ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

Ясинский Дмитрий Владимирович
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
преподаватель кафедры психологии

Аннотация
В статье обсуждаются основные причины появления дезадаптации у студентов, основные проблемы, вызванные дезадаптацией, и рекомендации по ее профилактике. Отмечено, что несмотря на то, что в современной педагогической практике вуза накоплен опыт профилактики дезадаптации студентов, открываются перспективы изучения данной проблемы в процессе профессиональной подготовки бакалавров.

Ключевые слова: дезадаптация, обучение в вузе, просвещение, профессиональная подготовка, студенты


PSYCHOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS ON THE PROBLEMS OF EXCLUSION

Jasinski Dmitry Vladimirovich
Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko
Lecturer, Department of Psychology

Abstract
The article discusses the main reasons for the appearance of disadaptation of students; the main problems are caused by adaptation difficulties and recommendations on prevention. Noted that despite the fact that in modern teaching practice experience gained university students maladjustment prevention, new prospects for studying this problem in the training of bachelors.

Keywords: education, maladjustment, students, training, training in high school


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ясинский Д.В. Психологическое просвещение студентов по проблемам дезадаптации. // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/09/12372 (дата обращения: 18.11.2024).

Социально-экономические трансформации обусловливают потребность общества в специалистах, умеющих быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной среды, обучения и труда. В связи с этим психологическое просвещение по проблеме дезадаптации студентов к процессу обучения в вузе приобретает все большую актуальность.

Анализ определений дезадаптации (от лат. de(s) и ново лат. adaptatio – приспособление) показал, дезадаптация понимается как:

  1. нарушение адаптации к условиям существования, изменяющимся условиям внешней или внутренней среды (непосильные или несправедливые требования, чрезмерные нагрузки, трудности и т.д.);
  2. невозможность приспособиться к изменяющимся условиям, ситуациям, возможностям, отношениям;
  3. утрата приспособляемости к условиям социальной среды и/или природной среды обитания [1, 2, 3].

Теоретический анализ работ по проблеме дезадаптации показал, что различаются следующие ее виды: психическая, психологическая социальная, личностная и эмоциональная. Установлено, что дезадаптация может являтся результатом психического расстройства, его последствий и/или неадекватного отношения к внутренним проблемам человека со стороны окружающих его людей и общества в целом. Она может приводить к деструктивным формам поведения, которые вызывают необратимые изменения в личности (пьянство, наркомания, правонарушения, преступления и т.д.); сопровождается невротическими и вегетативными реакциями [4]. Зафиксировано, что дезадаптация проявляется в определенном типе поведения (объективные проявления дезадаптации) и переживается человеком широкая гамма психоэмоциональных сдвигов (субъективные проявления). Особо подчеркивается, что личностная дезадаптация является фактором формирования суицидального поведения [1, 2, 3, 4].

  1. В современной науке выделяются три основных подхода к пониманию дезадаптации: клинический, социально-психологический и онтогенетический[5].

С точки зрения клинического подхода под дезадаптацией понимается нарушения механизмов психологического приспособления, происходящие в результате эмоционального стресса (острого или хронического). Эти нарушения активизируют систему защитных реакций (Ю.А. Александровский, В.Я. Семке, С.Б. Семичов).

С позиций социально-психологического подхода дезадаптация рассматривается как процесс нарушения равновесия личности и среды (Б.Н. Алмазов, С.А Беличева, Т.Г. Дичев, С. Раттер).

Онтогенетический подход отмечает особую значимость переломных, кризисных периодов в жизни человека, во время которых происходят резкие изменения его «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский). Отмечается, что у человека в течение жизни бывает несколько периодов адаптации/дезадаптации (к детскому саду, к школе, к вузу, к различным социальным группам, к трудовым коллективам и т.д.).

В современных исследованиях рассматривается сущность процесса дезадаптации, осуществляется анализ ее причин, определяются способы ее преодоления (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Н.В. Вайзман, Н.В. Дубровина, Т.Д. Молодцова и др.). Однако, большинство работ направлено на решение медико-социальных и психологических проблем профилактики дезадаптации студентов (Я.Г. Евдокимова, Н.В. Жигинас, Н.Д. Кибрик, М.В. Москова, Ю.П. Рыжкова, С.В. Смирнова). Обнаруживается ограниченное количество работ, посвященных педагогическим проблемам дезадаптации студентов (Н.К. Зайцева, Т.В Маленкович, Е.А. Набивачева, А.В. Токарева и

др.).

Акцентируется внимание на том, что дезадаптация к процессу обучения в вузе проявляется у 53,6% первокурсников, что может понизить качество их профессиональной подготовки и привести к деформации в сфере взаимодействия личности со средой [5].

В качестве причин дезадаптации студентов отмечаются следующие [1, 5, 6, 7, 8, 9]:

  1. Повышение требований учебного учреждения к обучающемуся в процессе перехода от обучения в школе к вузовской системе образования:
  • переход от классно-урочной формы обучения к лекционным и семинарским занятиям (от уроков, которые были разбиты на повторение пройденного материала, изучение нового, его закрепление и проверку домашнего задания на пройденную тему, – к изучению теоретических аспектов на лекциях, их закреплению и проверке на практических занятых, между которыми большой промежуток времени);
  • переход от деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя, к самостоятельной деятельности, самообучению;
  • переход от домашних заданий, которые сводилось к повторению и заучиванию, к самостоятельному осмыслению и пониманию пройденного материала.
  • Сформированные в процессе обучения в школе стереотипы, которые приводят студентов не к изучению и осмыслению материала, а к конспектированию и заучиванию.
  • Возникновение у студентов вопросов о правильности их самоопределения, проблемы поиска своего «Я», что приравнивается к поиску смысла жизни, неуверенность в правильности выбора профессии, несформированное отношение к будущей профессии.
  • Трудности во взаимодействии с новым незнакомым учебным коллективом, у которого еще нет закрепившихся норм и правил поведения. Необходимо сказать, что процесс успешного преодоления дезадаптации в коллективе зависит от психологического климата и отношений в группе. Все члены группы и каждый в отдельности участвует в формировании психологического климата, правил и норм поведения, где каждый может получить новый статус. Влияние на формирование группы оказывают и рефератные группы (студенты старших курсов), у них они быстро перенимают способы мышления и сленг [6]. В процессе формирования коллектива, в нем появляются небольшие подгруппы, различающиеся по социальному статусу, материальному благосостоянию, спортивным успехам, отношению к учебе, месту проживанию, дисциплине, умственным способностям, взглядам и интересам. Значимую роль для студента играет, в какую категорию попадет он.
  • Проблемы взаимодействия студента первого курса с преподавателем. С одной стороны, у преподавателя преобладает установка равноценного подхода ко всем студентам, с другой стороны, студенты пытаются найти свой подход к каждому преподавателю, понять его стиль преподавания.
  • Ощущение студентом неограниченной свободы. В вузе, где нет каждодневной проверки знаний, студенты начинают чувствовать свободу своих действий и решений, откладывая самообучение на последние дни или вообще им не занимаясь. Основной контроль знаний осуществляется во время сессии, которая кажется студенту еще очень далеко. Чувствуя свободу студенты могут невнимательно относиться к изучению нового материала, прогуливать занятия. Это приводит к ухудшению профессиональной подготовки и уровня знаний, к падению интереса к будущей профессии.
  • Неправильное распределение личного времени. Это приводит к частым стрессовым ситуациям, перенапряжению, переутомлению, раздражительности и неконтролируемым эмоциональным реакциям на окружающих.
  • Неумение самостоятельно работать, искать материал. Неумение самостоятельно находить и анализировать материал приводит к низкой успеваемости и в последующем к отсутствию желания учиться., что может проявляться в частых прогулах.
  • Плохая саморегуляция поведения. Адаптация подразумевает под собой саморегуляция организма к окружающей среде. Ухудшение функций саморегуляция будет проявляться в дезадаптивные расстройствах.

Неудачи в учебной деятельности. У первокурсника формируется его отношение к будущей профессии, и даже небольшая неудача может привести к утрате перспективы, отчуждению и пассивности. Отмечается, что именно на первых курсах обучения в вузе более, чем у 30% учащихся проявляются дезадаптивные расстройства приводящие к нарушению психического здоровья.

Таким образом, то в процессе обучения в вузе у студента проявляется дезадаптация к: 1) учебному процессу в вузе, так как он значительно отличается от привычного ему школьного; 2) новому коллективу; 3) проявлению самостоятельности; 4) новому отношению к себе.

Дезадаптация к процессу обучения в вузе, с одной стороны, приводит к низкой работоспособности, повышенной усталости, возрастанию уровня тревожных состояний, упадническому настроению, сонливости и общей заторможенности. С другой стороны, дезадаптация может проявляться как гиперактивность, приводящая к нарушению дисциплины, пропуску занятий и отсутствию желания учиться. Дезадаптивные расстройства могут приводить в последствии к нервным срывам в учебной деятельности, асоциальным поступкам [3, 6]. От успешности преодоления дезадаптации зависит развитие профессиональной жизни в будущем студента, поэтому ключевую роль играет профилактика дезадаптации в начале обучения в вузе

Анализ работ, посвященных психологическому просвещению по проблеме дезадаптации студентов к процессу обучения в вузе показал, что различные авторы (Л.И. Боронина, Я.В. Дидковская, С.И. Минеева, Т.А Голубева, Н.М. Заяц, Е.Ю. Орехова, В.Н. Соловьев и др.) выявляют следующие проблемы, возникающие в педагогической практике:

  • отсутствие в вузах систематической работы, направленной на своевременное предупреждение дезадаптации студентов;
  • отсутствие отработанной в учебных заведениях системы профилактики дезадаптации.

Среди трудностей проведения профилактической работы отмечаются:

  • наличие психических, соматических и психосоматических болезней у учащегося;
  • сложности работы со студентами, имеющими другую культуру, политический строй, нормы, ценности и принципы;
  • неправильное распределение времени студентами;
  • девиантное поведение, прогулы, гиперактивное поведение, нарушение здоровья;
  • неумение студентов самостоятельно работать.

Отмечается, что работа по психологическому просвещению по проблеме дезадаптации должна проводиться не только с самим студентом, но и с окружающей его средой (коллективом, соседями по общежитию, семьей, рефератными группами). Констатируется отсутствие навыков выявления и преодоления дезадаптации у преподавателей.

С целью психологического просвещения по проблеме дезадаптации студентов вуза рекомендуются:

  • психолого-педагогическая диагностика признаков и предпосылок дезадаптации; выявление уровней и определение форм дезадаптации студентов;
  • создание в вузе психолого-педагогической среды, учитывающей индивидуально- типологические особенности студентов;
  • реализация коррекционной помощи для студентов с различными уровнями адаптации, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время;
  • использование в образовательном процессе вуза технологий направленных на сохранение здоровья;
  • разработка и реализация общих и индивидуальных программ профилактики дезадаптации адаптации студентов-первокурсников;
  • мониторинг эффективности программ профилактики дезадаптации с помощью определенной системы критериев;
  • оценка эффективности деятельности по реализации программы и анализ достигнутых результатов [2].

Таким образом, в настоящее время в современной науке сформировались теоретические основы психологического просвещения по проблеме дезадаптации студентов к процессу обучения в вузе, также обнаруживаются перспективы для дальнейшего изучения данной проблемы в процессе профессиональной подготовки бакалавров.


Библиографический список
  1. Жмуров, В.А. (2012), Большая энциклопедия по психиатрии / В.А. Жмуров, 2-е изд., [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://zhmurov.com
  2. Зайцева, Н.К. (2008), Проблема предупреждения дезадаптации студентов в условиях обучения в педагогическом колледже/Н.К. Зайцева //Учитель российской школы- ключевая фигура модернизации образования [Электронный ресурс]- по адресу: http://modern- obraz08.livejournal.com/6494.html (дата: 26.02.2014).
  3. Никифоров, А. С. (2010), Неврология. Полный толковый словарь/А.С. Никифоров. -М. ISBN: 978-5-699-36740-5.
  4. Абраумова А.Г., (1978), Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности / Абраумова А.Г., Тихоненко В.А. // Актуальные проблемы суицидологии: Тр. Моск. НИИ психиатрии М3 РСФСР. Т.82. М., – С.6-28.
  5. Смирнова, С.В. (2005), Профилактика дезадаптации первокурсников вуза посредством развития психической флексибильности: автореф, дисс… канд. психол. н./С.В. Смирнова. – Томск.
  6. Орехова, Е.Ю. (2006), Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов севера, ханты и манси): автореф, дисс. канд. пед. н./Е.Ю. Орехова. – Рязань.
  7. Горулев, П.С. (2005), Управление учебно-тренировочным процессом женщин в тяжелой атлетике / П.С. Горулев, Э.Р. Румянцева // Теория и практика физической культуры. – № 2. – М., – С. 29-31.
  8. Голдобина О. А., (2005) Психическое здоровье: факторы его определяющие; медико-социальная значимость; профилактика психических расстройств. / Голдобина О. А., Рыбалко М. И. – Барнаул.
  9. Заяц Н. М. (2004), Изучение содержательно-динамических характеристик личности «выпускника школы – абитуриента» при переходе к социальному статусу «студент вуза»: автореф, дисс. канд. пед, наук /Н.М. Заяц. – Томск.


Все статьи автора «kniaz»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)