ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Сысоева Наталия Александровна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза. Дисциплина «Иностранный язык» рассматривается как средство формирования общекультурных компетенций. В статье рассматриваются образовательные методы и технологии, с помощью которых преподаватели иностранного языка формируют общекультурные компетенции у студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, общекультурные компетенции, формирование общекультурных компетенций


FORMATION OF THE GENERAL CULTURAL COMPETENCES OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

Natalia Alexandrovna Sysoeva
Volgograd State Social Pedagogical University
PhD in pedagogy, assistant professor of the foreign languages department

Abstract
This article is devoted to the formation of common cultural competences of pedagogical high school students. The discipline "Foreign Language" is considered as means of formation of common cultural competences. The article deals with educational methods and techniques, which foreign language teachers use to form the common cultural competences of Volgograd State Pedagogical University students.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сысоева Н.А. Формирование общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза средствами иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/08/12380 (дата обращения: 23.02.2024).

Современная система высшего образования ориентирована на подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего самостоятельностью и оригинальностью мышления, умеющего самостоятельно получать и анализировать знания, которые можно было бы применить к разным сферам профессиональной деятельности. Применение и разработка современных образовательных технологий, позволяющих подготовить специалиста такого уровня, становится важным аспектом в направлении развития современной системы высшего образования.

Необходимость модернизации содержания и технологий подготовки педагогических кадров путем приведения их в соответствие с современными потребностями общества и рынка труда находит свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) актуализирует проблему становления профессиональной компетентности студентов педагогического вуза и формирования у них таких компетенций, как умение взаимодействовать в коллективе, толерантно воспринимать социальные и культурные различия окружающих людей, уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики и многих других. Таким образом, к подготовке студентов педагогического вуза предъявляются достаточно высокие требования, а высокий уровень профессиональной компетентности становится необходимым условием успешной профессиональной деятельности студента в будущем.

Обратимся к сущности понятий: «компетентность» и «компетенция», «общекультурные компетенции». Проанализировав работы ученых, исследовавших проблему компетентности (Н.И. Алмазова, И.А. Зимняя, Н.П. Симаева, А.В. Хуторской, К.В. Шапошников и другие), приходим к выводу, что сущность данных понятий настолько многогранна и сложна, что исследователи не могут однозначно определить их смысл. Вслед за Н.П. Симаевой, будем рассматривать компетентность как «интегративное, синергетическое качество, имеющее более широкое содержание и выступающее как результат сформированных конкретных знаний, умений и навыков, то есть тем, чем выпускник должен владеть по окончании вуза» [1, c. 50]. А.В. Хуторской полагает, что понятие компетенция «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [2, c. 141]. Компетенции описываются с помощью стандартов, а также критериев выполнения заданий или образцов поведения, определяя возможности личности в социальном контексте определенного вида деятельности.

Г.Х. Нигматзянова определяет общекультурные компетенции как базовую компетентность личности, обеспечивающую «вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение профессиональных знаний и умений в практической деятельности, овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме» [3, c.1].

Общекультурные  компетенции относятся к ключевым компетенциям, согласно классификации А.В. Хуторского,  которые включаются в метапредметный уровень содержания образования. Исходя из этого, формирование общекультурных компетенций осуществляется в рамках каждой дисциплины, реализующей содержание высшего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Иностранный язык» относится к гуманитарным наукам, изучающим человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Как гуманитарная дисциплина, «Иностранный язык» имеет огромные возможности в формировании общекультурных компетенций студентов педагогического вуза, наряду с такими гуманитарными дисциплинами, как «История» и «Философия». Педагог, учитель, являясь транслятором культуры и основным звеном в передаче культурных ценностей следующему поколению, должен владеть общекультурными компетенциями, чтобы быть профессионалом.

Согласно требованиям ФГОС ВПО, выпускник педагогического вуза должен обладать следующими общекультурными компетенциями: владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; быть способным понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; быть готовым к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе; быть готовым использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовым работать с компьютером как средством управления информацией; быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; владеть одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников; быть готовым к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; быть способным использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики. Так, из шестнадцати общекультурных компетенций, перечисленных выше, половина формируется непосредственно на занятиях дисциплины «Иностранный язык».

В наши дни Болонский процесс определяет основные тенденции развития высшего образования в более чем сорока странах Европы, включая Россию. Поэтому современные образовательные технологии приобретают особое значение в современных условиях модернизации высшего образования, когда перед российской высшей школой стоит задача соединить традиционные методы с новейшими образовательными технологиями, позволяющие модернизировать российскую образовательную систему в соответствии с требованиями общеевропейского образовательного пространства.

Для формирования общекультурных компетенций у студентов в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на занятиях дисциплины «Иностранный язык» преподавателями часто и успешно применяется метод проектов.

Наиболее сенситивным периодом формирования общекультурных компетенций студентов педагогического вуза является второй семестр первого курса. Во-первых, у студентов прошел период адаптации и первая сессия, они способны адекватно воспринимать учебно-воспитательный процесс и пространство вуза, осознавать цели пребывания в учебном заведении, свое место в нем, а также применять способы взаимодействия с однокурсниками и преподавателями в зависимости от конкретной ситуации. После первого семестра им гораздо легче усвоить программный материал. Во-вторых, программой дисциплины предусмотрены следующие разделы: «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка», содержание которых имеет большой потенциал к развитию толерантного восприятия социальных и культурных различий, воспитанию уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям.

Особое значение применение метода проектов приобретает во втором семестре второго курса, когда студенты изучают следующие темы: «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка». Данный учебный материал относится к теме «Страна изучаемого языка» и направлен на формирование общекультурных компетентностей у студентов. Как правило, большинство преподавателей обращает внимание на формирование следующих компетенций у студентов на занятиях дисциплины «Иностранный язык»: способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе; готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовым работать с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики. Формы работы в этом семестре непосредственно связаны с изучением культурных особенностей страны изучаемого языка, сравнением русской культуры и культуры страны изучаемого языка. Как известно, сравнение, то есть выявление общих и отличительных свойств, помогает лучше понять сущность разных предметов и явлений.

Процесс освоения дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете основывается на традиционных и инновационных технологиях обучения иностранным языкам.

В процессе изучения разделов «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка» рекомендуются:

•   метод проектов (индивидуальные и групповые проекты) – создание краткосрочных проектов и оформление результатов с использованием программы Power Point (мультимедийная презентация) и их защита по темам: «Подготовка к путешествию», «В отеле» (индивидуальный рекламный туристический проспект), «Какую столицу страны изучаемого языка ты бы хотел посетить в первую очередь?». Лучшие работы и фотографии студентов, сделанные во время защиты проекта, предлагается разместить на сайте www.vspu.ru на страничке кафедры иностранных языков. Защита проектов и представление презентаций проходит на иностранном языке.

•   использование аутентичных видеоматериалов по страноведению на иностранном языке во время аудиторных занятий по темам «Страна изучаемого языка», «Достопримечательности городов страны изучаемого языка» (видеоматериалы можно найти на Интернет-сайте www.YouTube.com и др. источниках).

•   игровые технологии:

-      ролевая игра «В ресторане», во время которой студенты поочерёдно берут на себя роли официанта и посетителя;

-      круглый стол «Популярные туристические маршруты», на котором студентам предлагаются следующие вопросы для обсуждения: путешествие как самый популярный вид отдыха в наши дни; путешествие как хобби или образ жизни; самые популярные туристические маршруты в России в наши дни; самые популярные туристические маршруты за рубежом в наши дни; дорогой и дешёвый виды туризма. Обсуждение ведется на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу и предполагается системное, проблемное, междисциплинарное обсуждение вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.

•   использование аудиоматериалов на иностранном языке во время аудиторных занятий. Аудиоматериалы содержатся на CD-носителях и являются аудио-приложением к методическим разработкам по темам «Путешествие», «В аэропорту», «В гостинице», «В ресторане и кафе», а также на сайте Lucent Technologies, Bell Labs (www.bell-labs.com), которое позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Рекомендуется также мультимедиа-лингафонный комплект Rinel-Lingo, где при аудировании различных текстов есть возможность несколько раз прослушать один и тот же текст, высветив его на экране компьютера, а также получить перевод незнакомых слов и выражений.

•   знаково-контекстный метод.

В рамках освоения разделов «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка» данный метод предполагает сферу повседневного и общеделового общения – межкультурная коммуникация в ситуациях повседневного общения (знакомство, подготовка и организация путешествия, размещение в гостинице, поездка за границу, телефонные разговоры, запрос информации и т.д.).

•   метод творческих заданий по теме «Пребывание в стране изучаемого языка» предполагает написание студентами эссе на тему «Особенности национальной культуры в межкультурном общении», в котором студенту следует выявить особенности национальной культуры страны изучаемого языка и сравнить с национальными особенностями родной страны.

•   метод беседы рекомендуется по теме «Путешествие». Студентам предлагается рассказать о целях путешествий, их видах, о наиболее предпочитаемых конкретным студентом. В процессе говорения или в завершении высказывания студент отвечает на вопросы преподавателя по теме «Путешествие в страну изучаемого языка».

Перечисленные выше образовательные технологии – эффективное средство формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза. Таким образом, гуманитарное содержание программы учебной дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете способствует формированию общекультурных компетенций, которыми должны обладать выпускники педагогического вуза согласно требованиям ФГОС ВПО.


Библиографический список
  1. Симаева Н.П. Профессиональные компетенции студентов экономических и юридических специальностей: общее и особенное в содержании и условиях формирования // Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 12. 2010.
  2. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004.
  3. Нигматзянова Г.Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс].


Все статьи автора «Natalia Sysoeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: