НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА» БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РЕСУРСАХ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Козырева Ольга Анатольевна
Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описывается возможность изучения раздела педагогики «Теоретическая педагогика» в ресурсах подготовки будущих педагогов-бакалавров, обучающихся по государственному образовательному стандарту, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 46 от 17 января 2011 г. по профилю 050100 «Педагогическое образование, квалификация (степень) «бакалавр».

Ключевые слова: качество обучения и образования, компетенции, культура самостоятельной работы, модель, технология системно-педагогического моделирования


SOME OPPORTUNITIES OF STUDYING THE COURSE "THEORETICAL PEDAGOGY" BY THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING IN TECHNOLOGY RESOURCES SYSTEM-PEDAGOGICAL MODELING

Kozyreva Olga Anatolievna
Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University
candidate of pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The article describes the possibility of studying pedagogy section "Theoretical pedagogy resources in the training of future teachers-bachelors, students at state educational standard, approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation No. 46 of January 17, 2011 by profile 050100 "Pedagogical education, qualification (degree) "bachelor".

Keywords: competence, culture self-dependent work, quality of training and education, technology system-pedagogical modeling


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/05/11269 (дата обращения: 28.02.2024).

Возможность изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре реализуется в Новокузнецком филиал-институте ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» на факультете физической культуре (г. Новокузнецк) с использованием RP-технологии педагогического взаимодействия и технологии системно-педагогического моделирования [2, 11-15], обеспечивающих своевременное, продуктивное формирование культуры самостоятельной работы студента, а также возможность продуктивного становления и самореализации личности в структуре ведущей деятельности и общения.

В структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре курс «Теоретическая педагогика» включает в себя такие разделы педагогики, как «Общие основы педагогики», «Теория обучения», «Теория воспитания», «Социальная педагогика», «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Управление образовательными системами», в рамках каждого раздела будущие педагоги по ФК выполняют репродуктивные и продуктивные задания, обеспечивающие качественное усвоение дидактического материала.

Примером такой практики являются включение в учебный процесс таких заданий, как написание реферата или научно-исследовательской публикации на тему «Социализация и самореализация обучающегося, занимающегося <<выбранный вид спорта>>» (курс «Социальная педагогика», «Теория воспитания», «Общие основы педагогики»), моделирование уровневой технологии изучения темы «Методы обучения» (курс «Теория обучения»), моделирование системы принципов педагогического взаимодействия (курс «Социальная педагогика», «Управление образовательными системами»), моделирование паспорта школы или паспорта образовательного учреждения (курс «Управление образовательными системами»).

Кроме обеспечения продуктивной самореализации и самовыражения личности будущего педагога по физической культуры в курсе «Теоретическая педагогика», как и в любой другой дисциплине, осуществляется формирование совокупности компетенций, в нашем случае – это ОК-1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения), ОК-14 (готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному, бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям), ПК-1 (способен реализовывать программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях), ПК-3 (способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии), ПК-4 (способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса).

Каждая компетенция в ресурсах современного дидактического знания определяется через такие компоненты, как «знать», «уметь», «владеть», определяющие возможности личности в постановке и решении задач уровневого профессионального самоопределения, самосовершенствования, самовыражения и становления в системе реализации идей и моделей гуманистической педагогики и психологии.

Совокупность формируемых компетенций курса «Теоретическая педагогика» измеряется с использованием дидактических тестов – общего [7] и частно-дидактических (моделированных в ресурсах изучаемых разделов педагогики) [3-6]. Качество формирования компетенций в ресурсах изменения дидактического тестирования попредметного и общего определяется высоким уровнем, детерминированным оценкой «отлично» и процентом усвоения выше 81 % (заложены критерии оценки по Т. А. Чекалиной).

Приведем один из примеров такого рода заданий из раздела «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» [3].

Часть А. (выберите из списка один вариант ответа)

I.     ………………… – направления реализации идей и модели управления образовательными системами в структуре постановки и верификации качества решения субъектно-средовых противоречий в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.

А.   Предмет управления образовательными системами

В.   Объект управления образовательными системами

С.   Цель управления образовательными системами

D.   Функции управления образовательными системами

II.   ………………… – процесс оптимизации форм, методов, условий, технологий обучения и самообучения в структуре верификации качества образовательного стандарта, где компетенции как результат активной самостоятельной работы и сотрудничества определяют показатели и характеристики соответствия формируемого и номинального.

А.   Управление качеством формирования компетенций обучающегося

В.   Управление профессиональным самоопределением обучающегося

С.   Управление качеством образовательной подготовки

D.   Управление образовательной подготовкой обучающегося

III. ………………… в широком смысле – это совокупность ценностей и приоритетов педагога как личности и носителя профессии педагога, определяющих вектор или матрицу построения всех отношений и преобразований в мега-, макро-, мезо- и микромасштабах профессионального или профессионально-педагогического взаимодействия, указывающих на целостность, востребованность, гибкость и уникальность природы, формы, условий, принципов, продуктов деятельности и общения педагогов, обеспечивающих сохранение ноосферы и антропосистемы в истинном и неподдельном гуманно-верифицированном состоянии, обеспечивающем становление и развитие личности и жизнеспособность общества в целом, обеспечивающихся за счет формирования уникальных ценностей гуманизма и продуктивности, учета нормального распределения способностей и потребности в самореализации и продуктивном самовыражении.

А.   Корпоративная культура педагога

В.   Профессиональная культура педагога

С.   Организационная культура педагога

D.   Коммуникативная культура педагога

IV. Выделите формулу профессиональной культуры.

А.   f (трудовых функций, норм труда и права, трудовой этики).

В.   f (материального и морального стимулирования, трудовой этики).

С.   f (компетенций, трудовой этики).

D.   f (условий развития личности, соблюдения трудовых функций, учета системы ограничений и возможностей среды и культуры, личности и социума в целом).

V.   ………………… – процесс и модель ситуативного, своевременного изменение программно-педагогического обеспечения и систем стимулирования результатов ведущей деятельности на государственном, региональном, муниципальном и локальном уровнях взаимодействия.

А.   Управление качеством подготовки выпускника образовательного учреждения

В.   Профессиональная культура педагога в локальном смысле

С.   Организационная культура педагога в узком смысле

D.   Корпоративная культура в широком смысле

VI. Не является принципом управления образовательными системами следующее положение – принцип …………………

А.   социальной направленности, законности, объективности, комплексности и гласности в структуре и качестве управления образовательными системами.

В.   соединения единоначалии и коллегиальности в управлении образовательными системами.

С.   комплекса необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.

D.   интегративности в организации целостного педагогического процесса, управления им и реконструкции в соответствии с выявленными противоречиями и проблемами.

VII.     Под функциями педагогического управления будем понимать …………………

А.   механизм социокультурной среды, обеспечивающий повышение уровня знаний, умений, навыков, рациональных способов умственных действий всех субъектов образовательного пространства.

В.   матрицу преобразования условий и возможностей управления педагогическим коллективом, в структуре которой уделяется особое внимание общепедагогическим компонентам – принципам, методам, средствам, методикам, технологиям и пр.

С.   результат образовательной деятельности ученика, имеющего внешнее (идея, текст, поделка) и внутреннее (личностные качества) проявления.

D.   механизм ретрансляции и реконструкции социального опыта в системе микро-, макро- и мезоструктур в государстве, призванном сохранять и преумножать материальные и моральные богатства своей страны и своего народа.

VIII.   Педагогический менеджмент – …………………

А.   механизм социально-педагогической системы (образовательные учреждения начального, среднего полного, начального, среднего и высшего профессионального образования, системы переподготовки и дополнительного профессионального образования, специального образования и пр.) по предложению и организации лицензированных государством услуг по оказанию помощи в получении образования и его составных в соответствии со спросом и предложением, приоритетом и нормами, потребностями и возможностями в полисубъектном пространстве.

В.   организационно-педагогическая деятельность руководителя образовательной системы в фасилитации решений противоречий в функционировании моделей субъект-субъектных отношений и субъект-объектных преобразований.

С.   обратная связь учителя с учеником в процессе преподавание-учение, обеспечивающая анализ усвоения знаний, умений, навыков и стимулирующая деятельность обеих сторон (и учителя, и ученика) по оптимизации всех звеньев учебного процесса.

D.   вид обучения, в основе которого лежит проблема (несоответствие), определяемая и решаемая в ходе планомерно организуемого процесса изучения нового материала.

IX. ………………… – постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений.

А.   Сравнение

В.   Контроль

С.   Мониторинг

D.   Менеджмент

X.   Нижнюю границу качества подготовки выпускника общеобразовательной школы определяют по каждому предмету …………………

А.   в соответствии с соблюдение условия выполнения 51 % заданий.

В.   в соответствии с соблюдение условия выполнения 70 % заданий.

С.   в соответствии с соблюдение условия выполнения 61 % заданий.

D.   ежегодно, процент прохождения определяется ситуативно.

Часть В.

XI. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).

А. высшая форма обобщенного знания в какой-либо отрасли человеческой деятельности, представленная совокупностью обобщенных теоретических положений, различной степени общности и значения. 1. Система
В. компоненты теории, которые связаны друг с другом и образуют структуру теории, то есть теория не совокупность разрозненных положений, а определенного вида система теоретическая или идеальная. 2. Управление
С. набор направленных к достижению общей цели и функционирующих как целое взаимосвязанных элементов. 3. Теоретические положения
D. элемент и функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. 4. Теория

XII.     Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.

Установите элементы контроля в порядке масштаба и значимости в вузе.

А.   Самопроверка вуза.

В.   Текущая аттестация обучающихся (студентов и слушателей).

С.   Проверка результатов деятельности вуза МИНОБР-ом.

D.   Самоконтроль обучающегося.

XIII.   Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.

Управление качеством подготовки будущих педагогов в вузе связано с качественным усвоением предметно-педагогических дисциплин. Проранжируйте последовательность изучения дисциплин в структуре подготовки по профилю 050100 «Педагогическое образование, квалификация (степень) «бакалавр».

А.   Теоретическая педагогика.

В.   История педагогики и образования.

С.   Введение в педагогическую деятельность.

D.   Практическая педагогика.

XIV.   Выберите два и более правильных ответов.

По В. Г. Крысько управление обеспечивается выполнением ряда функций, под коими понимают конкретные направления деятельности, подразделяемые на ………………….

А.   воспитательные, образовательные, здоровьесберегающие.

В.   целевые, организационные, социальные, мотивации.

С.   материально-технического обеспечения.

D.   экономико-финансовые, учета и контроля.

XV. Впишите пропущенное слово.

Под функцией педагогического ………………… управления будем понимать вектор развития отношений в полисубъектном поле, создающем условия для развития внутреннего мира ее субъектов, получения и распределения материальных благ в соответствии с системой принципов гуманно-личностной педагогики и психологии, сохранение уникальности, целостности, самостоятельности педагогической или образовательной системы.

Часть С.

XVI.   Уточните понятие «корпоративная культура педагога» в структуре норм и эталонов учебной дисциплины «Управление образовательными системами».

Статистическое распределение качества обученности студентов зависит от многих факторов, на которые объективно влиять педагогу можно (одна группа) и практически нельзя (вторая группа). Определим элементы второй группы факторов – 1) график обучения (индивидуальный со свободной формой посещения занятий или классический), 2) материальное обеспечение студентов (студенты, вынужденные работать для своего материального обеспечения не всегда получают необходимый уровень профессионального образования), 3) объективная востребованность педагогов высокой квалификации и подготовки в структуре непрерывного профессионального образования.

Оптимизируя условия подготовки будущих педагогов по ФК, можно реализовать высокий уровень сформированности выделенных компетенций, качественное формирование культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры, позитивное отношение к сложившимся условиям труда педагогов и профессиональную ориентацию на достижение высоких результатов в выбранном поле деятельности, данные аспекты детерминированы и детализированы в ряде публикаций [1-20].

 


Библиографический список
  1. Кириенко С.А., Слепышев А.В., Козырева О.А. Специфика и ресурсы гуманизации общества в структуре изучения педагогического знания будущими педагогами по ФК // Международный академический вестник.  2014.  №3.  С. 22-24.
  2. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография.  Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  3. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. – 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
  4. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. – 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. – 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование».  М. : МИФИ, 2014. – 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
  7. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978–5–85117–742–2.
  8. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации студентов-педагогов и педагогов-психологов // Наука и образование. 2006. № 3. С. 16-21.
  9. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  10. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  374 с.  ISBN 978–5–85117–411–7.
  11. Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал.  2010.  №7.  С.192-203.
  12. Козырева О. А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения : Научно-технический журнал. 2014. 1(26) С. 70-72.
  13. Козырева О.А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 184-187.
  14. Козырева О. А. Технология системно-педа­го­гического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  15. Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №.2 (73). С.109-117.
  16. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога  // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2011. №1 (3). С. 49-62.
  17. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука.  2011.  № 11.  С. 58-65.
  18. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2012.  №1 (5).  С. 27-29.
  19. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  20. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. – М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.


Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: