Целью современного высшего профессионального образования, в условиях перехода к информационному обществу, является подготовка компетентного, разносторонне развитого специалиста.
В образовательном стандарте (ФГОС−3) ВПО [1] для направления Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») дисциплина «Информационные системы и технологии» относится к дисциплинам вариативной части. Данная дисциплина объединяет в себе элементы таких курсов как информационные технологии в экономике, информационные системы в экономике.
В стандарте определено, какие знания и умения обязательно должен усвоить обучающийся: знать назначение и виды ИС; состав функциональных и обеспечивающих подсистем ИС; модели и процессы жизненного цикла ИС; стадии создания ИС; принципы описания информационных систем, основные методы организации хранения; основные типы информационных и информационно-поисковых систем (ИПС); методы информационного обслуживания; методы анализа прикладной области, информационных потребностей, формирования требований к ИС назначение и виды ИКТ; принципы применения информационных технологий для построения и использования информационных систем; современные технологии проектирования ИС [2].
Кроме того, студент должен владеть своей предметной областью, выявляя информационные потребности и разрабатывая требования к ИС; проводить сравнительный анализ и выбор технологий для решения прикладных задач; выбирать и использовать инструментальные средства современных технологий проектирования; пользоваться современными информационными и коммуникационными технологиями и инструментальными средствами для решения задач в профессиональной деятельности. Поэтому преподавателю необходимо четко проработать методику подачи материала в области информационных систем и технологий, для того, чтобы студенты могли применять полученные знания в своей дальнейшей работе.
В процессе изучения данной дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах ОК-18;
- владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления ПК-33;
- владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы ПК-34.
Вопросами разработки методик по подготовке менеджеров занимались многие российские и зарубежные ученые. Различные аспекты проектирования методики обучения дисциплины «Информационные системы и технологии» освещались Р.И. Баженовым [2, 3]. Важность целенаправленного обучения информационным технологиям и системам, а также соответствующими умениям будущих менеджеров отмечают многие исследователи. Вопросы внедрения и применения информационных технологий в процессе обучения студентов рассмотрены в работах И.Д. Белоусовой [4-7], И.Н. Мовчан [8-11].
Одной из основных задач является использование современных технологий в преподавании профессионально-ориентированных дисциплин. Предлагаются различные методы обучения, применение проектного подхода и системы оценки при формировании компетенций менеджеров. В процессе подготовки студентов, необходимо использование в учебном процессе интерактивных форм и методов обучения, современных образовательных технологий. Они должны соответствовать выбранному виду деятельности и достичь основной цели формирования необходимых компетенций у студентов. Использование прикладных программ, ориентированных на профессиональную деятельность, имеет большое значение в процессе обучения.
Проблема разработки методики по подготовке менеджеров в сфере применения информационных систем и технологий должна быть рассмотрена и реализована комплексно, с учетом особенностей специальности.
Первостепенной задачей в методике разработки каждой дисциплины является выбор содержания. Опираясь на ФГОС, необходимо учитывать знания, умения, формируемые компетенции.
На основе прописанных компетенций в содержании дисциплины «Информационные системы и технологии» были рассмотрены следующие вопросы: определение, общие принципы построения и цели разработки информационных систем; архитектура информационных систем; современные тенденции развития информационных систем; понятие информационной технологии; классификация информационных технологий; сетевые информационные технологии; интеграция информационных технологий.
Рассматриваемая методика подачи материала позволяет подготовить студентов к практическим и самостоятельным занятиям по курсу, показывает основные моменты в разработке информационной системы, возможности использования информационных систем и технологий, формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении процесса обучения занятия рассчитаны на работу в компьютерных классах, с применением программных средств, используемых в прикладных отраслях.
Показанные методы взаимодействия с программным обеспечением позволяют будущим менеджерам четко понимать действия специалистов на всех этапах создания и применения информационных систем. А так как деятельность менеджера подразумевает выявление особенностей обработки информации, планирование работ с информационной системой, финансовый менеджмент в сфере информационных технологий, то будущие специалисты должны самостоятельно ориентироваться в поиске необходимой информации, анализировать ее и решать поставленные задачи.
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) – «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010 № 544.
- Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования // Российское образование. Федеральный портал URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm.
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. – 2014. – № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2570.
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т. 2. – № 5 (37). С. 48. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34813
- Белоусова И.Д. Анализ принципов внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 7. – № 1. – С. 30-34.
- Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т. 18. – № 1. – С. 25-28.
- Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2006, – 186 с.
- Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики / И.Д. Белоусова, А.С. Брылева // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 74-77
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 45.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
- Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 205 с.
- Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза // Информатика и образование. 2009. № 6. С. 112-114.
Количество просмотров публикации: Please wait