Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие на сегодняшний день изменения в обществе, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их подготовки [1]. Владение иностранным языком перестает быть простым навыком, оно превращается в мощный инструмент социализации [2]. Это способствует повышению статуса предмета «иностранный язык» как учебной дисциплины. Для детей с задержкой психического развития освоение иноязычных речевых умений требует особого педагогического подхода. Речь в данном случае идет не только об обеспечении владения языком, но и о повышении психологического комфорта и безопасности для субъектов обучения [3, 4].
Обучение иностранному языку, как признается, представляет собой сложный процесс взаимодействия учащегося и педагога [5]. Наряду с педагогической составляющей, он характеризуется ярко выраженным психологическим аспектом [6]. Вместе с тем, на сегодняшний день психологические аспекты данной проблемы рассмотрены достаточно эпизодически [7, 8]. В частности, остаются не изученными психологические аспекты обучения иностранному языку детей с различными нарушениями психики. Особенно актуален данный вопрос применительно к детям с задержкой психического развития.
Одной из актуальных задач методик усвоения иностранного языка младшими школьниками с задержкой психического развития, является непрерывный поиск новых методов, подходов, способов, направленных на более эффективное повышение качеств знаний [9]. Задержка психического развития является наиболее часто встречающейся патологией детского и школьного возраста. Зачастую она выявляется в момент, когда ребенок обучается в подготовительной группе детского сада или школы, в возрасте от 6 до 10 лет. Так как это период дает большие диагностические возможности. Термин «задержка психического развития» впервые был предложен Г.Е. Сухаревой. Причины отставания в развитии делят на две группы: медико-биологические и социально-психологические. Под термином «задержка психического развития» представляются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных психических функций. Таких как: моторные, сенсорные, речевые и эмоционально-волевые.
Цель учащихся в освоении иноязычного лингвистического опыта заключается в его правильном использовании. Следует отметить, что процесс освоения иностранного языка является достаточно сложным и многозначным [10]. Поэтому для определения конкретных способов обучения следует обратить значительное внимание на особенности развития детей с психической задержкой. Во-первых, усвоение это механизм формирования учеником частного опыта, как целостность знаний. У ребенка, имеющего задержку психического развития при поступлении в школу нет достаточной познавательной активности, которая в совокупности с быстрой утомляемостью и истощаемостью серьезно тормозит его развитие и обучение. Вследствие чего целостность знаний ребенка, имеющего задержку психического развития непостоянна, и по этому объем накопленного опыта не велик. Во-вторых, усвоение это сложная интеллектуальная деятельность ребенка, которая включает практически все познавательные процессы, обеспечивающее прием, обработку, сохранение и воспроизведение материала. Из этого следует отметить, что в период хорошей работоспособности у детей с психической задержкой умственная деятельность, характеризующая сохранность личностных и интеллектуальных качеств имеет положительную динамику.
Термин «освоение» является одним из важнейших в психологии и педагогике и сопоставляется терминам «учение» и «приобретение». Под освоением предусматривается приобретение знаний, навыков, умений. Суть процесса освоение иностранного языка заключается в том, что бы действия учащегося превратились в автоматический навык речевой реакции на иностранном языке. В связи с этим, обучение знаниям является процессом формирования у школьника умственных действий.
На пути усвоения иностранного языка учениками, возникают многочисленные языковые трудности, которые способствуют торможению данного процесса. Применение родного языка в процессе изучения иностранного связано, с концепцией сознательного обучения. Еще Л.В. Щерба подчеркивал, что отталкивание от родного языка эффективный способ «…единственный путь, который в какой-то мере может гарантировать обучающимся в школьных условиях активному владению тем или другим иностранным языком от опасностей смешанного двуязычия. Учащиеся должны изучать всякое новое более трудное явление иностранного языка, сравнивая его с соответственным по значению явлением родного языка». И действительно это работает на практике, так как полное исключение родного языка из процесса обучения иностранному тормозит темпы освоения материала.
При сравнении программ обучения для классов, имеющих детей с психической задержкой и обычных общеобразовательных классов сходство наблюдается лишь в подаче основных методов и названии разделов. Объем, содержание и весь принцип системы изучения материала имеет своеобразие. Это объясняется тем, что особенности усвоения, сохранения и применения знаний у детей с задержкой психического развития индивидуальны. Итак, рассмотрим несколько основных аспектов обучения иностранного языка для данной категории детей:
1. Учащиеся с замедленным психическим развитием усваивают новый материал с трудом, при этом прилагая немало усилий и времени. В связи с этим объем новой информации дается в небольшом количестве.
2. Понимая, что ученики с психической задержкой с трудом выделяют в новых понятиях отличительные признаки, важно опираться на приемы сопоставления и противопоставления. Что бы при освоении нового материала ребенок видел и понимал существенные отличия в понятиях и материале.
3. Учитывая, что дети с задержкой психического развития склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, программа предполагает наряду с изучением нового материала закрепление уже изученного. В связи с этим каждый новый курс начинается с повторения основного материала.
4. У ребенка с психической задержкой абстрактное мышление развито слабо, поэтому, что бы подвести учащегося к определенным выводам и обобщениям следует использовать широкое применение наглядности.
Естественным образом дети с задержкой психического развития испытывают трудности при изучении иностранного языка, в связи со спецификой своего развития. А именно:
1. У детей с задержкой психического развития замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических норм, а так же с их использованием в устной речи.
2. Учащиеся с трудом воспринимают грамматические категории и их применение.
3. У детей возникают проблемы при аудировании.
4. Появляются трудности в усвоении форм диалогической речи.
В процессе обучения дети овладевают основными видами речевой деятельности: говорением, чтением, аудированием. Письменные задания предлагается использовать, как средство, устанавливающее прочное усвоение лексико-грамматического материала и усовершенствованию навыков чтения и устной речи. Обучения иностранному языку в общеобразовательной школе строится на устной основе, но в случае с детьми, имеющими задержку психического развития, уклон приходится на обучение чтению и практическому владению каждым видом речевой деятельности. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого ученика. На первых этапах обучения большую роль играет мотивация к изучению иностранного языка, из этого следуют, что необходимо учесть и отобрать материал, направленный на решении данной проблемы. В качестве примера можно использовать интересные видео или аудио пособия, рассказы людей, которые посещали англоязычные страны.
В связи с тем, что обучение детей с психической задержкой основывается на обучение чтению, вводный курс сокращается и сразу появляется изучение алфавита, для зрительной опоры. В последующем курс обучения чтению идет более интенсивно.
Определенных тематических разделов на начальном стадии обучения нет. Основной упор приходится на усвоение лексических и синтаксических единиц. Подбор текстового материала требует особого внимания. Следует более тщательно выбирать лексический и грамматический минимум, учитывая при этом его усваиваемость и заинтересованность учащихся данного возраста. Не обязательно включать слова, которые редко употребляются, достаточно сделать уклон на лексику, которую легко узнать при чтении. Узнавание данной категории слов улучшает процесс усвоения материала. При выборе текстового материала, важно учитывать и сопровождающие текс иллюстрации. Делать уклон на отгадывание слов, выбор фактов из текста, сравнение. Наиболее значимым будет обучение речевым образцам со смысловыми глаголами сразу, так как детям с задержкой психического развития легче преодолеть трудности в использовании и понимании языковых норм, которых нет в родном языке.
В значительной мере изменяется объем грамматического материала, изучение косвенных вопросов исключается. А так же исключается изучение альтернативных вопросов в косвенной форме, специальных вопросов в косвенной форме, употребление артиклей дается в ознакомительном плане. Замена данного материала, обуславливается сложностью их понимания и восприятия детьми с психической задержкой. Так как у данной категории детей ослабленной абстрактно-логическое мышление, присутствует задержка процессов памяти и внимания. В связи с этим больше времени отводится на чтение.
Обучение и ведение словаря вводится уже со второй четверти первого года обучения, для подкрепления восприятия устной речи зрительными и артикуляционными опорами. Промежуточные контрольные работы исключаются, так как у детей с задержкой психического развития слабо и не очень быстро формируются навыки аудирования и устной речи. Возможно проведение контроля чтения.
С четвертого класса обучение иностранному языку должно вестись уже по четко разработанным тематическим разделам. Разделы особо не изменяются, в то время как объем лексического, синтаксического и грамматического материала в значительной мере сокращается.
Специфика обучения иностранному языку детей с задержкой психического развития предполагает использование большого количества иллюстративного, игрового, занимательного материала, для усвоения лексических, грамматических и синтаксических норм. Учебный материал должен даваться небольшим порциями, при этом сочетая в себе игровые и учебные виды деятельности, так как психологические особенности детей с задержкой психического развития таковы, что даже в подростковый период игровая деятельность занимает значительное место.
В заключении следует отметить, что задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания, как эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последняя проявляется в том, что интеллект ребенка не соответствует возрасту.
Основной способ помощи детям с психической задержкой при изучении иностранного языка заключается в том, что бы наряду с освоением материала происходила помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью и ее структурными компонентами. Из этого вытекает, что в основе овладения любым компонентом интеллектуальной деятельности лежат психологические компоненты, что и в основе становления различного умственного действия.
Практика обучения и усвоения детьми с задержкой психического развития, иностранного языка позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебного материала при надлежащей психолого-педагогической и методической организации процесса обучения.
Библиографический список
- Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: развитие и современное состояние: монография. Пятигорск, 2010.
- Тылец В.Г. К психологии освоения иноязычного лингвистического опыта // Наука. Инновации. Технологии. 2002. № 30. С. 30.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая реальность иноязычных образовательных практик: от комфорта к личной безопасности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 3. С. 317-321.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность личности в овладении иностранным языком // Europäische Fachhochschule = European Applied Sciences. 2013. № 2. С. 140-142.
- Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теория и история: учеб. пособие. Ставрополь, 2004.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. № 3. С. 186-189.
- Тылец В.Г. Отечественная психология обучения иностранным языкам: зарождение, становление, развитие: монография. Пятигорск, 2009.
- Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления: монография. Таганрог, 2005.
- Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): дисс. … канд. психол. наук. Ставрополь, 1998.
- Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: рефлексивно-ретроспективная реконструкция: монография. Пятигорск, 2011.