На современном этапе развития естественно-научного и гуманитарного знания суицидология представляет собой мультидисциплинарную научную область, изучающую этиологию и превенцию различных форм суицидального поведения.
Такие известные исследователи, как Т.В. Маликова, Д.Г. Пирогов [1], В.С. Ефремов [2], указывают на то, что обозначенная выше научная область находится в стадии интенсивного развития, как в плане теории, так и практики.
Современный исследователь С. С. Аванесов подчеркивает, что философское осмысление суицида является преднаучным этапом формирования суицидологии как научной области. Поэтому, научная суицидология может быть построена на философском основании [3]. Обозначим тот факт, что суицидальная тематика всегда присутствовала в трудах философов. Начиная с античности и до сегодняшнего дня продолжаются дискуссии по данному вопросу. В нашей предыдущей работе мы кратко охарактеризовали взгляды различных философов на проблему суицида [4].
Формирование суицидологического знания можно разделить на два больших этапа: донаучный и научный. В рамках научного этапа можно выделить два периода. В первом периоде суицидальное поведение изучалось отдельными дисциплинами (философия, социология, психология, медицина), каждая из которых пыталась обосновать их этиологию и сущность. Так, психологи не учитывали социальной составляющей суицидального поступка. Психиатры рассматривали суицид как показатель наличия психической патологии. Социологи говорили о влиянии социальных институтов на формирование суицидальных тенденций. Таким образом, к началу XX века назрела необходимость всестороннего исследования проблемы самоубийства. Это и обуславливает начало второго этапа, когда суицидальное поведение начало изучаться комплексно. Комплексный подход стал являться ведущим методологическим принципом суицидологической науки [5].
Развитие суицидологии как интегративной науки характеризуется симбиозом таких процессов, как дифференциация и интеграция знания. Синтез философского, психологического, социологического, психиатрического, юридического знания лежит в основе суицидологического знания. Дифференциация в данной научной области представлена попытками выделения таких предметных областей, как клиническая, детская и подростковая суицидология. Можно констатировать, что рассматриваемая нами научная область находится в стадии активного развития. Оно обусловлено происходящими процессами дифференциации и интеграции знания.
Таким образом, история и философия суицидологической науки, изучает тенденции и закономерности научного познания как деятельности по синтезу суицидологических знаний, взятые в их историческом становлении и рассматривает их в изменяющемся социопсиходуховном контексте.
Библиографический список
- Маликова Т.В., Пирогов Д.Г. Суицидология. Учебно-методическое пособие. СПб.: Издание СПб ГПМУ, 2012. 77 с.
- Ефремов, В. С. Основы суицидологии. СПб. : Диалект, 2004. 480 с.
- Аванесов С.С. Философия суицида. Томск, 1998. 148 с.
- Шаров А.А. Философский аспект суицидального поведения // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13062 (дата обращения: 03.03.2016).
- Амбрумова А.Г. Суицидальное поведение как объект комплексного изучения / Комплексные исследования в суицидологии: сборник научных трудов. М.: Изд. Моск. НИИ психиатрии МЗ СССР, 1986. С. 7-25.