СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ТАНТО-ДЗЮЦУ

Сильвестров Илья Андреевич1, Бойкова Ирина Васильевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», аспирант

Аннотация
В статье описываются особенности уточнения категориального аппарата, непосредственно связанные с исследованием специфики и возможностей, моделей и условий оптимизации процессов самореализации и социализации подростка, занимающегося танто-дзюцу. Теория и практика исследования социализации и самореализации личности определяет одним из методов исследования – портфолио обучающегося. В работе отражено описание практики включения обучающегося, занимающегося танто-дзюцу, в структуру научно-исследовательской работы обучающихся, системно верифицирующей возможность многомерного развития личности в плоскостях физического совершенствования, морально-нравственного развития, интеллектуально-волевого формирования потребностей и смыслов, продуктов развития и практики рефлексии. Качество развития личности определяется не только на соревнованиях, но в участии обучающихся в заочной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, методы и формы формирования культура самостоятельной работы, портфолио, самореализация, социализация


THE SPECIFICITY AND THE POSSIBILITY OF STUDYING PROCESSES OF SELF-ACTUALIZATION AND SOCIALIZATION OF A TEENAGER DEALING TANTO-TZUTSU

Silivestrov Ilija Andreevich1, Boikova Irina Vasilievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, aspirant

Abstract
The article describes the features of the refinement of the categorical apparatus directly related to the study of the specifics and opportunities, models and conditions of optimization of processes of self-actualization and socialization of a teenager dealing tanto-tzutsu. Theory and practice of the study of socialization and self-identity determines one of the methods of study – student portfolio. In article the description of the practice of including student involved tanto-tzutsu, the structure of scientific-research work of students, systematically verifying the multi-dimensional development of personality in the planes of physical development, moral development, intellectual-volitional formation needs and meanings, products development and practice of reflection. The quality of personality development is determined not only at competitions, but in the participation of students in scientific and practical conference of students of secondary schools, lyceums, gymnasiums, children's and youth sports schools, specialized children and youth sports schools of Olympic reserve "Portfolio as a result of building a culture of independent work of the student".

Keywords: forms and methods of forming of a self-dependent living activity culture, self-actualization, self-dependent living activity culture, socialization, the culture of self-dependent work


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сильвестров И.А., Бойкова И.В. Специфика и возможности исследования процессов самореализации и социализации подростка, занимающегося танто-дзюцу // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/07/11979 (дата обращения: 27.02.2024).

Система современного образования в модели самореализации и социализации личности определяет возможность продуктивного становления и развития как основы построения целостного педагогического процесса в условиях многомерной и полисистемной верификации качества социальных норм и приоритетов развития, в которых спорту в целом и танто-дзюцу [1-2] в частности уделяется определенное значение, величина и роль в различных проявлениях социального выбора и системы поощрения и стимулирования качества реализации идей и функций социального воспроизводства отношений, культуры, сотрудничества.

Научно-педагогическая и научно-исследовательская работа педагогов по физической культуре в системе непрерывного профессионального образования [3-8], рассматриваемая в НФИ КемГУ на факультете физической культуры в структуре освоения педагогических дисциплин и выполнения курсовых и дипломных проектов.

Качество постановки и решения проблемы социализации и самореализации личности обучающегося в структуре занятий танто-дзюцу может быть исследовано с использованием метода портфолио [9-13, 21-27], успешность данной практики исследуется в различных направлениях социализации и самореализации на ежегодной заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (Новокузнецк, НФИ КемГУ, ФФК).

Теория и практика социализации и самореализации в структуре изучения основ педагогики физической культуры и спорта [22-27] определяется уровнем и качеством, возможностями и практикой детерминации, верификации, оптимизации и решения мультикультурных противоречий, непосредственно связанных с определением возможностей развития и саморазвития личности обучающегося, включенного в процесс познания объективного в поликультурном пространстве, одним из направлений целостно отражения потребностей и предпочтений которого являются занятия танто-дзюцу.

Определим понятийный аппарат проводимого исследования, приведем анализ практики включения обучающихся, занимающихся танто-дзюцу, в систему научно-исследовательской работы обучающихся.

Самореализация – процесс целостного, уникального развития личности в модели самостоятельного воспроизводства и реконструкции эталонов и продуктов, объектов и ресурсов современного научно-образовательного потенциала антропосреды, предопределяющей устойчивое развития личности и общества в уникальном контакте и представлении возможностей сформированности нравственности и уровня научно-технического прогресса.

Самореализация обучающегося – процесс активного воспроизводства в личной практике обучающегося возможности самостоятельно определять и решать выявляемые противоречия поликультурного пространства, являющегося моделью и результатом эволюции антропосреды и ноосферы, системно модифицируемых и визуализируемых на отрезке развития личности в воспитательно-образовательном пространстве школы.

Самореализация обучающегося – процесс определения перспектив и возможностей развития личности в модели социально-образовательной практики включения обучающегося в систему продуктивного самовыражения и самоутверждения, где все продукты жизнедеятельности являются потенциальными ресурсами нового цикла целеполагания и верификации, оптимизации и решения выделенных противоречий.

Самореализация подростка, занимающегося танто-дзюцу, – процесс постановки и решения мультикультурных противоречий, в структуре которых танто-дзюцу является ресурсом становления и продуктивного самовыражения личности подростка, обеспечивающего накопление различных продуктов самовыражения и самоутверждения в системе социальных и воспитательно-образовательных отношений.

Социализация – процесс утверждения социально значимых ценностей, норм культуры, воспроизводства социального опыта и формирования социально востребованных качеств личности, предопределяющих успешность практики и социальную востребованность личности и продуктов ее жизнедеятельности.

Социализация обучающегося – процесс объективного восприятия социальных норм и практики социальных отношений в модели воспроизводства ресурсов антропосреды и ноосферы, предопределяющих востребованность личности обучающегося и окружения, продуктов и объектов социально-образовательных отношений в системе антропологически обусловленных явлений и процедур, верифицирующих возможность самоутверждения и самореализации в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях.

Социализация подростка, занимающегося танто-дзюцу, – процесс самоутверждения личности подростка через совокупность достижений, полученных в структуре занятий танто-дзюцу, являющих следствием и ресурсом развития личности подростка и его успешного становления в социальных и профессиональных отношениях.

Педагогические условия оптимальной социализации и самореализации подростка, занимающегося танто-дзюцу, – совокупность положений, определяющих состоятельность практики развития и саморазвития личности подростка, занимающегося танто-дзюцу, в модели социального воспроизводства ценностей и опыта деятельности (социализация) и модели продуктивного изменения качеств и условий сосуществования личности в выбранном виде спорта (самореализация).

Выделим педагогические условия оптимальной социализации и самореализации подростка, занимающегося танто-дзюцу:

- Принятие идей развития личности базовой идеей современной педагогики физической культуры и спорта, здоровьесберегающей педагогики и педагогики развития.

- Соблюдение норм культуры и этики в определении и решении задач развития личности и ученического коллектива.

- Принятие идеи нормального распределения способностей и здоровья – моделью определения и верификации возможности использования педагогического моделирования в постановке и решении задач развития личности.

- Определение возможности перехода из одного вида деятельности в другой, из одного направления социализации и самореализации в другой – базовой идеей полифункционального развития и становления личности.

- Детерминация и верификация уровня сформированности культуры самостоятельной работы личности как ресурс развития и оптимизации синергетически корректируемой системы взаимоотношений личности и коллектива.

- Пропаганда здорового образа жизни и морально-этических взаимоотношений в поликультурном пространстве через систему занятий танто-дзюцу.

- Формирование потребности подростка в повышении уровня и качества сформированности ресурсов общей физической и специальной физической подготовки, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

- Оптимальное использование всех направлений социализации и самореализации личности в модели адаптации личности к изменениям, происходящим в социуме и воспитательно-образовательном пространстве.

- Повышение значимости идей гуманизма и толерантности в определении и решении задач и противоречий мультикультурного взаимодействия личности.

- Формирование потребности в патриотических чувствах и объективного восприятия проблем самозащиты.

- Включение подростка в систему непрерывного профессионального образования как ресурса развития и самосохранения личности и социума.

Поясним выделенные педагогические условия оптимальной социализации и самореализации подростка, занимающегося танто-дзюцу.

Первое заявленное условие – принятие идей развития личности базовой идеей современной педагогики физической культуры и спорта, здоровьесберегающей педагогики и педагогики развития представляет собой положение, определяющее потребность и возможность повышения качества постановки целеполагания, т.е. определения цели и задач совершенствования личности, включенной в социально-образовательные и культурно-исторические отношения, раскрывающее возможность определения развития в модели соблюдения практики современного здоровьесбережения, качественно визуализирующего истинность выбранных направлений самореализации, в структуре которых успешность является состоятельностью идей здоровьесбережения, а гуманизм – ценностью верификации возможностей социума и личности быть толерантными, гибкими, креативными, конкурентоспособными.

Соблюдение норм культуры и этики в определении и решении задач развития личности и ученического коллектива – специфическое условие сохранения и преумножения ценностей и ресурсов развития и саморазвития в поликультурном пространстве. Все звенья модификации определения и решения противоречий определяются базовой культурой личности и общества, а морально-этические учения – механизмом модификации условий воспроизводства социального и межличностного опыта взаимоотношений.

Условие принятия идеи нормального распределения способностей и здоровья является моделью определения и верификации возможности использования педагогического моделирования в постановке и решении задач развития личности, в ресурсах которых происходит оптимизация выбора перспектив развития и самоутверждения личности, предопределяющих успешность и состоятельность практики решения задач развития и оптимизации противоречий различной природы и направлений оценки сформированности тех или иных возможностей личности и общества.

Определение возможности перехода из одного вида деятельности в другой, из одного направления социализации и самореализации в другой – базовой идеей полифункционального развития и становления личности как одно из условий оптимальной социализации и самореализации подростка, занимающегося танто-дзюцу. В ресурсах данного положение упор делается на то, что все виды деятельности взаимосвязаны и если есть определенная потребность, то можно осуществить в специально созданных условиях безболезненный переход из одного вида социализации и самореализации в другой.

Детерминация и верификация уровня сформированности культуры самостоятельной работы личности как ресурс развития и оптимизации синергетически корректируемой системы взаимоотношений личности и коллектива определяет потребности и возможности социума в создании, распределении продуктов науки, искусства, культуры и спорта, к одному из которых относится танто-дзюцу.

Пропаганда здорового образа жизни и морально-этических взаимоотношений в поликультурном пространстве через систему занятий танто-дзюцу является научно-обоснованным положением, в ресурсах которого определяются потребности и стимулируется активность развивающейся личности подростка через привлечение внимания, создание условий для гармонизации отношений и включения в систему занятий танто-дзюцу.

Формирование потребности подростка в повышении уровня и качества сформированности ресурсов общей физической и специальной физической подготовки, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга представляет собой одно из наиважнейших положений современной практики педагогического взаимодействия в структуре постановки и решения мультикультурных и многофакторных отношений и способов воспроизводства социального и профессионального опыта, системно сводимых нами к модели противоречий «хочу – могу – надо – есть», детально визуализирующих возможность оптимизации всех условий развития и самоутверждения личности в социальных и профессиональных отношениях.

Оптимальное использование всех направлений социализации и самореализации личности в модели адаптации личности к изменениям, происходящим в социуме и воспитательно-образовательном пространстве, обеспечивается за счет гибкого построения акметраектории личности и педагогической поддержки подростка, включенного в систему занятий танто-дзюцу.

Повышение значимости идей гуманизма и толерантности в определении и решении задач и противоречий мультикультурного взаимодействия личности – направление, в ресурсах которого все составные социально-педагогического знания неоднократно проверяются на оптимальное сочетание и вариабельность выбора, в ресурсах которого условия нормального распределения здоровья, способностей, продуктивного самоутверждения и самореализации представляют собой ресурсы и продукты гуманного определения и решения условий развития социальных отношений и мультикультурного становления личности, в нашей ситуации подросток включён в такой процесс через систему занятий танто-дзюцу.

Формирование потребности в патриотических чувствах и объективного восприятия проблем самозащиты представляет собой условие оптимальной социализации и самореализации подростка, занимающегося танто-дзюцу, – в системе восполнения социально-патриотических чувств и условий многомерной постановки и верификации качества развития личности выделяются три направления, системно обеспечивающие качественное решение проблем развития личности, – это 1) социальная среда, 2) наследственность, 3) педагогическая выполняемость определения и решений социально-деятельностных и поликультурных противоречий, – здесь имеется в виду воспитание, социализация, адаптация, педагогическая поддержка и пр.

Включение подростка в систему непрерывного профессионального образования как ресурса развития и самосохранения личности и социума – положение, которое реализуется через все составные социального и профессионально-педагогического знания, системность постановки проблемы развития личности в данном положении сводится к положению «образование через всю жизнь».

Специфика и возможности исследования процессов самореализации и социализации подростка, занимающегося танто-дзюцу, в нашем исследовании сводится к практике моделирования портфолио обучающегося, структура и содержание которого анализируется и верифицируется на ежегодной заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».

На протяжении двух последних лет обучающиеся (подростки), занимающиеся танто-дзюцу, участвуют в ежегодной заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».

Данная практика принесла свои результаты в 2014 г. и 2015 г. – в структуре участия в ежегодной заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» подростки, занимающиеся танто-дзюцу получили дипломы I, II, III степени, их количество составило в 2014 (10 чел., – 10 призовых мест) и 2015 году (три первых, четыре вторых и три третьих места в секции портфолио танто-дзюцу).

Работа по определению возможностей социализации и самореализации личности подростка через систему занятий танто-дзюцу будет продолжена, необходимость систематизации практики определения условий и тенденций продуктивного становления личности подростка в модели социализации и самореализации – одно из важных направлений современной педагогической практики.


Библиографический список
  1. Сильвестров И.А., Козырева О.А. Воспитание морально-нравственных качеств подростков, занимающихся танто-дзюцу, как социальная проблема // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы : матер. III Междун. науч.-практ. конф. (30 янв. 2014 г.). Саратов: издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С.147-148.
  2. Сильвестров И.А., Козырева О.А. Некоторые особенности использования технологии системно-педагогического моделирования в структуре детерминации основ педагогического взаимодействия // Современные тенденции и инновации в науке и производстве: матер. III Междун. науч.-практ. конф. (Междуреченск, 2-4 апр. 2014 г.). Кемерово, 2014. С.332-333.
  3. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
  4. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  5. Угольникова О.А., Зубанов В.П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 76-89.
  6. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  7. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  8. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  9. Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося : монография.  Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2012.  113 с.  ISBN 978-5-85117-675-3.
  10. Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011.  46 с. [+DVD].
  11. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника: учеб. пособ. Новокузнецк: КузГПА, 2011.  38 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–615–9.
  12. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы  // Europan Soucial Science Jornal. 2011.  №6.  С.210-217.
  13. Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
  14. Редлих С. М., Козырева О. А., Кошелев А. А. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования // Вісник Луганського національного університету ім. Т. Шевченка : Пед. науки.  2012.  № 22 (257) листопад. Ч.VІ.  С. 84-91.
  15. Логачева Н.В., Козырева О.А. Исследование особенностей социализации и самореализации обучающихся, занимающихся легкой атлетикой // Вісник Луганського нац. ун-ту ім. Т. Шевченка : Пед. науки. 2012. № 22 (257) листопад. Ч.VІ. С.236-238.
  16. Редлих С.М., Кошелев А.А., Козырева О.А. Специфика формирования культуры самостоятельной работы обучающихся и студентов в контексте идей гуманно-личностной педагогики // Вісник Луганського нац. ун-ту ім. Т. Шевченка: Пед.науки. 2013. №5. Ч. ІІ. С.216-229.
  17. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2011. №1 (3). С. 49-62.
  18. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58-65.
  19. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.  2011.  № 6.  С.40-44.
  20. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  21. Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5.
  22. Коновалов С.В., Завьялова Я. Е., Малышева В. О. Педагогические условия профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби как социально-педагогическая проблема // Современные научные исследования и инновации. 2015. №5.
  23. Коновалов С.В., Свинаренко В.Г., Апанасова А.С. Педагогические условия определения и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6.
  24. Коновалов С.В., Угольникова О.А., Васильев Д.С. Некоторые особенности социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6.
  25. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  26. Базарный К.Г., Седова К.С., Зубанов В.П. Специфика детерминации основ социализации, саморазвития и самореализации в структуре изучения возможностей педагогики спорта // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 55-62.
  27. Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С. 21-23.
  28. Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учеб.-метод. пособ. для студ., аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005.  207 с.
  29. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
  30. Козырева О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010.  97 с. [+DVD].


Все статьи автора «Сильвестров Илья Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: