На современном этапе поиск условий повышения качества самостоятельной домашней работы учащегося выступает педагогической проблемой. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа играет обучающую, контролирующую и воспитывающую функции. Работа я дома, ученики не только должны закреплять полученные на уроке знания и умения, но и развивать различные компетенции, приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность. Однако многие ученики не только не выполняют часть домашнего задания, но и вообще не раскрывают портфели. И таких учащихся не мало. Возникает вопрос почему? Кто и как может повлиять на качество домашней работы?
Во- первых, домашнее задание должно быть для ребенка интересным, связанным с развитием пытливости, любознательности, интереса ребенка, творчество ученика. Всегда ли это так? К сожалению, не каждый учитель стремиться задать задание с созданием ситуации выбора ребенка, продумать творческий элемент поиска. Так, например, работа в парах, творческий проект по группам, или такие задания, как : составить задачу, обратную данной, решить на выбор пять самых сложных примеров из десяти данных, составить три сложных вопроса к данному параграфу, нарисовать опорную схему по пройденной теме и др. Кроме того, мы полагаем, что и от способов и приемов проверки выполнения домашних заданий учителя существенно зависит характер их выполнения, отношение обучающихся к выполнению домашнего задания, их ответственность и добровольность, интерес и желание выполнить домашнее задание. Значит надо практиковать разные варианты проверки: комментирование ответа товарища, самый сложный вопрос по теме, перекрестные вопросы по параграфу, презентация опорных схем, дополнительного материала к учебнику, представление наиболее сложных заданий, красивое решение задачи и др. [1, с.15].
Во-вторых, не всегда учителями учитывается изменения мотивации учащихся выполнении домашнего задания. Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе, например в начальной школе, в подростковом возрасте оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места [2, с. 36].
Проявление собственно познавательных интересов подростков, как правило, сильно расходятся. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих – к большинству из них. Мотивами могут являться стремление создать положительный образ в глазах других, получение удовольствия от процесса обучения и другие.
В связи с мотивами к учению есть и определенные причины невыполнения домашнего задания такие как: отсутствие интереса учащегося, не нравятся предметы, не пригодится, конфликты с педагогами, конфликты с товарищами по учебе, конфликты с родителями, пробелы ранее усвоенных знаниях, трудности в понимании предмета, нет времени, отсутствие мотивации к учебной деятельности.
Когда у подростка мотивация сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют “неудачниками”. У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Поэтому при выборе вида домашнего задания, важно учитывать и мотивацию отдельных учащихся, практиковать вариативные домашние задания.
При этом важна, на мой взгляд, правильно организованная педагогическая помощь родителей при организации домашнего задания ребенком. Родителям необходимо помнить, что интерес к учебе нельзя привить насильно. Нужно попытаться понять, что именно стало причиной потери интереса к домашней работе и как давно это произошло.
В этой ситуации родителям нельзя понижать авторитет преподавателя в глазах ребенка, быть осторожным при осуждении его действий в семье. Унизив педагога в глазах ребенка, родители рискуют тем, что сын или дочь вообще потеряют интерес к школе. Более того, ребенок может привыкнуть не только систематично не выполнять домашнее задание, но и списывать свои собственные в учебе на учителей и дальнейшем.
Одним из важных вопросов в рассматриваемой проблеме является вопрос передачи ответственности ребенку за результаты его деятельности. Известны случаи, когда родители не только контролируют выполнение домашних заданий, но и часто “сидят” вместе с ребенком, помогают ему, даже когда он может справиться с заданием сам. Постепенно ребенок приучается рассчитывать только на родителей и не прикладывает никаких усилий к самостоятельной работе [3, c.88].
Однако в какой-то момент родитель уже не справляется со школьной программой, или решает для себя, что его сын (или дочь) уже достаточно взрослый для самостоятельной работы, и прекращает всяческую помощь. Внешне это выглядит как стремление помочь ребенку стать взрослым и самостоятельным, на самом деле это часто диктуется усталостью, неспособностью успевать за усложняющейся программой школьного обучения, стремлением снять с себя ответственность за успешное осуществление процесса учения. Создается впечатление, что в какой-то момент родитель проходит некую критическую точку, после которой его силы иссякают, и изменение его поведения происходит очень быстро. Подросток же сам, привыкший полагаться на помощь родителей, совершенно теряется, и даже если он хотел бы самостоятельной жизни, он на это просто не способен. И как результат – резкое снижение успеваемости.
Методы, которые родители обычно применяют для « спасения» своего ребенка не отличаются разнообразием. Наиболее стандартный набор состоит в следующих шагах: родитель «садится» вновь за уроки; просит учителя позаниматься дополнительно с учеником за плату; начинает ходить к учителям, завучам, директору с просьбой дать шанс, войти в положении, поспособствовать и т.д.; переводит, наконец, в другую школу, полегче. То есть делают все, чтобы не допустить « катастрофы» . На какое-то время положение может наладиться, а потом все начинается сначала и по кругу. У ребенка к подростковому возрасту появляется твердое убеждение, что родители не дадут пропасть и что-нибудь придумают.
Выполнение родительских обязанностей в отношение домашнего задания часто понимается ими как контроль за успеваемостью, Поэтому, отдавая подростку ответственность за самостоятельное выполнение домашних школьных заданий, родители часто оставляют за собой продолжают внимательно изучать дневник и наказывать за плохие отметки. Самостоятельность подростка, таким образом, оказывается мнимой, так как он продолжает учиться, ориентируясь на внешние стимулы, а не на внутренние. И основная трудность здесь заключается именно в ослаблении контроля [6, с.156].
Очень важно родителям понимать что, речь идет не о необходимой помощи подростку в каких-либо сложных, требующих действительной помощи вопросах домашнего задания, когда ответственность за свою учебную деятельность и, главное, результаты этой деятельности должен целиком и полностью нести сам подросток.
В итоге можно сказать, что мера помощи родителей в выполнении домашнего задания, направление воспитательного воздействия, способ поддержки во многом зависят от уровня развития школьника, его возраста и степени его самостоятельности, его отношения к учебе, чувства ответственности и других факторов индивидуального развития. Не должно быть сомнений в том, что родители наряду с учителями несут ответственность за выполнение ребенком домашнего задания, и здесь возможна совместная работа.
Какая помощь может и должна быть оказана? Прежде всего, она заключается в укреплении и развитии их самостоятельности и поддержке их чувства ответственности. Родители, потом сами дети, должны следить за тем, чтобы рабочее место было хорошо освещено, стул соответствовал росту ребенка, домашнее задание выполнялось в спокойной обстановке, рабочая комната была проветрена, температура воздуха была нормальной.
Так же однозначно следует принять и то, что домашнее открывает перед ребенком простор для самостоятельной деятельности, способствует развитию самостоятельности, препятствовать которому не должна родительская помощь. При необходимости можно посоветовать ребенку что-то дополнительно почитать, вместе порассуждать о проблеме, найти вариант поиска необходимой информации при решении задачи и др. Но выполнять задание и нести ответственность за его выполнение задания должен сам учащийся.
Итак, все вместе (родители, учителя и сами учащиеся), являясь активными субъектами организации самостоятельной работы, могут повлиять на качество и результаты его выполнения.
Библиографический список
- Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, -2007.
- Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С.
- Педагогика: учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, – 2006. – С. 608.
- Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия / Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др.- СПб.: Искусство-СПб, – 2006.- С. 566.
- Свадковский И.Ф. Введение в педагогику: курс лекций / И.Ф. Свадковский.- М.: Академия, – 2005.- С. 156.
- Смирнов В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В.И. Смирнов.- М.: Логос, – 2003.- С. 304.