространства высшего образования. Опрос состоял из  большого блока вопросов, касающихся  научного анализа рынка труда и его учета в образовательной политике; о производственной практике; о правовых нормах, касающихся трудоустройства выпускников, об отслеживании трудоустройства и карьеры выпускников, в том числе устроившихся на работу по специальности, а также о наличии в университетах служб поддержки трудоустройства студентов [1].

В процессе исследования было установлено, что к категории «службы поддержки трудоустройства студентов» относятся службы методической поддержки (кураторство (90%), службы профориентации и трудоустройства (87%), а так же службы психологического консультирования (67%)). По конечным результатам анкетирования было выявлено, что карьера выпускников отслеживается в 84% образовательных организациях высшего образования. Исследования карьеры чаще раза в год проводится менее чем в 40% образовательных учреждениях. Процент студентов, трудоустроенных с помощью оказания поддержки университетской службы по трудоустройству точно не определен (мнения не согласованны). Что касается наличия в образовательных организациях высшего образования специально разработанных совместно с работодателями образовательных программ, 84% респондентов утверждают, что они существуют, 16% – признают их отсутствие [1].

В России же единый мониторинг карьеры выпускников не проводится. Анализ карьеры выпускников образовательных организаций высшего образования не системный, имеет разные цели и функции и не может полностью дать подробную картину, касающуюся трудоустройства выпускников вузов. Имеется трудность и в анализе оценивания влияния учебного заведения на последующую карьеру выпускника. Из-за отсутствия полноценной системы трудоустройства выпускников возникают затруднения с  выявлением эффективности высшего образования, в том числе востребованности профессий на рынке труда, что является весьма значимым фактором трудоустройства [1].

Всё вышесказанное приводит к выводу о  необходимости создания единой продуманной системы трудоустройства студентов.

Для решения проблем, возникших в  сфере трудоустройства, Министерство образования РФ в 2001 году приняло решение о необходимости  создания полноценной системы содействия трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Основу данной системы должны составлять  центры содействия занятости и трудоустройству выпускников, которые будут созданы на базе всех учреждений профессионального образования России.

На наш взгляд, данная система, должна включать в себя следующие элементы:

  1. службы методической поддержки;
  2. службы профориентации и трудоустройства (отделы трудоустройства и обеспечения практики студентов);
  3. службы психологического консультирования;
  4. студенческие кадровые агентства;
  5. единая система мониторинга трудоустройства студентов по специальностям по  окончании профессиональных заведений.

Службы поддержки трудоустройства студентов вуза существуют  в некоторых профессиональных учебных заведениях  города Нижнего Новгорода. Так, к примеру, на Факультете управления и социально – технических  сервисов в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина одним из звеньев сектора профориентации на факультете является студенческое кадровое агентство «Мининский», целями которого являются:

1. формирование базы студентов факультета, желающих реализовать приобретенные знания и компетенции на предприятиях Нижнего Новгорода с учетом графика обучения очной формы (гибкий график);

2. поиск заинтересованных работой специалистов, подготавливаемых Факультетом Управления и социально-технических сервисов и готовых с ними сотрудничать на условиях как полной, так и частичной занятости;

3. оказание помощи студентам в разработке резюме;

4. активное сотрудничество с центром содействия трудоустройству выпускников и организации практик Мининского университета с целью расширения клинических баз практик студентов.

Для решения поставленных целей и задач для студентов на факультете организуются различные мероприятия, такие как  «День тренингов», «День карьеры», мастер-классы разной направленности, вебинары и другие.

Что касается отдела трудоустройства и практики студентов, в его основные функции должен входить перечень следующих задач:

Во – первых, практическая помощь, а также содействие трудоустройству студентов учебных заведений.

Во – вторых, информационная поддержка и методическое обеспечение, в том числе анализ наиболее перспективных направлений при обеспечении трудоустройства и занятости студентов и выпускников вузов (взаимодействие с организациями и учреждениями, оказывающими влияние на рынок труда студентов и молодых специалистов; с Межрегиональным координационно- аналитическим отделом, связанныс с проблемами трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников и студентов учреждений высшего профессионального образования; взаимодействие с центром занятости населения города).

В – третьих, выявление, а также анализ практики трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием, как на территории России, так и за рубежом.

В – четвёртых, анализ рынка труда молодых специалистов высшей квалификации: периодический статистический анализ; изучение особенностей и специфики рынка труда молодых высококвалифицированных специалистов в России; создание и своевременное обновление базы данных вакансий и работодателей; регистрация в базе данных заявок, поступающих от студентов и выпускников, в том числе их резюме, пожелания к трудоустройству. Обеспечение информационной помощью в процессе поиска вакансий [5].

Центры трудоустройства вузов должны осуществлять оказание информационной и практической помощи учащимся студентам и выпускникам вузов различных форм обучения во временном и постоянном трудоустройстве, а также должны содействовать в поиске предприятий, необходимых для прохождения стажировок и преддипломной практики. Для реализации этой цели Центр должен решать следующие задачи:

− создавать и своевременно проводить обновление баз данных учащихся и выпускников, баз данных вакансий для временной и постоянной работы (база работодателя);

− предоставлять доступ к базам данных крупных кадровых агентств и работодателей;

− оказывать консультации и психологическую помощь в процессе трудоустройства;

− взаимодействовать с предприятиями-работодателями;

− проводить анализ потребностей предприятий и организаций в специалистах;

− организовывать и проводить ярмарки вакансий и встречи с фирмами – работодателями [6].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что проблема трудоустройства выпускников вузов на сегодняшний день остается весьма  актуальной и требует особого внимания. Существует необходимость более детального изучения трудностей, с которыми сталкиваются молодые специалисты при поиске работы. Системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования также нуждаются в совершенствовании.  Так, во многих учреждениях отсутствуют организации, способствующие трудоустройству выпускников, которые, в свою очередь, активно содействовали бы данному процессу, оказывая помощь молодежи в адаптации к современному рынку труда.  Единый мониторинг карьеры выпускников позволил бы  учебному заведению высшего образования получать информацию о трудоустройстве выпускников, на основе которой можно было бы анализировать и прогнозировать востребованность круга специальностей на рынке труда.


Библиографический список
  1. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Караваева Е.В., Муравьева А.А. Россия в Европейском пространстве высшего образования. – М.: Издательство Московского университета, 2015, с. 64
  2. Маркова С.М. Подготовка педагогов к профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе. – Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО “Волжский государственный инженерно-педагогический университет”, 2008, с.187
  3. Прохорова М.П. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании. – М.: Наука и школа, №5, 2011, с. 4-6
  4. Правовое регулирование трудоустройство граждан в Российской Федерации [электронный ресурс] URL: http://rudiplom.ru/lekcii/pravo/trudovoe_pravo/6.html дата обращения: 17.03.2016
  5. Проблема трудоустройства выпускников вуза [электронный ресурс] URL: http://www.poznaysebia.com/2013/08/28/problema-trudoustroystva-vyipusknikov-vuzov/ дата обращения: 17.03.2016
  6. Малин С.В. Анализ деятельности центров содействия трудоустройству выпускников вуза. – М.: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, №32, 2013


Все статьи автора «Сундеева Марина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: