Актуальность. Современный этап мирового развития характеризуется борьбой за перераспределение политического и военного влияния государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование [1].
В тоже время быстро меняющаяся военно-политическая обстановка, научно-техническая революция, качественный скачок в военном деле повышают роль военной теории в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство Российской Федерации, Министерство обороны рассматривают военно-научные исследования в области военной подготовки в качестве важнейшего аналитического инструмента, используемого при принятии решений по самому широкому кругу проблем строительства и применения Вооруженных сил России. Поэтому задача поиска путей оптимизации высшего военного образования является актуальной.
Отрицательно сказывается на строительство ВС РФ демографическая ситуация. Россия сейчас вступила в демографическую яму, и в этой яме она будет находиться еще не менее 5–6 лет [2].
Концептуальные подходы к процессу реформирования системы военной подготовки обосновывают намеченные пути и способы ее развития в направлении ее оптимизации, повышения результативности, придания ей демократичного, гуманистического и альтернативного характера, конверсируемости, то есть придания универсального характера подготовленности выпускников и как офицеров запаса, и как гражданских специалистов [3].
С 2005 года Министерство обороны Российской Федерации проводит
оптимизацию военного образования; данное направление деятельности является важным и в настоящее время. В 2010 году предполагалось, что новые стандарты военного образования будут разрабатываться с привлечением лучших гражданских вузов и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), а квалификационные требования по специальностям будут разрабатывать заказчики – главнокомандующие и командующие видами и родами войск [4].
По нашему мнению, одним из путей совершенствования военно-професионального образования РФ является путь интеграции высшего военного и высшего гражданского образования, который должен предусматривать два этапа получения высшего военного профессионального образования:
Первый этап включает обучение претендентов на замещение офицерских должностей из числа студентов гражданского ВУЗа, получающих образование по программам бакалавриата, одновременно проходящих подготовку на военной кафедре по избранной специальности.
Второй этап включает продолжение обучения в Высшем военно-учебном заведении Министерства обороны или на военной кафедре по специальной программе подготовки офицера со сроком обучения не менее одного года, где обучающиеся получают более глубокие теоретические знания и практические навыки по военной специальности [5].
Развитие и усложнение военных технических систем и комплексов, повышение их эффективности, ориентация на высокоточное оружие указывают нам на то, что требования к подготовке офицеров запаса гражданских ВУЗов и к специалистам выпускникам военно-инженерных учебных заведений должны быть одинаковы. Одним из путей решения данной задачи является интеграция военных и гражданских ВУЗов.
Анализ состава и деятельности институтов входящих в состав Санкт-Петербургского политехнического университета позволил выявить их сильные стороны в проведении военно-технических исследований, а также наметить направления интеграции с научными Центрами МО РФ в интересах Министерства обороны РФ.
В период с 2006 года по 2010 год на кафедре связи ФВО СПбГПУ был проведен эксперимент по предлагаемым нами способам интеграции и взаимодействия высших военных и высших гражданских учебных заведений.
Время проведения эксперимента – это полный период обучения в соответствие с программой подготовки в ВУЗе офицеров запаса в течение пяти семестров обучения (СО), плюс учебный сбор не менее 30 суток.
В эксперименте принимали участие студенты военной кафедры связи ФВО СПбПУ. Для проведения занятий по учебным дисциплинам: Военно-специальная и Тактико-специальная подготовка на кафедру связи ФВО СПбПУ был привлечен профессорско-преподавательский состав (ППС) кафедры связи и Военной академии связи имени С.М.Буденного г. Санкт-Петербург [5].
На период проведения эксперимента были созданы две группы – контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ).
Контрольная группа занятия по программе подготовки офицера запаса проводила на кафедре связи ФВО СПбПУ.
Обучение экспериментальной группы после согласования и утверждения расписания и планов занятий проводилось на кафедре связи СПбПУ и на кафедрах военной академии связи.
Результаты эксперимента свидетельствуют – студенты экспериментальной группы при проведении контрольного тестирования показали лучшие знания, умения и навыки по работе на средствах связи. Результаты представлены на рис 1.
Рис. 1 Успеваемость студентов контрольной и экспериментальной групп по военно-специальной и тактико-специальной подготовке в 2008 – 2010 году.
Результат эксперимента убедительно доказал, что совместное использование технической базы профессорско-преподавательским составом военной академии связи и военной кафедры связи СПбПУ помогают студентам военной кафедры гражданского ВУЗа глубже изучить и освоить программу подготовки. Приобретенные теоретические и практические навыки в эксплуатации, настройке, обслуживании и ремонте средств связи позволяют выпускникам университета быстро адаптироваться к работе на аппаратуре связи в войсках и стать полноценными военными специалистами подразделений связи.
Выводы:
1. Возможности гражданской высшей школы, обладающим мощным научным потенциалом для военно-научных исследований МО РФ используются недостаточно.
2. Необходимо продумать и создать нормативно-правовую базу, регламентирующую возможности интеграции военных и гражданских вузов в целях подготовки компетентных военных специалистов.
3. Существует проблема укомплектования офицерскими инженерными кадрами должностей, требующих усиленной фундаментальной инженерной подготовки; поэтому необходимо более полно использовать возможный научный потенциал и современную УМБ гражданских вузов для подготовки высококлассных инженерных кадров для МО РФ.
4. Результаты эксперимента, проведенного на базе военной академии связи и военной кафедры связи СПбПУ, свидетельствуют о пользе интеграции высших военных и гражданских ВУЗов при обучении студентов по военно-специальной подготовке. Проведенный анализ исследований и эксперимента подтверждает целесообразность интеграции при подготовке специалистов по оборонным специальностям в гражданских и военных ВУЗах.
Библиографический список
- Шульдешов Л.С., Федоров Б.В., Софронов В.А. Формирование командно-методических навыков студентов в процессе обучения на военных кафедрах // В книге: Неделя науки СПбПУ. Материалы научного форума с международным участием. Междисциплинарные секции и пленарные заседания институтов. Санкт-Петербург, 2015. С. 186-193.
- Цыганок А.Д. Основные проблемы Российской армии / http://www.tsiganok.ru Военно-политический анализ – 2010. – 12 июня.
- Фильков С.М. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования: Монография. – М., 2002. – 229 с.
- РИА Новости. Вузы РФ помогут Минобороны разработать стандарты военного образования / Газета.ru, «Образование» – 2010. – 23 декабря.
- Симоненко И.В. Военно-профессиональная подготовка специалистов связи на основе интеграции гражданских и военных вузов/ Диссертационная работа. Санкт-Петербург, 2012.
Количество просмотров публикации: Please wait