ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СИТУАЦИИ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Бойко Оксана Юрьевна1, Демченко Татьяна Андреевна2, Истратова Оксана Николаевна3, Кошель Анна Игоревна4
1Южный федеральный университет, студент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
2Южный федеральный университет, студент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
3Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
4ООО «ВАМтел», кандидат психологических наук, менеджер по работе с клиентами

Аннотация
В статье представлены результаты исследования общения со сверстниками дошкольников и младших школьников, находящихся в ситуациях семейного неблагополучия разного типа: ситуации эмоционального отвержения в семье, ситуации социального сиротства. Полученные результаты свидетельствуют о формировании отчуждения в общении со сверстниками у социальных сирот, тревожности и напряженности в общении у детей из семей с неблагоприятной ситуацией взаимодействия родителей с детьми.

Ключевые слова: взаимодействие, дошкольный возраст, круг общения, младший школьный возраст, сотрудничество, социальное сиротство, эмоциональное отвержение


THE PEER INTERACTIONS IN A SITUATION OF FAMILY TROUBLE IN PRESCHOOL AND YOUNG SCHOOL AGES

Boyko Oksana Yurievna1, Demchenko Tatyana Andreevna2, Istratova Oksana Nikolaevna3, Koshel Anna Igorevna4
1Southern Federal University, Student of Department of Psychology and Safety of Existence
2Southern Federal University, Student of Department of Psychology and Safety of Existence
3Southern Federal University, Ph. D., associate professor of Department of Psychology and Safety of Existence
4“VAMtel”, Ph. D., Manager on work with clients, “VAMtel”

Abstract
The article presents the results of a study of a communication of preschoolers and primary school children in situations of family problems of various types: a situation of emotional rejection of violence, the situation of child abandonment. These results indicate the formation of alienation with peers at social orphans, anxiety and tension in communication among children from families with the unfortunate situation of interaction of parents with children.

Keywords: collaboration, communication, preschool age, social circle, social orphanhood, the emotional rejection, younger school age


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бойко О.Ю., Демченко Т.А., Истратова О.Н., Кошель А.И. Общение со сверстниками дошкольников и младших школьников, находящихся в ситуации семейного неблагополучия // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13455 (дата обращения: 23.02.2024).

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта

РГНФ «Личностные деформации детей и подростков, находящихся в ситуации семейного неблагополучия»,

проект № 13-36-01006а

Проблема семейного неблагополучия, с одной стороны, не нова, о чем свидетельствует огромное количество исследований, публикаций, монографий и различного рода пособий: от научных – до научно-популярных, адресованных непосредственно родителям. С другой стороны, изменения, происходящие в мире, стране, обусловливают постоянную актуальность и злободневность данной проблемы сегодня, и, наверное, всегда, пока существует сама семья [1].

Общение − это процесс, который влияет на различные стороны личности, на ее поведение, установки, мотивы, намерения и другие многочисленные процессы и состояния. И, что касается дошкольников и младших школьников, они очень сильно подвержены этим влияниям и воздействиям, как и все дети [10].

Проблема общения ребенка со сверстниками в дошкольном и младшем школьном возрасте важна, прежде всего, в силу своей значимости. Уже с дошкольного возраста общение со сверстниками становится самостоятельной и очень значимой линией развития ребенка. Опыт, в том числе и опыт общения, полученный ребенком в детстве, становится фундаментом для развития его социальной и личностной компетентности. Изучением проблемы межличностных взаимоотношений дошкольников и младших школьников занимались довольно подробно такие исследователи, как М.И. Лисина, B.C. Мухина, A.M. Прихожан и другие.

Отношения детей со сверстниками не могут строиться независимо от их семейного положения. Для ребенка семья продолжает быть ведущим институтом социализации, средой развития его личности [5, с. 468]. Модели поведения в семье переносятся в том или ином виде на поведение ребенка за ее пределами, в том числе и на поведение в компании сверстников [4, 7]. В нашей работе типы семей будут рассмотрены с точки зрения благополучия: благополучные (гармоничные) и неблагополучные (дисгармоничные – в работе рассматривается вариант дисгармоничных взаимоотношений – эмоциональное отвержение ребенка родителями) семьи.

Отдельно следует рассмотреть детей, подходящих под категорию «социального сиротства». К ним относятся дети, «родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособны (ограниченно дееспособны), отбывают наказание в исправительных колониях, обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказываются забрать детей из воспитательных, лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно» [3, с. 244]. Рассмотрение взаимоотношений детей-сирот требует особого внимания. Их отношения строятся по другим законам, у них наблюдается особый тип психического развития. Нередко такие дети не имеют достаточно хорошо сформированных навыков межличностного общения и произвольного поведения [9, с. 135-136, 146]. Часто контакты с другими людьми у детей-сирот поверхностны, наблюдаются эмоциональная холодность, отчужденность, все это связано с тем, что ребенок-сирота не уверен в себе, он не уверен в доброжелательном отношении к себе со стороны других людей [4, с. 119]. К указанным проблемам присоединяется дисгармоничность развития различных психических процессов. Каждый из указанных факторов, в той или иной мере, имеет отношение к социализации ребенка в обществе. Это говорит о том, что для рассматриваемой категории детей характерно наличии трудностей в социализации [3]. Совокупность всех этих и множества других факторов, которыми описывается жизнь ребенка-сироты, представляет собой проблему очень высокой важности и требует ее серьезного рассмотрения и применения мер, смягчающих ситуацию пребывания ребенка в детском доме и его выхода из него в реальную самостоятельную жизнь.

Таким образом, актуальность работы складывается из нескольких составляющих: важность для ребенка общения со сверстниками в дошкольном и младшем школьном возрасте; недостаточная изученность межличностных взаимоотношений младших школьников; ведущее влияние семьи на взаимоотношения ребенка со сверстниками; неразрешенные многочисленные проблемы в межличностной сфере детей-сирот.

Наше исследование направлено на выявление особенностей межличностного общения дошкольников и младших школьников в различных ситуациях семейного неблагополучия, а применение полученных результатов может стать следующим этапом масштабной работы над указанными в актуальности проблемами.

Исходя из этого, целью работы является исследование особенностей общения со сверстниками дошкольников и младших школьников, находящихся в ситуации семейного неблагополучия разного типа.

В исследовании приняло участие 59 детей старшего дошкольного возраста (воспитанники детского сада «Маячок» г. Таганрога; воспитанники детского сада «Родничок» с. Ремонтное; воспитанники детского дома «Солнышко», Республики Калмыкия, г. Городовиковск) и 60 детей младшего школьного возраста (ученики Богураевской средней общеобразовательной школе Белокалитвинского района Ростовской области; ученики  «Мариинской» гимназии г. Таганрога; воспитанники  детского дома №3 г. Таганрога).

Психодиагностический инструментарий:

1)       в работе с дошкольниками:

-     опросник детско-родительских эмоциональных взаимоотношений (Е.И.Захарова);

-      «Незаконченные предложения»;

-     «Рукавички» (Г.А. Цукерман);

-     наблюдение (по  классификации, предложенной В.А. Крестьяниновой);

2)  в работе  с младшими школьниками:

-     графическая беседа «Мой круг общения»;

-     тест незаконченных предложений (модификация В. Михала);

-     «Рисунок семьи»;

-     «Шкала степени отверженности ребенка в семье» (А. Баркан);

На первом этапе исследования был произведен анализ особенностей детско-родительских отношений относительно благополучие/неблагополучие семейной ситуации развития ребенка с точки зрения эмоционального принятия или отвержения [2].

Эмоционально благополучные семьи характеризуются следующими высокими показателями по шкалам (различия по критерию U-критерия Манна-Уитни):

1)       Способность воспринимать состояние ребенка. Родитель, например, видит, расстроен его ребенок, весел или задумчив.

2)       Понимание причин состояния. Т.е, родители могут не только воспринимать состояние своего ребенка, но еще и понимают, что привело его к такому состоянию.

3)       Эмпатия. Родители искренне сопереживают своему ребенку в различных ситуациях.

4)       Чувства, возникающие у родителя во взаимодействии с ребенком. В данном случае, у родителей возникают в основном положительные чувства по отношению к ребенку, им доставляет удовольствие контактировать со своими детьми.

5)       Безусловное принятие. Родители готовы принимать своего ребенка таким, каков он есть.

6)       Отношение к себе как к родителю. Родители адекватно воспринимают себя в качестве родителя, понимают, что нужно для того, чтобы ребенок развивался и что нужно для этого сделать.

7)       Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия. В эмоционально благополучных семьях преобладает гармоничный, положительный фон взаимодействия.

8)       Стремление к телесному контакту. В эмоционально благополучных семьях родители готовы и им доставляет удовольствие обнять своего ребенка, взять за руку и т.д.

9)       Оказание эмоциональной поддержки. Если ребенок чем- либо расстроен, то родитель всячески старается его поддержать, сгладить ситуацию. В случае положительных эмоциональных реакций со стороны ребенка, старается его похвалить и так же, поддержать.

10)  Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия. В этом случае родитель, перед тем как построить взаимодействие с ребенком, ориентируется на его состояние. Смотрит, расстроен ли он или пребывает в хорошем состоянии, не заболел ли и т.д.

11)  Умение воздействовать на состояние ребенка. Если ребенок начинает капризничать, то родитель знает, как его можно успокоить, или если он чем-либо расстроен, то родитель знает, как поднять настроение своему ребенку.

В свою очередь, отметим, что эмоционально неблагополучные семьи характеризуются низкими показателями по следующим шкалам (различия по критерию U-критерия Манна-Уитни):

1)       Способность воспринимать состояние ребенка. Родители, чьи дети попали в выборку эмоционально неблагополучных, не способны воспринять состояние своего ребенка.

2)       Понимание причин состояния. Родители не могут понять, чем их ребенок расстроен или из-за чего он радуется.

3)       Безусловное принятие. Родителей не устраивает то, каков есть их ребенок на самом деле. Очень часто родители употребляют такие фразы, как: «Почему у других детей получается, а у тебя нет?» или же «А вот тот ребенок не такой капризный как ты» и т.д.

4)       Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия. В таких семьях обычно главенствует негативный эмоциональный фон. Родители ссорятся, ругаются, ребенок может находиться в постоянном эмоциональном напряжении.

5)       Стремление к телесному контакту. Родители не стремятся обнять своего ребенка, одобрительно погладить его по голове.

6)       Умение воздействовать на состояние ребенка. При возникновении конфликтных ситуаций родители не знают, как успокоить своего ребенка, как снять его напряжение. Также отметим и шкалы со средними показателями: эмпатия; чувства, возникающие у родителя во взаимодействии с ребенком; отношение к себе как к родителю; оказание эмоциональной поддержки. Т.е родители не в полной мере сопереживают своему ребенку и не готовы оказать эмоциональную поддержку.

Таким образом, по результатам первого этапа исследования респонденты были разделены на подгруппы относительно благополучие/неблагополучие семейной ситуации развития ребенка, а также отдельной группой были рассмотрены дети-сироты из детских домов:

-          дети с эмоционально благополучной семейной ситуацией (22 дошкольника, 25 младших школьников);

-          дети с эмоционально неблагополучной семейной ситуацией (18 дошкольника, 18 младших школьников);

-          дети-сироты (27 дошкольника, 16 младших школьников).

Второй этап исследования включает диагностику и анализ особенностей общения со сверстниками у дошкольников в выделенных подгруппах.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая, внеситуативно-личностная форма общения, содержанием которой является мир людей, а не вещей, что реализуется в сюжетно-ролевой игре и других формах взаимодействия со сверстниками. Для дошкольников характерны такие качества, как общительность и потребность в дружбе, в общении со сверстниками они демонстрируют навыки сотрудничества, инициативу [6].

Наблюдение в соответствии с классификацией, предложенной В.А. Крестьяниновой, позволило сделать вывод, что у эмоционально-благополучных детей (50%) в отношениях со сверстниками  преобладает комплекс взаимоотношений «равное партнерство». Такие дети уже могут давать оценки качествам, поступкам и совместной работе со сверстником. У эмоционально неблагополучных детей (77%) и детей-сирот (55%) доминируют два комплекса взаимоотношений: «резкое отделение от сверстника» и смешанный комплекс. Такие отношения со сверстниками часто характеризуются соревновательным мотивом, критикой по отношению к окружающим, частотой споров, желанием подчинить и отстоять свою позицию.

Изучение отношений детей со сверстниками и их коммуникативных умений показало (методика «Рукавички» Г.А. Цукерман), что дети из благополучных семей (67%) обладают высоким уровнем сотрудничества, сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. Дети из неблагополучных семей обладают средним уровнем сотрудничества (55%),  у этих детей  сходство рукавичек частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. У детей из детского дома (44%) наиболее выраженным оказался низкий уровень сотрудничества, дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Эмоциональный аспект взаимоотношений дошкольников со сверстниками является значимым моментом в изучении их межличностной сферы. Результаты методики «Незаконченные предложения» дают понять специфику этих взаимоотношений в данном контексте (Таблица 1).

Таблица 1. Результаты методики «Незаконченные предложения»

Фраза

Эмоционально благополучные

Эмоционально неблагополучные

Детский дом

Мой друг 1)55% детей называют имя своего друга.

2) 36% детей говорят о качестве, характеризующем его друга.

3)9% детей говорят, что их друг чем-то занимается.

1)56% детей говорят, что их друг чем- то занимается.

2) 33% детей называют имя своего друга.

3)11% детей говорят о качестве, характеризующем его друга.

1) 74% детей называют качества своих друзей.

2)14,8% детей указывают на эмоциональные взаимоотношения со сверстником.

3) 11,1%  детей говорят о том, что любит их друг.

Когда я выхожу во двор 1)55% детей говорят, что идут играть.

2) 27% детей говорят, что катаются на качелях с друзьями.

3)18% детей отвечают, что просто гуляют.

1)67% детей отвечают, что просто гуляют.

2)22% детей говорят, что идут играть.

3) 11% детей говорят, что катаются на качелях с друзьями.

2)40,7% хотят поиграть в интересные игры.

1)37% детей идут на площадку.

3)3,7%  детей смотрит на небо.

4)18,5%  детей берут с собой игрушки.

Старшие ребята 1)68% детей говорят, что те учатся либо скоро пойдут в школу.

2)23% детей перечисляют качества старших ребят (умные, добрые и т.д).

3)9% детей говорят, что те помогают, если они их просят.

1) 67% детей говорят, что те учатся либо скоро пойдут в школу.

2)28% детей говорят, что те помогают, если они их просят.

3)5% детей перечисляют качества старших ребят (умные, добрые и т.д).

1)51,8% детей указывают на различные качества старших детей.

2) 22,2% детей говорят, что старшие ребята больше умеют.

3) 25,9% детей говорят, что если старших попросить о чем-либо, то они помогут.

Дошкольники из благополучных семей чувствуют себя значимыми в кругу сверстников, у них налажен контакт с друзьями через совместные игры («катаются на качелях с друзьями»). В ответах детей из неблагополучных семей прослеживается некоторая отстраненность от сверстников (67% детей отвечают, что просто гуляют). Дети-сироты испытывают большую эмоциональную потребность в отношениях с близким другом (14,8% детей указывают на эмоциональные взаимоотношения со сверстником). При этом можно проследить некоторые проявления тревожности, чувства одиночества: когда дети сироты выходят во двор, 3,7% из них детей смотрят на небо, 18,5% детей берут с собой игрушки. Также необходимо отметить, что дети из неблагополучных семей и дети-сироты больше тянутся к старшим ребятам, принимают их помощь, чем дети из благополучных семей.

Таким образом, первый этап исследования позволил выявить особенности отношений со сверстниками у дошкольников. Дети из благополучных семей свои отношения со сверстниками строят «на равных»; обладают высоким уровнем сотрудничества; стремятся к совместным играм; могут давать оценки качествам, поступкам и совместной работе; среди сверстников чувствуют себя комфортно. Недостаток родительской заботы, внимания, любви (у детей из эмоционально неблагополучных семей) или полное их отсутствие (у детей-сирот) приводит к отстраненности в отношениях со сверстниками,  пониженному уровню сотрудничества, стремлению к общению со старшими детьми (механизм компенсации).  Некоторые дети-сироты чувствуют себя одиноко и тревожно среди сверстников, имея сильную эмоциональную потребность в близком друге.

Третий этап исследования позволил выделить особенности межличностных отношений в кругу сверстников у детей младшего школьного возраста в зависимости от их ситуации развития (благополучной/неблагополучной).

Особенностью социальной ситуации развития младшего школьного возраста является начало школьной жизни, значительные перемены и расширение круга общения. Группа сверстников становится для него референтной, здесь имеют место функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения. В младшем школьном возрасте происходит внутригрупповая идентификация, налаживание стабильных дружеских контактов, совместной деятельности, развитие коммуникативных навыков и умений, требующее тесных горизонтальных контактов детей друг с другом, и многие другие особенности, связанные с важностью для ребенка межличностных отношений со сверстниками [8]. Проведенное эмпирического исследования показало, что у всех исследуемых групп детей в контингенте круга общения преобладают сверстники в отношении взрослых (у детей из благополучных (Uэмп = 130), неблагополучных (Uэмп = 54) семей и у сирот (Uэмп = 260), при p≤ 0,01), при этом широта круга общения со сверстниками отвечает нормам развития, и отношения характеризуются положительной эмоциональной направленностью. Но у детей-сирот отмечается наименьшая широта контактов относительно двух других исследуемых групп детей (Uэмп = 74,5; Uэмп = 70,5, при p≤ 0,01) (Рисунок 1).

В младшем школьном возрасте происходит перестройка круга общения, начинают преобладать школьные друзья, в отношениях с которыми происходит самоактуализация личности ребенка. Эмпирические данные это подтверждают в группах детей из благополучных и неблагополучных семей. У детей-сирот существует проблема в установлении новых контактов в школьном коллективе (Рисунок 1).

Рисунок 1. Соотношение сверстников из школы и сверстников вне школы в кругу общения младших школьников из благополучных, неблагополучных семей и сирот

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что в независимости от ситуации развития (благополучная, неблагополучная, детский дом) общение младших школьников со сверстниками соответствует нормам развития относительно широты контактов, эмоциональной направленности. Однако существуют негативные тенденции в установлении новых контактов в рамках школьного коллектива у детей-сирот, что объясняется наличием более близких и доминирующих отношений со сверстниками из детского дома. Это может послужить причиной трудностей адаптации в школьном коллективе, развитии внутриличностных и межличностных проблем.

Таким образом, полученные в итоге работы данные можно будет использовать для разрешения различных, выше представленных, проблем. Речь идет о неблагополучных семьях и детских домах. При коррекции межличностных отношений детей, находящихся в ситуации семейного неблагополучия (в том числе детей-сирот), можно будет опираться на выявленные особенности взаимоотношений детей, находящихся в гармоничных семьях. Это поможет ребенку из неблагополучной (дисгармоничной) семьи или ребенку из детского дома лучше социализироваться в обществе, не быть отчужденным.


Библиографический список
  1. Истратова О.Н. Новые тенденции в развитии детей и подростков в условиях кризиса современной семьи // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2015. С. 75-80.
  2. Истратова О.Н. Развитие младшего школьника в условиях эмоционального отвержения его родителями // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2012. – № 10 (135). – С. 186-193.
  3. Истратова О.Н. Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема. // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2006 г. – № 14 / том 69 / С. 206-211
  4. Кошель А.И., Истратова О.Н. Отношения с противоположным полом старших подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / А.И. Кошель, О.Н. Истратова // Известия  Южного федерального университета. Технические науки. 2011. №10. С. 217-223
  5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с
  6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997, 246 с.
  7. Мымрикова А.И., Истратова О.Н. Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее возникновения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 111. № 10. С. 209-214.
  8. Обухова А.С. Психология детей младшего школьного возраста. М.: «Юрайт», 2014. 583 с.
  9. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. — 400 с.
  10. Психические особенности общения младших школьников. – 2012г. [Электронный ресурс] // “Российский информационно-образовательный портал Veni Vidi Vici”. URL: http://www.vevivi.ru/best/Psikhicheskie-osobennosti-obshcheniya-mladshikh-shkolnikov-ref143470.html (дата обращения: 4.06.15)


Все статьи автора «Истратова Оксана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: