В отличие от традиционных или локальных обществ, нарастающая и углубляющаяся «глобализация культурного мирового пространства предлагает новые критерии» [1, с.81], по которым определяются «свои» и «чужие». Для объединения людей общества монокультуры глобализации fast food-а необходимы новые культы, которые являются абсолютной, объективной и неизменной ценностью «современного стиля жизни» [2, с.14], им безоговорочно поклоняются; одним из наиболее ярких культов современности является культ еды. Понятие же культуры, включающее в себя понятие искусства, обычаев и привычек, которые характерны для самобытности конкретного общества, этноса, народности, нации, ценностей, этнической принадлежности, наконец, традиционного или локального уклада жизни постепенно уступает место современным культам глобализации, происходит «ретроградная трансформация от культуры к культу» [3, с.77].
Культ еды — это поклонение общепринятым идеальным ценностям еды. Функция культа еды представляет собой «формирование и организацию согласия коллективного представления получения удовольствия» [4, с.78] и наслаждения от пищи, в котором существует абсолютно свободное согласие множества «автономных воль» [5, с.12] на фетишистское закрепление идеальных ценностей, которые выступают в качестве не подвергающихся сомнению императивов современного мира.
Воспользуясь психоанализом З.Фрейда сделаем вывод о том, что понятие культа еды ведет к самоограничению свободной воли «Я» и подавлению индивидуальных предпочтений «Эго», следует отметить, что при этом индивидуально-самобытные средства, ведущие «к побуждению «автономной воли» не пропадают, а включены в сферу бессознательного» [6, с.42].
Психологические особенности культа еды выражаются в:
- чрезмерной привязанности к еде fast food-а;
- использовании программ, изменяющих мышление с целью «инициации новых и замещению традиционных ценностей» [7, с.101];
- порождении состояния психологической зависимости от fast food-а.
Можно выделить и социокультурные особенности культа fast food-а в современности:
- экзотическое происхождение;
- элитаризм;
- непривычный стиль жизни, ассоциирующийся с счастьем, успехом, процветанием, и с «необыкновенным удовольствием»;
- высокая степень вовлеченности благодаря «продвинутой» системе маркетинговых решений;
- отделение от общества в целом и «отмежевание от традиционных ценностей и институтов» [8, с.115].
Процессы глобализации культуры «трансформируют пищу из символа традиционной культуры в культ еды» [9, с.86], заменяющей для большинства современных людей живопись, литературу, традиции, обычаи и т.д., и представляющей собой то необходимое условие современного стиля жизни, вокруг которого и конструируется «жизненный мир».
При этом происходит «деконструкция общезначимой ценностно-культовой аксиоматики» [10, с.73], не «есть, чтобы жить, а жить, чтобы есть», что порождает новый тип совместной ценностной ориентации в глобализации мировой культурной среды и превращению ее в «глобальную деревню» по теории Маршалла Маклюена, где современные люди благодаря новейшим достижениям технического прогресса настолько тесно общаются, что появляется специфическая социокультурная среда, которая формирует новые нормы, традиции и культы.
Библиографический список
- Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
- Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
- Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
- Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
- Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
- Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
- Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
- Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
- Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
- Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.