Актуальность оценки ресурсного потенциала организации здравоохранения в условиях кризиса заключается в насущной проблеме неэффективности использования средств ОМС, проявившейся в современном здравоохранении. Система здравоохранения страны требует серьезного анализа расходования средств, выделенных на ее развитие и функционирование с учетом возможной оптимизации инфраструктуры и экономии ресурсов.
Функционирование и развитие системы здравоохранения напрямую зависят от эффективности использования ресурсного потенциала учреждений здравоохранения в регионах России. Эффективное функционирование здравоохранения определяется рядом факторов, одним из которых является развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактического процесса [1].
Антикризисное управление заключается в разработке менеджерами предприятия программы, способной своевременно диагностировать состояние основных показателей деятельности предприятия на стадии вхождения в кризисную зону [2].
Предметом исследования является ресурсный потенциал организации здравоохранения. Объект исследования – детское специализированное учреждение здравоохранения. Целью исследования является изучение ресурсного обеспечения. Задачи исследования: оценить финансовые, кадровые и материальные ресурсы организации здравоохранения и выявить тенденции и проблемы их развития. В качестве источников информации в ходе оценки основных показателей функционирования были использованы материалы медицинской организации.
Анализ основных показателей, характеризующих эффективность использования коечного фонда в системе обязательного медицинского страхования за 2012-2014 г.г. показывает снижение количества коек круглосуточного стационара с 980 в 2012 году, до 962,4 в 2014 году.
Число пролеченных больных в 2014 г. – 25 029 человек. За 2012- 2014 гг. число пролеченных больных уменьшилось на 107 чел., то есть на 0,4%. Утвержденное задание на реализацию объемов стационарной медицинской помощи выполнено на 103,4 %.
Средняя длительность лечения больных в 2014 году составляет 13,3 койко/дня, что на 2,06% (или 0,58 койко/дня) ниже планируемого расчетного показателя и на 16,6% (или 1,9 койко/дня) выше рекомендуемой средней длительности лечения больных в отделениях стационара. В целом занятость койки в 2014 году составила 345,8 дня, что превышает нормативное значение для городских стационаров (340,0 дней) на 5,8 дней.
В то же время по следующим отделениям занятость койки значительно превышает нормативное значение: урологическое отделение – 410,9 дней, хирургическое отделение – 349,5 дней, отделение гнойной хирургии – 352,1 дня. Оборот койки в целом уменьшился за 2012-2014 гг. на 7,1% с 28,0 до 26,0.
Совокупные расходы на оказание медицинской помощи населению, развитие и содержание медицинской организации из средств по различным источникам финансирования составили 1 млрд. 059 млн. 710 тыс. рублей, из них: средства обязательного медицинского страхования – 919,2 млн. рублей, бюджета Курской области – 52,1 млн. рублей, от платных услуг и иной приносящей доход деятельности – 54,9 млн. рублей, Федерального бюджета – 11,4 млн. рублей.
Наиболее значимую часть из них составляют средства обязательного медицинского страхования – 86,7%.
Основные направления расходования средств в 2014 году: заработная плата с начислениями 617,6 млн. рублей (58,3%), медицинские расходы – 254,3 млн. рублей (24,0%), коммунальные услуги и налоги – 65,4 млн. рублей (6,2%), продукты питания – 38,5 млн. рублей (3,6%), содержание имущества – 36,3 млн. рублей (3,4%), оборудование – 31,2 млн. рублей (2,3%).
С 2012 году лечебно-профилактическое учреждение перешло с бюджетно-страхового на преимущественно одноканальное финансирование в системе обязательного медицинского страхования. Кассовые расходы средств обязательного медицинского страхования в 2012 году – 654,6 млн. рублей, в 2013 году – 844,1 млн. рублей. Рост расходов 2014 года к 2012 году – в 1,4 раза., в том числе по направлениям расходов: заработная плата с начислениями – с 318,4 млн. рублей до 574,8 млн. рублей, продукты питания – с 24,0 млн. рублей до 34,8 млн.рублей.
С 2014г года оплата стационарной помощи осуществляется за законченный случай лечения по тарифам, дифференцированным в зависимости от клинико-статистических группы.
Сумма принятых к оплате реестров составила 931 376,2 тыс. рублей, в том числе по видам помощи: стационарной – 850 673,8 тыс. рублей, в дневных стационарах – 8 689,6 тыс. рублей, амбулаторной – 72 012,8 тыс. рублей.
План доходов медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования выполнен на 101,1%, в том числе по видам помощи: стационарной – на 101,4%, в дневных стационарах – 101,2%, амбулаторной – 97,7%.
В ходе анализа показателей использования трудовых ресурсов медицинской организации выявлено, что в общей численности сотрудников 21% составляют врачи, 40% – средний медицинский персонал, 21% – младший медицинский персонал и 18% – прочий немедицинский персонал. При этом изменение показателей структуры кадров демонстрируют рост укомплектованности кадрового состава организации как среди врачей и среднего медицинского персонала, так и среди младшего и прочего персонала. Так, в 2015 году по сравнению с 2013 годом укомплектованность врачей увеличилась на 20%, среднего медицинского персонала – на 3%, укомплектованность прочего персонала увеличилась на 2%. Большинство медицинских работников имеют квалификационную категорию. Доля врачей с высшей квалификационной категорией выросла в 2014 году по сравнению с 2012 годом на 44%.
Средняя заработная плата медицинских работников с 2010 года имеет тенденцию к росту. Так, заработная плата врачей в 2012 году увеличилась на 22 % к предыдущему периоду, в 2014 году ее рост составил125% по сравнению с 2012 годом.
В ходе анализа структуры затрат на оказание медицинской помощи установлено, что в 2014 году доля заработной платы в структуре затрат составила 45,9%; начисления на оплату труда – 13,0%; медикаменты, перевязочные средства – 21,4%; прочие расходы – 11,1%.
Проведение исследования деятельности медицинского центра возможно на основе SWOT – анализа, используемого для решения поставленных или внедрения новых задач, оптимизации существующих услуг, для выявления факторов, влияющих на учреждения со стороны внутренней и внешней среды, планирования и оценки деятельности организации в целом. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Матрица SWOT – анализа
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
-единственное специализированное лечебное учреждение в регионе, - оснащение современным высокотехнологическим лабораторно – диагностическим и медицинским оборудованием, - укомплектованность высококвалифицированным персоналом, - использование новейших технологий, - предоставление высококачественных медицинских услуг
|
- острый дефицит лечебных и хозяйственных площадей (расположение в приспособленных зданиях), - отсутствие возможности обновления материально-технической базы, - недостаток финансирования (низкий управленческий коэффициент) |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
- рост заболеваемости детского населения региона, - развитие медицинских технологий, - развитие телемедицины, - малое количество учреждений со стационарозамещающими технологиями, |
- интенсивное изменение в отрасли здравоохранения с учетом ее реформирования, - высокие темпы развития медицинских технологий, - изменение ценовой политики частных организаций, - существующие или потенциальные конкуренты, - уменьшение стоимости лечения по КСГ |
С целью устранения «слабых мест» в системе управления медицинской организации необходимо решить следующие задачи, направленные на развитие ресурсного потенциала медицинских организаций и нашедшие также отражение в Государственной программе «Развитие здравоохранения», реализуемой в Курской области:
- ускорение темпов внедрения современных методов управления в здравоохранении;
- оптимизация всех затрат, связанных с использованием ресурсов учреждений здравоохранения, в том числе разработать предельные значения доли административно-управленческого и прочего персонала в структуре штатных должностей учреждений здравоохранения;
- приведение структуры медицинских работников в соответствии с объемами выполняемых ими работ, устранить дублирование и перераспределение функций между персоналом;
- совершенствовать условия труда и довести уровень оплаты труда в соответствии со сложностью и трудоемкостью работы;
- определить новые пути мотивации медицинского персонала;
- устанавливать системы вознаграждения за достижение целевых значений показателей эффективности деятельности медицинских организаций, территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- повысить качество профессиональной подготовки кадров.
Данные рекомендации позволять повысить эффективность управления системой здравоохранения, что позволит улучшить показатели качества и доступности оказания медицинской помощи населению.
Любой организации необходимо думать о будущем и разрабатывать долговременные стратегии, которые позволили бы оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. Каждая организация должна найти свой стиль работы, наилучшим образом учитывающий специфику условий, возможностей, целей и ресурсов [3].
Управление есть своеобразный отклик на всю сумму информационных взаимодействий системы, направленный на придание ей такого поведения и состояния, такой структурной организации и тенденции развития, которые соответствовали бы всей накопленной этой системой информации и учитывали бы ее объективные потребности. Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения. Там, где осуществляется управление, непременно наличествует и информация. Кроме того, там, где есть управление, там обязательно существует система коммуникаций. И эта система коммуникаций с информационными потоками также требует управления. В этих условиях сложность управления объясняется следующими обстоятельствами: 1) любое управление есть управление движением информации в системе коммуникаций, 2) управление основано на имеющейся социальной информации, хранящейся и передающейся в существующей системе коммуникации. Отметим, что в системе коммуникаций имеет место, как управляющее воздействия, так и обратная связь [4].
Библиографический список
- Технологии антикризисного управления региональным здравоохранением / Под редакцией Куркиной М.П. – Курск: КГМУ, 2013. – 232 с. – С. 65.
- Куркина, М.П. Антикризисное управление [Текст]: учебное пособие/ М.П. Куркина – 2 изд. перераб. и доп.; Курск. КГМУ, 2014. 168 с.: ил. 15, табл. 30. Библиогр.: С. 176. – С. 117
- Плетнев С. SWOT –анализ. Как оценить состоятельность бизнес-идеи [Электронный ресурс] Режим доступа: kontur.ru
- Социальное управление в регионе / монография / М. П. Куркина [и др.]; Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования “Курский гос. мед. ун-т” М-ва здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Курск, 2012.