СЕНЗИТИВНОСТЬ К ЧЕЛОВЕКУ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ НОРМАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ МЛАДШИХ КУРОВ

Маралова Татьяна Петровна
Череповецкий государственный университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Аннотация
Статья посвящена выявлению взаимосвязи личностной нормативности, профессиональной идентичности и сензитивности (чувствительности) к человеку у студентов-психологов младших курсов. На основе эмпирического исследования показывается, что все эти три фактора тесно связаны между собой. Делается вывод о том, что формирование сензитивности к человеку выступает в качестве важнейшего условия развития личностной нормативности и становления профессиональной идентичности у студентов будущих психологов.

Ключевые слова: личностная нормативность, нормативность поведения, профессиональная идентичность, сензитивность (чувствительность) к человеку, студенты-психологи младших курсов


SENSITIVE TO THE PERSON AS A CONDITION OF FORMATION PERSONAL REGULATORY AND PROFESSIONAL IDENTITY OF JUNIOR PSYCHOLOGY STUDENTS

Maralova Tatyana Petrovna
Cherepovets State University
PhD, Associate Professor of psychology and pedagogics

Abstract
Article is devoted to revealing relationship between personal normativity, professional identity and of sensitivity to a person of psychology students on junior courses. Empirical study shows that all of these factors areclosely linked. Formation of sensitivity to person acts as an essential condition of formation personal normativityand professional identity students-psychologists-in-future.

Keywords: normative behavior, personal normativity, professional identity, psychology students of junior courses, sensitivity to the person


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Маралова Т.П. Сензитивность к человеку как условие формирования личностной нормативности и профессиональной идентичности у студентов-психологов младших куров // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/02/9892 (дата обращения: 05.03.2024).

Одной из серьезных проблем, с которыми сталкивается современная высшая школа, является недостаточная профессиональная ориентированность абитуриентов, поступающих в вуз. Нередко выбор того или иного направления подготовки или специальности обусловлен не столько реальным желанием молодого человека выбрать соответствующий профиль обучения, сколько стремлением поступить в такой вуз, где имелись бы бюджетные места, было бы интересно и не так сложно учиться. А, учитывая тот факт, что во многих вузах в соответствии с политикой министерства образования бюджетные места сокращаются, особенно по гуманитарным направлениям, то конкурсы на направления и специальности гуманитарной сферы, где есть бюджетные места, неуклонно остаются достаточно высокими. Это в полной мере относится к направлению «Психология» и специальности «Психология служебной деятельности». Поступают сюда нередко абитуриенты, которые реально не ориентированы на профессию психолога, а – в силу указанных выше факторов, то есть наличия бюджетных мест, интереса и невысокой трудности обучения.

Положение усугубляется еще и тем, что в вуз приходят, не только слабо профессионально ориентированные выпускники школ, но к тому же еще и с трудом осваивающие нормы, требования и правила обучения в высшей школе. Для ряда студентов младших курсов характерно стремление формально подходить к обучению, проявления необязательности, безответственности, прокрастинации (откладывание дел на потом), лени, ухода от решения проблем, что сопровождается конфликтами с преподавателями, родителями, сверстниками и т.п.  Вуз же должен в соответствии с требованиями ФГОС формировать профессиональные компетенции, профессиональную направленность личности, способствовать в конечном итоге становлению профессиональной идентичности.

В соответствии со сказанным возникает вопрос, действительно ли личностная нормативность, которая в известной степени сформировалась или не сформировалась еще в процессе обучения в школе, способствует становлению профессиональной идентичности?

Ответу на этот вопрос и было посвящено проведенное нами эмпирическое исследование. Однако прежде чем перейти к описанию процедуры исследования, его методов и результатов, сделаем небольшой теоретический экскурс в проблему.

Нормативность как личностная характеристика достаточно интенсивно исследуется в современной психологии. Это и понятно, поскольку следование социальным нормам является необходимым атрибутом жизни человека в обществе как социального существа. Чаще всего изучается нормативность поведения. Под ним имеется в виду знание норм, принятие их и следование им в своей жизни и деятельности. В частности, в исследованиях А. К. Пащенко было показано, что уже в младшем школьном возрасте можно выделить четыре уровня поведения: импульсивный, полевой, ролевой и собственно нормативный [1].  В последнее время большое внимание уделяется изучению механизмов принятия норм, то есть нормативопринятия [2]. В ряде исследований теоретико-методологического характера способность к созданию новых норм выступает как важнейший показатель функционирования человека как личности [3].

В нашей работе мы говорим не столько о нормативности поведения, сколько о личностной нормативности. Если нормативность поведения термин, в большей степени описывающий человека как социального индивида, то личностная нормативность характеризует его уже как личность. Личностная нормативность, по нашему мнению, означает не только акт принятия человеком социальных норм, но и тот факт, что они становятся  его внутренними нормами, перерастая постепенно в  жизненные  принципы. Другими словами, происходит процесс наделения социальных норм личностными смыслами. На этой основе и рождаются такие жизненные принципы, как порядочность, ответственность, организованность, умение держать слово и выполнять обязательства и т.п.

Что касается понятия идентичности, то благодаря работам Э. Эриксона [4], оно прочно вошло в обиход современной психологии. Ее значение в жизни и деятельности человека трудно переоценить. Высокий уровень  сформированности идентичности характеризует человека как зрелую личность, способную актуализировать и реализовать свой потенциал. Отсутствие  идентичности или низкий уровень ее сформированности приводят к крайне негативным последствиям, а именно к потере чувства тождественности, целостности с собой, разорванности структуры «Я».

Особое значение имеет становление идентичности личности профессионала. Трудно себе представить человека, который осваивает профессию, но не отождествляет себя с личностью представителя соответствующей профессии. Это в полной мере относится и к профессии психолога. В настоящее время данной проблеме посвящено значительное число исследований. Изучаются ее виды, структура, механизмы, детерминанты и этапы становлениях [5].

Если обратиться к студенту, который выбрал психологию как направление или как специальность, то его профессиональная идентичность находится на стадии становления. И как показывает практика,  далеко не у всех формируется даже к концу обучения в вузе. Более того, некоторые исследователи данного феномена предлагают разводить понятия «профессиональная идентичность специалиста» и «профессиональная идентичность студента-будущего психолога» [6]. С этим вполне можно согласиться, поскольку цели, мотивы и сама деятельность работающего психолога и студента – будущего психолога существенно различаются.

Итак, сделав необходимые теоретические пояснения, вернемся к целям и гипотезам нашего исследования. Нами было сделано предположение, что личностная нормативность выступает в качестве общего фактора, обусловливающего становление профессиональной идентичности студента-будущего психолога. У студентов с высоким уровнем личностной нормативности будут создаваться более благоприятные предпосылки для формирования профессиональной идентичности, чем у студентов, у которых личностная нормативность находится еще на относительно низком уровне.

С целью проверки данного предположения нами и было предпринято специальное эмпирическое исследование, в котором приняло участие 48 студентов первых и вторых курсов специальности 030301.65 «Психология служебной деятельности» Череповецкого государственного университета.

В структуре профессиональной идентичности были выделены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Мы полагали, что профессиональная идентичность является сформированной, если студент идентифицирует себя с личностью психолога (когнитивный компонент), положительно эмоционально относится к своей будущей профессии (эмоциональный компонент) и имеет обоснованное намерение в будущем работать по специальности (поведенческий компонент).

В соответствии с этим конструктом подбирался и диагностический инструментарий. Когнитивный компонент выявлялся с помощью методики «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартлэнда [7]. Основным показателем выступило отождествление студентами себя с психологом: «Я – психолог», «Я – будущий психолог» и т.п. Эмоциональный компонент изучался с помощью семантического дифференциала Ч. Осгуда, технология применения которого подробно описана В. Ф. Петренко  [8]. Выводы об эмоциональной привлекательности профессии осуществлялись на основе факторов семантического дифференциала: силы, активности, оценки. С целью исследования поведенческого компонента был использован опросник Е.А. Климова «Личный профессиональный план» [9]. Поведенческий компонент считался сформированным, если студент указывает не только на то, что он будет психологом, но и на возможную сферу работы, имеет представление о способах и путях достижения целей и реализации профессиональных планов.

Личностная нормативность исследовалась с помощью  опросника Р. Кеттелла, использовались шкалы G – нормативность поведения и Q3 – самоконтроль [10]. А также с помощью опросника «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, применялась шкала МН – моральная нормативность [11]. Выводы об уровне личностной нормативности студентов делались на основе сопоставления результатов по всем трем шкалам двух названных тестов.

Обратимся непосредственно к основным результатам исследования. На первом  этапе нами были проанализированы общие данные о сформированности профессиональной идентичности и выраженности уровня личностной нормативности. Здесь мы приводим данные выраженности только относительно высоких и относительно низких уровней  изучаемых показателей. Результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровни выраженности профессиональной идентичности и личностной нормативности  у студентов-психологов младших курсов (в %)

Уровни выраженности

Профессиональная идентичность

Личностная нормативность

Относительно высокий уровень

34

37

Относительно низкий уровень

66

63

Всего:

100

100

Итак, как хорошо видно из таблицы 1, только у трети испытуемых на относительно высоком уровне оказались выраженными и профессиональная идентичность (34% – выражены три или два  компонента идентичности), и личностная нормативность (37% – высокие показатели получены по трем или двум шкалам используемых тестовых методик). У большей части студентов младших курсов  исследуемые параметры оказались на  относительно низком уровне.

Далее нами была предпринята попытка выявить, существует ли корреляционная зависимость между личностной нормативностью и профессиональной идентичностью. Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Взаимосвязь личностной  нормативности и профессиональной идентичности студентов-психологов младших курсов (в %) 

Профессиональная идентичность

Уровни личностной нормативности

Относительно высокий уровень Относительно низкий уровень
Относительно высокий уровень

79

18

Относительно низкий уровень

21

82

Приведенные результаты не нуждаются в особой интерпретации и  доказательствах. Они – очевидны. У студентов с относительно высоким уровнем личностной нормативности в 79% случаев проявляется и относительно высокий уровень профессиональной идентичности. И, наоборот, те, у кого преобладает относительно низкий уровень личностной нормативности, демонстрируют, как правило,  и низкий уровень выраженности профессиональной идентичности.  Данные корреляционного анализа подтвердили этот вывод (использовался дихотомический коэффициент корреляции φ, который рассчитывался по исходным данным).  Получен высокий значимый коэффициент корреляции (φ = 0,60, при p < 0,01), что свидетельствует о существовании связи между личностной нормативностью и профессиональной идентичностью.

Далее возникает закономерный вопрос, что необходимо делать в вузе, чтобы способствовать формированию у студентов личностной нормативности, а через нее способствовать и быстрейшему становлению профессиональной идентичности? Путей решения этой проблемы много, большая часть из них связана с совершенствованием обучения и профессиональной подготовки студентов-психологов в вузе.  Однако мы попытались найти и выделить такие факторы, которые являются специфическими именно для студентов – будущих психологов. Было сделано предположение, что одним из таких факторов является сензитивность (чувствительность) к человеку. Именно сензитивность является тем объединяющим элементом, способствуя формированию которого, можно одновременно решать задачи, связанные и с развитием личностной нормативности, и развитием профессиональной идентичности.

Сензитивность к человеку – это сложное личностное образование, проявляющееся в способности индивида выделять другую личность в качестве объекта своего отношения. Она проявляется в четырех параметрах: в наличии интереса к другому человеку, в эмпатии к нему, в желании понять его и в стремлении оказывать помощь. Со всей уверенностью можно сказать, что для будущего психолога сензитивность к другому человеку составляет содержательную сторону формирующейся его профессиональной идентичности.

В полной мере это можно сказать и о студентах, которые находятся только на стадии профессиональной подготовки. Наблюдения за студентами младших курсов показывают, что нередко их интерес к человеку носит поверхностный характер, выступает на уровне простого любопытства, опирается на опыт школьной жизни, где им удавалось оказывать посильную помощь другим людям, прежде всего, сверстникам. В то же время, как показали наши предыдущие исследования, сензитивность к человеку может не только не возрастать, но и снижаться к концу обучения в вузе, что определяется как некоторыми недостатками подготовки в вузе, так определенными личностными качествами студентов, связанных, прежде всего, с уровнем доверия к миру и другим людям [12].

Исходя из сказанного, логично было сделать предположение, что выраженность сензитивности к человеку будет способствовать формированию личностной нормативности и становлению профессиональной идентичности студентов.

С целью проверки данного предположения нами было организовано дополнительное исследование. Был разработан специальный опросник, состоящий из 20 утверждений, по 5 утверждений на каждую исследуемую позицию: интерес к человеку, эмпатию, понимание и помощь. Затем нами был осуществлен корреляционный анализ каждого из этих 20 утверждений с личностной нормативностью и профессиональной идентичностью. В итоге выделилось три ведущие фактора, которые  оказались наиболее тесно связаны с личностной нормативностью и профессиональной идентичностью (использовался дихотомический коэффициент корреляции φ). Статистически значимые результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Корреляционная взаимосвязь личностной нормативности, идентичности с факторами сензитивности к человеку* 

 

Идентичность

Личностная нормативность

Эмпатия

Помощь

Понимание

Идентичность

-

0,60**

0,32*

-

0,34*

Личностная нормативность

-

-

0,37*

0,34*

Эмпатия

-

0,31*

0,37*

Помощь

-

0,35*

Понимание

-

*Примечание: ** –  значимость на 1% уровне; * – значимость на 5% уровне.

Итак, как хорошо видно из таблицы 3, в качестве ведущих  выделилось три  фактора, которые оказались тесно взаимосвязанными друг с другом. Это: «Я способен остро чувствовать эмоциональное состояние даже малознакомого человека» – эмпатия; «Я не испытываю затруднений в оказании реальной помощи другим людям» – помощь;  «Мне не составляет особого труда в процессе общения с человеком понять его мысли, чувства и скрытые переживания» – понимание.

В качестве центрального фактора следует признать фактор, связанный с пониманием другого: «Мне не составляет особого труда в процессе общения с человеком понять его мысли, чувства и скрытые переживания». С ним положительно коррелирует и профессиональная идентичность,  и личностная нормативность. Он характеризует способность студентов к психологической проницательности и свидетельствует об интересе к внутреннему миру другого человека. Кроме того, профессиональная идентичность оказалась тесно связанной с эмпатией, а личностная нормативность – с готовностью оказать помощь другому человеку.

Таким образом, вырисовывается достаточно четкая картина. Студенты  с высоким уровнем личностной нормативности и выраженной профессиональной идентичностью обладают самыми главными качествами, которые необходимы психологу для успешной практической деятельности, это стремлением понять другого человека, сопереживать ему и оказывать реальную помощь. У студентов же, у которых данные способности выражены в гораздо меньшей степени, и личностная нормативность не находится на должном уровне, а всё вместе в своей совокупности, вероятно, препятствует и становлению профессиональной идентичности.

Вывод, который можно сделать на основе полученных результатов исследования, достаточно конкретен и понятен. Если мы хотим у студентов – будущих психологов одновременно добиваться и проявлений высокой личностной нормативности и развития их профессиональной идентичности, основное внимание в ходе обучения и осуществления профессиональной подготовки должно уделяться формированию сензитивности к человеку. По всей вероятности, для этого недостаточно изучения только теоретического материала или проведения практикумов в традиционной форме, важно создать условия, чтобы сами студенты были интересны друг для друга, чтобы их общение и взаимодействие не ограничивалось установлением мало к чему обязывающих отношений. Необходимо уже с младших курсов таким образом организовывать деятельность, чтобы она актуализировала потребности в раскрытии и самораскрытии, доверии друг к другу и к преподавателям, развивала эмпатические способности, умения понимать друг друга и оказывать реальную посильную помощь.


Библиографический список
  1. Пащенко А. К. Развитие нормативного поведения младших школьников:  Автореф. дисс.  канд. психол. н.  М., 2010.
  2. Акимова  М. К., Горбачева  Е. И., Козлова  В. Т.,  Столярова  В. А., Ярошевская  С. В. Нормативопринятие как психологическое условие наращивания социального капитала в разных образовательно-возрастных группах // Прикладная юридическая психология.  2012.  № 3.  С. 146-153.
  3. Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход //Перемены. 2000.  № 1.  С.81-107
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.
  5. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность.  М.: МОСУ, 2001. 272 с.
  6. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. №4. С. 39-51.
  7. Михаленко ТН. Тест двадцати утверждений самоотношения Куна М. и Макпартлэнда Т. Череповец, 2004. 20 с.
  8. Петренко В.  Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. 207 с.
  9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.  М.: Академия, 2004. 304 с.
  10. Тест Кеттелла. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/60
  11. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/42/
  12. Маралова Т. П. Психологические особенности взаимосвязи профессиональной идентичности и доверия к себе у студентов – будущих психологов // Вестник Череповецкого государственного университета.   2014.  № 5.  С. 126-130. 


Все статьи автора «Маралова Татьяна Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: