В качестве наиболее общих индикаторов, определяющих необходимость и формы оказания социальной и психологической помощи, могут рассматриваться актуальные параметры равновесия в системе «человек-среда». Состояние равновесия или неравновесия в этой системе, зависящее как от специфики средовых условий, так и от индивидуальных особенностей человека, с психологической точки зрения определяется как соответствующая «ситуация». В современной психологии существуют различные смысловые трактовки данного понятия, рассматривающие ситуацию либо как обстановку, либо как перцептивный конструкт личности, или же интегративно – как объективно-субъективную реальность. Р.В. Кадыров в этой связи справедливо отмечает, что понятия «среда» и «ситуация» не являются синонимами, поскольку последняя включает в себя не только внешние условия, но и самого человека. Соответственно, «ситуация» определяется им как «сложная субъективно-объективная реальность (актуальное состояние среды и значимость для личности) в конкретных условиях жизнедеятельности, фиксируемых личностью в течение определенного промежутка времени» [1, с. 11]. Очевидно, что основанием обращения за социальной помощью могут выступать ситуации, имеющие проблемный характер, которые обозначаются различными авторами как особые, сложные, трудные, чрезвычайные, экстремальные, кризисные и т.п., и совокупно определяемые Р.В. Кадыровым как выходящие за пределы обычного человеческого опыта.
Проблема переживания кризисных ситуаций имеет особую значимость для такой социальной группы, как молодежь, которая характеризуется последовательным переживанием кризисных периодов развития, а также затруднений, обусловленных спецификой ее актуального социального положения. Молодежь сегодня понимается как особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных этими обстоятельствами социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития, особенностями социализации в данном обществе. К универсальным свойствам молодежи И.М. Ильинский относит наличие специфических проблем, обусловленных возрастом: необходимость жизненного и профессионального самоопределения, зависимость, несамостоятельность, проблема выбора спутника жизни и др. [2, с. 108]. Особенную значимость эти проблемы приобретают в современном российском обществе, переживающем сегодня экономический и ценностный кризис. Так, в настоящее время многие молодые люди характеризуется несформированностью системы ценностных ориентаций или же ее дезинтеграцией, определенной утратой смысла жизни, что существенно осложняет процесс социализации и затрудняет последующую самореализацию личности.
Таким образом, отличительной особенностью современной российской молодежи является сочетание универсальных возрастно-психологических проблем, связанных с ее переходным характером от детства к взрослости и проявляющихся в последовательном переживании кризисных периодов развития, а также проблем, обусловленных спецификой ее актуального социального положения. К наиболее актуальным для современной российской молодежи можно отнести проблемы, связанные с ее жизненным и профессиональным самоопределением. Примером специфичных для нее кризисных ситуаций являются кризисы, переживаемые современной студенческой молодежью, проявляющиеся возникновением состояний дезадаптации [3], и обусловленные как закономерностями возрастно-психологической динамики, так и социальной ситуацией развития в период обучения в вузе.
Содержание кризисов профессиональной идентификации, профессионального становления и самоопределения студентов вуза подробно рассматривается в трудах достаточно широкого круга авторов, в частности в работах Э. Эриксона, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк, Л.М. Митиной и др. На основании анализа исследований этих и других авторов Е.В. Валиуллина выделяет, в частности, следующие виды таких кризисов: кризис выбора профессии, характеризующийся низкими показателями внутренней профессиональной мотивации и низкими показателями осмысленности целей в будущем и общей осмысленности жизни; кризис профессиональных экспектаций, проявляющийся высокими показателями внешней отрицательной профессиональной мотивации и низкими показателями внешней положительной мотивации, низкими показателями общей осмысленности жизни и осмысленности будущего; кризис учебно-профессиональных ориентаций, отличающийся низкими показателями внутренней профессиональной мотивации и высокими показателями внешней отрицательной мотивации, низкими показателями общей осмысленности жизни и осмысленности настоящего [4]. Общими проявлениями описанных кризисов являются нарушения ценностно-смысловых компонентов процессов личностного и профессионального самоопределения, самореализации личности [5;6]. Названные кризисы лежат в основе обращения за социальной и психологической помощью, определяя проблематику и содержание социального и психологического консультирования со студентами вуза. Соответственно, особенности переживания данных кризисов определяют направленность и технологии социальной помощи студентам, обращающихся за социальной помощью.
Общей целью социальной работы в ситуации кризиса, по словам В.В. Козлова, является приведение личности к большей целостности сознания, деятельности и поведения [7]. Им выделяются следующие задачи, стоящие в такой ситуации перед социальным работником: помощь в переживании конфликтов и иных психотравмирующих ситуаций; помощь в актуализации интеллектуальных, личностных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; содействие укреплению самоуважения и уверенности в себе; помощь в структурировании или переструктурировании жизненных целей; содействие расширению диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и достижения поставленных целей. Решение этих задач возможно при использовании адекватных технологий социальной работы.
По мнению Т.В. Корхонен, сегодня приоритетными становятся концепции, которые позволяют социальному работнику помочь клиенту раскрыть и реализовать свои личностные и социальные ресурсы. К ним, в частности, относится кризисная концепция социальной работы и основанная на ней технология кризисного вмешательства. Согласно автору, применение такой технологии должно стать интегративной частью системы социального обслуживания населения, поскольку данная технология обеспечивает комплексный учет личностных, семейных и социокультурных проблем. Разработанная ей «кризисинтервентная модель практики социальной работы» [8] представляет собой технологию социальной поддержки как отдельных индивидов, так и групп, переживающих кризисное состояние, т.е. технологию кризисного вмешательства, ориентированного на социальную реабилитацию среды обитания индивида или группы, восстановление системы их ценностей, представлений о смысле жизни, необходимых для преодоления кризисной ситуации.
Специфика молодежи как особого объекта социальной работы, обусловленная ее возрастно-психологическими особенностями и особенностями ее социального положения, определяет необходимость разработки специальных технологий социальной работы с молодыми людьми, находящимися в кризисной ситуации. Как пишет А.В. Кострикин, особенность социальной работы с молодежью состоит в том, что она направлена на решение специфических молодежных социальных проблем, обусловленных кризисом перехода от детства к взрослой самостоятельной жизни, и связанных с обретением полноценного профессионального и социального статуса [9]. По его словам, в настоящее время в России сложилась система социально-реабилитационных центров для молодежи, кризисных служб, других государственных и муниципальных организаций социальной и психологической помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Эти структуры осуществляют психолого-социальную помощь молодежи в парадигме индивидуальной социальной работы (case work), основанной на концепции М. Ричмонд. При этом сегодня молодежь рассматривается не только как пассивный объект социальной работы, но и как самостоятельный субъект, активно осуществляющий собственную социальную активность. Поэтому включение молодых людей, попавших в трудную ситуацию, в активную жизнь, является целью и условием успешной социальной работы с молодежью. В силу этого возникает необходимость разработки и внедрения таких социальных технологий по работе с молодежью, оказавшейся в кризисной ситуации, которые будут способствовать ее самоорганизации и вовлечению в различные формы социальной активности.
Технология социальной работы со студенческой молодежью, оказавшейся в кризисной ситуации, включает в себя совокупность методов, приемов и способов воздействия, применяемых в практической деятельности. Данная технология может быть кратко представлена в форме модели, раскрывающей алгоритм действий специалистов, работающих с данной категорией молодежи. Помощь молодым людям, оказавшимся в кризисной ситуации, может оказываться как в экстренном, так и в систематическом порядке. В рамках экстренной социальной помощи специалисты проводят первичное социальное консультирование, направленное на снятие острого психоэмоционального состояния, информируют студентов по социально-правовым вопросам, совместно составляют план действий по выводу из кризисной ситуации. Систематическая помощь представляет собой комплекс мероприятий, разрабатываемых и проводимых социальными работниками с привлечением психологов, педагогов, специалистов по работе с молодежью образовательных учреждений. Оказание систематической социальной помощи, в предлагаемой нами модели, предполагает последовательное решение трех групп задач: восстановление показателей социально-психологической адаптации и поддержание функционирования в качестве самостоятельного субъекта образовательной деятельности; создание условий для продуктивного ценностно-смыслового переживания кризисной ситуации; поддержка личностного и социального развития, самореализации в учебной и внеучебной деятельности. С целью предупреждения возникновения кризисных ситуаций специалисты должны оказывать также эффективные формы социального сопровождения и профилактического воздействия.
Эффективность предлагаемой модели социальной работы со студенческой молодежью, оказавшейся в кризисной ситуации, по нашему мнению, должна оцениваться по следующим параметрам: увеличение количества решенных проблем; степень преодоления, «ликвидации» причин наиболее часто возникающих проблем. Основным критерием эффективности может рассматриваться восстановление качественного социального функционирования студенческой молодежи, оказавшейся в кризисной ситуации. Показателями качественных изменений в данном случае будут являться стабилизация психо-эмоционального состояния, сформированность мотивации на самостоятельное достижение позитивных изменений в новых условиях жизни, повышение значимости ценностей самореализации, ответственности и т.д., продуктивный характер актуального смыслового состояния, позитивная профессиональная идентичность. Полное восстановление нарушенных социальных функций (проблемные межличностные отношения, нарушения социально-психологической адаптации, затруднения в реализации учебной деятельности, различные формы асоциальной активности и др.) будет свидетельствовать об эффективной и качественной реабилитации студентов, оказавшихся в кризисной ситуации.
Библиографический список
- Кадыров Р.В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD): состояние проблемы, психодиагностика и психологическая помощь. – СПб.: Речь, 2012. – 448 с.
- Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. – М.: Голос, 2001. – 694 с.
- Яницкий М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. – Кемерово, 1998. – С. 58-67.
- Валиуллина Е.В. Психологические особенности кризисов профессионального самоопределения в процессе высшего медицинского образования // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2011. №2 (46). – С. 127-131.
- Иванов М.С., Яницкий М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения // Философия образования. – 2004. № 3(11). – С. 233-241.
- Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности//Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. -2012. – № 19. – С. 82-97.
- Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие / В.В. Козлов. – Ярославль: МАПН, 1999. – 303 с.
- Корхонен Т.В. Социальная работа в кризисных ситуациях: учебно-методическое пособие / Т.В. Корхонен. – Барнаул: Азбука, 2005. – 139 с.
- Кострикин А.В. Социальная работа с молодежью и повышение социальной активности молодежи /А.В. Кострикин // Второй международный психолого-социальный Конгресс: Материалы. 14-15 мая 2009 года. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – С. 10-13.