Актуальность данной проблематики заключается в практическом отсутствие социально – педагогических методик по профилактике внутригрупповых конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Формирование конфликтных ситуаций обычно рассматривают как симптомы неудачных отношений, а социально – педагогическая работа направлена на регулирование конфликтного поведения. Предварительный поиск причин возникновения разногласий, приводящих к конфликтному поведению, в научно – педагогической литературе не проводится, поэтому работа педагога связанная с регулированием конфликтов у детей старшего дошкольного возраста является неэффективной.
Конфликты у старших дошкольников имеют свою выраженную своеобразность, определяемую одновременным влиянием конфликтогенных факторов различного происхождения, а так же возрастными особенностями детей. Практика показывает, что наиболее распространенными методами преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников является нейтрализация агрессивных и враждебных действий, разведение конфликтующих сторон, преодоление конфликтогенных факторов. Все эти методы значительно снижают внутригрупповое взаимодействие старших дошкольников. Однако готовность ребенка преодолеть конфликтную ситуацию должна формироваться в особых условиях, создание которых является предметом успешной практической работы педагога, владеющих методами благополучного разрешения конфликтов среди детей старшего дошкольного возраста.
Общение в кругу сверстников играет одну из важнейших ролей в жизни старших дошкольников. Оно является условием успешного становления общественно значимых качеств личности ребенка, проявление и развитие начал внутригруппового взаимоотношений детей. Изучение расхождений в развитии внутригрупповых отношений на самых первых этапах становления личности старшего дошкольника представляется актуальным и особенно важным. Прежде всего, потому, что внутригрупповой конфликт во взаимодействиях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками может выступить в качестве одной из главных угроз для личности ребенка. Опасность, прежде всего в том, что становление связей внутригрупповых взаимоотношений у старших дошкольников в связи с их особенностью возраста может определить дальнейшую сформированность личности ребенка к новому школьному коллективу, и даже в последующей деятельности, препятствовать полноценному развитию отношений со сверстниками, собственному миропониманию. Специфика общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками наиболее ярко выражены эмоциональными правлениями, которые сопровождаются руководящими нотами, визжанием, криками, слезами или смехом. В общении между детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые требуются соблюдать, в общении с взрослыми. Дошкольнику ощутимо важно высказать свое мнение, чем выслушивать мнение товарища, все эти разногласия приводят к тому, что беседа часто не удается, потому, что каждый хочет рассказать о своем, перебивая, и не слушая друг друга. Несмотря на изменение контактов в группе сверстников, в любом из периодов детства наблюдаются конфликты между детьми.
В развивающийся конфликтной ситуации с ребенком нужно использовать подход, который бы соответствовал определённым обстоятельствам и при котором мы могли бы чувствовать себя наиболее спокойно. Наилучшими консультантом в выборе подходящего подхода к разрешению конфликта является наличие жизненного опыты и желание не осложнять данную ситуацию и не доводить ребенка до психических потрясений. Можно, например, пойти на компромисс, приспособиться к потребностям дошкольника; уходить от обсуждения конфликтных вопросов; использовать стиль общения для лучшего разрешения наиболее важных противоречий обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликта старших дошкольников является осознанный выбор оптимальной стратегии поведения. Таким образом, преодоление внутригрупповых конфликтов у детей старшего дошкольного возраста – это система мер, направленная на предупреждение, а также на оптимальный поиск путей выхода из конфликтной ситуации. Предотвращение конфликтов между детей старшего дошкольного возраста заключается в создании таких оптимальных условий, когда каждый ребенок будет способен развить в себе качества хорошего товарища. Хорошим результаты данной деятельности будет общие преодоление конфликтующими сторонами конфликтной ситуации посредством совместная деятельность. Организуемая деятельность должна быть значимой для всего коллектива в целом и соответствовать индивидуальным возможностям детей.
В последние годы психологии и педагоги уделяют большое внимание изучению системы регулирования внутригрупповых конфликтов детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрев факторы, влияющие на конфликтность ребенка внутри группы, появилась необходимость в разработке эффективной социально-педагогической модели решения конфликтов во внутригрупповом взаимодействии детей старшего дошкольного возраста. Модель состоит из нескольких компонентов:
1) Личный пример педагога. Педагог в МДОУ обязан заложить в детях основы начального обучения, и тем самым обеспечить высокое качество начального образования, что является фундаментом для последующего образования подрастающего поколения. Сам педагог не только обучает первоначальным азам предметных знаний и предметным умениям, но и осуществляет всестороннее формирование и развитие личности на данном этапе образования. Поэтому педагог должен ставить себя перед детьми таким образом, чтобы дети старались во всем походить на него.
2) Игра. Известно, что в игровой форме дети усваивают материал намного быстрее и лучше, т.к. игра формирует в них интерес к своей деятельности. Игра должна стать частью обучения по разрешения конфликтных ситуаций во внутригрупповых взаимоотношений детей, которую педагог поручает своим воспитанникам.
3) Обсуждение в кругу. Это следующий компонент нашей модели. Дети должны высказывать свою точку зрения, глядя друг другу в глаза. Постановка столов кругом делает обсуждение похожим на беседу. Дети начинают чувствовать себя более комфортно. Причем педагог должен сесть вместе с детьми, «стать самим ребенком».
4) Парная и групповая работа на уроках. После обсуждения в кругу необходимо разбить детей на несколько групп и дать задание каждой из них. В группе дети стараются помочь друг другу, т.к. от этого зависит и оценка каждого. Такая работа поможет сделать детей более сплоченными и научит отвечать за своего «напарника».
5) Работа с родителями. О достижениях своих воспитанников педагог должен рассказывать их родителям, давать им рекомендации по выполнению заданий дома с ребенком. Комплексное занятие с детьми (и в МДОУ, и дома) поможет построить условия для разрешения внутригрупповых конфликтов в детском коллективе в короткие сроки.
Проблема сформированности педагога к благополучному разрешению внутригрупповых конфликтов детей старшего дошкольного возраста должна базироваться на таких принципах как: разрешение конфликта с учётом его внутренних противоречий, эмоциональном состоянии конфликтующих сторон, и конфликтологическом умении разрешать конфликты. Все это может служить о том, что интерес к урегулированию конфликтов в педагогической деятельности носит устойчивый и нарастающий характер. Желание педагога к разрешению внутригрупповых конфликтов у старших дошкольников, требует от педагога, чтобы основной объем знаний, полученных в ходе обучения в вузе, был сформирован как узкоспециальные знания по теории конфликтов в своей профессиональной деятельности. Эти знания включают в себя определение понятия конфликт, особенностей конфликтологии, как научной дисциплины в целом. Несомненно, важны знания о тактиках и стратегиях поведения, применяемых в конфликтных ситуациях. Необходимо понимать особенности общения с «трудными детьми», выявлять эмоциональные переживаний среди дошкольников во время конфликтной ситуации, а также использовать знания о возрастных особенностях протекания внутригрупповых конфликтов среди детей старшего дошкольного возраста. Необходимо творческое понимание в разрешении противоречивости конфликтующих сторон, умение использовать конфликт в своих воспитательных целях. Педагогу в МДОУ необходимо интегрировать в свой процесс знания и методологию из таких наук как педагогика, психология, социология, физиология и.т.д.
Специфика конфликтов между детьми старшего дошкольного возраста определяется, прежде всего, особенностями самого образовательного процесса в МДОУ, возрастными критериями развития дошкольников и самой организацией воспитательного процесса в конкретном детском образовательном учреждении.
Проявление и распространение разнообразных противоречий, приводящих к конфликтному поведению в группе детей старшего дошкольного возраста, является следствием объективных особенностей социально – педагогического процесса. Кроме этого важна не столько сама конфликтная ситуация, сколько острота её субъективных переживаний и характер влияния на внутригрупповое взаимоотношение дошкольников. Положительный смысл конфликта состоит в раскрытии для ребенка его собственного потенциала в преодолении и разрешения конфликтной ситуации. В связи с этим возникает проблема поиска форм и методов социально – педагогического регулирования внутригрупповых конфликтов детей старшего дошкольного возраста, что является успешной организацией для плодотворного и своевременного разрешения конфликтов у дошкольников.
Библиографический список
- Аникеева Н.П. Психологический конфликт в коллективе. М.: Просвещение, 1999. – 250с.
- Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социометрические исследования, 1994г. – № 5, -с. 142 — 147.
- Иванова Е.И. Эффективное общение и конфликты. – Рига,1999.- 69с.
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 176с.
- Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя, М.: «Просвещение», 1991. – 227, /1/с. – /психолог. наука – школе.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2010. – 720 с.
Количество просмотров публикации: Please wait