Проблема миграции в условиях объективно существующих интеграционных процессов с одной стороны и сохранения социокультурной идентичности, с другой -является актуальной для любого современного государства. Для России сегодняшней эта актуальность представляется еще более остро. Миграция стала одним из значимых факторов социального преобразования и развития. Между тем, реализация общегосударственных принципов происходит в конкретных регионах – в специфических социокультурных и экономических условиях. И потому нуждается в постоянном внимании не только со стороны ответственных служб, но и общества. Исследование регионального аспекта миграционной политики в России представляется наиболее проблемным полем для исследования. Нам представляется плодотворной идея сопоставления опыта ее реализации в двух регионах: Центральном и ЮФО.
В данном анализе необходимо, прежде всего, уделить особое внимание характеру распределения организаций и общественных формирований в разрезе федерального и регионального уровней, их «специализации» по профильным направлениям деятельности, а также оценке сроков и качества услуг, предоставляемых мигрантам в соответствии с российским законодательством.
Таким образом, сопоставительная характеристика будет проходить по нескольким критериям:
-
По общему количеству организаций и объединений, оказывающих социальную поддержку вынужденным мигрантам;
-
По сферам деятельности данных организаций и объединений;
- По степени удовлетворенности качеством оказания государственных услуг мигрантами (в работе произведено обобщение и систематизация данных, имеющихся в современном информационном пространстве: ссылки на большинство задействованных официальных сайтов представлены в библиографическом списке).
Сравним ситуацию в Южном Федеральном округе и в Центральной России по критерию «Общее количество организаций и объединений, оказывающих социальную поддержку вынужденным мигрантам». Результаты сравнения представлены ниже (табл. 1).
Таблица 1. Численность организаций и объединений, в деятельность которых входит оказание социальной поддержки вынужденным мигрантам в Центральном и Южном округах
Организации и объединения | Общее количество | |
Структура | Центральный округ | Южный округ |
Фонды | 8 | 6 |
Организации | 6 | 7 |
Движения, клубы | 4 | 3 |
Центры | 15 | 6 |
Общее количество | 33 | 22 |
Данные таблицы позволяют говорить о том, что в Центральном округе, по сравнению с Южным, действует больше организаций и объединений, способных оказать помощь вынужденным переселенцам и беженцам. Такая ситуация может быть вызвана следующими факторами: ростом численности мигрантов в данном регионе, недостаточной скоростью предоставления государственными службами услуг вынужденным мигрантам, необходимостью увеличения количества организаций и объединений, которые способны предоставлять различные услуги мигрантам.
Южный Федеральный округ менее активно работает с данной категорией граждан и насчитывает лишь два десятка подобных организаций и объединений, что негативно отражается на социальном самочувствии мигрантов.
Для выявления ситуации по удовлетворенности потребностей вынужденных мигрантов в различных сферах оказания услуг сравним количество организаций и объединений в Центральной России и Южном Федеральном округе по направления деятельности (см. табл.2).
Таблица 2 – Сравнительная характеристика Центральной России и Южного Федерального округа по сферам оказания услуг организаций и объединений
Направления | Общее количество организаций и объединений | |
деятельности | Южный округ | Центральная Россия |
Защита прав | 6 | 13 |
Материальная поддержка | 4 | 4 |
Жилищное устройство | 5 | 2 |
Гуманитарная помощь | 4 | 8 |
Социокультурная адаптация | 3 | 6 |
Все сферы деятельности | 22 | 33 |
Из анализа таблицы следует, какие сферы деятельности считаются наиболее доминирующими в общей структуре организаций и объединений в ЦР и ЮФО. В Центральной России и на Юге России преобладают общественные организации и объединения по защите прав мигрантов, материальной поддержке и гуманитарной помощи. Менее востребованной сферой оказания услуг для вынужденных мигрантов в Южном Федеральном округе является направление социокультурной адаптации, а в Центральной России данной направление деятельности организаций и объединений является приоритетным.
Таким образом, вынужденные мигранты, попадающие на территорию данных округов, могут получить высококвалифицированную юридическую, консультативную помощь по вопросам защиты своих прав и свобод.
Еще одним критерием сравнения двух регионов выступает степень удовлетворенности качеством оказания государственных услуг мигрантами. Данные по этому критерию могут быть сопоставлены путем анализа результатов опроса о качестве оказания государственных услуг, проведенного территориальным органом Федеральной Миграционной Службы в 2014 году. Результаты опроса о качестве оказания государственных услуг мигрантам показали следующее (табл. 3):
Таблица 3 – Качество оказания государственной помощи вынужденным мигрантам в количественном и процентном соотношении
Критерии сравнения | ЮФО | ЦР |
1 | 2 | 3 |
Обратилось мигрантов | 7800чел.(100%) | 34700чел.(100%) |
Удовлетворенность помещением ФМС | 2184чел.(28%) | 2500чел.(7%) |
1 | 2 | 3 |
Удовлетворенность качеством обслуживания | 2574чел.(33%) | 14900чел.(42.9%) |
Удовлетворенность сроками предоставления государственной услуги | 1794чел. (17%) | 10200чел.(29.3%) |
Признаки коррупционных правонарушений со стороны сотрудников служб | 1248чел. (16%) | 7000чел.(20%) |
Доступность и понятность информации деятельности служб | 39чел. (6%) | 100чел.(0.6%) |
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что численность обращенных в миграционные службы мигрантов в регионах не одинакова. Показатели численности Центральной России в 5 раз превышают показатели в Южном регионе: свыше 30 тысяч мигрантов. Эти данные говорят о том, что иностранные граждане, обитающие на территории ЦР, чаще обращаются в специальные службы, чем мигранты на Юге России. Деятельность служб и удовлетворенность качеством оказания услуг представлены ниже (рис.1).
Рисунок 1 – Удовлетворенность качеством оказания государственных услуг мигрантов по сравниваемым регионам
На большинство вопросов служб ответы мигрантов носили неудовлетворительных характер. Качеством обслуживания мигранты недовольны, информация о деятельности служб закрыта, виден высокий процент признаков коррупционных правонарушений со стороны сотрудников данных служб. Тем самым опрос показал недостатки деятельности служб, организаций и объединений по отношению к мигрантам.
Следовательно, необходимо повышать уровень качества обслуживания вынужденных мигрантов, контролировать деятельность сотрудников данных служб, вводить санкции в отношении недобросовестных работников, а также внедрять инновационные технологии для работы с данной категорией граждан.
Подводя итоги, можно сказать, что
-
Существуют некоторые проблемы в области реализации мер социальной политики государства: законодательством изложены задачи государственных органов исполнительной власти в отношении оказания помощи вынужденным мигрантам, но на практике, в регионах реализация поставленных задач осуществляется по–разному; на региональном уровне принимаются законопроекты, которые в некоторой степени противоречат федеральным; разграничение полномочий между органами государственной власти и органами власти субъектов позволяет вносить некоторые изменения в деятельность государственных служб; недостаточное количество государственных структур в регионах, порождает образование частных, общественных, коммерческих организаций и объединений; прописанные законодательством меры по обеспечению контроля над деятельностью государственных служб на практике реализуются в меньшей степени, об этом свидетельствуют признаки коррупционных правонарушений со стороны сотрудников государственных служб.
-
В сравниваемых регионах преобладают региональные организации и объединения, оказывающие разностороннюю помощь мигрантам.
-
Выявлены недостатки деятельности государственных служб в обоих регионах.
-
Приоритетными направлениями деятельности общественных организаций в регионах являются защита прав и свобод мигрантов, а также материальная и гуманитарная помощь.
-
Установлено также, что Центральная Россия наиболее благоприятна для вынужденных мигрантов, это показывает численность поставленных на учет вынужденных переселенцев и имеющих статус беженца. Причинами такой ситуации в данном округе могут служить деятельность ФМС и большее количество организаций и объединений, в задачи которых входит оказание всесторонней помощь данной категории граждан: консультативные услуги, правовая и юридическая помощь, материальная и гуманитарная поддержка, а также помощь в социокультурной адаптации.
-
Степень удовлетворенности в Южном Федеральном округе ниже, чем в Центральной России. В регионе огромное внимание уделяется вопросам жилья вынужденных мигрантов: предоставляются субсидии на приобретение жилья, дается временное убежище мигрантам и другое.
-
В целом, вынужденные мигранты, попадающие на территорию данных округов, могут рассчитывать на получение высококвалифицированной юридической, консультативной помощи.
На основе выявления проблемных моментов, можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию политики в отношении вынужденных мигрантов:
- Уделить особое внимание контролю над деятельностью сотрудников государственных служб.
- Интенсифицировать оснащение государственных структур инновационными техническими средствами, а также внедрить инновационные технологии для работы с вынужденными мигрантами .
- Усовершенствовать формы привлечения общественных организаций и объединений к деятельности по оказанию помощи данной категории граждан.
- Активнее привлекать средства массовой коммуникации для обеспечения доступности информации вынужденным мигрантам.
- Осуществлять совершенствование механизма предоставления государственных услуг в сфере миграции, в том числе с учетом данных регулярно проводимого мониторинга качества государственных услуг.
- Продолжить формирование эффективных механизмов адаптации и интеграции мигрантов к новым условиям.
- Создать такую систему социальной поддержки вынужденных мигрантов, в которой обеспечение доступности государственных услуг мигрантам было бы гарантированно, независимо от их территориального нахождения.
Библиографический список
-
АК [Электронный ресурс]/Официальный сайт фонда «АК».- http://fond-ak.ru
- Ассоциация мигрантов [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
- Благотворительный фонд «Предание» [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
- Государственная программа по оказанию содействия добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом. [Электронный ресурс]/Официальный сайт УФМС России по Ростовской области.- http://www.fms-rostov.ru
-
Дари добро [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.- URL: http://ria.ru
-
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления федеральной миграционной службы по городу Москве на 2014 год и плановый период 2015 – 2016 годов. [Электронный ресурс]/Официальный сайт ФМС России.- http://www.fmsmoscow.ru
-
Калужское движение «За права человека» [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.- URL: http://ir.russiancouncil.ru
- Комитет надежды [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
-
Легальная работа мигрантов в Москве [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Центра содействия трудовой миграции и стажировки специалистов.- www.ruptec.ru
-
Международный альянс «Трудовая миграция» [Электронный ресурс]/ Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
- Миграционный портал «Приключения иностранцев в России» (Nelegalov.net) [Электронный ресурс]/ Справочник Российского совета по международным делам .-http://ir.russiancouncil.ru
-
Миграция XXI век [Электронный ресурс]/Официальный сайт МИРПАЛ.-www.mirpal.org
-
Негосударственные организации. [Электронный ресурс]/ Официальный сайт центра «Мемориал».- http://www.memo.ru
-
Независимый благотворительный центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры» [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
-
Общероссийский миграционный портал «Приключения иностранцев в России» (Nelegalov.net) [Электронный ресурс]/ Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
-
Общественная организация вынужденных переселенцев и беженцев Московской области «Свет» [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
- Объединение “Мирное небо”. [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
-
Объединение “Мирное небо”[Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
- Организация Helpdonbasspeople [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.- http://ria.ru
- Организация “Ставропольский городской Совет женщин”. [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.- http://ria.ru
- Организация Helpdonbasspeople [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
- Организация по защите прав вынужденных переселенцев и беженцев «Статут» [Электронный ресурс]/ Справочник Российского совета по международным делам .-http://ir.russiancouncil.ru
-
Организация при Покровском храме г. Пятигорска Пятигорской и Черкесской епархии Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.- URL: htt
-
Основные показатели деятельности ФМС России [Электронный ресурс]/Официальный сайт ФМС России.- http://www.fms.gov.ru
- Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (ОЦБСС) Ростовской-на-Дону епархии. [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
-
Помощь беженцам [электронный ресурс]/Официальный сайт комитета «гражданское содействие.- http://www.refugee.ru
- Региональное представительство Международной Федерации общество Красного Креста и Красного Полумесяца в Российской Федерации. [Электронный ресурс]/ Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
-
Своих не бросаем [Электронный ресурс]/Официальный сайт фонда «Своих не бросаем».-http://spasidonbass.ru
- Сеть «Миграция и Право» [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru
- Справка: Как и где помочь беженцам из Украины[Электронный ресурс]/ Официальный сайт «Ростовская-на-Дону Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).-http://www.pravmir.ru
- Сухорадо Ю.А. Основные направления повышения эффективности миграционной политики в России и ее полиэтнических регионах. // Научные проблемы гуманитарных исследований-2010.-№9.-С.22
- Фонд “Дари добро” [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
- Фонд “Дари добро”[Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости http.-//ria.ru
- Фонд «Предание» [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
-
Фонд «Святителя Василия Великого». [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
- Фонд «Содействие – Юг». [Электронный ресурс]/ Справочник Российского совета по международным делам .-http://ir.russiancouncil.ru
- Фонд помощи детям “Доброе дело”. [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.-http://ria.ru
-
Центр «Каритас Архиепархии Божией Матери в Москве» [Электронный ресурс]/Официальный сайт центра «Каритас».- http://www.caritas.ru
- Центр в честь Святой Блаженной Матроны Московской. [Электронный ресурс]/Официальный сайт РИА Новости.- http://ria.ru
-
Юридическая Сеть «Миграция и Право» [Электронный ресурс]/Справочник Российского совета по международным делам.-http://ir.russiancouncil.ru