Конституция РФ в ст.2 провозглашает высшей ценностью, охраняемой силой государственного принуждения, человека, его права и свободы, в частности, исключительное право на жизнь, закрепленное не только в национальном российском законодательстве, но и на международном уровне Международным биллем о правах человека. В условиях современности одной из основных причин, порождающих нарушение данного права, являются преступления, предусмотренные в гл.16 УК РФ- виновные, противоправные деяния, главным объектом которых является жизнь человека.
В последнее время, наряду с иными преступлениями, посягающими на жизнь и здоровье граждан, регистрируется все большее количество убийств имеющих признаки серийности. Профессор А.Бухановский утверждает, что в России в единицу времени идет около 20-ти серийных убийств, а за десятилетие около трех тысяч человек станут жертвами маньяков. Стоит отметить, что в настоящее время мы обладаем только статистикой, предлагаемой нам учеными-юристами, т.к. доступ к данным по серийным убийствам был ограничен в 2003 году.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема серийных убийств для РФ стоит достаточно остро и необходимо создание и разработка новых эффективных способов и средств, помогающих правоохранительным органам точно и оперативно установить личность неизвестного убийцы. Наиболее актуально это для расследования преступлений, имеющих так называемую скрытую мотивацию, в которых достаточно сложно установить лицо, совершившее преступление. Александренко А.В.пишет: «В отличие от так называемых «бытовых» убийств, где зачастую установление мотива преступления, круга общения потерпевшего, а отсюда – и непосредственного исполнителя, как правило, не вызывает трудностей<…>, маньяков и их жертв ничего, кроме мотива влечения и избирательности выбора убийцы, не связывает.
Несмотря на жизненность данной проблемы, уголовный закон на данный момент не дает указаний ни на серийные преступления, ни на серийные убийства. К тому же в науке также нет единого мнения насчет определения вышеуказанных терминов. Наиболее удачными представляются два следующих направления в определении данных понятий:
1. А.Л.Протасевич полагает возможным относить к числу серийных совершение двух и более в разное время одним лицом либо группой лиц тождественных или однородных преступлений, предусмотренных одной и той же либо разными статьями УК РФ .
2. Точка зрения западных криминалистов, относящих к серийным 3 или более убийства, совершаемых с необъяснимой, на первый взгляд, жестокостью, садизмом, доминирующем в механизме которых является мотив достижения сексуальной разрядки, а также по неочевидным мотивам, лицами, одержимыми маниакальными идеями и влечениями.
Вторая точка зрения представляется наиболее удачной, так как не является излишне широкой, включает в себя гораздо меньший объем характеризуемых рассматриваемым понятием деяний (в отличие от точки зрения А.Протасевича).
Таким образом, исходя из вышесказанного, видится необходимым включение в УК РФ понятия «серийное убийство», представляющее собой совершение 3х или более убийств с особой жестокостью, садизмом, для достижения цели сексуальной разрядки либо по неочевидным мотивам лицом, одержимым маниакальной идеей или влечением.
В процессе установления личности неизвестного серийного убийцы правоохранительные органы нередко сталкиваются с проблемой динамики поведения лица, совершившего преступления. Суть ее состоит в том, что криминальный почерк серийных преступников имеет своеобразное развитие. Стоит заметить, что в основном это касается организованных несоциальных маньяков. Первые преступления совершаются ими, как правило, спонтанно, неожиданно для самого субъекта. Фаза поиска объекта отсутствует или свернута. Часто значительную роль играют факторы внешней среды, обстановка места преступления, особенности в поведении жертвы, предопределившие криминогенное поведение лица, внешне выглядящее как необъяснимый импульсивный поступок. В ходе дальнейшей преступной «эволюции» злоумышленник осуществляет оценку своих предыдущих действий, на основании которой совершенствует методы и способы совершения преступления и сокрытия его следов, становясь труднее доступным для следователей. В подобном криминалистическом развитии серийный убийца может дойти до той фазы развития, в которой ему уже не будет необходимо совершать преступления. Ярким примером подобного поведения является серийный убийца Зодиак, действовавший в США в конце 60-х. На его счету было около 37 жертв, когда он внезапно перестал убивать. Его личность так и осталась нераскрытой.
Динамика поведения, а также отсутствие явной связи между первым и последующими убийствами представляет в первую очередь проблему для признания преступлений серией (в случае, если их было всего три). Также, наиболее важным из серии является первое убийство, поскольку оно чаще всего совершается непродуманно, импульсивно. Таким образом, в случае, если следователем не были соотнесены первые и последующие убийства, составить представление о преступнике, в том числе его психологический портрет будет крайне сложно. Одним из путей решения данной проблемы можно назвать мониторинг уже вычисленных серийных убийц, привлеченных к ответственности за тождественные преступления, посредством постановки их на учет и углубленного изучения их личности.
Также, существует проблема изменения географии серийных убийц. По данным центра психологии расследования Великобритании, «зона действия» среднестатистического серийного маньяка располагается в радиусе 500 кв.км . Для РФ данная вопрос так же актуален: серийники, достигшее достаточно высокого развития своей преступной деятельности могут совершать убийства в разных местах в пределах города, субъектах РФ, а возможно и в странах, соседствующих с Россией, чтобы запутать следствие, к примеру, не вызвать подозрение у правоохранительных органов о наличии серии преступлений.
Данная проблема решается криминалистами различных стран различными способами. Так, в частности правоохранителями в Великобритании была создана компьютерная автоматизированная система поддержки решений, позволяющая следователям на основе собранных данных о местах преступления серии локализовать постоянную “базу” маньяка. Об эффективности подобного рода программы говорит статистика: в 82% случаях ее применения было успешно определено местонахождение преступника.
Похоже проблему географии маньяка решают и в США. Там была разработана система «Ригель», позволяющая исходя из анализа мест, связанных с совершением серийных убийств (место встречи с жертвой, место нападения, место выброса тела), построить вероятностную карту, указывающую на местонахождение преступника. В настоящее время «Ригель» внедряется в применение на территории США и Канады.
Таким образом, стоит предложить разработку подобной программы, позволяющей на анализе мест, связанных с преступлениями выработать примерную географическую карту «зоны комфорта» преступника.
В случае если география преступника покрывает слишком большую территорию, имеется необходимость в создании единой базы убийств, совершенных с особой жестокостью, садизмом, либо по неочевидным мотивом в пределах РФ. Также видится необходимым сотрудничество со странами, непосредственно граничащими с Россией в сфере выявления и расследования убийств. Этому может способствовать заключение международных договоров по данному вопросу, а также создание сходной с вышеупомянутой базы данных, покрывающей РФ и соседствующие страны.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что проблема серийных убийц является достаточно актуальной для России. Качественное расследование и раскрытие преступлений серийной направленности является одним из приоритетных направлений правоохранительных органов. Тем не менее, в процессе установления личности серийного убийцы следователи сталкиваются с определенными криминалистическими и процессуальными проблемам. Устранение данных проблем сделает деятельность правоохранительных органов РФ в сфере расследования серийных преступлений против жизни более эффективной и успешной.
Библиографический список
- Александренко О. В. Основні труднощі розкриття та розслідування сексуальних серійних вбивств / О. В. Александренко // Учені записки Таврійського національного університету ім. В. І. Вернадського. Серія : Юридичні науки. – Т. 23 (62). № 2. 2010. – С. 235
- Бегунова Л.А. Проблемы разработки и использования психолого-криминалистического портрета подозреваемого при раскрытии изнасилований и убийств, сопряженных с действиями сексуального характера. Автореферат дис. канд. юр. наук. ВНИИ МВД России М.,2002.
- Логунова О.А Применение знаний о личности и поведении серийных сексуальных убийц в правоохранительной деятельности (обзор зарубежного и отечественного опыта), Журнал Психологическая наука и образование, №1: М, 2011г.
- Образов В.А, Богомолов С.Н «Криминалистическая психология», Юнити-Дана, Закон и право: М, 2002 г, С.10
- Протасевич А.А Серийные преступления сопряженные с насилием, как объект криминалистики.- Иркутск: 1999 С.4
- Canter D. and Gregory A. Identifying the residential location of serial rapists. – Journal of the Forensic Science Society, 1994, vol. 34, p. 170
- D. Geographical Profiling: Target Pattern of Serial Murderers. Unpublished dissertation. Vancouver, 1995