В настоящее время актуальность развития агломераций в России особенно возросла. Это связано с неустойчивой экономической и политической ситуацией, ухудшением социальных и экологических условий, значительными различиями в условиях жизни между региональными центрами и периферией [1].
Среди важнейших признаков современных городских агломераций выделяются:
- компактность – рациональная планировка населенных пунктов;
- наличие различных видов транспорта;
- концентрация производства в промышленности, материальных, энергетических, и трудовых ресурсов;
- тесные экономические, политические, трудовые, социальные, рекреационные связи;
- наличие интенсивной функциональной связанности;
- динамичность;
- правовая самостоятельность.
Развитие агломерации направлено на решение целого ряда проблем [2]:
- повышение ресурсообеспеченности и конкурентоспособности экономики;
- рациональное размещение промышленных производств;
- регулирование внутренних миграционных процессов;
- формирование агломерации как значимого звена в системе экономических, товарных отношений;
- контроль за территориальной структурой города, не допускать перенаселения города-ядра;
- новые возможности развития, которые были недоступны городским и сельским поселениям в одиночку.
Из вышеперечисленного следует, что при развитии агломерации возникают условия для более комфортного проживание населения. Но имеются и отрицательные последствия развития агломераций [3]. На сегодняшний день крупные города России испытывают на себе все большее давление. Это проблема постоянных пробок, ухудшение экологической обстановки (повышенная загрязненность воздуха, высокий уровень шума и т.д.). С расширением территориальных границ городов, жилые кварталы строятся все ближе к промышленным зонам, постепенно обволакивая их. Интенсивное строительство ведет к сокращению зеленых насаждений [4]. Размещение населения на большой территории приводит к транспортной усталости, которая возникает, если на дорогу тратится больше 1,5 часа в день. А уже на сегодняшний день в крупных городах России люди, проживающие на окраинах, тратят на дорогу до работы 1–1,5 часа. Из-за переселения не хватает школ, детских садов, высокая стоимость недвижимости. Также скопление населения в пределах агломерации ведет к резкому снижению населения за ее пределами [5].
Развитие агломераций на практике происходит значительно быстрее, чем в теории. В законодательстве отсутствует понятие агломерации. Причиной этому служит ряд проблем, возникающих при формировании агломерации. Современные городские агломерации не входят в границы административно-территориального деления, что создает ряд правовых препятствий, так как существуют разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Федерации и местным самоуправлением [6]. Также не существует долгосрочного социально-экономического и бюджетного планирования для конкретной агломерации.
Анализ опыта зарубежных стран, позволяет сделать вывод о том, что данный процесс достаточно важен и эффективен с учетом соответствующей правовой основы и государственной поддержки [7]. Население городских агломераций постоянно растет и часто численность города-ядра увеличивается за счет включения в него близлежащих городов и поселков. Например, за последние 15 лет в Санкт-Петербург было включено 20 городских и сельских поселений, общая численность которых составила более 300 тыс. человек [8]. Похожая ситуация произошла и в Липецке. За счет включения в него поселков городского типа, население Липецка увеличилось на 56 тыс. человек. На сегодняшний день ядра агломераций – это города с населением, превышающим 290 тыс. человек. Но иногда это города и с меньшей численностью, например, Пятигорск с населением 140 тыс. человек. С 2000 года в России сформировалась только одна новая агломерация – Тюменская. Это говорит о завершении формирования городских агломераций в России. Вряд ли в ближайшее время можно ждать появления новых, задача на сегодняшний день – это развитие уже сформировавшихся агломераций.
В Европейской части России расположено 83% агломераций. И лишь 9 агломераций находятся в Сибири и на Дальнем Востоке. Значительная часть населения переезжает с севера и Дальнего востока в города-ядра агломераций [9]. Европейская часть, обладающая наиболее привлекательными природно-климатическими, транспортными и социальными условиями, собрала в себе густую сеть развитых агломераций. Качественное развитие агломераций в первую очередь выгодно населению. В пределах городской агломерации человек получает наиболее высокий уровень проживания и больше возможностей для дальнейшего развития. Это перспективы карьерного роста, широкий выбор учебных заведений и разнообразие мест для проведения досуга. Скопление в одном населенном пункте человеческих, финансовых ресурсов благоприятствует дополнительному притоку капитала. Вследствие чего увеличивается объем инвестиций в инновационную отрасль [10]. Это является одной из причин более высокого социально-экономического уровня жизни агломерации.
Таким образом, формирование агломераций, как показывает мировой опыт, является эффективным процессом во всех сферах жизнедеятельности, например, в экономической сфере – это приток денежных средств, дополнительные инвестиции, развитие промышленности, а в социальной – это лучшие условия труда, более высокий реальный доход населения и наиболее привлекательные условия проживания в целом. Россия, с огромной площадью и населением, более чем другие страны, предрасположена к агломерационному процессу. Созданные на практике агломерации, не имеют правового закрепления, что не дает им полноценно развиваться. Следовательно, государству необходимо создать экономические предпосылки и законодательную базу для дальнейшего развития агломераций. Так как рациональное территориальное развитие – это более интенсивное развитие всей страны.
Библиографический список
- Макеев В.А. Функционирование и развитие крупного города: проблема устойчивости // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6-4 (50). С. 18-20.
- Селютина Л.Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71-72.
- Селютина Л.Г., Волков А.С., Казиева А.К., Ракова В.А., Чаленко А.В., Шереметьев А.В. Участие государства в решении жилищной проблемы граждан в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-4. С. 823-827.
- Батхеева А.В. Проблема территориального развития России // Политика, государство и право. 2014. № 8 (32). С. 31-33.
- Селютина Л.Г., Евсеева Е.И., Мартынова А.В., Нектов В.В., Николюк Е.С. Социальное жилищное строительство в России: реалии и перспективы развития // Научное обозрение. 2015. № 21. С. 218-220.
- Гольдберг А.Л. Развитие агломерационных процессов в России // Вестник развития науки и образования. 2014. № 5. С. 93-96.
- Селютина Л.Г. Моделирование системы управления строительством и реконструкцией жилого фонда крупного города в современных условиях // Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. СПб., 2007. С. 94-97.
- Данилова Ю.К. Городская агломерация: старое название – новое содержание // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 25. С. 38-42.
- Ракова В.А. Современные требования к жилью и новые технологии на рынке жилищного строительства // Приволжский научный вестник. 2015. № 6.
- Селютина Л.Г. Формирование и развитие системы управления жилищным строительством и реконструкцией жилой застройки в современных условиях// Строительное предпринимательство и недвижимая собственность. Сб. докладов 26-й научной конференции. Варна. 2011. С. 279-292.