За последние двадцать лет сфера образования в Российской Федерации стала площадкой для проведения целого ряд экспериментов, суть которых сводится к отказу от прежней системы образования и ее изменение на западный манер (под лозунгом интеграции в мировую систему образования). В данной статье речь пойдет о стандартах высшего профессионального образования (далее – ВПО) для такого направления подготовки как «история». Будут рассмотрены несколько стандартов, начиная с 1995 года, показано их развитие и специфика, затронут вопрос об участии России в Болонском процессе, а также о его недостатках в процессе подготовки историков.
В общем плане система образования в России до начала 2000-х гг. была прямой наследницей советской системы, не претерпев за это время кардинальных изменений. Для направления подготовки «история» в 1995 году был введен стандарт, утвержденный заместителем Председателя Госкомвуза России В.Д. Шадриковым.
В нем сначала давалась общая характеристика специальности 020700 – История, которая была утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 N 180. «Нормативная деятельность обучения по специальности при очной форме обучения» составляла 5 лет, а «квалификация по специальности – историк» [1].
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой, специалист историк, согласно стандарту, мог выполнять следующие виды профессиональной деятельности: «1) научно-исследовательскую (работа в вузовских лабораториях, НИИ, библиотеках, архивах); 2) культурно-просветительскую (работах в организациях и учреждениях культуры); 3) учебно-воспитательную (работа с средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях); 4) экспертно-аналитическую (работа в аналитических центрах общественных и государственных организаций); 5) организационно-управленческую (работа в органах управления, местного, регионального и республиканского самоуправления)» [1].
Как мы увидим, в последующих стандартах этот набор сфер профессиональной деятельности не только принципиально не изменился, но и даже расширился. Помимо того, специалист должен был быть подготовлен: «1) к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой; 2) к самостоятельной деятельности по самообразованию» [1].
Далее следовал широкий набор характеристик по общим требованиям к образованности специалиста, требованиям к знаниям и умениям по циклам дисциплин (общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных и дисциплин специализации) [1].
Затем приводился индекс, наименования дисциплин и их основные дидактические единицы, а также количество часов на освоение учебного материала. При этом количество часов было строго определенным не для всех дисциплин, для некоторых указывалось, к примеру, «не менее 500 часов». Всего же по данному стандарту на освоение данной специальности отводилось 8262 часа. Помимо этого, был предусмотрен ряд практик (всего 29 часов): «1) Археологическая или этнологическая – 4 недели; 2) Архивная – 4 недели; 3) Музейная, музейно-экскурсионная или научно-библиографическая – 4 недели; 4) Практики по профилю специальности – 5 недель; 5) Преддипломная практика – 12 недель (сейчас же для специалиста-историка она составляет лишь две недели). Государственная итоговая квалификационная аттестация проводилась за 4 недели» [1].
Значительным нововведением стало увеличение полномочий ВУЗов и факультетов. В частности, в упоминаемом стандарте это нашло отражение в разделе «Примечания». Вуз (факультет) имел право: «1) Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин – в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл – в пределах 10% без превышения максимального объема недельной нагрузки студента и при условии сохранения минимального содержания дисциплин. 2) Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин» [1].
Кроме того, Вуз (факультет) имел право: «… 3) Осуществлять преподавание общих гуманитарных дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, научно-исследовательские предпочтения преподавателей, которые обеспечили бы квалифицированное освещение тематики дисциплин. 4) Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления» [1].
Согласно стандарту, «максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общее число каникулярного времени в учебный год должно было составлять 7-8 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период» [1].
В стандарте также говорилось о том, что «факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентами. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно п.5 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации “Высшее образование. Общие требования”. Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации специалиста должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение» [1].
Еще одной особенностью по сравнению с нынешним положением специалиста историка было то, что «лица, выполнившие за время обучения по специальности 020700 - “история” государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации – “Преподаватель”, введенные в действие Приказом Госкомвуза России от 30.03.95 г. Т439 (приложение 1), получают дополнительную квалификацию, добавляемую к основной, о чем в дипломе делалась соответствующая запись: “Историк. Преподаватель”» [1].
Стандарт для специалиста по направлению подготовки «история», вышедший в 2000 году, по своей структуре во многом схож с предшествующим, однако в нем имеется ряд моментов, которые либо не были до этого обозначены, либо же обозначались в ином виде. К примеру, совершенно четко фиксируется, что «выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020700 – История, должен быть подготовлен: 1) к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой; 2) к обучению в магистратуре и аспирантуре» [2].
Общее количество часов теоретического обучение увеличилось до 8774 часов, во многом за счет такого обязательного элемента как «Военная подготовка и гражданская оборона» (400 часов). На архивную практику теперь отводилось три, а не четыре недели. Отдельно фиксировалось положение лиц, обучающихся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения. Их срок обучения «увеличивался на один год относительно нормативного срока» [2].
Дальнейшие изменения в создании стандартов, в том числе и для подготовки историков, в Российской Федерации были связаны с т.н. Болонским процессом. Как пишут Д.В. Николаев и Д.В. Суслова, «Болонский процесс, имеющий целью создание единого пространства высшего образования (ЕП ВО) в Европе, был инициирован в1999 г. представителями 29 европейских стран. Россия присоединилась к нему в2003 г., став уже 34‑й страной-участницей. Этот проект стал уникальным примером добровольного сближения образовательных систем разных стран благодаря методам «мягкой» интеграции, принятым в Европейском союзе» [4, C. 6].
Однако, первый стандарт для подготовки бакалавров по направлению «история» был создан еще в 2000 году. Направление 520800 История было утверждено «приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686, а нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 520800 История составил 4 года». В результате «бакалавр должен был быть подготовлен к продолжению образования: 1) в магистратуре по направлению 520800 История; 2) освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям: 020700 История, 020800 Историко-архивоведение, 052800 Музейное дело и охрана памятников, 021000 Музеология» [3].
Главное изменение в структуре стандарта состояло в том, что теперь, согласно пункту 3.3., «Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла» [3].
Во многом набор дисциплин еще напоминал стандарт специалиста, но надо отметить, что это был уже другой набор, характеризующийся возросшей дифференциацией в связи с увеличением возможности выбора и разграничением дисциплин на обязательные и дополнительные. Общее количество часов на теоретическое обучение сократилось до 8478 часов, а для военной подготовки оно даже увеличилось с 400 (по стандарту для специалиста) до 450 часов [3].
В 2009 году были приняты стандарты как для бакалавра, так и для магистра истории. Структура их была схожей, но имелись содержательные отличия. Cтандарт бакалавра был предназначен для направления подготовки 030600 История. И почти сразу бросаются в глаза новые термины, а также список их сокращений. Среди них необходимо выделить такие «ОК – общекультурные компетенции» и «ПК – профессиональные компетенции» [6].
Определение понятия «компетентность» приводит В.М. Соколов: «Компетентность – это целостная, системная совокупность свойств человека, позволяющая ему целенаправленно, успешно и достаточно эффективно выполнять типовую деятельность и разрешать проблемные ситуации, возникающие в реальной жизни» [5].
Далее он поясняет что такое компетенции и какими они бывают: «Общекультурные компетенции – это пять компетенций, определенных Советом Европы, а именно: 1) Политические и социальные компетенции, такие, как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов; 2) Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма и ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими, как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий…» [5].
Кроме того, есть еще несколько компетенций: «… 3) Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К этой группе общения относится владение несколькими языками, понимающее все возрастающее значение; 4) Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе; 5) Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. Приведенные выше ключевые компетенции носят общечеловеческий, универсальный характер. Они не дифференцированы по профессиональным признакам» [5].
Также В.М. Соколов поясняет, что такое профессиональная компетентность: «…это целостная системная совокупность свойств (компетенций) человека, специалиста, профессионала, в частности, выпускника вуза позволяющая ему (в пределах освоенной образовательной программы): 1) целенаправленно, успешно и достаточно эффективно выполнять типовую профессиональную деятельность; 2) адаптироваться к меняющимся условиям; 3) разрешать проблемные ситуации, возникающие в реальной профессиональной деятельности; 4) успешно заниматься саморазвитием, самосовершенствованием; 5) эффективно взаимодействовать с профессиональной группой, коллективом, следуя приверженности профессиональным идеалам, профессиональной этике, проявляя разумную, взвешенную чувствительность к мнению профессионального сообщества, которое и определяет степень компетентности конкретного своего члена» [5].
Сроки освоения ООП отныне стали определяться не в академических часах, а в зачётных единицах (одна зачётная единица равняется 36 академическим часам). Для бакалавра этот срок составил 240 единиц [6], а для магистра – 120 [7]. По двум этим стандартам предусмотрена возможность обучения на бакалавриате и в магистратуре по очно-заочной и заочной формам обучения, срок обучения по сравнению с дневной формой увеличивался для бакалавров на год, а для магистров – до 5 месяцев.
Из базового цикла дисциплин для бакалавров исчезли такие важные дисциплины как правоведение и социология, не говоря уже о военной подготовке. Правоведение как изучаемая дисциплина предполагается лишь для магистрантов. Хотя надо заметить, что по сравнению со специалистами во второй половине 1990-х – начале 2000-х, современные специалисты (лица, которые еще имеют возможность доучиться как специалисты) не имеют ни одной из вышеперечисленных дисциплин, что, на наш взгляд, негативно отражается на уровне их подготовки.
В плане применения полученных знаний сферы для историков остались все те же, кроме двух, которые фигурируют лишь в стандартах 2009 года: работа в СМИ и сфере туризма [6]. Наблюдается и значительно усилившаяся дифференциация в возможностях бакалавров и магистров в том плане, что бакалавры могут рассчитывать лишь на должности рядовых исполнителей, тогда как магистры должны занимать руководящие должности, «организовывать работы исполнителей» и т.д. [7]. В отличие от этого, раньше специалисты могли быть как исполнителями, так и руководителями, и в этом отношении они обладали большей универсальностью.
Стандарты для бакалавра и магистра истории содержат еще ряд содержательных особенностей, которых не было в предыдущих стандартах. Компетенции (как общекультурные, так и профессиональные) расписывались по сферам деятельности. ВУЗы получили право самостоятельно разрабатывать ООП для бакалавриата и магистратуры. У ВУЗов и обучающихся появился ряд прав и обязанностей. Прописывались конкретные требования к преподавательскому составу.
Появился и новый раздел «Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата (магистратуры)». В нем вводились новые формы контроля, например промежуточная аттестация и др. Довольно любопытным представляется пункт 8.5., который гласит: «Обучающимся, должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей» [6].
В связи с присоединением к Болонскому процессу, в России должна функционировать двухуровневая система ВПО – бакалавр-магистр. Однако на пути ее становления наблюдается ряд трудностей. Как отмечают Д.В.Николаев и Д.В. Суслова, « в 2007 году в российских вузах реализовывалось всего 18,8% бакалаврских и магистерских образовательных программ, на которых училось всего 7,8% студентов. Если доля двухуровневых образовательных программ хоть и незначительно, но стабильно растет, то в отношении численности студентов наблюдается парадоксальная динамика: в2007 г. доля учащихся по программам магистратуры оказалась меньше, чем в 2006 и2005 г. …К роме того, необходимо иметь в виду, что некоторые российские программы бакалавриата не являются самодостаточными, а представляют собой программы первых четырех курсов специалитета, после которых абсолютное большинство студентов учится еще год для получения диплома специалиста» [4, C. 9–10].
Как отмечают исследователи, «…в Федеральном Законе № 232 был закреплен переход на двухуровневую систему бакалавриат – магистратура по всем образовательным программам ВПО, а также ограничен с 1 сентября2009 г. прием на программы специалитета лишь теми специальностями, список которых будет утвержден соответствующим постановлением правительства РФ. Этот административный шаг несомненно ускорит процесс перехода на двухуровневую подготовку студентов. Вместе с тем возникает риск того, что этот переход окажется формальным, ведь недостаточно просто ввести две ступени высшего образования – необходимо изменить его содержание…» [4, C. 11].
Кроме того, Д.В. Николаев и Д.В. Суслова полагают, что «…если проанализировать ситуацию более тщательно, выясняется, что положение дел с доступностью далеко от совершенства. Согласно российскому законодательству, выпускник учреждения СПО имеет право на зачисление сразу на старшие курсы вуза по профильной специальности лишь на уровне бакалавриата. В случае выбора специалитета он вынужден учиться с 1‑го курса. Столь же тупиковая ситуация у выпускников специалитета, которые не имеют права претендовать на бюджетные места в магистратуре, поскольку их учеба в магистратуре квалифицируется как второе высшее образование…» [4, C. 11].
Исходя из проведенного анализа стандартов ВПО мы можем констатировать, что в подготовке историков наблюдается тенденция к ухудшению качества образования. Во многом это связано с разрывом единого срока обучения на две неравные части – бакалавриат и магистратуру. Усложняющийся мир, устройство общества и развитие технологий требует принципиально иного подхода к образованию и воспитанию подрастающего поколения, а также удлиняет сроки подготовки высококвалифицированных специалистов.
Главный минус Болонской системы состоит в том, что в высшем образовании формируется как бы два коридора, большинство идет и заканчивает бакалавриат, после чего многим из выпускников доступ к следующим ступеням образования оказывается если не закрыт, то значительно затруднен. Тогда как меньшинство в данной системе получает полноценное образование, заканчивает магистратуру и имеет возможность дальнейшего получения образования в аспирантуре и докторантуре, а также имеет право занимать руководящие должности в организациях.
Кроме того, замена знаний компетенциями направлена на формирование узких специалистов, которые оказываются полностью зависимы от рынка труда. Когда их специальность в силу разных причин оказывается ненужной, они вынуждены платить деньги и идти переучиваться, вместо того чтобы самим научиться и освоить новый вид деятельности.
На наш взгляд, в будущем узкая специализация уступит место такому понятию как транспрофессионализм. Будет востребован специалист широкого профиля, который в рамках некоторого набора специальностей сможет при необходимости одинаково хорошо и профессионально их менять, переходя от одной профессии к другой. Это можно сделать только в том случае, если человек получит фундаментальное, широкое, разностороннее образование. Причем различия между естественными и техническими специальностями с одной стороны, и социально-гуманитарными с другой сохранятся. Однако внутри этих областей специальностей дифференциация будет преодолена. Специальность «История» (как и философия) в этом отношении является той базой, на которой можно выстроить обучение специалиста широкого социально-гуманитарного профиля, что требует особого внимания к разработке новых стандартов ВПО, а также к его содержанию.
Библиографический список
- ГОС ВПО Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 020700 – История [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/gos_old/020700.htm (дата обращения: 10.03.2015).
- ГОС ВПО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020700 – ИСТОРИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ – ИСТОРИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.plx?substr=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&gr=0&st=all (дата обращения: 10.03.2015).
- ГОС ВПО Направление 520800 – история. Степень – бакалавр истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.plx?substr=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&gr=0&st=all (дата обращения: 11.03.2015).
- Николаев Д.В., Суслова Д.В. Россия в Болонском процессе // Вопросы образования. 2010. №1. С. 6–25.
- Соколов В.М. Материалы к лекциям по дисциплине «Управление образовательными системами» [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/541788/ (дата обращения: 11.03.2015).
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600 История. Квалификация (степень) «бакалавр» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&st=all&qual=0 (дата обращения: 12.03.2015).
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600 История. Квалификация (степень) «магистр» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&st=all&qual=0 (дата обращения: 12.03.2015).