Умение получать информацию из аутентичных источников является необходимым условием успешной профессиональной деятельности современного специалиста. Именно аутентичные материалы отражают особенности изучаемого языка, формируют профессиональные, лингвистические и коммуникативные компетенции студента. Представленные в пособии тексты позволяют отработать навыки всех видов чтения, которыми должен овладеть студент (просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое). Электронное учебное пособие предназначено для студентов неязыковых вузов направлений «Водные биоресурсы и аквакультура», «Экология и природопользование», «Агроэкология», «Природообустройство и водопользование», подготовлено в соответствии с ФГОС ВО и содержанием профессиональных образовательных программ указанных специальностей [1].
Работа с упражнениями, текстами пособия способствует развитию у обучающихся навыков профориентированного чтения и коммуникативных умений для участия в дискуссиях. Основные задачи пособия: активизация лексики специальности, тренировка навыков перевода с немецкого языка на русский и с русского на немецкий, формирование умений группового общения в пределах своей специальности. Например,
Übung 3. Ergänzen Sie.
l. Der Trinknwasserverbrauch in den Industrieländern beträgt etwa _____________ Litern.
2. ____________Prozent der Erdoberfläche wird von Wasser bedeckt.
3. ____________Prozent sind Salzwasser.
4. Für die direkte Nutzung bleiben nur __________ Prozent.
5. Das Gesamt-Wasservolumen wird auf ___________________ veranlagt. …
6. Ca. ______________ sind ohne Zugang zu sauberem Trinkwasser.
Übung 4. Übersetzen Sie ins Deutsche.
Вода – ключ к устойчивому развитию.
Германия – крупнейший в Европе двухсторонний донор пресной воды.
Расход питьевой воды в Германии составляет 128 литров на человека в день.
Для домашнего хозяйства, оросительных систем, поддержания экосистем пресной воды достаточно.
Более миллиарда людей в мире не имеют доступа к чистой питьевой воде. …
Übung 5. Führen Sie die Sätze zu Ende.
a) Der Frosch fängt Mücken und Fliegen mit ___________.
b) Frösche ernähren sich von _______________.
c) Frösche leben nicht gern im Haus, sondern in ___________ und in der Nähe von _______________.
d) Frösche gehören zur Familie der ______________
Übung 6. Mit Hilfe welcher Adjektive bzw. Partizipien können Sie die Muscheln beschreiben?
angriffslustig, bissig, blauschwarz, blutsaugend, essbar, formenreich, (hoch)infektios, giftig, insektenfressend, länglich, rund, schön, schmackhaft, wohlschmeckend, zweiklappig
Übung 7. Setzen Sie bitte ein: mit, durch, aus, auf:
a) Fast 40 Prozent aller Muscheln aus dem Mittelmeer sind ________ Hepatitis-A-Viren verunreinigt
b) Das ausbreiten der Infektionskrankenheiten kann _______ MassenImpfungen verhindert werden.
c) Nach Schätzungen der Weltgesundheitsorganisation sind 80 Prozent der weltweit dramatisch zunehmenden Seuchen auf _______ krankheitserregende Mikroben verseuchtes Trinkwasser zurückzuführen и т.д.
В целях закрепления терминологии представлены лексические минимумы, актуальные для указанных специальностей (Minimum I: Fische, Lurche, Minimum II: Fischerei, Minimum III: Fischgerichte).
В пособии рассматриваются вопросы отношения человека к водным ресурсам, экологическим проблемами современности (Die neue Lust auf „Öko“, Grüner Reisen, Wasserversorgung in Deutschland, Wassernot, Der Mensch und das Moor), представлены естественные водоёмы разных уголков мира (Der Bodensee, Rügen, Binnenmeer Ostsee, Der Rhein, Die Elbe – Vom Riesengebirge bis zur Nordsee, Donau, Die Loire – Frankreichs größter Fluss, Der Mekong, Der Nil, Der Kongo, Rund drei Millionen Schiffswracks, Schwarzes Meer – Ein Relikt der Sintflut?, Rotes Meer), а также искусственные водоёмы (Staudämme, Kanäle – Künstliche Wasserwege, Hamburger Hafen, Fischfarmen: Fisch vom Land, Der Fischteich, Asiatische Wassergärten, Eine Lanze für den formalen Teich).
Полезные интернет-ссылки позволяют студентам проявлять инициативу в обучении, учат ориентироваться в потоке информации (например, Videos, Umweltgifte im Wasser, Trinkwasser, Virtuelles Wasser, Abwasseraufbereitung). Работа с аутентичными аудио- и видеоматериалами эмоционально стимулирует процесс обучения, способствует лучшему усвоению и отработке фонетических и лексических тонкостей современного иностранного языка [2,3].
Представленные материалы могут также служить основой для создания студентами презентаций и проектов [4]. Например, для участия в выставке-конкурсе студенческих научных работ «Научные исследования: от теории к практике», которая проводится в рамках 50-ой Международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения – 2016» в ГАУ Северного Зауралья, студенты представили видеофильм «Rotes Meer», презентацию «Das Goldfisch». Таким образом, достигается более качественный уровень языковой подготовки студентов неязыковых специальностей и проявляется по-настоящему осознанный интерес к изучению иностранного языка.
Библиографический список
- Богданова Ю.З. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в аграрном вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53515.
- http://www.planet-wissen.de
- http://www.gartenteich-ratgeber.com
- Богданова Ю.З. Творческий конкурс как форма самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52318.