АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Дмитриева Александра Александровна
Финансовый университет при Правительстве РФ
студентка

Аннотация
В данной работе исследованы теоретические вопросы аттестации, проведения квалификационного экзамена, регламентации профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, а также рассмотрен механизм декомпозиции государственной политики в отношении оценки деятельности государственных гражданских служащих на органы государственной власти и их структурные подразделения.

Ключевые слова: аттестация, государственная гражданская служба, квалификационный экзамен, оценка профессиональной служебной деятельности, регламентация


CURRENT ISSUES IN EVALUATION OF PROFESSIONAL PERFORMANCE OF CIVIL SERVANTS

Dmitrieva Alexandra Alexandrovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
student

Abstract
In this paper the theoretical aspects of certification and of the qualification examination, as well as the regimentation and mechanism of the decomposition of the state policy regarding the evaluation of professional performance of civil servants on the public authorities and their subdivisions.

Keywords: certification, civil servants, evaluation of professional performance, qualification examination, regimentation


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Дмитриева А.А. Актуальные вопросы оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/04/10825 (дата обращения: 26.02.2024).

Комплекс правовых и процессуальных норм, который составляет базу оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, определяет взаимодействие кадровой службы с государственными гражданскими служащими с целью развития потенциала служащих и стимулирования профессионального развития.  Профессиональная служебная деятельность – это регламентируемая государством деятельность, направленная на непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов, реализацию функций государства и осуществляемая гражданскими служащими, состоящими на государственной службе, а также лицами, замещающими государственные должности [1, c. 60].  Более детальное описание элементов профессиональной служебной деятельности  отражается в требованиях квалификации, а также категориях, прописанных в должностных регламентах и инструкциях. Основа оценки результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих состоит из итогов проведения аттестации, квалификационного экзамена, а также результатов исполнения должностного регламента на государственной гражданской службе.

Аттестация является специфической чертой государственной службы как особого вида профессиональной деятельности, направленной на установления соответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности на основе оценки профессиональных навыков и умений и компетенции. Руководитель государственного служащего и кадровая служба распределяют ответственность в вопросах подготовки и проведения аттестации служащего. Так, руководством осуществляется консультация по вопросам выделения существенных параметров оценки и непосредственное участие в работе аттестационных комиссий, в то числе в процессе представления индивидуальных оценочных материалов (характеристики, представления) для аттестуемых служащих. К кадровой работе, в свою очередь, отнесены вопросы разработки нормативных и методических материалов по проведению аттестации, организации проведения аттестационных процедур, а также обработка и анализ данных по итогам аттестации. Вся аттестационная процедура имеет строгую регламентацию. Орган, проводящий аттестацию, обязан вести пакет документов, включающий правовое закрепление создания аттестационной комиссии, график проведения аттестации, перечень государственных гражданских служащих, проходящих аттестацию и др. Аттестация призвана оценить потенциал работника, наличие профессиональных компетенций необходимых для занимаемой должности государственной гражданской службы, а также вклад работника в деятельность органа государственной власти и его отдела или департамента. Аттестация решает вопросы соответствия и несоответствия служащего замещаемой должности, в том числе включение в кадровый резерв и направление на прохождение профессиональной переподготовки.

В целях оценки профессиональных служебных качеств, степени соответствия определённому уровню профессиональных требований на государственной службе проводится квалификационный экзамен. Целью квалификационного экзамена является решение вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему классного чина. Порядок проведения данного экзамена и процедура оценки профессиональных знаний, навыков и умений в системе государственной гражданской службы закрепляются в статье 49 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” [2, с. 3215]. Сформированная комиссия получает от непосредственного руководителя экзаменуемого служащего отзыв, включающий основные выводы по работе государственного гражданского служащего, его компетентности и профессионализме, а также рекомендации по присвоению или неприсвоению данному служащему классного чина. Экзаменационные процедуры включают индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы. Форма принятия решение – открытое голосование простым большинством, равенство голосов означает успешную сдачу государственным гражданским служащим квалификационного экзамена. Результат квалификационного экзамена будет являться основанием для присвоения классного чина, в противном случае комиссия признает, что государственный гражданский служащий не сдал экзамен.

Система регламентов государственной гражданской службы выполняет одну из базовых кадровых функций. Реализация основных пунктов, закрепленных в должностном регламенте, учитывается при проведении конкурса на замещение вакантной должности, аттестации, экзамена по повышению квалификации, планировании профессиональной служебной деятельности служащего. Именно регламенты закрепляют показатели деятельности государственных гражданских служащих, которые позволяют оценить вклад служащего в деятельность органа государственной власти, а также выполнение им своих должностных обязанностей. Качество их разработки и внедрения оказывает влияние на эффективность исполнения профессиональной служебной деятельности государственными гражданскими служащими. Административный регламент закрепляет последовательность, сроки административных процедур и действий на уровне государственного органа, включая порядок взаимодействия структурных подразделений и государственных гражданских служащих государственного органа между собой, а также с гражданами и юридическими лицами и иными органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями.  В соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) перечень государственных услуг, оказываемых населению и организациям, отражается в административном регламенте, а также дублируется в должностном регламенте с учетом конкретных функций государственного гражданского служащего в рамках предоставления определенной государственной услуги [3, с. 3169]. Данный нормативно-правовой акт интересен тем, что предусматривает критерий соответствия должностного и административного регламентов, т.е. закрепляет взаимосвязь деятельности государственного служащего и органа государственной власти. Это стало возможным благодаря применению принципа последовательности в системе регламентации государственной гражданской службы, согласно которому организация деятельности государственных гражданских служащих должна регулироваться дедуктивно с учетом существования первичных (общепринятых положений, федеральных установок) и вторичных (конкретизированных и детализированных положений, конкретных актов) норм. Таким образом,  исполнение административных регламентов, в которые заложены нормы, позволяющие государственному органу власти выполнять свои функции, зависит от деятельности конкретных государственных гражданских служащих. Главным образом государственный гражданский служащий берет на себя ответственность за исполнение определенных административных функций и процедур, предусмотренных административным регламентом. В то же время административный регламент выступает в роли объединяющего фактора, который позволяет каждому отдельному служащему видеть целостную картину, понимать свое значение и личный вклад в организации работы органа государственной власти. На количество административных регламентов влияет сфера деятельности конкретного органа государственной власти, перечень выполняемых им функций и закрепленных полномочий. Орган государственной власти может иметь несколько административных регламентов. Поэтому необходимо рассматривать взаимодействие административных регламентов органов государственной власти и должностных регламентов отдельных государственных гражданских служащих в контексте постоянной динамики внешней среды, провоцирующей изменения в общественных отношениях и соответственно изменения в регламентации государственной службы.

Реализация внедрения современных методов оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих возможна с использованием похода декомпозиции [4, с. 9]. Данный подход подразумевает выстраивание «дерева целей» отталкиваясь от наивысшего уровня управления (федерального) к нижестоящему по цепочке. Вместе с уровнем управления меняются и показатели, заложенные в оценке профессиональной служебной деятельности на каждом уровне: от интегральных (основные социальные, экономические и политические характеристики деятельности) через более узконаправленные показатели подразделений и отделов до максимальной конкретизации у каждого отдельного государственного служащего. Однако при этом необходимо создание такого механизма, который обеспечит минимум затрат на оценку и максимум объективности при условии детально разработанного перечня показателей и систематичного сбора данных о профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Показатели и механизм оценки должны быть понятны и доступны для государственных гражданских служащих. Вышеуказанное позволит создать единую (интегральную) систему оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, включающую методологический набор связей и взаимозависимостей между компетенциями и профессиональными навыками служащих и деятельностью органов государственной власти.

Теоретическая база управления деятельностью государственных гражданских служащих в Российской Федерации, а также её законодательное обеспечение, оцениваются как достаточно проработанные. Однако методология оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих имеет слабую практику применения. Совершенствование организации профессиональной служебной деятельности требует качественного пересмотра положения служащих в современном обществе с учетом модернизационных процессов, касающихся системы государственной службы. Необходимо иметь в виду специфику деятельности государственного служащего. Она проявляется в том, что государственный служащий воплощает политику государства, результатом же работы становится не произведённые материальные ценности, а информация и предоставленные услуги. В проблематике данной темы можно выделить основные аспекта: единый подход и взаимодействие оценки деятельности государственного гражданского служащего и государственного органа в целом. Первый аспект определяет необходимость проработки механизмов и методов оценки деятельности государственных гражданских служащих и соответствующего расчёта денежного содержания, объединённых общей системой. Это не исключает возможности использования разнообразных методов, заимствования отдельных инструментов оценки из экономического сектора, однако все они должны подчиняться единому подходу и сочетаться между собой при сборе, обработке и анализе оцениваемой информации на федеральном уровне. Второй аспект закрепляет важность анализа взаимодействия оценок профессиональной служебной деятельности каждого государственного служащего в отдельности, так и государственного органа в целом, его подразделений и отделов. Регламентация государственных функций должна не только обеспечить повышение качества исполнения государственных функций, но и отразится на деятельности государственных служащих. Влияние внедрения административных регламентов на их работу может быть охарактеризовано степенью их участия в исполнении административных регламентов, возложенных на государственные органы. Уровень этого показателя зависит и от того, насколько интенсивно в целом идет процесс разработки и внедрения административных регламентов, и от того, как этот процесс проявился в конкретном государственном органе.

Таким образом, наше внимание привлекает вопрос о совершенствовании механизма оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Органы государственной власти и их структурные подразделения должны иметь четкие инструкции и порядок процедур, разработанные с учетом специфики деятельности каждого государственного гражданского служащего, его отдела или департамента и органа государственной власти. Именно механизм пошаговой декомпозиции основных элементов оценки, заложенных на федеральном уровне, к должностному регламенту государственного гражданского служащего через административный регламент государственного органа власти может сделать реальным применение методологических рекомендаций по оценке профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.


Библиографический список
  1. Курбанов, Ризван Даниялович. Совершенствование организационно-правовых основ государственной гражданской службы в Российской Федерации: диссертация … доктора юридических наук : 12.00.14 / [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. – Москва, 2010.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) “О государственной гражданской службе Российской Федерации”. “Собрание законодательства РФ”, 02.08.2004, № 31.
  3. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 (ред. от 23.01.2014) “О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг” (вместе с “Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций”, “Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг”, “Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг”) // “Собрание законодательства РФ”, 30.05.2011, № 22.
  4. Калинина А.Э. Интегральная многофакторная оценка эффективности управления регионом в условиях модернизации российской экономики: Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика ВАК РФ: 08.00.05; 25.00.24 // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. – 2012. – 1.


Все статьи автора «Александра Дмитриева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: