КУЛЬТ ЕДЫ В ГЛОБАЛЬНОЙ МОНОКУЛЬТУРЕ

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
доктор философских наук, профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию культа fast food-а как абсолютной, объективной и неизменной ценности «современного стиля жизни». Функция культа еды представляет собой формирование и организацию согласия коллективного представления получения удовольствия и наслаждения от пищи, в котором существует абсолютно свободное согласие множества «автономных воль» на фетишистское закрепление идеальных ценностей, которые выступают в качестве не подвергающихся сомнению императивов современного мира.

Ключевые слова: глобализация культуры, глобальная деревня, жизненный мир, культ еды, пища, современный жизненный стиль, ценность, элитизм


FOOD CULT IN GLOBAL MONOCULTURE

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov state medical university
Doctor of Philosophy, professor of department of History and Philosophy

Abstract
The paper contemplates of a cult of fast food as absolute, objective and invariable value of «modern lifestyle». Function of a cult of food represents formation and the organization of consent of collective representation of receiving pleasure and pleasure from food in which there is absolutely free consent of a set "autonomous will" on fetishistic fixing of ideal values which act as the imperatives of the modern world which aren't calling in question.

Keywords: elitism, food, food cult, global village, globalization of culture, modern vital style, value, vital world


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Культ еды в глобальной монокультуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13598 (дата обращения: 22.02.2024).

В отличие от традиционных или локальных обществ, нарастающая и углубляющаяся «глобализация культурного мирового пространства предлагает новые критерии» [1, с.81], по которым определяются «свои» и «чужие». Для объединения людей общества монокультуры глобализации fast food-а необходимы новые культы, которые являются абсолютной, объективной и неизменной ценностью «современного стиля жизни» [2, с.14], им безоговорочно поклоняются; одним из наиболее ярких культов современности является культ еды. Понятие же культуры, включающее в себя понятие искусства, обычаев и привычек, которые характерны для самобытности конкретного общества, этноса, народности, нации, ценностей, этнической принадлежности, наконец, традиционного или локального уклада жизни постепенно уступает место современным культам глобализации, происходит «ретроградная трансформация от культуры к культу» [3, с.77].

Культ еды — это поклонение общепринятым идеальным ценностям еды. Функция культа еды представляет собой «формирование и организацию согласия коллективного представления получения удовольствия» [4, с.78]  и наслаждения от пищи, в котором существует абсолютно свободное согласие множества «автономных воль» [5, с.12]  на фетишистское закрепление идеальных ценностей, которые выступают в качестве не подвергающихся сомнению императивов современного мира.

Воспользуясь психоанализом З.Фрейда сделаем вывод о том, что понятие культа еды ведет к самоограничению свободной воли «Я» и подавлению индивидуальных предпочтений «Эго», следует отметить, что при этом индивидуально-самобытные средства, ведущие «к побуждению «автономной воли» не пропадают, а включены в сферу бессознательного» [6, с.42].

Психологические особенности культа еды выражаются в:

  • чрезмерной привязанности к еде fast food-а;
  • использовании программ, изменяющих мышление с целью «инициации новых и замещению традиционных ценностей» [7, с.101];
  • порождении состояния психологической зависимости от fast food-а.

Можно выделить и социокультурные особенности культа fast food-а в современности:

  • экзотическое происхождение;
  • элитаризм;
  • непривычный стиль жизни, ассоциирующийся с счастьем, успехом, процветанием, и с «необыкновенным удовольствием»;
  • высокая степень вовлеченности благодаря «продвинутой» системе маркетинговых решений;
  • отделение от общества в целом и «отмежевание от традиционных ценностей и институтов» [8, с.115].

Процессы глобализации культуры «трансформируют пищу из символа традиционной культуры в культ еды» [9, с.86], заменяющей для большинства современных людей живопись, литературу, традиции, обычаи и т.д., и представляющей собой то необходимое условие современного стиля жизни, вокруг которого и конструируется «жизненный мир».

При этом происходит «деконструкция общезначимой ценностно-культовой аксиоматики» [10, с.73],  не «есть, чтобы жить, а жить, чтобы есть», что порождает новый тип совместной ценностной ориентации в глобализации мировой культурной среды и превращению ее в «глобальную деревню» по теории Маршалла Маклюена, где современные люди благодаря новейшим достижениям технического прогресса настолько тесно общаются, что появляется специфическая социокультурная среда, которая формирует новые нормы, традиции и культы.


Библиографический список
  1. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  2. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  3. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  4. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  5. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  6. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  7. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  8. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  9. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  10. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.


Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: