ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ

Федюк Роман Сергеевич1, Евдокимова Юлия Геннадьевна1, Козлов Павел Геннадьевич1, Мочалов Александр Викторович1, Тимохин Андрей Михайлович1, Муталибов Забур Алаудинович1
1Дальневосточный федеральный университет

Аннотация
Данная статья посвящена обзору форм и методов проведения занятий по военной топографии, способствующих улучшению учебного процесса. Проведенное исследование доказывает, что правильная подготовка к занятию помогает преподавателю раскрыть тему, улучшить понимание студентами учебной дисциплины. Приведены педагогические приемы, применяемые профессорско-преподавательским составом учебного военного центра ДВФУ.

Ключевые слова: педагогический приём, преподаватель, специальность, студент, университет, учебный военный центр.


PEDAGOGICAL ASPECTS OF STUDY THE MILITARY TOPOGRAPHY

Fediuk Roman Sergeevich1, Yevdokimova Yulia Gennadievna1, Kozlov Pavel Gennadievich1, Mochalov Alexander Viktorovich1, Timohin Andrei Mikhailovich1, Mutalibov Zabur Alaudinovich1
1Far Eastern Federal University

Abstract
This article reviews the forms and methods of employment for military topography conducive to the improvement of the educational process. The study shows that proper preparation for classes helps the teacher to develop a theme, to improve students' understanding of the discipline. Results pedagogical techniques used teaching staff of military training center FEFU.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Федюк Р.С., Евдокимова Ю.Г., Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Педагогические аспекты изучения военной топографии // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/04/14674 (дата обращения: 25.02.2024).

Ежегодно каждое второе воскресенье марта в нашей стране отмечается день работника геодезии и картографии. К сожалению, практически никто из студентов не знает про данную дату, что, вероятно, связано с недостаточным понимание важности топографической подготовки для студентов, как военных, так и гражданских специальностей. Попытаемся на примере плана учебной подготовки студентов в учебных военных центрах при университетах, доказать важность изучения данной дисциплины и возможные педагогические подходы при подготовке и проведении занятий по ней.

Ни для кого не секрет, что местность (рельеф местности) обладает определенными тактическими свойствами. Свойства местности, оказывающие влияние на организацию и ведение боя, применение оружия и боевой техники, принято называть тактическими свойствами. К основным тактическим свойствам относятся: проходимость местности, ее защитные свойства, условия ориентирования, условия наблюдения, маскирующие свойства, условия ведения огня и условия инженерного оборудования местности. В частности, защитные свойства местности – это способность рельефа и местных предметов ослаблять действие поражающих факторов различных видов оружия на личный состав и технику.

Здесь следует упомянуть первый педагогический прием, который позволит акцентировать внимание аудитории на важности своих слов, это – приведение примеров из своего опыта работы (службы). В частности, один из авторов статьи на занятии по военной топографии приводит следующий пример.

«Следует отметить, что умелая работа с картой позволяет иногда достигать самых невероятных результатов. Например, все из вас знают автомойку «Д.», которая находится на границе воинской части и городской территории. 10 лет назад, когда я был начальником коммунальной службы данной части, эта территория относилась к воинской части. Однако, немного позже выяснилось, что в 90-е годы, когда для продажи военных земель, не требовалось московских согласований, и отдавалось на откуп практически командиру части, действующий на тот момент командир продал частному лицу разрушенное здание контрольно-пропускного пункта (КПП), которое находилось в этом районе, но ввиду того, что координаты земельного участка, находящегося под КПП были указаны не грамотно, в итоге была продана гораздо большая территория, чем было запланирована. И уже я, в 2000-е годы, с новым командованием, пытался отвоевать эту территорию, но она после первой продажи была перепродана 6 раз, пока не было продана товарищу Б., который и построил там автомойку «Д.».

Второй педагогический прием – это приведение высказываний выдающихся людей. Например так: «Вы как будущие военные лингвисты, очевидно, читали труды  китайского военного теоретика и полководца Сунь-цзы, который в своем трактате «Искусство войны» среди основных факторов, которые должен оценить каждый командир, прежде, чем начать боевые действия, назвал и местность: «Местность – это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь». Пользуясь современной терминологией, смысл этой фразы можно выразить следующим образом: «Местность (поле боевых действий) может быть известной или незнакомой. Она может быть холмистой или равнинной, открытой или закрытой, проходимой или непроходимой. Будете вы жить или же погибнете, зависит от знания местности». Таким образом, актуальность изучения данной темы не вызывает сомнения».

Третий педагогический прием, который необходимо применять для воспитания в студентах чувства любви к Родине – это патриотизм, красной нитью проходящий по всему занятию. Например, привести пример, что в годы Великой Отечественной войны, подчеркивая роль и значение топографический карт, командующий войсками 3 Белорусского фронта маршал Советского Союза А.М. Василевский указывал: «Топографическая карта является предметом личного вооружения, и отсутствие таковой должно рассматриваться как факт неполной готовности офицера для выполнения поставленных ему боевых задач».

Если занятие практическое, то необходимо показать алгоритм выполнения задания (четвертый прием), причем, сделать так, чтобы алгоритм постоянно находился на доске, и студенты постоянно отслеживали его.

Юмор служит для разрядки обстановки, для небольшой паузы между интенсивным потоком информации. Пример: «Пространственным слабоумием или топографическим кретинизмом называется неумение ориентироваться на местности. Это вовсе не медицинский диагноз, а просто юмористическое определение небольшого психологического недостатка, свойственного некоторым людям. Он развивается в результате сниженной активности правого полушария головного мозга, в котором находятся два важнейших приспособления – пространственная карта мира и биологический компас. Подобное явление встречается не так уж редко, им часто страдали многие известные люди. Выдающийся мореплаватель Христофор Колумб во время своего известного путешествия перепутал не улицы и даже не города, а целые континенты. Всю свою жизнь он был уверен, что приплыл не в Америку, а в Индию. Огромная топографическая путаница сопровождала Бородинскую битву. Изучив схему битвы, историки сделали вывод, что великие полководцы Кутузов и Наполеон неточно сориентировались на местности и в результате этого армии чуть не разминулись. Противники намеревались выстроить свои войска двумя параллельными линиями, а на самом деле каждое войско встало полукругом. В результате такого построения левый фланг французов оказался напротив левого фланга русских, а не правого, как планировалось. Центр и правый фланг каждой армии были обращены в чистое поле». И после этого добавить: «Немного отдохнули, приступаем к изучению второго учебного вопроса».

Очень важно обозначать место данной темы, в увязке с предыдущим и последующим занятии, а также в междисциплинарном аспекте.

Научность в изучении темы должна прослеживаться не только на лекционных занятиях, но и на практических. Здесь важно приводить новые разработки отечественных и зарубежных ученых, чтобы студенты не думали, что преподаватель читает занятия по старым учебникам. На топографическом занятии грамотно будет упомянуть про электронные карты. Еще лучше будет построить занятия так, чтобы студенты работали на данных электронных устройствах.

Подводя итог, отметим, что подготовка преподавателя к занятию – это важнейшая часть его профессиональной деятельности. Больше, чем половина успеха закладывается именно в ходе подготовки


Библиографический список
  1. Козлов П.Г., Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Самостоятельная работа студентов (курсантов) в военных вузах // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5462
  2. Федюк Р.С., Мочалов А.В., Ильинский Ю.Ю. Вовлечение студентов военных специальностей в научную работу // Гуманитарные научные исследования. –2013. № 7 (23) [Электронный ресурс] http://human.snauka.ru/2013/07/3590
  3. Козлов П.Г., Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Подготовка студентов военных специальностей к будущей военной службе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4700


Все статьи автора «Федюк Роман Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: