ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ: ОТБОР И СИНТЕЗ ФОРМАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Ильина Наталья Владимировна1, Устименко Наталия Геннадиевна2
1Южный Федеральный Университет, доцент, кандидат философских наук
2Южный Федеральный Университет, бакалавр кафедры Технологии и профессионально-педагогического образования

Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования композиции в изобразительном искусстве. На основе анализа различных художественных направлений и стилей выявляется специфика отбора и синтеза формальных элементов композиции.

Ключевые слова: художественная композиция


THE ART COMPOSITION : SELECTION AND SYNTHESIS OF FORMAL ELEMENTS

Ilina Natalya Vladimirovna1, Ustimenko Natalia Gennadievna2
1South Federal University, Associate Professor, Ph.D.
2South Federal University, Bachelor's Department of Technology and vocational teacher education

Abstract
The article discusses the features of the formation of the composition in the visual arts. Based on an analysis of various artistic trends and styles revealed specifics of the selection and synthesis of the formal elements of composition.

Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Ильина Н.В., Устименко Н.Г. Художественная композиция: отбор и синтез формальных элементов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13650 (дата обращения: 27.02.2024).

Исследование изобразительного искусства показывает, что важным этапом в формировании художественной композиции является отбор и синтез формальных элементов (линий, цвета, света, формы, пропорций и т.п.). Каждый компонент композиции может подвергаться различного рода модификациям или деформациям в зависимости от общего замысла произведения и специфики воплощения художественного образа.  Интересно, что такая особенность творческой деятельности характерна, как для классического, так и для современного искусства. Например, в Барокко составляли композиции из бархатных тканей, драгоценных камней, меха, экзотических растений, олимпийских героев с использованием ярко-красного, зеленого и синего цвета. В период же Модерна мастера используют в своих причудливых работах обрывки газет, бутылок, игральных карт и т.п. Художники активно «играют» с оригинальными сочетаниями фактур.

Что касается графических элементов, то они также отбирались в соответствии с общей концепции того или иного стиля. Так, например, неестественное деформирование линий и пропорций ярко продемонстрировано в работах художников позднего Ренессанса. В этот период (XVI-XVII вв.) в Западной Европе, в частности Италии, появился Маньеризм, для концепции которого характерно утрачивание гармонии между телесным и духовным, между человеком и природой. Физическую и душевную дисгармонию художники пытались показать с помощью ломаных линий, нарочито вытянутых размеров человеческой фигуры и искажения цвета. У маньеристических персонажей непропорционально длинные шеи, вытянутые руки, ноги и головы. Подобные деформации можно объяснить тем, что художники искали такие художественные приемы, которые могли бы подчеркнуть совершенный аристократический идеал человека, наполненный мятежностью и тревогой. Особенно наглядно искажение формы продемонстрировано у Пармиджанино в его произведении «Мадонна с длинной шеей». В образе святой «…неправдоподобно вытянутые пропорции тела… и переливчатый холодный колорит» [1]. В картинах Пармиджанино впервые появляются такие особенности как искаженность, текучесть и вытянутость пропорций человеческой фигуры.

С аналогичной деформацией композиционных элементов мы сталкиваемся в творчестве художников-символистов. Согласно художественно-философской концепции Символизма, наблюдаемый мир является продуктом трансцендентной реальности, лежащей за границами рационального познания. Поэтому мир можно постигнуть только с помощью интуиции, а изобразить сущность мироздания и человека возможно используя специальные символы. Поэтому все графические компоненты символистских картины имеют особую символику.

Символистские персонажи подобны застывшим статуям.  Например, в работе Пюви де Шавана «Святая Женевьева, снабжающая парижан продовольствием во время голода» фигура святой изображена ясным и лаконичным силуэтом и четким рисунком. Пейзаж города с протекающей вдали рекой кажется условным и плоским.

Плоский характер изображения характерен и для картины художника-символиста М. Дени «Музы». Женские фигуры, вписанные в пейзаж, отличаются особой плавностью и стилизованным (условным) рисунком. Для  колорита данной работы характерен лаконизм и отсутствие светотени. Четко очерченные контуры и цветовые пятна преобразуются в декоративный узор.

Условный колорит и специальная символика цвета – отличительная черта всех произведений символистов. Так, у Г. Россети в его «Беата Беатриче», вся композиция построена на контрастных соединениях красного и зеленого. Красный цвет в данном случае является символом любви, а зеленый – надежды (накидка Беатриче). Обычно, красный - яркий, насыщенный, порою даже воинственный цвет, однако в фантастических и сказочных сюжетах символистов он приобретает совершенно иной психологический оттенок.  Вся композиционная структура картины, согласно символистскому мировоззрению, должны носить мистический характер, поэтому цвета становятся ненасыщенными, стилизованными и блеклыми, напоминающими некую завесу, которая просвечивает потустороннюю (божественную) реальность.

Интересные деформации цвета показаны в пейзаже английского художника У.Тернера «Солнце встает над озером».  В этой работе художник написал небо золотистым цветом, что в свое время, вызывало немало удивления со стороны зрителей. В дальнейшем подобные цветовые эксперименты с явлениями и предметами природы были продолжены в произведениях французских импрессионистов. Так, в1889 г. Винсент Ван Гог написал «Оливковые деревья с желтым небом и солнцем». В работе привычный голубой цвет неба полностью заменен на желто-лимонные и оранжевые оттенки.

Тот же автор в композиции «Портрет старого крестьянина Патьенса Эскалье» модифицирует цвет лица человека: «Я собираюсь немного изменить цвета. Я сделаю волосы более светлыми. Я использую даже оранжевые тона, взяв хром и бледно желтую краску. Я напишу его…на фоне безграничного ярко-голубого неба, какое я могу только вообразить, и этим простым сочетанием яркой головы с богатым голубым фоном я получу волшебный эффект – подобный звезде в глубинах лазурного неба»[2]. С помощью такого цветового замещения Ван Гог пытался передать характер друга, несмотря на то, что созданный портрет не совпадал с изначальным образом.

Особый интерес представляет намеренное изменение характера освещения предметов, из которых создается художественный образ. Нарушение правил естественного света можно наблюдать в картинах П.Рубенса. В его композиции «Снятие с креста» он изобразил глубокую ночь, однако фигура Христа освещена как будто солнечными лучами. Тело Христа «источает» свет, и он мягким потоком льется на лица людей, стоящих рядом с крестом.

Итак, можно увидеть, что создание композиции происходит не путем простого механического соединения формальных элементов, а путем их тщательного отбора и гармоничного синтеза в соответствии с художественным образом. Последний же может носить лирический, героический, романтический или другой характер. И каждый компонент картины необходимо модифицировать или даже деформировать для воплощения задуманного образа.


Библиографический список
  1. Смирнова И. Искусство Маньеризма. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st011.shtml (дата обращения: 23.12.2015 г.)
  2. Бранский В.П. «Искусство и философия». Калининград «Янтарный сказ», 2000, с. 106-107.


Все статьи автора «Ильина Наталья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: