Спорт – непременная составляющая успешного развития человека, которая заметно улучшает качество его жизни. «Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию -воспитание всесторонне и гармонично развитой личности» [1, с. 7]. Но на сегодняшний день наблюдается ухудшение физического состояния человека, связанное с множеством факторов: сидячий образ жизни, пониженная двигательная активность, влияние информационных технологий и, как следствие, отсутствие мотивации к занятиям спортом. Этим обусловлена актуальность данной работы. Целью работы стало описание причинных факторов, вызывающих интерес детей и молодежи к спорту, их возрастную специфику. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: изучить структуру мотивационной базы спортивной деятельности; раскрыть понятия «мотив», «потребность», «фактор»; разграничить типы факторов по критерию характера причины; в процессе опроса выявить особенности факторов, определяющих интерес детей и молодежи к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Создание мотивационной основы для занятий физической культурой – одна из главных задач, стоящих перед образовательными учреждениями в процессе воспитания детей и молодежи. Под мотивом принято понимать «то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности»[3]. Мотивационная база обладает следующей структурой:
1.Непосредственная мотивация занятия спортом
- потребность в осознании собственного физического превосходства;
- стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
- стремление добиться высоких результатов, доказать свою спортивную компетентность;
- потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.
2.Опосредованная мотивация занятия спортом
- стремление к силе, здоровью;
- стремление к практическому применению спортивных навыков;
- чувство долга;
- потребность в овладении физической культурой сквозь призму осознания ее социальной важности[2, с. 45].
Прагматику физкультурно-оздоровительной деятельности характеризует определенного уровня динамика проявлений. На протяжении длительного времени занятий один и тот же спортсмен по мере усвоения спортивных навыков последовательно сменяет мотивы.
Источник возникновения мотивации – потребности субъекта, актуальные для него в определенные моменты жизни и определяющие характер его желаний и стремлений. Между тем, в качестве источника потребностей выступают причинные факторы – явления, не удовлетворяющие субъекта сложившимся порядком вещей и препятствующие его дальнейшей полноценной жизнедеятельности.
По характеру причины факторы условно можно разделить на физические (лишний вес, заболевание, травмы); психологические (стресс, депрессия); социальные (насмешки, издевательства окружающих и т.д.), которые тесно взаимодействуют друг с другом. Преимущество того или иного фактора – особенность отдельного периода развития человека.
Результаты опроса, проведенного в социальной сети (http://vk.com) и среднеобразовательной школе № 5 г. Елабуга, подтверждают вышесказанное. В качестве опрошенных выступило 32 человека в возрасте от 10 до 22 лет. Анкетируемым был задан вопрос: «Что побуждает Вас к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью?» Ответы респондентов представлены на диаграмме:
У 43,7% анкетируемых в возрасте от 16 до 22 лет интерес к спорту вызывает недовольство собственной фигурой; 18,7 % в возрасте от 10 до 15 лет занимаются лечебной физкультурой по причине нарушения организма; 21,9 % респондентов в возрасте от 19 до 22 лет находят в спорте выход из стрессовой ситуации; 15,6 % опрошенных 15-20-ти лет занимаются физкультурной деятельностью под влиянием модных веяний.
Итак, интерес к занятию спортом у детей и молодежи вызван разными причинами. Для детей физкультура – способ оздоровления и укрепления организма. Здесь ребенок - пассивный участник собственного физического развития, этим занимаются, в основном, взрослые: родители, учителя. Для людей старшего возраста причина занятий спортом кроется преимущественно в психологической сфере: стремление усовершенствовать собственное тело, чтобы этим добиться удовлетворения и признания. В данном случае человек – активный участник развития своего физического потенциала. Таким образом, зная специфику интереса к спорту детей и молодежи, образовательные учреждения способны успешно осуществлять их физическое воспитание путем создания эффективной мотивационной базы.
Библиографический список
- Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.
- Хекхаузен Х., «Мотивация и деятельность», 2-е изд. СПб., 2001
- http://www.grandars.ru/college/psihologiya/motivy-i-motivaciya.html (Дата посещения: 30.04.2015)