ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНВЕРГЕНТНОСТИ В МЕДИАХОЛДИНГАХ ПРИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Дивеев Ильдар Тагирович
Тольяттинский государственный университет
магистр гуманитарных наук - педагогический институт Кафедра журналистики

Аннотация
Статья посвящена анализу СМИ при вузах, с целью определения тенденций развития конвергентности в них. В статье рассматриваются такие аспекты как своеобразие функционирования медиахолдинга в структуре вуза, связь деятельности конвергентной редакции с образовательным процессом и задачи студенческих СМИ по продвижению на рынке образовательных услуг вуза.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CONVERGENCE IN MEDIA HOLDINGS AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Diveev Ildar Tagirovich
Togliatti State University
master of Humanities - pedagogical Institute of the Department of Journalism

Abstract
This article analyzes the media in universities, in order to identify trends in the development of convergence in them. The article deals with aspects such as the originality of the functioning of the media holding in the structure of the university, communication activities converged edition with the educational process and the problem of student media to promote the market of educational services of high school.

Keywords: convergent Editorial, multimedia, student media, the media holding


Рубрика: Журналистика

Библиографическая ссылка на статью:
Дивеев И.Т. Тенденции развития конвергентности в медиахолдингах при высших учебных заведениях // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/06/11622 (дата обращения: 18.04.2024).

Деятельность медиахолдинга в современных условиях как правило основывается на принципах конвергентной журналистики. Это в свою очередь требует новых подходов к процессу обучения студентов-журналистов. Логичным развитием перспектив мультимедийной конвергентной индустрии будет иной подход к профессиональной подготовке кадров, иные образовательные траектории будущих журналистов. Иначе говоря, должны измениться подходы в образовании журналистов, составляющие практико-ориентированного обучения в вузах. И эффективным будет изменение не только теоретических и практических дисциплин образования журналистов, но и среда, в которой происходит становление будущих специалистов.

Кузницей новых конвергентных журналистских кадров остаются образовательные учреждения, а практической лабораторией для них становятся не только практика в средствах массовой информации, но и, собственно, работа в стенах «альма-матер». И поэтому возрастает актуальность отвечающих современным требованиям «лабораторий», которыми являются студенческие издания, корпоративные средства массовой информации вузов. В настоящее время в таких образовательных организациях выстраивается новая конвергентная схема производства и алгоритм профессионального журналистского взаимодействия. Появляются медиахолдинги на базе учебных заведений и как творческая лаборатория, и как действующее конкурентоспособное средство массовой информации на медиарынке. Таким образом создается благоприятная среда для обучения мультимедиа специалистов, журналистов, получающих качественное теоретическое образование с применением на практике в самых современных условиях конвергентной редакции с сильной актуальной материально-технической базой.

Рассмотрим некоторые примеры подобной практики на российском информационном и одновременно образовательном пространстве. Полноценный медиахолдинг в современном понимании, как часть образовательной инфраструктуры в сегменте высшего образования – явление довольно редкое. Но при этом, существование корпоративных СМИ и учебных центров при институтах и университетах – это традиционная практика. Закономерным можно назвать появление в истории практически каждого вуза России собственных изданий – от научного до популярного средства массовой информации.

Уже традиционно практически в каждом вузе функционирует свое медиапространство: издаются вузовские газеты и журналы, производятся и выпускаются в эфир теле- и радиопрограммы. Такие СМИ существуют в целом ряде российских вузов. Например, в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете, Уральском государственном университете им. А.М. Горького, Уральском государственном горном университете, Южно-Уральском государственном университете, Челябинском государственном университете, Челябинской государственной академии культуры и искусств, в Тольяттинском государственном университете и во многих других вузах. Следует отметить, что далеко не все издания образовательных учреждений в своём развитии превращаются в медиахолдинги на базе образовательного учреждения. Таким образом, уже сам по себе факт образования такой структуры в рамках образовательного учреждения достоин отдельного упоминания.

Московский государственный университет им. Ломоносова пионер среди издателей молодёжной студенческой прессы, на сегодняшний день обладает значительными ресурсами прессы, как научными, так и для более широкой аудитории. Среди них научные издания, например, «Вестник Московского университета» – 27 серий по отраслям знаний, интернет-газеты, электронные журналы, бумажная периодика, – корпоративные газеты и журналы факультетов МГУ. Полный перечень изданий МГУ можно найти на одноимённой странице портала МГУ – «Издания МГУ».

Родоначальница прессы МГУ – газета «Московский университет». Газета «Московский университет» впервые вышла в свет 26 апреля 1756 года газета под названием «Московские ведомости». Долгое время печатное СМИ, созданное по указу императрицы Елизаветы Петровны при Московском университете, выполняло функцию городской газеты, единственной в столице. В 1925 году газета получила название «Университетская правда», а в 1937 обрела название «Московский университет». Интернет версия газеты представляет собой презентационную страницу газеты с анонсом новых номеров, и архивом газеты в формате «пдф», то есть это традиционная газета в электронном виде. Примечательно, что газета «Московский университет» – интернет-страница газеты обозначает посетителям сайта не столько газету (это лишь вкладка на сайте), сколько Центр информации и медиакоммуникаций МГУ имени М. В. Ломоносова[1].

Этот Центр создали в ноябре 2013 года, в том числе и для решения такой задачи, как «создание и развитие университетских медиапроектов для различных аудиторий с участием подразделений МГУ». К наиболее профессиональным, с точки зрения журналистики, можно отнести СМИ факультета журналистики. На сайте журфака МГУ к собственно студенческим СМИ отнесено только два издания – газета «Журналист» и проект «Моховая, 9» – студенческий телеканал. Другие издания факультета журналистики МГУ – научные. Это далеко не все медиа ресурсы МГУ, даже не все медийные центры Московского университета. Одно из самых ранних вузовских издательств отметило в 2011 году свою 255-летнюю годовщину – это издательство Московского университета. Так же в составе СМИ университета имеется радио. Сеть RUHEP/Radio-MSU для подключения пользователей использует спутниковые и радиорелейные, оптоволоконные и выделенные линии связи, радиомосты, а также телефонные линии.

На базе факультета журналистики развивается Учебный мультимедийный центр. Создан он в 2011 году путем объединения учебно-производственных подразделений факультета – Учебного радиотелецентра, редакции учебной газеты и учебно-полиграфической лаборатории для создания интегрированной группы мультимедийных редакций и студий, обеспечивающих полный цикл генерации, агрегации и дистрибуции учебного контента в рамках подготовки профессионального журналиста по новым образовательным стандартам МГУ. В 2012 г. проведена радикальная модернизация технической инфраструктуры факультета, что позволяет моделировать в центре реальные процессы современного телевизионного, радиовещательного и издательского (включая интернет) производства. Модернизация предполагала комплексное инновационное переоснащение аудиторий, предназначенных для проведения практических занятий по выпуску различных форм журналистского контента (текст, фото, графика, видео, аудио).

В основу функционирования УММЦ лежит актуальный принцип конвергентности информационно-коммуникационных каналов и платформ. А это предполагает активное использование в учебном процессе как цифровых носителей, так и новейшего цифрового оборудования. Структурно УММЦ включает три основных блока – телевизионный, радио и издательский, базовой единицей блока является универсальный класс (newsroom). С 2013 г. УММЦ введен в эксплуатацию полностью и функционирует в полную силу. Принцип конвергентности информационно-коммуникационных каналов и платформ положен в основу деятельности мультимедийного центра МГУ.

Надо отметить, что все вузовские медиа структуры являются изначально корпоративными. С одной стороны, они работают как инструмент PR, а с другой, имеют непосредственное отношение к журналистике. Средства массовой информации высших учебных заведений в гораздо большей степени используют все виды интерактивности, т.е. прямому участию аудитории в создании медиапродукта. Да и, пожалуй, именно в таких масс медиа отмечается высокий уровень креативности, эксперимента, поскольку во главу угла не ставится исключительно финансовые показатели, свойственные на сверхконкурентном рынке медиаиндустрии. Последние достижения в развитии информационных образовательных технологий активно вливаются в продукт, который предоставляют СМИ вузов. В ряде студенческих медиахолдингов  готовят контент для дистанционного обучения или элементы для реализации интерактивных методов обучения. В этом плане полезен опыт телевизионных корпоративных медиа.

Телевизионный вещательный центр Томского государственного университета[2] осуществляет производство, трансляцию и ретрансляцию телевизионных программ по научной, образовательной и культурной тематике, организовывает проведение видеоконференций, прямых телевизионных эфиров с использованием интерактивных средств связи, обеспечивает учебную и научную деятельность ТГУ современными аудиовизуальными технологиями

В Томском государственном университете также есть свои научные издания: «Вестник Томского государственного университета», журнал «Открытое и дистанционное образование», несколько специализированных журналов. Печатаются издания в собственном издательском доме. Есть и корпоративная газета ТГУ «Alma mater», в концепции которой указано следующее: «В настоящее время газета ТГУ «Alma Mater» приближается по типу к корпоративному изданию, служит информированию вузовской аудитории, поддержание в коллективе университета гордости и патриотических чувств по отношению к университету. Газета выступает в роли трибуны, осуществляет связь между структурами и подразделениями ТГУ, освещает научную, образовательную, культурную и социальную сферу». Телевидение Томского государственного университета регулярно выпускает теленовости от одного до пяти сюжетов. Также телевещательный центр запустил 17 видеопроектов. В отдельный видео проект, вернее, даже сервис Томский университет вывел видео лекции. Впрочем, там не все лекции сняты и обработаны ТВЦ ТГУ, есть два основных раздела видео лекций – видео материалы портала «Научная Россия», и «Лекции приглашённых специалистов», последнее и есть работа телеканала университета.

Аналогично поступают и коллеги из Сибирского федерального университета[3]. На сайте Сибирского федерального университета во вкладке «Цифровые видеоресурсы СФУ» доступны для просмотра учебные и учебно-научные фильмы, трансляции с конференций и защит квалификационных проектов, а также видео лекции. Вообще же Сибирский федеральный университет поддерживает 8 медиа проектов, среди которых помимо традиционной вузовской студенческой газеты «Новая университетская жизнь» и преподавательской «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог», действует телевидение СФУ, информационно-вещательная сеть вуза (плазменные панели на территории университета) и даже собственное студенческое информационное агентство. Информационно-вещательная сеть насчитывает 140 плазменных панелей во всех учебных корпусах СФУ. Вещание ежедневное с 8:00 до 19:30 кроме воскресенья. Аппаратные мощности ИВС позволяют осуществлять прямые трансляции, формировать группы экранов с автономным вещанием, создавать аудиовизуальные продукты различной сложности. Сеть Сибирского федерального университета осуществляет промо- и видео обслуживание мероприятий всего университета и отдельных его подразделений.

Практически все молодёжные газеты самых разных университетов выходят в свет не без помощи студентов. Студенты принимают участие в создании и другого медиа контента, что обеспечивает получение ими навыков навыков сбора, обработки информации, создания материалов разных жанров и для разных видов СМИ. Это повышает актуальность медиахолдингов для вузов, в которых готовят журналистов или специалистов по связям с общественностью и рекламе.

Так, например, студенты факультета журналистики специализации «Радиовещание» создают контент передач радио «Элевейт», вещающего в лифтах главного корпуса Южно-Уральского государственного университета[4] Обучение внутри родного вузовского пространства позволяет студенту снизить дискомфорт вхождения в профессию, а вуз решает задачу кадрового обеспечения редакции корпоративного СМИ. По понятным причинам медиа вузов, где есть факультеты (или кафедры), выпускающие журналистов или специалистов в сфере рекламы и PR, нередко оказываются на более высоком качественном уровне (в плане, как содержания, так и оформления), чем средства массовой информации вузов, в которых таких факультетов нет. Например, газета «Уральский университет», издаваемая УрГУ им. А.М. Горького, заметно выигрывает по сравнению с изданием Уральского государственного лесотехнического университета «Инженер леса».

Поскольку как создателями, так и потребителями университетских массмедиа являются студенты, то в публикациях молодежная проблематика становится ведущей. Так же ориентация на молодежный формат позволяет авторам легко находить точки соприкосновения с аудиторией. И, в этом смысле, у медиахолдингов, образованных при высших учебных заведениях есть «фора», маркетинговое преимущество перед исключительно коммерческими медиахолдингами, в вузовских медиа есть знание своей целевой аудитории «изнутри». Язык вузовских СМИ адекватен молодёжной аудитории, воспринимающей мультимедиа язык молодёжных вузовских медиа.

Площадками интеграции различных средств массовой информации высшего учебного заведения чаще всего становятся вузовские сайты. Например, сайт Челябинского государственного университета, на котором размещается новостная лента с оперативной информацией о происходящем в вузе, архив газеты «Университетская набережная», сюжеты внутреннего телевидения, материалы, созданные университетской студией «Вираж», и программы студентов журфака «Po_ sety»[5].

Пристальное внимание уделим телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ, первой и единственной на данный момент в России университетской ТРК, которая вещает в эфире, по кабельным сетям и в интернете 24 часа в сутки. Телерадиокомпания является не только вещательной, но и производственной телерадиокомпанией. Миссия ЮУрГУ ТВ описана в целях и задачах телерадиокомпании: «Информирование студенческой молодежи и населения города о событиях, происходящих в ЮУрГУ и других вузах Челябинска, а также выявление их взаимосвязи с интересами города и страны. Приобщение студенческой молодежи и населения города к ценностям культуры. Побуждение студенческой молодежи и населения города к созидательным действиям, их адаптация к меняющимся условиям жизни. Создание конвергентной редакции, позволяющей факультету журналистики Южно-Уральского государственного университета готовить универсальных журналистов, отвечающих тенденциям времени».

Эти цели реализуются благодаря сильной материально-технической базе и конвергентной схеме организации холдинга – «360 градусный ньюсрум» [6 C.13]. Так, в состав ТРК ЮУрГУ-ТВ входит учебная радиостудия, которая оборудована современной радиоаппаратурой и позволяет студентам вести вещание через интернет. Редакции ЮУРГУ радиовещания полностью сделана силами челябинских студентов. Среди проектов радиовещания выделяется радио в лифтах – Elevate. Здесь речь идёт о вещании в лифтах корпусов университета. Эволюционно радио ЮУрГУВ структуре ЮУРГУ ТВ 7 редакций, среди которых для нас особенный интерес представляет редакция «Конвергентная». Это экспериментальная конвергентная редакция на базе редакции новостей. Здесь студенты учатся универсальной журналистике. Они создают материалы для передачи журналистских материалов по разным каналам информации: телевидение, радиовещание, печать и интернет. Миссией ЮУРГУ ТВ является развитие инновационной модели журналистского образования на технической базе телерадиокомпании на информационном материале региона.

Интересен проект Донского государственного технического университета (г.Ростов) – медиапарк[7]. Это медиахолдинг – образец медиа объединения бизнеса и образовательной организации. В 2011 г. группа компаний «Южный Регион» совместно с Донским государственным техническим университетом создали производственно-образовательную площадку — Медиапарк «Южный Регион — ДГТУ». Реализован медиапроект как городской медиа портал, так девизы, отчасти отражают миссию холдинга: «Таким вы ещё город не видели», и «Смотрите то, что близко» – «подпроекты»  – Ростов NEWS, Ростов Life(ТВ, ФМ) – визуально концепция отражена на портале Ростов Life. А текст миссии концепции холдинга декларируется на странице Медиапарка: «Миссией Медиапарка учредители определили формирование благоприятной среды для прироста человеческого капитала в отрасли мультимедийных технологий в регионе, содействие инновационному развитию города и области, модернизацию образовательной системы, направленную на создание и развитие нового поколения креативных инженеров и медийных специалистов. Магистральной целью Медиапарка является формирование инфраструктурной площадки для создания, поддержки и развития стартапов и инновационных разработок в секторе инфокоммуникационного и мультимедийного бизнеса».

К «формированию человеческого капитала» создатели Медиапарка относят образовательные проекты факультета медиакоммуникаций и мультимедийных технологий ДГТУ, телевизионную школа «ТЭФИ» для школьников, Международный образовательный центр ARENA MULTIMEDIA ROSTOV. А задачу инновационного развития региона, развития среднего и малого бизнеса Медиапарк решает привлечением резидентов и партнеров в лице крупных и средних компаний. Производственные, деловые и творческие площадки Медиапарка: кросс-медийный реалити-проект «Стартап года», Интернет-канал «Ростов-на-ТВ», онлайн-радио «Ростов-FM», продакшн-студия и т.п. Тут же и развивают свои навыки студенты ДГТУ.

Как отмечают исследователи Т.И. Сидорова и Ю.В. Чемякин «Существование медиаресурсов вузов в составе сбалансированных систем объясняется не только необходимостью удовлетворять информационные потребности членов вузовской корпорации посредством как можно более разнообразных каналов коммуникации. Еще один фактор способствует динамичному развитию и повышению качества вузовских масс-медиа, – это обостряющаяся «борьба за абитуриента» и усиливающаяся конкуренция между высшими учебными заведениями»[8]. В этой связи значительная доля целевой аудитории высших учебных заведений – это абитуриенты, самая мобильная и чувствительная ко всем новинкам технологического процесса. И эта, по-настоящему мультимедийная аудитория, пользующаяся многочисленными платформами для восприятия информации, подталкивает постоянно к развитию мультимедиатизации средств массовой информации высших учебных заведений, начиная от выхода в интернет, всеобщей дигитализации образовательных и медиа ресурсов, до адаптации под всевозможные платформы.

Студенты, как аудитория со своей стороны ожидают качественных информационных и образовательных материалов, соответствующих актуальным медиа трендам. Более того, студенты, вовлекаемые в процесс медиаобразования, особенно, в вузах с медийным, рекламным, PR и журналистским профилем, ожидают и способствуют иному уровню подготовки и обмена информацией.

Таким образом, очевидно, что на базисном уровне подготавливается почва для подготовки конвергентных специалистов, универсальных мультимедиа журналистов. При этом, специалисты нового уровня получают полноценное гуманитарное образование, а не становятся всего лишь «ремесленниками медиаиндустрии».

В настоящее время наиболее распространён в медиа среде вузов корпоративный тип средств массовой информации. Однако тенденция ухода от мономедийности к мультимедийности и конвергенции уже поддерживается и на уровне программ образования и, соответственно, на уровне актуализации материально-технической базы. Эта тенденция прослеживается и в рассмотренных вузах. Конвергенция СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров. И информационная среда образовательных учреждений – самая благоприятная для их развития.

Инфотейнмент и эдутейнмент (infotainment & edutainment) – интегрированный жанр подачи информации в современной медиасреде особенно актуален в конвергентных медиа. И поскольку конвергенция – ведущий тренд в сфере массовых коммуникаций, именно эти формы информационной подачи, являясь, по сути, примером жанровой конвергенции оптимально подходят в качестве основных ведущих жанров в молодёжном медиахолдинге.

В условиях развития информационных технологий сфера использования развлекательных жанров в медиа существенно расширяется и проникает даже в группу информационных жанров. Симбиоз научной информации и развлекательной вместе с потребностью простого и понятного восприятия информационных потоков оправдал и эдутейнмент в медиасреде. Особую актуальность эдутейнмент получает при развитии образовательных медиаресурсов, особенно научно-популярной тематики.

Наблюдаемые тенденции конвергенции средств массовой информации вузов закономерно ведут к большей мультимедиатизации и превращению корпоративных СМИ вуза в медиахолдинг учебного заведения. Тому уже есть примеры, есть и технологические решения (производственный процесс – конвергентный, с выверенными планами и графиками работы и развития, практики «ньюсрумов»), и редакционные изменения (информационная политика единой смысловой трансляции на разные медиа платформы).

Адекватная функциональность конвергентного медиахолдинга при высшем учебном заведении возможна при актуальной практико-ориентированной модели обучения. При этом обязательным условием должно быть участие опытных журналистов, медиаспециалистов, а не только исключительно преподавателей-теоретиков. Особенности развития масс-медиа вузов – вместе с образовательной составляющей и требованиями реального медиарынка позволят создать конкурентное медиапредприятие. И важный шаг в этом направлении – создание продуманной, логичной, соответствующей целям вуза концепции медиахолдинга.


Библиографический список
  1. Сайт Центра информации и медиакоммуникаций МГУ. URL: http://massmedia.msu.ru/index.php?name=centr (дата обращения 10.03.2015).
  2. Сайт Телевизионного вещательного центра ТГУ. URL: http://tv.tsu.ru/tvc/about/history/ (дата обращения 21.03.2015).
  3. Сайт Сибирского Федерального университета. URL: http://smi.sfu-kras.ru/ (дата обращения 21.03.2015).
  4. Сайт радио УрГУ . URL: http://www.e-radio.ru/info/urgu.php (дата обращения 30.03.2015)
  5. Сайт Челябинского государственного университета. URL: http://www.csu.ru/news/video/csu-video.aspx (дата обращения 30.03.2015).
  6. Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ: монография / Л.П. Шестеркина и др.; под ред. Л.П. Шестеркиной. – Челябинск: Издательство РЕКПОЛ, 2012.
  7. Медиапарк. Южный регион. ДГТУ. URL: http://mediapark.pro/ru/about/ (дата обращения 17.04.2015).
  8. СидороваТ.И., Чемякин Ю.В. Вузовские СМИ в системе корпоративных медиа // Mediascope.ru, 2013 http://www.mediascope.ru/node/88 (дата обращения 10.03.2015).


Все статьи автора «ildarsky»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: