Специфика проблем такой особой социальной группы, как молодежь, обусловлена в первую очередь последовательным переживанием свойственных ей затруднений своего развития и социализации в обществе. Однако помимо общих, «универсальных» проблем молодежи, обусловленных ее возрастно-психологическими особенностями и переходным положением в социальной структуре общества, целый ряд молодежных проблем обусловлены характером ее актуального социально-экономического положения. Согласно результатам ряда современных исследований, проведенных в последние годы, к числу наиболее значимых для современной молодежи проблем относятся алкоголизм и наркомания, преступность, безработица и рост цен, жилищная проблема, а также проблемы, связанные недостаточностью возможностей для самореализации [1].
Особенную значимость эти проблемы приобретают в современном российском обществе, переживающем сегодня политический, экономический и ценностный кризис. Как справедливо указывает Е.П. Савруцкая, «негативные явления российской социальной реальности оказали наибольшее влияние на молодежь, поставленную перед проблемой выбора ценностных ориентаций и жизненных установок, зачастую не имеющую возможности опереться на социокультурный опыт старших поколений» [2, с. 247]. Соответственно, в настоящее время многие молодые люди характеризуется несформированностью системы ценностных ориентаций или ее дезинтеграцией, определенной утратой смысла жизни, что существенно осложняет процесс социализации личности.
Ценностно-смысловое содержание проблем современной российской молодежи закономерно задает и содержание работы практического психолога, педагога и социального работника по его сопровождению, которое неизбежно должно основываться ценностно-смысловой парадигме личностного развития, поскольку сегодня фокусировку на ценностно-смысловой проблематике можно рассматривать как методологическую основу постнеклассической педагогической психологии, а работу с ценностями и смыслами – как ее «магистральное» направление [3;4]. Поэтому психолого-педагогическая и социальная работа с молодежью закономерно фокусируется на ценностно-смысловой сфере личности, заключаясь в поддержке становления просоциальной системы ценностных ориентаций личности и интернализованной системы личностных смыслов. Так, в современной практической психологии детально разработаны ценностно-смысловые аспекты оказания психологической помощи в различных кризисных ситуациях. Работа с ценностями и смыслами в данном аспекте подробно описывается В. Франклом, И. Яломом, К. Роджерсом, Ф.Е Василюком, Д.А. Леонтьевым и другими авторами. Рассматривая содержание кризисного психологического консультирования, А.В. Серый предлагает, в частности, конкретную психологическую технологию актуализации смыслов прошлого, настоящего и будущего и перевода их в категорию личностных смыслов [5]. Педагогические технологии разрешения кризисов профессионального самоопределения также рассматриваются в контексте поддержки становления ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи в период обучения в вузе (Г. Оллпорт, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Л. Руднева, Ю.В. Пелех и др.). Значимость образовательных институтов в процессе социализации и формирования ценностной сферы личности подробно анализируется, в частности, в работе З. Франчек [6].
Социальные технологии профилактики радикализма в студенческой среде в ряде случаев также направлены на преодоление ценностной дезориентации и состояния аномии среди современной молодежи. Так, С.А. Пфетцер, А.А. Зеленин и М.С. Яницкий разработали и апробировали политическую технологию содействия ценностному развитию молодежи в рамках региональной модели реализации государственной молодежной политики, основанную на целенаправленном воспитательном воздействии на процесс становления системы ценностей конкретных групп молодежи и поддержке формирования ее просоциальной направленности [1]. Как отмечают авторы, формирование направленности на традиционные и социально одобряемые ценности посредством целенаправленного воспитательного воздействия может стать основой технологий предупреждения роста радикализма и экстремизма в молодежной среде. Опыт использования таких технологий, по мнению авторов, позволяет использовать их потенциал также и в практике реализации государственной молодежной политики с целью повышения ее эффективности.
Таким образом, ценностно-смысловое содержание проблем, актуальных для современной российской молодежи, закономерно определяют ценностно-смысловую направленность психологических, педагогических и социальных технологий в работе по разрешению данных проблемных ситуаций. Соответственно, и сама организация работы со студентами по профилактике и успешному решению проблем молодежи, должна представлять собой комплексную систему, основанную на междисциплинарной методологии поддержки развития ценностно-смысловой сферы личности, и реализуемую в единой социально-воспитательной среде вуза.
Библиографический список
- Пфетцер С.А., Зеленин А.А., Яницкий М.С. Политическое участие и политические ценности молодежи российской провинции – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. – 143 с.
- Савруцкая, Е.П. Политические и нравственные установки в ценностном сознании молодежи / Е.П. Савруцкая // Приволжский научный журнал. – 2009. № 3. – С. 246-251.
- Яницкий М.С. Серый А.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1. – С. 175-186.
- Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. № 19. – С. 82-97.
- Серый А.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирования // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2011. № 2. – С. 132-142.
- Frączek Z. Wychowanie do wartości. Znaczenie rodziny i szkoły w rozwoju aksjologicznym człowieka // Nauczyciel kraju ojczystego. – Szczecinek: Polskie Stowarzyszenie Nauczycieli Twórczych, 2012. – S. 387-398.