ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНО-АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Варфоломеева Татьяна Николаевна
Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры БИиИТ

Аннотация
В статье обозначены факторы, определяющие взаимосвязь между системой образования и информатизацией общества, а также необходимость формирование информационной культуры, которая будет способствовать развитию компьютерно-алгоритмического мышления.

Ключевые слова: информатизация, информационная культура, информационное общество, информационные технологии, компьютерно-алгоритмическое мышление


PROBLEMS OF FORMATION OF A COMPUTER-ALGORITHMIC THINKING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Varfolomeeva Tatiana Nikolaevna
Magnitogorsk state University. G. I. Nosov
associate Professor, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
The article outlines the factors that determine the relationship between the education system and information society and the necessity of formation of information culture that will promote the development of a computer-algorithmic thinking.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Варфоломеева Т.Н. Проблемы формирования компьютерно-алгоритмического мышления студентов вуза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13513 (дата обращения: 22.02.2024).

Современное состояние отечественной системы образования принято связывать с критической ситуацией в сфере экономики, идеологии и культуры российского общества. Характерными признаком текущего периода является инертность системы образования, в следствии которой имеет место снижение престижа образования в обществе, сокращение государственного финансирования и материальной поддержки на всех уровнях.

Формы проявления кризиса образования в разных странах многообразны, но можно обозначить общие: проблема доступа к образованию; отставание образования от запросов современной жизни; неспособность адаптации к масштабам и темпам социальных изменений; ориентация на элиту общества. Суть кризиса образования проявляется в противоречии между социальными потребностями общества и их удовлетворение возможностями образования. Общество в своем развитии обгоняет образовательную систему на многие годы, а в отдельных случаях – на десятилетия. Результатом исследования состояния образования стал тот факт, что образование, наряду с проблемами выживания цивилизации, глобального потепления, экологии, питания и др., вошло в число проблем человечества. Понимание сущности проблемы определило постановку вопроса об изменении не только парадигмы, но и модели образования.

В современном мировом сообществе по всем процессам жизнедея­тельности возрастающую роль начинает играть научно обоснованное об­щественно-государственное регулирование, а также система образования и подготовка специалистов. Выдвигаются требования к системе образования, к науке и научному знанию, которые должны ответить на следующие вопросы: оптимальное устройство общественного и материального бытия; формы экономической и производственно-технической деятельности; какими должны быть специалисты, претендующий на роль политического лидера.

Реализация постоянного развития требует улучшения не только экономических и экологических характеристик, но и гармонии между людьми, обществом и природой, культурного самосовершенствования и саморазвития общества, самоорганизацией, деятельного участия общественности в принятии решений, что неизбежно связано с изменением устоявшегося стереотипа мышления, с переоценкой моральных ценностей и формированием новых мотивов в организации жизни, достижение этого неосуществимо без участия системы образования.

Поиск подходов и разработка механизмов внедрения в жизнь модели развития общества, как возможность выживания общества, тесно связаны с решением проблемы интенсификации человеческого интеллекта за счет возможностей информационных технологий.

Таким образом, информатизация общества один из путей выхода об­разования из критического периода. Обозначим факторы, определяющие взаимосвязь между системой образования и информатизацией:

1. Понимание информации как фундаментального понятия и его роли в общественном развитии. Переход информации в разряд универсальных категорий необходимой для различных видов жизнедеятельности человека: учебной, научно- исследовательской, производственной, административно-управленческой, творческой и многих других. Таким образом, в связи с объективным ростом роли информации в обществе, проблема подготовки потребителей информации приобретает актуальность.

2. Возрастание объемов информации. В результате постоянного расширения познавательной деятельности людей, ускорения темпов развития научно-технического прогресса, появления новых наук и технологий, информация характеризуется такими динамическими свойствами, как: рост, накоплением и старением. Таким образом, роль информации в жизни человека и общества в целом, проявляется в двух аспектах – количественном (возрастание объемов информации) и качественном (превращение информации в важнейший ресурс развития человечества), причем оба оказывают влияние на образование.

3. Развитие информационной техники и технологии. На протяжении всей истории человечества, каждая информационная революция сопровождалась процессом совершенствования информационной техники и технологии для хранения, переработки и передачи информации следующим поколениям. В настоящее время информационные технологии занимают основное место в процессе «интеллектуализации» общества, играют главную роль в получении и накоплении новых знаний.

4. Становление информационного общества. Главным показателем информационного общества является то, что все его представители имеют равные права и возможности свободно производить и вовремя получать любую интересующую его информацию, кроме случаев, ограниченных законом. Информация становится стратегическим ресурсом общества, техническим средством освоения этого ресурса выступает компьютер и средства телекоммуникации.

Россия имеет свои особенности вступления в информационное обще­ство. Исследования российских ученых показали, что основные проблемы связаны с низкой информационно-правовой культурой общества. Информационная культура означает степень усвоения специалистами методами работы с информацией и информационными ресурсами, а также навыками поиска, передачи, хранения, обработки и анализа информации в различных сферах деятельности человека.

В ходе исследования был изучен и обобщен отечественный и зару­бежный опыт образовательных учреждений по развитию информационной культуры. Формирование информационной культуры в отечественных образовательных учреждениях ведется на основе монодисциплинарного подхода, связанного, как правило, с одним из четырех направлений:

-     основы библиотечно-библиографических знаний;

-     основы информатики;

-     вычислительная техника и основы компьютерной грамотности;

-     культура чтения, основы рациональной работы с книгой.

Такой подход не обеспечивает целостного представления о информационной культуре, не дает возможности овладеть системой знаний, умений, навыков работы с информацией, то есть не позволяет решить проблему в целом. Кроме того, в ходе исследования выявлен дефицит учебно-методической литературы, необходимой для формирования информационной культуры.

Проблему представляет также отсутствие в настоящее время системы подготовки преподавателей, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых, квалифицированно осуществлять учебно-методическое обеспечение курсов. Это обстоятельство является, с нашей точки зрения, негативным следствием отсутствия государственной политики в области информационной культуры, прояв­лением ведомственного подхода, разрозненности усилий организаций, призванных осуществлять ее формирование.

В обобщенном виде основные направления исследования проблемы информатизации образования и формирования компьютерно-алгоритмического мышления представлены в табл.1.

Таблица 1. Основные исследования информатизации образования и формирования компьютерно-алгоритмического мышления студентов

Основные исследования

Содержание

Результаты

Авторы основных исследований

«Процессуальный» подход

Построение информационной модели обучения

 

Построение информационной модели процесса обучения на базе:

а) общей теории управления;

б) сущности информационных процессов в образовательных системах

Создание информационной модели и использование ее в педагогических исследованиях

 

С.И. Архангельский,

А.И. Берг,

В.М. Глушков,

Н.Ф. Талызина,

В.М. Казакевич

и др.

 

Использование метода графов, сетей Петри для построения учебных программ, логической структуры учебного материала Оптимизация понятийной структуры учебного материала

 

 

Аппарат для выявления и оптимизации логической структуры учебного материала

 

А.А. Овчинников,

Г.Г. Гранатов,

И.Б. Моргунов,

А.В. Никитин,

И.И. Логвинов,

Т.А. Кувалдина,

А.Г. Шмелев и др.

Применение методов и средств информационных технологий для обработки данных изучения состояния результатов обучения Использование компьютеров для реализации методов математической статистики

 

Создание методики и программного обеспечения для обработки данных мониторинга состояния результатов обучения В.И. Андреев,

Б.С. Гершунский, Л.И. Долинер,

О.А. Ершова,

А.В. Левин,

Д.Ш. Матрос

Э.Г. Скибицкий

и др.

Применение методов формализации и моделирования для представления (описания) отдельных компонентов технологии обучения Формализация и технологизация описания целей, результатов обучения и других компонентов технологии обучения

 

Возможность диагностирования и измерения параметров отдельных компонентов В.П. Беспалько,

Г.А. Сатаров,

В.П. Симонов,

А.Н. Казаков

«Содержательный» подход

Влияние информатизации на формирование мышления Осознание необходимости для современного образования включения информационных технологий в его содержание Включение информатики в число «базовых» учебных предметов образовательных учреждений всех типов В.Н. Веселовский,

Е.П. Велихов,

А.П. Ершов,

В.С. Леднев,

А.А. Кузнецов,

Е.И. Машбиц и др.

Использование методов и средств информационных технологий во всех учебных предметах

 

Развитие содержания обучения на основе дидактического потенциала информационных технологий А.Я. Савельев,

И.В. Роберт,

В.В. Рубцов,

Е.И. Машбиц,

В.Ш. Матрос

и др.

Переход к проектно-сознательной системе обучения; Влияние новых подходов к систематизации знаний, предложенных информатикой, на предметную структуру образования Г.Г. Гранатов,

И.Г. Боброва,

И.Б. Новак,

В.Н. Каптелинин,

Е.М. Разинкина

и др.

 

Исследования показали, что одним из компонентов информационной культуры является наличие компьютерно-алгоритмического мышления. Формирование данного вида мышления позволит повлиять на уровень информационной культуры в частности и уровень информатизации общества в целом. В связи с этим, обозначенная проблема остается актуальной и на сегодняшний день.


Библиографический список
  1. Варфоломеева Т.Н., Ефимова И.Ю. Задачная технология формирования алгоритмического мышления студентов вуза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13191 (дата обращения: 08.12.2015).
  2. Варфоломеева Т.Н., Овчинникова И.Г. Учебное пособие по программированию. [Текст]: учеб. пособие / Магнитогорск: МаГУ, 2005. Под грифом УМО. – 104 с.
  3. Варфоломеева Т.Н., Овчинникова И.Г., Платонова О.И. Методологии программирования. [Текст]: учеб. пособие / Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 204  с.
  4. Варфоломеева, Т.Н. Задачник- практикум по программированию на Паскале [Текст]: учеб. пособие, 2-е изд., переработ. и доп. / Т.Н. Варфоломеева, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2001. – 85 с.
  5. Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
  6. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 45.
  7. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
  8. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты формирования понятия «информация» у студентов гуманитарных направлений // Современная педагогика. – 2014. – № 5 – С. 22.
  9. Мовчан И.Н. Особенности формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург. – 2014. – С. 347-350.
  10. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук/Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 205 с.
  11. Сахнова, Т.Н. Основы алгоритмизации [Текст]: учеб. пособие, 2-е изд., перерабо. и доп. / Т.Н. Сахнова, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. под грифом УМО. – 131 с.
  12. Сахнова, Т.Н. Педагогические условия формирования профессионального информационного мышления студентов университета [Текст] : дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Н. Сахнова. – Магнитогорск, 2003.
  13. Чусавитина, Г.Н. Подготовка специалистов по направлению «педагогическое образование» на факультете информатики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» [Текст] / Г.Н. Чусавитина, Т.Н. Варфоломеева // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 126-131.
  14. Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е., Давлеткиреева, Л.З. Формирование компетенций специалиста в области информационных систем с привлечением вендоров / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Л.З. Давлеткиреева // Прикладная информатика. -2013. -№ 2(44). -С. 49-56. -Библиогр.: с.56, ISSN 1993-8314
  15. Чусавитина, Г.Н., Давлеткиреева, Л.З., Масленникова, О.Е. Подготовка будущих ИТ-специалистов в области обеспечения интероперабельности электронной науки и образования / Г.Н. Чусавитина, Л.З. Давлеткиреева, О.Е. Масленникова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: Сб. статей/под ред. Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2012. -С. 132-140. – Библиограф. с. 140. -200 экз. -ISBN 978-5-86781-982-8
  16. Масленникова, О.Е. Информационная система управления как ядро информационной инфраструктуры современного образовательного учреждения [Текст]/О.Е. Масленникова//Вестник компьютерных и информационных технологий. -М., 2010. -№ 8. -С. 47-51


Все статьи автора «Варфоломеева Татьяна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: