Компетентностный подход, пришедший на смену знаниевому, привёл к коренной перестройке всей системы российского образования. Задача современного педагога более не сводится к передаче знаний, умений и навыков, а заключается в формировании у обучающихся комплекса ключевых компетентностей, в число которых помимо прочих входит информационная компетентность. Принимая же во внимание тот факт, что большинство развитых стран давно уже перешли от индустриального общества к информационному, информационную компетентность можно смело поставить во главу списка ключевых компетентностей. Однако, несмотря на осознание всей важности данной компетентности, как для отдельной личности, так и для общества в целом, среди исследователей, занимающихся вопросами её формирования и развития, нет единства относительно содержания понятия «информационная компетентность» и её компонентного состава.
Структура информационной компетентности остаётся темой для дискуссий, как среди российских, так и зарубежных исследователей. Ученые отмечают сложный, многоаспектный характер данного явления, включающий как минимум две составляющие – когнитивную и практически-деятельную.
Всестороннему изучению структуры информационной компетентности посвящены работы В.В. Брежнева, Д.С. Ермакова, И.Г. Кислой, В.С. Тришиной и А.В. Хуторского.
Так, Д.С. Ермаков, обобщая опыт отечественных и зарубежных исследователей, выделяет в составе информационной компетентности следующие элементы:
– Потребностно-мотивационный, отвечающий за наличие мотивации и интереса к изучению методов работы с информацией и средствами ИКТ; способствующий осознанию необходимости работы с информацией с целью извлечения знаний, в том числе с помощью информационных технологий.
– Когнитивный, объединяющий в себе знания о целях информационной деятельности и умения работать с информацией, а также о принципах работы, возможностях и ограничениях аппаратно-программных средств обработки информации.
– Практически-деятельностный, сочетающий умения и навыки использования средств ИКТ с опытом творческой деятельности.
– Эмоционально-волевой, который находит отражение в таких качествах личности как выдержка, организованность, решительность, настойчивость.
– Ценностно-смысловой, актуализирующийся в осознании личностной и социальной значимости информации и применения средств ИКТ и являющийся, по мнению Д.С. Ермаков, системообразующим [1].
Практически аналогичную структуру информационной компетентности предлагают С.В. Тришина и А.В. Хуторской [2]. По их мнению, информационная компетентность включает в себя следующие компоненты:
– когнитивный, который представляет собой систему приобретенных знаний, необходимых для творческого решения профессиональных задач;
– деятельностно-творческий, способствующий формированию и развитию у обучающихся разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности;
– личностный, отражающийся в личностных качествах субъекта и отвечающий за потребности и мотивы (по классификации Д. С. Ермакова потребностно-мотивационный);
– аксиологический, оказывающий обучающихся помощь в определении наиболее значимых ценностных ориентаций (по классификации Д.С. Ермакова ценностно-смысловой).
По мнению Е.В. Петровой информационная компетентность личности неразрывно связана с информационной компетентностью общества. Вступая в тесное взаимодействие, они обогащают друг друга и взаиморазвиваются. Согласно Е.В. Петровой информационная компетентность имеет в своей структуре следующие компоненты:
– комплекс приобретенных знаний, необходимых для творческого решения профессиональных задач;
– совокупность разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности;
– личностные качества субъекта, его потребности, мотивации, направленные на повышение компетентности;
– выбор наиболее значимых ценностных ориентаций [3].
Предложенные Е.В. Петровой составляющие информационной компетентности вполне соотносимы с компонентами, выделяемыми Д.С. Ермаковым, С.В. Тришиной и А.В. Хуторским.
Немного иначе структура информационной компетентности представлена в работе В.В. Брежнева [4]. Он предлагает объединить мотивационный и ценностный компоненты в один – ценностно-мотивационный, который, по его мнению, должен отвечать за осознание ценности работы с информацией, мотивацию на поиск значимой информации, понимание значения использования информационных технологий, стремление к самообразованию, целевую установку при работе с информацией, потребность в работе с информацией, сформированность субъектной позиции учащегося, ориентацию в информационной среде и готовность использовать информационные ресурсы в качестве источника знаний.
Помимо ценностно-мотивационной составляющей в структуре, предложенной В.В. Брежневым, также присутствуют когнитивный и операционно-деятельностный компоненты, которые способствуют овладению комплексом знаний об информационных процессах в природе и обществе, обеспечивают формирование способности управлять образовательной деятельностью, используя для этого универсальные приемы поиска, получения, преобразования и использования информации различного характера, отвечают за создание внутренней информационной картины мира и самоопределение личности в этом мире.
Последним элементом в структуре информационной компетентности по классификации В.В. Брежнева является рефлексивно-коммуникативный, отвечающий за самоконтроль, критическую оценку результатов работы с информацией и коммуникацию в процессе информационной деятельности. Данный компонент призван способствовать развитию творческой деятельности учащегося, саморазвитию, межличностному взаимодействию и умению работать в коллективе.
Во всех рассмотренных выше классификациях информационной компетентности существенных расхождений не имеется. Особняком стоит лишь структура, разработанная украинским исследователем И.Г. Кислой [5]. Согласно её подходу информационная компетентность является суммой следующих слагаемых:
– информационно-поисковой компетенции;
– информационно-аналитической компетенции;
– информационно-коммуникационной компетенции;
– информационно-оценочной (рефлексивной) компетенции;
– информационно-экологической компетенции (соблюдение подчиненными производственной санитарии и гигиены и чистоты окружающей среды);
– информационной компетенции самосовершенствования и саморазвития;
– информационно-операционной компетенции;
– информационно-этической и информационно-правовой компетенций;
– информационной компетенции сохранения (информационной безопасности) информации.
С нашей точи зрения, информационно-экологическая компетенция является лишней в этом списке. Если же внимательно присмотреться к остальным компонентам, предложенным И.Г. Кислой, то большинство из них, так или иначе, перекликаются со структурными элементами, выделяемыми другими исследователями.
Отдельного внимания заслуживает последний компонент из списка – компетенция в области информационной безопасности. Почему-то никто из исследователей, кроме И.Г. Кислой, не включил этот элемент в свою классификацию, а между тем он жизненно необходим каждому гражданину, живущему в информационном обществе, т.е. каждому из нас. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» это высказывание не только не утратило смысла, а наоборот стало более чем актуально. Проблемам обеспечения информационной безопасности посвящено множество трудов (см. работы Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, И.Н. Мовчан) и научно-исследовательских семинаров. Информация может использоваться не только во благо, но и во вред, становясь оружием, средством пропаганды и вербовки, разжигания религиозных и национально-этнических конфликтов. Поэтому немаловажным аспектом информационной деятельности является умение критически оценивать и отфильтровывать любую получаемую информацию. Тот, кто не умеет этого делать, может стать марионеткой в чужих руках.
Рассмотрев существующие подходы к определению компонентного состава информационной компетентности, можно сделать следующие выводы:
– Несмотря на то, что вопросом развития и формирования информационной компетентности занимается целый ряд отечественных и зарубежных учёных, до сих пор не существует единой структуры вышеупомянутого явления.
– Имеющиеся подходы базируются на различных основаниях, поэтому и внимание акцентируется на различных составляющих информационной компетентности.
По нашему мнению информационная компетентность представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимообусловливающих составляющих, ключевыми элементами которой, являются:
Ценностно-мотивационный компонент – отвечает за создание условий, необходимых для преодоления внутренних барьеров, перестройки сознания ученика и его психологической подготовки к работе в информационной среде. Чтобы вызвать у учащегося повышенный интерес к информационным технологиям и потребность к самообразованию, необходимо чтобы он в полной мере осознал ценность информации и возможности, которые раскрывают перед ним современные информационные технологии. Только после этого можно приступать к формированию у ребёнка установки на активное использование ИКТ в учебной и профессиональной деятельности.
Когнитивный компонент – совокупность теоретических знаний о принципах работы с информацией: умение находить, получать, анализировать, отфильтровывать, обрабатывать, сохранять, защищать, передавать информацию.
Практически-деятельностный компонент – умение применять все перечисленные выше теоретические знания в повседневной жизни, учебной и профессиональной деятельности.
Этически-правовой компонент – знание и соблюдение норм, правил и законов, регламентирующих поведение индивида в информационной среде.
Рефлексивный – самооценка и самоанализ своих действий и поступков. Умение критически оценивать свои возможности является необходимым условием для саморазвития и самореализации обучающихся.
Библиографический список
- Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. М., 2011. №1. С. 4-8.
- Тришина С.В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. URL: http://www.eidos.ru/journal /2004/0622-09.htm (дата обращения: 21.12.2014).
- Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. М., 2012. №2. С. 37-43.
- Брежнев В.В. Содержание и структура информационной компетентности старшеклассника // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/017-21.pdf (дата обращения: 10.05.2015).
- Кисла І. Г. Підходи до формування інформаційної компетентності вчителя загальноосвітнього навчального закладу / Інформаційні технології в освіті. 2008. № 2.
- Чусавитина Г.Н. Развитие компетенций научно-педагогических кадров по обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде // В сборнике: Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России 2011. С. 338-345.
- Чусавитина, Г.Н. Формирование компетентности будущих учителей в области обеспечения информационной безопасности // Вестник МГОУ. Серия «Открытое образование». – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 1 (20). С. 92-97.
- Чернова Е.В. Информационная безопасность: учебное пособие для студентов-социологов / Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2011. 118 с.
- Чернова Е.В. Инновационные образовательные технологии в преподавании основ информационной безопасности // Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 1 (26). С. 52-55.
- Мовчан И.Н. Проблемы подготовки специалистов в области информационной безопасности // Открытое образование. – 2013. – № 5. – С. 78-80.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
Количество просмотров публикации: Please wait