В одной из ряда научных публикаций Гриненко С.В. утверждается, что «реально существующие гендерные стереотипы оказывают влияние на положение женщин на рынке труда, сопровождаются снижением их социального и профессионального статуса» и рассматривается в исследовании сфера образования [1] Проанализируем официальные статистически данные, доля женщин в общей структуре кадров, по уровням образования.
Таблица 1. Доля женщин в общей структуре кадров, по уровням образования, за период 2000-2012гг., в % [1]
Страна |
дошкольное образование |
начальное образование |
высшее образование |
Россия |
100 |
98 |
56 |
Китай |
94-97 |
51-58 |
45 |
США |
94-95 |
86-87 |
41-48 |
Германия |
98 |
81-84 |
31-39 |
Швеция |
97 |
80-82 |
38-43 |
Финляндия |
97 |
72-79 |
45-50 |
Мир |
92-94 |
60-63 |
38-42 |
Цифры свидетельствуют сами за себя, мы не только догнали, но уже существенно перегнали мировые тренды, причем не только по развивающимся, но и по развитым странам.
К сожалению, этого нельзя сказать по качеству оказания образовательных услуг. По последнему индексу стран по уровню образования Россия занимает 36 место, для сравнения Украина до Майдана занимала 30 место, а Беларусь 21 место).
Приведем сравнения качества высшего образования в ряде стран. Сеть университетов Universitas 21 представляет ежегодный рейтинг национальных систем высшего образования. В нём Россия занимает – 33 место. США – 1 место, Финляндия – 4 место, Швеция – 5 место, Германия – 14 место, Китай 34 место.
Говорить о какой либо дискриминации женщин в дошкольном и начальном образовании явно не приходится, на наш взгляд, наоборот явно сильным перекосом в структуре занятости является то, что только 2% мужчин заняты в сфере начального образования (более чем в 20 раз меньше, чем в Китае, более чем в 6 раз меньше, чем США, более чем, в 9 раз меньше, чем в Швеции). В стране занимающей лидирующее позиции по темпам прироста ВВП мужчин в данной сфере занято более 40%! Данная проблематика, практически не интересует женщин-исследователей, видимо, это считается вполне «нормальным соотношением» и не заслуживает внимания и научных дискуссий.
Критики подвергается, именно, структура занятости в системе высшего образования, где как известно, женщины в России также преобладают. (см. табл. 1) В отличии от таких стран, как США, Германия, Швеция или Китай, где их меньше половины.
В табл. 2 приведена численность работников в государственных образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года), что обращает на себя внимание, что еще не так давно, мужчины преобладали в структуре занятости. Только с 2001г. численность женщин впервые превысила численность мужчин и в дальнейшем доля женщин увеличивалась год от года! Мы это связываем с определенными преимуществами профессии и ростом зарплат (зарплаты женщин в отрасли образования росли быстрее, чем у мужчин).
Таблица 2. Численность работников, государственных образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года).
Учебный год |
женщины |
мужчины |
Распределение по полу, в % |
|
женщины |
мужчины |
|||
1995/1996 |
106,7 |
133,5 |
44,4 |
55,6 |
1999/2000 |
123,1 |
132,8 |
48,1 |
51,9 |
2000/2001 |
130,3 |
134,9 |
49,1 |
50,9 |
2001/2002 |
137,1 |
135,6 |
50,3 |
49,7 |
2002/2003 |
148,9 |
142,9 |
51,0 |
49,0 |
2003/2004 |
157,0 |
147,0 |
51,6 |
48,4 |
2005/2006 |
171,7 |
150,4 |
53,3 |
46,7 |
2007/2008 |
184,4 |
156,0 |
54,2 |
45,8 |
2009/2010 |
189,2 |
153,5 |
55,2 |
44,8 |
В дальнейшем несколько изменилась методология, были включены в официальную статистику муниципальные образовательные организации высшего образования (табл. 3). Это увеличило численность занятых, но не изменило тенденций, женины доминируют в численности занятых.
Таблица 3. Численность работников, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года).
Учебный год |
женщины |
мужчины |
Распределение по полу, в % |
|
женщины |
мужчины |
|||
2011/2012 |
513,3 |
313,0 |
62,1 |
37,9 |
2013/2014 |
480,4 |
284,2 |
62,8 |
37,2 |
В табл. 4 представлены распределение мужчин и женщин в структуре ППС негосударственных высших учебных заведений (штатные преподаватели). Женщины преобладают в составе ППС, но явного восходящего тренда не наблюдается.
Таблица 4. Профессорско-преподавательский состав негосударственных высших учебных заведений (штатные преподаватели)
Учебный год |
женщины |
мужчины |
Распределение по полу, в % |
|
женщины |
мужчины |
|||
2000/2001 |
8,2 |
6,2 |
56,9 |
43,1 |
2002/2003 |
11,4 |
8,1 |
58,5 |
41,5 |
2006/2007 |
22,9 |
21,5 |
51,6 |
48,4 |
2008/2009 |
21,7 |
16,0 |
57,6 |
42,4 |
В дальнейшем, мы подробно рассмотрели соотношение мужчин и женщин по должностям (см. табл. 5-12).
Таблица 5. Численность, преподавателей (ассистентов) и старших преподавателей государственных образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года), в %
Учебный год |
Преподаватели (ассистенты) |
Старшие преподаватели |
||
Распределение по полу, в % |
Распределение по полу, в % |
|||
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
|
1999/2000 |
67 |
33 |
64 |
36 |
2001/2002 |
68 |
32 |
66 |
34 |
2002/2003 |
67 |
33 |
66 |
34 |
2003/2004 |
68 |
32 |
68 |
32 |
2005/2006 |
69 |
31 |
70 |
30 |
2007/2008 |
69 |
31 |
70 |
30 |
2009/2010 |
68 |
32 |
71 |
29 |
Таблица 6. Численность, преподавателей (ассистентов) и старших преподавателей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года), в %
Учебный год |
Преподаватели (ассистенты) |
Старшие преподаватели |
||
Распределение по полу, в % |
Распределение по полу, в % |
|||
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
|
2011/2012 |
67 |
33 |
71 |
29 |
2013/2014 |
67 |
33 |
71 |
29 |
Таблица 7. Численность, доцентов и профессоров государственных образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года), в %
Учебный год |
Доцент |
Профессор |
||
Распределение по полу, в % |
Распределение по полу, в % |
|||
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
|
1999/2000 |
42 |
58 |
19 |
81 |
2000/2001 |
43 |
57 |
21 |
79 |
2001/2002 |
44 |
56 |
21 |
79 |
2002/2003 |
45 |
55 |
22 |
78 |
2003/2004 |
47 |
53 |
22 |
78 |
2005/2006 |
49 |
51 |
24 |
76 |
2007/2008 |
52 |
48 |
26 |
74 |
2009/2010 |
54 |
46 |
28 |
72 |
Таблица 8. Численность, доцентов и профессоров государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года), в %
Учебный год |
Доцент |
Профессор |
||
Распределение по полу, в % |
Распределение по полу, в % |
|||
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
|
2011/2012 |
56 |
44 |
30 |
70 |
2013/2014 |
58 |
42 |
32 |
68 |
Таблица 9. Численность, заведующих кафедрой и деканов государственных образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года), в %
Учебный год |
Заведующий кафедрой |
Декан |
||
Распределение по полу, в % |
Распределение по полу, в % |
|||
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
|
1999/2000 |
26 |
74 |
22 |
78 |
2000/2001 |
27 |
73 |
27 |
73 |
2001/2002 |
28 |
72 |
28 |
72 |
2002/2003 |
29 |
71 |
29 |
71 |
2003/2004 |
31 |
69 |
31 |
69 |
2005/2006 |
33 |
67 |
34 |
66 |
2007/2008 |
35 |
65 |
36 |
64 |
2009/2010 |
37 |
63 |
37 |
63 |
Таблица 10. Численность, заведующих кафедрой и деканов государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года), в %
Учебный год |
Заведующий кафедрой |
Декан |
||
Распределение по полу, в % |
Распределение по полу, в % |
|||
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
|
2011/2012 |
39 |
61 |
39 |
61 |
2013/2014 |
41 |
59 |
40 |
60 |
Таблица 11. Численность, проректоров (директоров филиалов) и ректоров государственных образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года), в %
Учебный год |
Проректор |
Ректор |
||
Распределение по полу, в % |
Распределение по полу, в % |
|||
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
|
1999/2000 |
16 |
84 |
5 |
95 |
2000/2001 |
20 |
80 |
7 |
93 |
2001/2002 |
20 |
80 |
6 |
94 |
2003/2004 |
23 |
77 |
7 |
93 |
2005/2006 |
26 |
74 |
8 |
92 |
2007/2008 |
26 |
74 |
8 |
92 |
2009/2010 |
29 |
71 |
9 |
91 |
Таблица 12. Численность, проректоров (директоров филиалов) и ректоров государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года), в %
Учебный год |
Проректор |
Ректор |
||
Распределение по полу, в % |
Распределение по полу, в % |
|||
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
|
2011/2012 |
30 |
70 |
11 |
89 |
2013/2014 |
31 |
69 |
13 |
87 |
Гриненко С.В. пишет о феминистическом термине «стеклянный потолок» в сфере высшего образования. Понятно, что в сфере дошкольного или начального образования говорить об этом не приходится, а если использовать упомянутый термин, но уже только в контексте дискриминации мужчин.
Гриненко С.В. утверждает, что «положительные тенденции, тем не менее, не изменили общую для рынка труда закономерность – концентрацию женщин на исполнительских уровнях и статусно-ролевых позициях системы образования, где заработная плата существенно ниже». [1]
Действительно, если рассматривать период с 1999г по 2013гг., то соотношение преподавателей (ассистентов) женщин и мужчин не изменилось, а для старших преподавателей соотношение даже улучшилось в пользу мужчин. Но данный факт, мы предполагаем, связан с тем, что ряд женщин не стремятся или не могут в силу разных причин защитить кандидатские диссертации, не говоря уже о докторских. Если же им это удается, то нет никаких барьеров в их карьерном росте нет, что и демонстрируют данные официальной статистики, количество доцентов женщин за период с 1999 по 2013гг. увеличилось с 42 до 58%, а женщин профессоров за тот же период изменилось с 19 до 32%.
Если смотреть данные из таблиц 7-12, легко можно предположить, что у женщины-профессора имеют более высокие шансы занять должность заведующего кафедрой или декана факультета, чем у мужчины-профессора. Они (шансы) приблизительно равны для занятия поста проректора (директора филиала), но значительно ниже в отношении поста ректора. Напомним, что впервые женщина стала ректором ВУЗа в Советском Союзе только в 1972 году, это была Валентина Александровна Витязева. Если исходить, что еще менее 50 лет была одна женщина-ректор на весь Советский Союз, то нынешние 13% по России не выглядят столь драматично и явно в будущем данный показатель будет улучшаться в сторону слабого пола, впрочем как и другие анализируемые показатели в данной работе. Очевидно, что все выявленные тенденции в табл. 7-12 продолжатся и дальше естественным путем.
Рассмотрим число аспирантов (см. табл. 13), преобладают мужчины, но мы предполагаем, что среди мужчин есть определенные случайные люди, поступающие в аспирантуру с целью получить отсрочку от армии; кандидатов наук в армию не призывают. В табл. 14 представлено распределение аспирантов по отраслям науки.
Таблица 13. Аспиранты, на конец года
Учебный год |
Распределение по полу, в % |
|
Женщины |
Мужчины |
|
1999 |
43 |
57 |
2001 |
45 |
55 |
2003 |
45 |
55 |
2005 |
43 |
57 |
2007 |
43 |
57 |
2009 |
46 |
54 |
2011 |
46 |
54 |
2013 |
47 |
53 |
Таблица 14. Аспиранты, по отраслям науки, на конец года
Отрасль |
Учебный год |
Распределение по полу, в % |
|
Женщины |
Мужчины |
||
Филологические |
1999 |
80 |
20 |
2007 |
81 |
19 |
|
2013 |
82 |
18 |
|
Искусствоведение |
1999 |
63 |
37 |
2007 |
63 |
37 |
|
2013 |
65 |
35 |
|
Педагогические |
1999 |
73 |
27 |
2007 |
67 |
33 |
|
2013 |
69 |
31 |
|
Психологические |
1999 |
78 |
22 |
2007 |
72 |
28 |
|
2013 |
73 |
27 |
|
Культурология |
1999 |
69 |
31 |
2007 |
64 |
36 |
|
2013 |
70 |
30 |
|
Экономические |
1999 |
59 |
41 |
2007 |
40 |
60 |
|
2013 |
48 |
52 |
|
Социологические |
1999 |
59 |
41 |
2007 |
54 |
46 |
|
2013 |
59 |
41 |
|
Биологические |
1999 |
59 |
41 |
2007 |
59 |
41 |
|
2013 |
61 |
39 |
|
Медицинские |
1999 |
61 |
39 |
2007 |
64 |
36 |
|
2013 |
65 |
35 |
|
Юридические |
1999 |
38 |
62 |
2007 |
40 |
60 |
|
2013 |
46 |
54 |
|
Химические |
1999 |
51 |
49 |
2007 |
47 |
53 |
|
2013 |
49 |
51 |
|
Политология |
1999 |
41 |
59 |
2007 |
41 |
59 |
|
2013 |
44 |
56 |
|
Технические |
1999 |
21 |
79 |
2007 |
20 |
80 |
|
2013 |
26 |
74 |
|
Физико-математические |
1999 |
28 |
72 |
2007 |
26 |
74 |
|
2013 |
26 |
74 |
У докторантов (см табл. 15) за анализируемый период произошло существенное изменение структуры, если на конец 1999г. докторантов-женщин было чуть более трети, то на конец 2013г. уже почти половина
Таблица 15. Докторанты, на конец года
Учебный год |
Распределение по полу, в % |
|
Женщины |
Мужчины |
|
1999 |
36 |
64 |
2001 |
41 |
59 |
2003 |
44 |
56 |
2005 |
43 |
57 |
2007 |
46 |
54 |
2009 |
47 |
53 |
2011 |
48 |
52 |
2013 |
48 |
52 |
Рассмотрим докторантуру (табл. 16) по отраслям науки за период 1999-2013гг. женщины усилили позиции везде, кроме политологии за 2013 год. Особенно впечатляющи их выглядят успехи в юриспруденции и химии.
Таблица 16. Докторанты по отраслям науки, на конец года
Отрасль |
Учебный год |
Распределение по полу, в % |
|
Женщины |
Мужчины |
||
Филологические |
1999 |
79 |
21 |
2007 |
78 |
22 |
|
2013 |
80 |
20 |
|
Искусствоведение |
1999 |
60 |
40 |
2007 |
79 |
21 |
|
2013 |
76 |
24 |
|
Педагогические |
1999 |
58 |
52 |
2007 |
76 |
24 |
|
2013 |
71 |
29 |
|
Психологические |
1999 |
75 |
25 |
2007 |
70 |
30 |
|
2013 |
70 |
30 |
|
Культурология |
1999 |
69 |
31 |
2007 |
69 |
31 |
|
2013 |
70 |
30 |
|
Экономические |
1999 |
49 |
51 |
2007 |
60 |
40 |
|
2013 |
62 |
38 |
|
Социологические |
1999 |
51 |
49 |
2007 |
69 |
31 |
|
2013 |
59 |
41 |
|
Биологические |
1999 |
52 |
48 |
2007 |
50 |
50 |
|
2013 |
57 |
43 |
|
Медицинские |
1999 |
41 |
59 |
2007 |
51 |
49 |
|
2013 |
57 |
43 |
|
Юридические |
1999 |
27 |
73 |
2007 |
37 |
63 |
|
2013 |
51 |
49 |
|
Химические |
1999 |
26 |
74 |
2007 |
31 |
69 |
|
2013 |
47 |
53 |
|
Политология |
1999 |
43 |
57 |
2007 |
48 |
52 |
|
2013 |
39 |
61 |
|
Технические |
1999 |
17 |
83 |
2007 |
23 |
77 |
|
2013 |
28 |
72 |
|
Физико-математические |
1999 |
13 |
87 |
2007 |
21 |
79 |
|
2013 |
21 |
79 |
Во многих исследованиям посвященным гендеру, ученые пишут о дискриминации женщин в заработной плате. Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин в сфере образования в 1999г. и 2001г. составляла только 78%, по итогам 2003г. даже снизилась до 77%.
В дальнейшем стали рассчитывать за один месяц (октябрь) (см. табл. 17).
Таблица 17. Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин в сфере образования (по результатам выборочных обследований организаций за октябрь; в процентах) [1]
2005 |
2007 |
2009 |
2011 |
2013 |
87,1 |
89,3 |
86,3 |
89,0 |
99,0 |
За октябрь 2013г. зарплата женщин составляла 99% от уровня мужчин в сфере образования, но при этом мужчины в неделю в образовании работают на 1 час больше, чем женщины; за месяц накапливается 4-5 часов разницы. Если это учитывать, то получается, что среднестатистический мужчина в сфере образования имеет заработную плату даже ниже, причем не на 1%! [2] Приближается к сфере образования по заработной плате женщин сфера здравоохранения и
предоставления социальных услуг – 90,8 (разрыв 10%). Сравнительный анализ по ряду других отраслей представлен в табл. 18. Заметим, что средняя по всем отраслям еще ниже более, чем на четверть. Причем, ведь сфера образования характеризуется рядом привлекательных преимуществ (факторов) для женщин - «относительно свободной занятостью, постоянством и длительностью трудового отпуска, социальной защищенностью». [1]
Таблица 18. Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин в определенных отраслях, %
|
2001 |
2005 |
2009 |
2011 |
2013 |
Образование |
78 |
87,1 |
86,3 |
89,0 |
99,0 |
Научные исследования и разработки |
66 |
69 |
73 |
71,5 |
73,8 |
Строительство |
77 |
77 |
86 |
84 |
84,5 |
Здравоохранение и |
76 |
85 |
83 |
88,9 |
90,8 |
Добыча полезных ископаемых |
70 |
77 |
75,4 |
76,2 |
|
Обрабатывающие производства |
67 |
69 |
73,9 |
74,5 |
|
Гостиницы и рестораны |
75 |
72 |
79,2 |
80,6 |
|
Транспорт и связь |
70 |
70 |
72,8 |
75,2 |
|
По всем отраслям |
63 |
61 |
63 |
67,9 |
74,2 |
Доцент Гриненко С.В. приходит к общему выводу, что ««феминизация» ряда отраслей является следствием политики официального равенства в совокупности с негласным подавлением женского творческого и интеллектуального потенциала, что явно проявляется в образовании особенно в вузовской, университетской среде». [1] Данный тезис не аргументируется автором и выглядит голословным. Удивляет, что подчеркивается, что именно в университетской среде, хотя мы выявили, что данная среда имеет ряд преимуществ для женщин, зарплаты номинально почти одинаковы, а в действительности выше, женщины занимают руководящие должности (52%) в сфере высшего образования, никакого «стеклянного потолка» на должностях от доцента до проректора не существует.
К сожалению, Гриненко С.В. не отвечает толком в своей работе даже на стандартные вопросы кто виноват? и что делать? Как мы понимаем виноваты мужчины, но каким образом они подавляют женский творческий и интеллектуальный потенциал совершенно не ясно. Делать, мы понимаем, надо:
1) увеличивать социальную поддержку женщин;
2) на законодательном уровне начать дискриминировать мужчин-ученых, вводя искусственные барьеры. Например, запретить мужчинам занимать посты председателя и заместителей председателя в диссертационных советах; состав таких советов должен на две трети состоять из женщин. То же самое надо сделать в ученых советах ВУЗов, чтобы они как минимум на две трети состояли из женщин.
Библиографический список
- Гриненко С.В. Гендерная ассиметрия в образовании // Современные научные исследования и инновации, 2014 № 12 С. 143-150
- Гурьянов П.А. Женский вопрос в России как патриархальная установка для обоих полов // Гуманитарные научные исследования, 2015 № 1 С. 19-23