Современное состояние отечественной системы образования принято связывать с критической ситуацией в сфере экономики, идеологии и культуры российского общества. Характерными признаком текущего периода является инертность системы образования, в следствии которой имеет место снижение престижа образования в обществе, сокращение государственного финансирования и материальной поддержки на всех уровнях.
Формы проявления кризиса образования в разных странах многообразны, но можно обозначить общие: проблема доступа к образованию; отставание образования от запросов современной жизни; неспособность адаптации к масштабам и темпам социальных изменений; ориентация на элиту общества. Суть кризиса образования проявляется в противоречии между социальными потребностями общества и их удовлетворение возможностями образования. Общество в своем развитии обгоняет образовательную систему на многие годы, а в отдельных случаях – на десятилетия. Результатом исследования состояния образования стал тот факт, что образование, наряду с проблемами выживания цивилизации, глобального потепления, экологии, питания и др., вошло в число проблем человечества. Понимание сущности проблемы определило постановку вопроса об изменении не только парадигмы, но и модели образования.
В современном мировом сообществе по всем процессам жизнедеятельности возрастающую роль начинает играть научно обоснованное общественно-государственное регулирование, а также система образования и подготовка специалистов. Выдвигаются требования к системе образования, к науке и научному знанию, которые должны ответить на следующие вопросы: оптимальное устройство общественного и материального бытия; формы экономической и производственно-технической деятельности; какими должны быть специалисты, претендующий на роль политического лидера.
Реализация постоянного развития требует улучшения не только экономических и экологических характеристик, но и гармонии между людьми, обществом и природой, культурного самосовершенствования и саморазвития общества, самоорганизацией, деятельного участия общественности в принятии решений, что неизбежно связано с изменением устоявшегося стереотипа мышления, с переоценкой моральных ценностей и формированием новых мотивов в организации жизни, достижение этого неосуществимо без участия системы образования.
Поиск подходов и разработка механизмов внедрения в жизнь модели развития общества, как возможность выживания общества, тесно связаны с решением проблемы интенсификации человеческого интеллекта за счет возможностей информационных технологий.
Таким образом, информатизация общества один из путей выхода образования из критического периода. Обозначим факторы, определяющие взаимосвязь между системой образования и информатизацией:
1. Понимание информации как фундаментального понятия и его роли в общественном развитии. Переход информации в разряд универсальных категорий необходимой для различных видов жизнедеятельности человека: учебной, научно- исследовательской, производственной, административно-управленческой, творческой и многих других. Таким образом, в связи с объективным ростом роли информации в обществе, проблема подготовки потребителей информации приобретает актуальность.
2. Возрастание объемов информации. В результате постоянного расширения познавательной деятельности людей, ускорения темпов развития научно-технического прогресса, появления новых наук и технологий, информация характеризуется такими динамическими свойствами, как: рост, накоплением и старением. Таким образом, роль информации в жизни человека и общества в целом, проявляется в двух аспектах – количественном (возрастание объемов информации) и качественном (превращение информации в важнейший ресурс развития человечества), причем оба оказывают влияние на образование.
3. Развитие информационной техники и технологии. На протяжении всей истории человечества, каждая информационная революция сопровождалась процессом совершенствования информационной техники и технологии для хранения, переработки и передачи информации следующим поколениям. В настоящее время информационные технологии занимают основное место в процессе «интеллектуализации» общества, играют главную роль в получении и накоплении новых знаний.
4. Становление информационного общества. Главным показателем информационного общества является то, что все его представители имеют равные права и возможности свободно производить и вовремя получать любую интересующую его информацию, кроме случаев, ограниченных законом. Информация становится стратегическим ресурсом общества, техническим средством освоения этого ресурса выступает компьютер и средства телекоммуникации.
Россия имеет свои особенности вступления в информационное общество. Исследования российских ученых показали, что основные проблемы связаны с низкой информационно-правовой культурой общества. Информационная культура означает степень усвоения специалистами методами работы с информацией и информационными ресурсами, а также навыками поиска, передачи, хранения, обработки и анализа информации в различных сферах деятельности человека.
В ходе исследования был изучен и обобщен отечественный и зарубежный опыт образовательных учреждений по развитию информационной культуры. Формирование информационной культуры в отечественных образовательных учреждениях ведется на основе монодисциплинарного подхода, связанного, как правило, с одним из четырех направлений:
- основы библиотечно-библиографических знаний;
- основы информатики;
- вычислительная техника и основы компьютерной грамотности;
- культура чтения, основы рациональной работы с книгой.
Такой подход не обеспечивает целостного представления о информационной культуре, не дает возможности овладеть системой знаний, умений, навыков работы с информацией, то есть не позволяет решить проблему в целом. Кроме того, в ходе исследования выявлен дефицит учебно-методической литературы, необходимой для формирования информационной культуры.
Проблему представляет также отсутствие в настоящее время системы подготовки преподавателей, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых, квалифицированно осуществлять учебно-методическое обеспечение курсов. Это обстоятельство является, с нашей точки зрения, негативным следствием отсутствия государственной политики в области информационной культуры, проявлением ведомственного подхода, разрозненности усилий организаций, призванных осуществлять ее формирование.
В обобщенном виде основные направления исследования проблемы информатизации образования и формирования компьютерно-алгоритмического мышления представлены в табл.1.
Таблица 1. Основные исследования информатизации образования и формирования компьютерно-алгоритмического мышления студентов
Основные исследования |
Содержание |
Результаты |
Авторы основных исследований |
«Процессуальный» подход |
|||
Построение информационной модели обучения
|
Построение информационной модели процесса обучения на базе:
а) общей теории управления; б) сущности информационных процессов в образовательных системах |
Создание информационной модели и использование ее в педагогических исследованиях
|
С.И. Архангельский,
А.И. Берг, В.М. Глушков, Н.Ф. Талызина, В.М. Казакевич и др.
|
Использование метода графов, сетей Петри для построения учебных программ, логической структуры учебного материала | Оптимизация понятийной структуры учебного материала
|
Аппарат для выявления и оптимизации логической структуры учебного материала
|
А.А. Овчинников,
Г.Г. Гранатов, И.Б. Моргунов, А.В. Никитин, И.И. Логвинов, Т.А. Кувалдина, А.Г. Шмелев и др. |
Применение методов и средств информационных технологий для обработки данных изучения состояния результатов обучения | Использование компьютеров для реализации методов математической статистики
|
Создание методики и программного обеспечения для обработки данных мониторинга состояния результатов обучения | В.И. Андреев,
Б.С. Гершунский, Л.И. Долинер, О.А. Ершова, А.В. Левин, Д.Ш. Матрос Э.Г. Скибицкий и др. |
Применение методов формализации и моделирования для представления (описания) отдельных компонентов технологии обучения | Формализация и технологизация описания целей, результатов обучения и других компонентов технологии обучения
|
Возможность диагностирования и измерения параметров отдельных компонентов | В.П. Беспалько,
Г.А. Сатаров, В.П. Симонов, А.Н. Казаков |
«Содержательный» подход |
|||
Влияние информатизации на формирование мышления | Осознание необходимости для современного образования включения информационных технологий в его содержание | Включение информатики в число «базовых» учебных предметов образовательных учреждений всех типов | В.Н. Веселовский,
Е.П. Велихов, А.П. Ершов, В.С. Леднев, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц и др. |
Использование методов и средств информационных технологий во всех учебных предметах
|
Развитие содержания обучения на основе дидактического потенциала информационных технологий | А.Я. Савельев,
И.В. Роберт, В.В. Рубцов, Е.И. Машбиц, В.Ш. Матрос и др. |
|
Переход к проектно-сознательной системе обучения; | Влияние новых подходов к систематизации знаний, предложенных информатикой, на предметную структуру образования | Г.Г. Гранатов,
И.Г. Боброва, И.Б. Новак, В.Н. Каптелинин, Е.М. Разинкина и др.
|
Исследования показали, что одним из компонентов информационной культуры является наличие компьютерно-алгоритмического мышления. Формирование данного вида мышления позволит повлиять на уровень информационной культуры в частности и уровень информатизации общества в целом. В связи с этим, обозначенная проблема остается актуальной и на сегодняшний день.
Библиографический список
- Варфоломеева Т.Н., Ефимова И.Ю. Задачная технология формирования алгоритмического мышления студентов вуза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13191 (дата обращения: 08.12.2015).
- Варфоломеева Т.Н., Овчинникова И.Г. Учебное пособие по программированию. [Текст]: учеб. пособие / Магнитогорск: МаГУ, 2005. Под грифом УМО. – 104 с.
- Варфоломеева Т.Н., Овчинникова И.Г., Платонова О.И. Методологии программирования. [Текст]: учеб. пособие / Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 204 с.
- Варфоломеева, Т.Н. Задачник- практикум по программированию на Паскале [Текст]: учеб. пособие, 2-е изд., переработ. и доп. / Т.Н. Варфоломеева, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2001. – 85 с.
- Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 45.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты формирования понятия «информация» у студентов гуманитарных направлений // Современная педагогика. – 2014. – № 5 – С. 22.
- Мовчан И.Н. Особенности формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург. – 2014. – С. 347-350.
- Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук/Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 205 с.
- Сахнова, Т.Н. Основы алгоритмизации [Текст]: учеб. пособие, 2-е изд., перерабо. и доп. / Т.Н. Сахнова, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. под грифом УМО. – 131 с.
- Сахнова, Т.Н. Педагогические условия формирования профессионального информационного мышления студентов университета [Текст] : дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Н. Сахнова. – Магнитогорск, 2003.
- Чусавитина, Г.Н. Подготовка специалистов по направлению «педагогическое образование» на факультете информатики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» [Текст] / Г.Н. Чусавитина, Т.Н. Варфоломеева // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 126-131.
- Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е., Давлеткиреева, Л.З. Формирование компетенций специалиста в области информационных систем с привлечением вендоров / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Л.З. Давлеткиреева // Прикладная информатика. -2013. -№ 2(44). -С. 49-56. -Библиогр.: с.56, ISSN 1993-8314
- Чусавитина, Г.Н., Давлеткиреева, Л.З., Масленникова, О.Е. Подготовка будущих ИТ-специалистов в области обеспечения интероперабельности электронной науки и образования / Г.Н. Чусавитина, Л.З. Давлеткиреева, О.Е. Масленникова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: Сб. статей/под ред. Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2012. -С. 132-140. – Библиограф. с. 140. -200 экз. -ISBN 978-5-86781-982-8
- Масленникова, О.Е. Информационная система управления как ядро информационной инфраструктуры современного образовательного учреждения [Текст]/О.Е. Масленникова//Вестник компьютерных и информационных технологий. -М., 2010. -№ 8. -С. 47-51
Количество просмотров публикации: Please wait