В конце XIX века вместе с возможностью вулканизации резины, ростом числа спортивных болельщиков более продвинутая часть северо-американского общества открыла дверь для нового типа обуви который радикально изменил общепринятый способ «гулять», «чувствовать» и «заниматься спортом». Признание обуви для тенниса в качестве элемента костюма для повседневной носки стало подарком для производителей, стимулировавших развитиенеформальных стилей в одежде как способа увеличения потребления резины. Реклама способствовала развитию взаимосвязей между молодёжью, досугом и спортивной одеждой, переосмыслению назначения спортивной обуви из парусины на резиновой подошве в качестве модной летней одежды, которую мог носить любой человек. В рекламных буклетах отмечалось, что носить резиновые подошвы каждый день приемлемо с общественной точки зрения и с точки зрения моды, также в них раскрывались достоинства резины по сравнению с традиционными материалами для подошв.
Перед Первой мировой войной резиновая промышленность развивалась быстрыми темпами благодаря подъёму автомобильной промышленности, опиравшейся на пневматические резиновые шины и благодаря изменениям методов производства резины. В XIX веке был найден неиссякаемый источник латекса – бразильская гевея (каучуконос), произраставший только на небольшом участке джунглей в Бразилии. Как следствие, большая часть мировых поставок резины осуществлялась на основе природного сырья и находилась под контролем бразильских торговцев резиной. Низкое качество экспортных поставок объяснялось условиями сбора сырья, ритмичночть поставок также была непредсказуемой. Английская экономикаостро нуждалась в прорезиненных компонентах для промышленного оборудования. Это привело к тому, что в 1860-е годы правительство Великобритании намеренно стремилось обеспечить надежные, устойчивые поставки данного сырья. Климент Маркхэм (ClementsMarkham), чиновник британского правительства, служивший в Индии, пытался применить те же принципы к резине, что и в случае с пересадкой охотниками-собирателями хинного дерева – источника хинина (первое эффективное средство от малярии) с Анд на возделанные плантации Индии. В 1876 году он организовал сбор нескольких тысяч порций семян в Бразилии и вывез их контрабандным путём в Королевские ботанические сады Кью, в которых их прорастили, а затем всходы отправили на Цейлон и в Сингапур на разведение. Несмотря на трудности, его план удался. Экспортированные растения использовали в качестве основы для плантаций сначала на Цейлоне, а затем на Борнео и в Малайзии. Резину/каучук непрерывно получали из Азии в 1880-1890-е годы, а в1899 г. сырьё впервые было вывезено с Цейлона [1, c. 129-41, 2, c. 81-107].
Автомобильная промышленность, достигнув полного развития, способствовала разработке плантационного каучука/резины [3, c. 44-86, 4]. Подъём производства личных автомобилей в начале ХХ века обусловил массовый спрос на резиновые шины и другие автокомплектующие. Он стимулировал развитие таких компаний, как B.F. Goodrich, Firestone, Goodyear и Dunlop. Все они направляли денежные потоки в научные разработки для того, чтобы совершенствовать собственную продукцию. Вильям Гир (WilliamGeer), возглавлявший научную работу в компании «B.F. Goodrich», писал, что «химик, физик и инженер привнесли реальные знания в изготовление резины». В.Гирупоминал о том, что «каждая из крупных компаний по производству резины организовывала лаборатории, в которых высококлассные химики изучали новые материалы и знакомились с рабочими характеристиками каждого материала в резиновой смеси» [5, c. 65]. С применением науки и технологии резиновая промышленность начала быстро развиваться, и вскоре стало возможным производство резиновых изделий в ассортименте для различных целей.
Изменения в резиновой промышленности серьёзным образом воздействовали на обувную промышленность, использовавшуюрезиновую подошву. Количество сырья, получаемого на каучуковых плантациях, превышало спрос на шины, поэтому компании-производители резины пытались использовать продукцию резиновой промышленности в новых производствах, стимулируя таким образом потребительский спрос [1, c. 155-59, 5, c. 29-30]. Компании B.F. «Goodrich, Goodyear, Dunlop» и другие стали заниматься производством обуви. Несколько американских производителей шин переключилось на рентабельное производство обуви. Появилось сообщение о том, что несколько компаний в США производят обувь, большая часть из них – это компании–производители резины [6]. В конце XIXвека специалисты усовершенствовали технологии массового изготовления, перенесённые в обувную промышленность, и стали широко применять принципы конвейерного производства и организации рабочего времени по принципу Генри Форда.
Достижения в технологии, расширение познаний в области производства и свойств резины, а также вхождение компаний-производителей резины в обувной бизнес не только расширили ассортимент, но и изменили дизайн обуви для тенниса. В XIX веке резину вулканизировали на протяжении нескольких часов в высокотемпературных воздушных сушильных печах. На заводах таких компаний, как «H.E.Randall», теннисную обувь изготавливали, вырезая подошвы из листов вулканизированной резины, которые затем приклеивали или сшивали с кожаным или парусиновым верхом, процесс обрезания и сшивания был традиционным. Несмотря на внедрение производственного оборудования, изготовление обуви оставалось относительно сложным процессом, который включал несколько операций. В отличие от этого, компании-производители резины облюбовали упрощенную, парусиновую обувь, которая легко изготавливалась, при этом цикл производства ограничивался несколькими этапами. Внедрение парообработки и отвердения под давлением (процессы, впервые применённые для производства шин) предоставило возможность для производства обуви, у которой резиновые и парусиновые детали скрепляли вместе спомощью вулканизации, исключая таким образом необходимость пришивания подошвы по месту. Такую технологию изготовления обуви для тенниса в 1920 году применяла компания «Hood Rubber Company», дочерняя компания «B.F. Goodrich». Процесс твердения с помощью парообработки и под давлением полностью соответствовал процессу производства автомобильных шин, что, как было заявлено, «обеспечивало свойства повышенной износостойкости и эластичность». Углубление знаний в области различных соединений и внедрение органических и неорганических катализаторов позволило производить виды резины со светлым окрасом и увеличило ассортимент материалов для обувной промышленности. Производители могли выбирать из двух или трёх дюжин присадок и изготавливать обувь и подошвы различных тонов [7].
К 1930 году на смену тяжёлым, вычурным, кожаным и хлопчатобумажным моделям конца XIXвека пришла мягкая, упрощенная парусиновая обувь, которая повторяла функциональные возможности модернистской архитектуры. Наиболее популярная расцветка обуви для тенниса – белая, иногда с цветной оторочкой из бейки. Баскетбольная обувь поставлялась в чёрном или желтовато-коричневом цвете до тех пор, пока компания «Converse Rubber Shoe» не представила белую обувь «исключительно для олимпийской команды США 1936 года» (см. рис.1) [8, c. 150].
Почти у всей обуви на резиновой подошве, предназначенной для спорта, а также большей части повседневной обуви, подошву присоединяли в процессе вулканизации. Обувь, изготавливаемая способом, характерным для XIX века, когда подошву приклеивали и пришивали по месту, не исчезла, но её, вероятнее всего, стали использовать как повседневную. Рост интереса к спорту обусловил потребность в соответствующей обуви. Масовое участие в соревнованиях сформировало потребность в продукции, которую можно было бы сортировать и различать по доходам населения, важности соревнований и играм, в которых они участвовали. С начале прошлего века покупателям был предложен большой выбор спортивной обуви, и разнообразие продукции увеличивалось по мере распространения популярности спорта и наращивания мощностей резиновой промышленности. Продукцию из вулканизированной резины связали с процессами, которые трансформировали обычную жизнь благодаря достижениям полного развития технологий в викторианскую эпоху. Резину наравне с электричеством, радио, автомобилем, фотографией, кино и аэропланом можно было классифицировать как символ века машин.
Приложение
Рис.1. Реклама спортивной обувь с высоким берцем со шнуровкой до носка, модель “дерби” (для скачек), производитель: компания «Converse Rubber Company», 1930 г.
Библиографический список
- Hobhouse, H., Seeds of wealth : four plants that made men rich, 1st Shoemaker & Hoard ed., Washington, DC: Shoemaker & Hoard, 2004.
- Loadman, J., Tears of the tree : the story of rubber-a modern marvel, Oxford: Oxford University Press, 2005.
- Setright, L.J.K., Drive on! : a social history of the motor car, London: Granta., 2003.
- Moser, K., World War I and the Creation of Desire for Automobiles in Germany, in Getting and spending : European and American consumer societies in the twentieth century, S. Strasser, C. McGovern, and M. Judt, Editors, Cambridge University Press: Cambridge. p. 195-222, 1998.
- Blackford, M.G. and K.A. Kerr, BFGoodrich : tradition and transformation, 1870-1995. Historical perspectives on business enterprise series, Columbus: Ohio State University Press., 1996.
- Phillips, C.F., The Competitive Potential of Synthetic Rubber, Land Economics,. 36(4): p. 322-332 ,1960.
- Somerville, A. and J. Ball, Some New Laboratory Work on Rubber, Rubber Chemistry and Technology,. 2(2): p. 197-208, 1929.
- Aamidor, A., Chuck Taylor, Converse all star : the true story of the man behind the most famous athletic shoe in history., Bloomington: Indiana University Press., 2006.