МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Васенкина Светлана Николаевна
Московский государственный областной университет

Аннотация
Профориентация должна осуществляться на основе системного подхода, в основе которого лежит понимание работы как многогранного комплекса взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих друг друга принципов, аспектов, методов и форм, направленных на решение проблемы подготовки молодежи к выбору профессии, профессиональному самоопределению. (Н. С.Пряжников)

Ключевые слова: выбор профессии, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентация, самоопределение


METHODOLOGICAL SUPPORT PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Vasenkina Svetlana Nikolaevna
Moscow State Regional University

Abstract
Vocational guidance should be based on a systematic approach, which is based on an understanding of the work as a multi-faceted set of interrelated, interdependent and mutually reinforcing each other's principles, dimensions, methods and forms aimed at solving the problem of preparing young people for the choice of profession, professional self-determination. (N. S.Pryazhnikov)

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Васенкина С.Н. Методическое обеспечение процесса профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13369 (дата обращения: 01.11.2024).

Профориентация должна осуществляться на основе системного подхода, в основе которого лежит понимание работы как много­гранного комплекса взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодопол­няющих друг друга принципов, аспектов, методов и форм, направленных на решение проблемы подготовки молодежи к выбору профессии, профессиональ­ному самоопределению. (Н. С.Пряжников)

Проанализируем системную структуру профессио­нальной ориентации школьников.

Профессиональное просвещение.

Профессиональное просвещение – ознакомление школьников с различ­ными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития, потребностями в кадрах хозяйства страны и конкрет­ного региона, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста и т.д.

Цель профессионального просвещения – создание реальных представле­ний о мире профессий в целом, осознание содержания и качественных особен­ностей основных трудовых задач, функций, прогнозирования работы по кон­кретным профессиям, морального и материального вознаграждения за труд в условиях разных форм собственности.

Реализация этой главной цели профессионального просвещения осуще­ствляется посредством профессиональной информации, профессиональной пропаганды и профессиональной агитации.

Профессиональная информация – это передача школьникам сведений социально-экономического, научно – технического, профессиографического, ме­дико-гигиенического и правового характера, используемых в целях эффектив­ной подготовки учащихся к правильному выбору профессии. Основные требо­вания к профинформации заключаются в её полноте, достоверности, своевре­менности, оперативности, надежности. Следует отметить, что профессиональ­ная информация имеет значение как для личности, выбирающей профессию, так и для деятельности служб системы управления профориентацией, ибо всякое управление обязательно связано с переработкой информации.

Важное место в профессиональной информации должно занять знаком­ство учащихся с миром профессий. Для этого всем, кто организует профориен­тацию, следует знать основы профессиографии. Нужно при этом помнить, что многие профессии делятся ещё на ряд специальностей.

Профессии появлялись сразу же с возникновением человеческого обще­ства. Последующее развитие человеческого общества привело к появлению многих новых профессий. Они не остаются неизменными: меняются орудия производства, и в целом производительные силы, углубляется разделение тру­да, изменяются и совершенствуются производственные отношения, меняются и профессии. Особенно быстро меняются профессии в наш век, в век научно- технического прогресса. Одни из них исчезают, вместо них появляются другие. Нередки и такие явления, когда по названию профессия не изменилась, но со­держание её стало качественно другим.

Требования, предъявляемые профессией к человеку, его психофизиоло­гическим особенностям, состоянии здоровья, излагаются в профессиограмме. Однако следует заметить, что многие имеющиеся профессиограммы уже уста­рели и пока не отражают с достаточной полнотой эти требования.

Знания о профессии учащиеся получают не только в школе. Источника­ми знаний по этому вопросу служат средства массовой информации и комму­никации, внешкольные учреждения, работодатели, базовые предприятия, про­фессиональные учебные заведения, сверстники, знакомые, родственники и др. При этом сведения о содержании профессий и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно. В связи с этим перед школой, как и перед всем нашим обществом в целом, стоит довольно сложная задача – исправить идущее вразрез с потребностями хозяйства и общества отношение к некоторым профес­сиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть просвещения, которую называют профпропагандой.

Под профессиональной пропагандой понимается целенаправленная дея­тельность школы, федеральной государственной службы занятости населения, территориальных центров профориентации, работодателей, базового предпри­ятия, средств массовой информации по формированию общественного мнения о необходимости заниматься профориентацией с учетом возможностей учащихся и потребностей государства в кадрах.

В условиях созданной государственной службы профориентации успехи профессиональной ориентации во многом будут зависеть от человеческого фак­тора, а именно от желания работников заниматься этой проблемой, их энтузи­азма. В данной ситуации роль общественного мнения имеет существенное зна­чение. Это положение распространяется как на соответствующие учреждения и организации, так и на саму личность, самореализацию её потенциальных трудо­вых возможностей в общественно-государственных интересах.

Большую роль в профпропаганде должен играть учитель. Не случайно одной из основных его обязанностей, определенных уставами общеобразова­тельной школы и других инновационных общеобразовательных учреждений, является проведение профориентационной работы с учетом возрастных особен­ностей учащихся и потребности отраслей хозяйства разных форм собственности в кадрах. Ведь сведения о конкретной профессии учащиеся могут получать при изучении каждого учебного предмета.

Для того чтобы личность могла «реализовать» себя, требуется проведе­ние профессиональной агитации, которая понимается как средство психолого- педагогического воздействия на сознание и настроение учащихся и их родите­лей с целью побуждения к сознательному и обоснованному выбору профессии и подготовки к ней. Квалифицированно проводимая црофагитация (своеобраз­ный профподбор) принципиальным образом отличается от «профвербовки», грубо проводимого зазывания, привлечения школьников в тот или иной тип профессионального образовательного учреждения, при котором содержание профессии, её значимость нередко даются весьма искаженно, создается картина неоправданной привлекательности тех или иных профессий.

Вполне естественно, что профпросвещение, названные его составные части по содержанию, формам, методам и объему по-разному реализуются в школе (в зависимости от возрастных особенностей учащихся).

В целом же профессиональное просвещение должно носить творческий характер, в ходе его реализации в сознании школьников разного возраста созда­ется реальное представление о мире профессионального труда, происходит «примеривание себя» к разному виду трудовой деятельности. В результате осуществляются выбор профессии, последующая подготовка к ней.

Профессиональное просвещение как компонент системы профориента­ции закладывает основы профессиональной направленности личности. Многи­ми исследованиями установлено, что наиболее устойчивой по отношению к из­бранной профессии оказывается та часть школьников, которая поступает в про­фессиональные образовательные учреждения с выраженными интересами, склонностями и способностями к ней.

Для успешного профессионального просвещения учащихся необходимо выполнять ряд специальных требований:

-      тщательно анализировать учебные программы по предметам и опреде­лять темы, при изучении которых наиболее целесообразно проводить профес­сиональное просвещение учащихся;

-      поддерживать тесную связь с учителями других предметов, классными руководителями;

-      знать текущие и перспективные потребности хозяйства разных

-      форм собственности данного экономического района и страны в целом в кадрах, предпринимательстве;

-      своевременно подготавливать справочно-информационный материал (профессиограммы, квалификационные характеристики, психограммы, нагляд­ные пособия, раскрывающие содержание труда в той или иной отрасли хозяйст­ва, кинофильмы, видеофильмы, фотоиллюстрации, дискеты ЭВМ, магнитные записи выступлений знатных профессионалов);

-     иметь информационный материал (буклеты) о базовом предприятии, профучилищах, других профессиональных образовательных учреждениях;

-     подготавливать рекомендательные списки литературы по изучаемому предмету, имеющие профориентационную направленность, для внеклассного чтения.

Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе. При этом значительную роль играют школьные и внешкольные кружки, трудовые объединения школьников, профориентационные экскурсии, встречи и т.д.

Задача профпросвещения не сводится только к ознакомлению школьни­ков с миром профессий, а состоит и в том, чтобы развивать и углублять профес­сиональные интересы ребят, прививать в конечном итоге любовь к профессии, предпринимательству. Делать это в отрыве от непосредственной трудовой дея­тельности школьников невозможно. Поэтому одним из ценных методов проф­просвещения является практическая работа – общественно полезный, произво­дительный труд учащихся, их профессиональные пробы.

Остановимся на таком понятии как «преоптация» – формирование у школьников первоначальных представлений о профессиях. В процессе данного компонента системы профориентации осуществляется формирование у уча­щихся первоначальных представлений о профессиях.

Здесь уместно вспомнить слова JI.C.Выготского. Ученый писал: «Если мы обратимся к примитивному человеку, то увидим, что в играх детей происхо­дит действительная их профессиональная подготовка к будущей деятельности – к охоте, к распознанию следов зверей, к войне. Игра человеческого ребенка также направлена на будущую трудовую деятельность, но главным образом на деятельность социального характера. Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражает ей и переносит в игру, в игре овладевает основ­ными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социаль­ного развития». Такую точку зрения поддерживают и другие ученые: Л.И. Божович, B.C. Мухина и др.

Как видим, формирование профессиональных намерений происходит еще в дошкольном возрасте. B.C. Мухина пишет: «Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов – материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Для участия в каждом виде труда необходимы определенные знания, умения и навыки. Все эти особенности трудовой деятельности определяют круг требований к психи­ческим качествам человека» [24, с. 85]

В младших классах необходимо приобщать детей к общественно полез­ному, производительному труду дома, на пришкольном учебно-опытном участ­ке, в рабочей комнате либо в учебной мастерской, в деятельности органов ми­лосердия, социальной защиты и т.д. При этом у школьников начинают созда­ваться профессиональные представления о том или ином виде трудовой дея­тельности человека.

Большую роль в этом плане в средних и старших классах могут сыграть встречи учащихся с передовиками новаторами производства, наставниками с производства, предпринимателями. Велика роль правильно организованной деятельности трудовых объединений школьников, а также профориентационного краеведения. Положительно оправдывает себя ролевая игра по видам про­фессиональной деятельности. Здесь ребята, «проигрывая» будущую профессию, уже конкретизируют свои пусть еще далеко не полные профессиональные пред­ставления, делают «примерку» для предстоящего профессионального выбора.

В ходе реализации преоптации могут быть использованы самые различ­ные методы: рассказ, лекция, работа с книгой, разъяснение, диспут, диалог с компьютером, метод положительного трудового примера, изучение трудовых биографий, встреча, профессиографическое исследование и др.

В работе по преоптации, осуществляемой параллельно с профессиональ­ным просвещением, важное место отводится использованию метода общест­венного мнения, способствующего формированию у школьников оценочного отношения к своим первоначальным профессиональным представлениям. В этой же работе в выпускных классах заметную роль может сыграть метод само­анализа школьником личностных качеств к предлагаемому выбору профессии. На основе самоанализа и последующего «примеривания» своих возможностей первоначальные профессиональные представления могут определяться как де­терминированный профессиональный выбор.

Профессиональные пробы

Этот вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, име­ет профессиональную направленность. Он моделирует профессиональную дея­тельность, является средством самооценки уровня готовности к избираемой профессии, способствует реализации принципа свободы профессионального самоопределения школьника с учетом индивидуально-психофизиологических особенностей, состояния здоровья и потребностей общества в кадрах.

Профессиональные пробы позволяют учащимся примерить свои воз­можности при освоении той или иной профессии, профессиональной деятель­ности. Это объясняется тем, что в настоящее время значительно меняются цели и характер труда – его интенсивность, требование высокого профессионализма, творческой, социальной и экономической активности.

Целью профессиональных проб является усиление индивидуализации в подготовке специалистов для рыночной экономики, рынка труда.

Профессиональные пробы дифференцируются в зависимости от пред­стоящей сферы профессиональной деятельности и возрастных особенностей учащихся. Проводить их целесообразно в средних и старших классах общеобра­зовательного учреждения.

При подготовке и проведении профессиональных проб нужно осуществ­лять с учащимися теоретические и практические занятия по предстоящим ис­пытаниям, которые предусматривают моделирование по предмету, целям, усло­виям и орудиям труда, ситуациям проявления школьниками профессионально важных качеств. Эти испытания призваны определиться им в правильности сво­его профессионального выбора.

Программы профессиональных проб содержат основные требования профессий. Пробы предусматривают три аспекта: технологический, ситуатив­ный и функциональный, которые воссоздают ту или иную профессиональную деятельность.

Технологический аспект содержит выявление логики уровня овладения учащимися определенными профессиональными умениями. Целью этого аспек­та является выявление степени овладения школьниками определенными уме­ниями и приемами выбираемой профессиональной деятельности.

Ситуативный аспект предусматривает определение в профессиональной пробе предметно-логических действий учащихся по той или иной производст­венной деятельности.

Функциональный аспект предусматривает воспроизведение содержа­тельной стороны профессиональной предметно-логической направленности трудовой деятельности.

Профессиональные пробы содержат воспроизведение учащимися знаний и практического опыта по воспроизводству моделируемой трудовой деятельно­сти человека. Они могут проводиться на уроках и внеклассных мероприятиях. Их проведение может быть индивидуальным и групповым.

Учащиеся при этом воспроизводят профессиональные пробы по предме­ту труда: «человек – живая природа»; «человек – техника и неживая природа»; «человек – человек»; «человек – знаковая система» и «человек – художествен­ный образ».

Профессиональные пробы с учащимися следует проводить для опреде­ления цели труда: гностическая, преобразующая и изыскательская.

Школьники могут быть заинтересованы ручным трудом, машинным и аппаратурным (автоматы, установки) и функциональными (голос, мимика, жес­ты и т.д.). Эту заинтересованность следует выявить.

Условия труда играют в жизнедеятельности человека большое значение, поэтому необходимо во время проб выявить знания школьников об условиях работы в их будущей профессиональной деятельности: в закрытом помещении, на открытом воздухе, под землей и т.д.

Профессии могут быть отраслевые и межотраслевые, частичной специа­лизации, операционные, широкого профиля и др. Эту особенность нужно также определить.

Профессиональные пробы призваны выявить психологические особен­ности школьников, их состояние здоровья в соответствии с избираемой профес­сиональной деятельностью: особенности темперамента, характера, психические и физические свойства личности, трудоспособность и т.д. Они определяют го­товность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профес­сии.

Профессиональные пробы школьников классифицируются по трем уров­ням сложности:

1)      пробы первого уровня рекомендуются учащимся, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у них есть склон­ность к исполнительской работе;

2)     второй уровень, когда у учащихся есть интерес к данной работе, склонным к созидательной деятельности;

3)     пробы третьего уровня предназначены для учащихся с ярко выражен­ной направленностью к творческому труду, имеющих устойчивые профессио­нальные интересы.

В соответствии с личной самооценкой учащиеся сами избирают слож­ность (уровень) тех или иных проб.

В соответствии с программами профессиональных проб их содержание обусловливает наличие:

-        исполнительского компонента;

-        созидательного компонента;

-        творческого компонента.

Пробы (трудовые задания) могут быть комплексными, либо проводиться в несколько этапов. В проведении профессиональных проб желательно иметь два этапа: подготовительный (подготовка к проведению проб) и основной (их проведение). Формы проведения занятий по пробам с учащимися могут быть фронтальные, фронтально-групповые и фронтально-групповые в сочетании с индивидуальной формой.

Во время проведения проб желательно, чтобы учащиеся выбирали такую профессию, которая соответствовала бы их индивидуальным качествам и тре­бованиям рынка труда.

Профессиональная консультация

Профессиональная консультация – система мер по оказанию действен­ной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на индивиду­альном изучении личности. Она является одним из важнейших звеньев (компо­нентов) системы профориентации, включающей целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на учащихся при подготовке к сознательному вы­бору профессии. На определенном этапе профессионального самоопределения им необходимо получить от компетентного лица консультацию по интересую­щим вопросам.

Учащиеся в соответствии с их личностными потребностями, интересами, склонностями, способностями, мотивационной сферой, характерологическими свойствами, ценностными ориентациями, профессиональной направленностью, содержанием избираемой профессии, потребностями страны и данного эконо­мического района в кадрах в ходе профконсультации должны быть подготовле­ны к выбору и освоению той или иной профессии, развитию у себя активных творческих возможностей, так необходимых сейчас в условиях рыночных от­ношений, конкурентоспособности на рынке труда.

В ходе профконсультации учащиеся должны получить информацию о производственных, социальных и материальных условиях, в которых они будут находиться в связи с выбором ими соответствующей профессии. Профконсуль- тационную работу следует направить на усиление внимания школьников к изу­чению основ наук, учебных предметов области «Технология», факультативных курсов, особенно тех, которые взаимосвязаны с избираемой ими профессией. Очень важно познакомить учащихся с основами трудового законодательства в обществе переходного периода, а также применительно к избираемому ими производству.

Таким образом, профконсультирование должно служить решению трие­диной задачи: кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор. В со­ответствии с этим профконсультант должен знать общие [33, с. 116] особенно­сти и структуру личности школьника, а также основы профессиографии. При этом очень важно знать профессиограммы, психограммы и квалификационные характеристики специальностей, особенно характерных для данного экономи­ческого района. Эти документы .необходимо иметь под рукой, в учебно- методическом кабинете профориентации, библиотеке и т.д.

Во время профконсультации необходимо иметь также показания и про­тивопоказания к профессиям, различные методики диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить и эту процедуру.

В профконсультационной работе с учащимися можно выделить четыре этапа: подготовительный, основной, завершающий и уточняющий.

Подготовительная профконсультация решает задачу постановки перед учащимися для самостоятельного обдумывания проблемы – кем быть?

Основная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному и правильному выбору профессии. Ведется она в течение всего периода школь­ного обучения.

Цель завершающей профконсультации – оказание помощи в выборе профессии в соответствии с потребностями, интересами, склонностями, спо­собностями, психофизиологическими особенностями, мотивационной сферой ученика. Эту консультацию в 9-х и 11-х классах проводят специалисты – профконсультанты школ, территориальных центров профориентации и центров за­нятости населения совместно с учителями, специалистами производства, пред­ставителями профессиональных учебных заведений, медицинскими работника­ми, психологами и т.д.

Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в профессиональных училищах, техникумах, колледжах, вузах, на предприятиях, в центрах занятости населения и т.д.

На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. Правильно выбрать профессию может только личность, которая способна тру­диться, преодолевать трудности; личность, имеющая чувство ответственности за порученное дело, правильно оценивающая свои способности. Поэтому на первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без разви­тия самооценки этих положительных качеств личности. При этом профконсуль­тация, прежде всего, носит развивающий характер. Если у учащегося уже сло­жились профессиональные интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, мастера производственного обучения, классного руководителя, наставника состоит в том, чтобы направлять его деятельность в избираемом русле. Очень важно при этом дать учащимся информацию о рынке труда.

На втором этапе профконсультация носит основной рекомендательный характер и решает следующие задачи: соответствие психофизиологических особенностей и состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, спра­вочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения профессионального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три типа профконсульта­ции: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную (профессиональ­ного характера).

Третий этап профконсультации связан с поступлением учащегося в про­фессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе – помочь моло­дому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в профессиональном учебном заведении или непосредственно к по­ступлению на работу.

На четвертом, уточняющем этапе профконсультации, проводится свое­образная коррекция профессионального выбора и профессиональных планов молодежи. Нередко даже на этом этапе рекомендуется молодым людям сменить специальность в рамках выбранной ими профессии.

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной. Ученики должны знать о проведении таких профконсультаций. Поэтому в школьных кабинетах профориентации целесообразно вывешивать график проведения консультаций для учащихся. Такие консультации проводят профконсультанты, психологи, учителя, медицинские работники, представители предприятий, организаций, учреждений, профессиональных учебных заведений, предприниматели.

Профконсультаций могут проводиться не только в школе, но и в ПУ, профессиональных средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, в УПК, библиотеках, медицинских кабинетах, территориальных центрах проф­ориентации, центрах занятости населения и т.д.

С этой целью желательно создавать профконсультпункты (кабинеты, бюро) – школьные и межшкольные. К сожалению, пока таких возможностей ма­ло.

На профконсультпункте школьники должны получать квалифицирован­ную консультацию по интересующим их профессиям. Здесь может быть произ­веден для них профподбор (отбор) с медико-психологическими испытаниями на основе психоанализа.

В школах возможно создание профконсультационных комиссий. Функ­ции таких комиссий состоят в оказании помощи учащимся в выборе профессии. На своем заседании в конце обучения учащихся IX и XI классов комиссия рас­сматривает личные профориентационные дела школьников (профконсультационные карты, анкеты выбора профессии, характеристики, данные медицинских и психофизиологических обследований и другие документы), заслушивает классных руководителей, родителей, после чего дает окончательный совет школьнику по выбору его будущей профессии. Одновременно с этим она может вручить каждому из них рекомендации.

В организации профессиональных консультаций важное значение имеет методика их проведения. Прежде профконсультацию следует рассматри­вать как результат длительного психолого-педагогического процесса. При этом консультанту надо всегда помнить, что воздействие на консультируемого должно быть тактичным, консультация должна проходить в доверительной об­становке.

Большие возможности для проведения профконсультаций учащихся (причем групповых) на массовые профессии дают изучение в школе основ наук, трудового и политехнического обучения, организация общественно полезного, производительного труда, предметы «Твоя профессиональная карьера», «Выбор профессии» и другие, факультативные курсы. Учителя трудового и профессио­нального обучения как на уроках, так и во время учебно-производственной практики имеют возможность систематически и целенаправленно в форме сове­тов решать многие вопросы профессиональной консультации школьников, на­целивая своих воспитанников на творчество в их будущем профессиональном труде.

Особая роль в методике организации профконсультаций с учащимися принадлежит рекомендации им справочной литературы о профессиях. В эту ра­боту необходимо включить школьные кабинет профориентации и библиотеку. Работники библиотек могут составлять и рекомендательные списки литерату­ры, знакомить с ними учащихся и организовать выставки этой литературы.

Высоко оправдывают в проведении профессиональной консультации рассказ, лекция, беседа, разъяснение, убеждение, анализ профессиограмм, пси­хограмм и квалификационных характеристик, анализ профориентационных дел учащихся, экскурсия, метод положительного трудового примера, «проба сил» в избранной профессии, просмотр кинофильмов, видеофильмов и телепередач о профессиях, прослушивание теле- и радиобесед о выборе профессии, работа с банком профконсультационных материалов в компьютерном кабинете. В целях оптимального направления адаптации к профессии оправдывает себя организа­ция встреч с профессионалами, предпринимателями, работниками профессио­нальных учебных заведений, родителями.

В зависимости от конкретно решаемых задач профконсультация может носить информационно-диагностический, формирующе-развивающий, воспита­тельный и корректировочный характер.

Профессиональный подбор (отбор)

Существующее интеллектуальное и психофизиологическое различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно труд­ность или даже совсем недоступность других.

Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгла­димый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не слесарями и учеными, не животноводами и художниками. Однако следует вни­мательно изучать профессиональную пригодность человека – уровень соответ­ствия психофизиологических его особенностей и физических качеств профес­сиональным требованиям.

Под профессиональным подбором понимают специально организован­ный процесс, цель которого – представление школьнику рекомендаций о воз­можных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответст­вующих его психическим и физиологическим особенностям, на основе резуль­татов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности в соответствии с нормативными требованиями). Профессиональный подбор и от­бор являются своеобразным продолжением компонента системы профориента­ции – предварительной профессиональной диагностики.

Профотбор подразделяют на два вида – констатирующий и организую­щий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопроса о пригодно­сти того или иного лица в форме «годен» и «не годен». В случае отрицательно­го ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов профес­сионального обучения или трудоустройства. Организующий профотбор имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями к той или иной профессии, что, несомненно, важно как для самой личности, так и отвечает нуждам и задачам профессиональных учебных заведе­ний, предприятий, организаций и учреждений разных форм собственности.

Правильный профподбор следует производить с помощью педагогов, психологов, физиологов, медиков, производственников, работников территори­альных профориентационных центров, а также служб занятости населения.

С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса возмо­жен дальнейший рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим, в хозяйстве страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознако­мить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические огра­ничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.

Каждая профессия требует от человека добросовестного, честного отно­шения к работе. В связи с этим важно воспитывать у подрастающего поколения трудолюбие, высокое чувство гражданского долга, творческое отношение к труду.

Для того чтобы дать рекомендации, а также сказать «да» или «нет», спе­циалист должен знать не только особенности человека, но и требования, предъ­являемые профессией к нему, те положительные или отрицательные последст­вия, к которым может привести труд по избранной специальности. Для этой це­ли имеются профессиограммы, психограммы и квалификационные характери­стики.

Профессиограмма – это описание особенностей определенной профес­сии, раскрывающей содержание профессионального труда, а также требований, которые она предъявляет к человеку. Частью профессиограммы являются пси­хограмма – свод требований, предъявляемых к психике человека, а также – ква­лификационная характеристика.

Сопоставив результаты изучения личности в целях профориентации с профессиограммой, психограммой и квалификационной характеристикой, спе­циалист может дать положительный или отрицательный ответ в каждом кон­кретном случае. Опыт показывает, что удачный выбор профессии, труд по спо­собностям и по душе, как правило, дает не только положительные экономиче­ские результаты, но и внутренне обогащает человека, повышает уровень его нравственности и гражданского сознания.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация.

Этот компонент системы профориентации способствует дальнейшему утверждению школьников в своем профессиональном выборе. Вместе с тем он выявляет недостатки предшествующей работы по профессиональному самооп­ределению учащихся и активизирует формирование новых установок, потреб­ностей, интересов, ценностных ориентации и профессиональной направленно­сти молодого человека в сфере труда. Поэтому адаптация (в переводе с латин­ского языка обозначает приспособление) является своеобразным критерием эф­фективности профориентационной работы с учащейся молодежью.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация – процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных шко­лах, УПК и во внешкольных учреждениях к условиям их будущего профессио­нального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в хозяйстве страны.

Названная нами адаптация как процесс приобщения к труду начинается с раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома на при­усадебном участке, ухаживает за животными и птицей в домашнем хозяйстве или в школьном живом уголке, участвует в шефской работе, в делах милосер­дия. В ходе изучения основ наук, на уроках трудового обучения, во внеклассной и внешкольной работе, в трудовых объединениях школьников этот процесс уг­лубляется и расширяется.

Под профессиональной, производственной и социальной адаптацией по­нимают также социально-экономический процесс приспособления человека к избранной профессии. В процессе приспособления к конкретной профессии окончательно выясняется, правильно ли ответил человек на вопрос «Кем быть?» и «Каким быть?». В этом процессе происходит не только профессио­нальная адаптация на его будущем рабочем месте, но и включение личности в ту или иную социальную производственную группу, трудовой коллектив, ос­воение социально-психологических, социально-экономических, производствен­ных отношений в этой группе (коллективе). Следовательно, в ходе адаптации к профессии можно выделить три взаимосвязанные стороны: социально-психологическую, социально-экономическую, непосредственно профессио­нальную (производственную).

Данная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производ­ственных ситуациях, производственных отношениях, контролировать и про­граммировать свои действия. В этом отношении большую роль может сыграть включение учащихся в трудовой процесс на производстве.

В процессе профессионально-производственно-социальной адаптации широко используются такие методы, как беседа, поручение, упражнение, тру­довое задание, предъявление требований в труде, общественное мнение, созда­ние воспитывающих ситуаций, профессиональные пробы, тренинг, общественно-производительный труд и т.д.

Таким образом, профессионально-производственно-социальная адапта­ция – необходимый компонент системы профориентации школьников. Это дли­тельный процесс, осуществляемый в школе, внешкольных учреждениях и непо­средственно на производстве. В результате творческого примеривания оправ­давших себя форм и методов при реализации этого компонента системы проф­ориентации формируется нравственно закаленный будущий работник произ­водства в условиях рыночных отношений.

Профессиональное воспитание

Данный компонент системы профориентации понимается нами как про­цесс формирования у учащихся лучших качеств труженика, которому присущи трудолюбие, широкая общеобразовательная, трудовая и политехническая под­готовка, умение творчески мыслить, новаторский поиск и высокая предприим­чивость. Вместе с тем он должен быть всесторонне и гармонически развитым человеком.

Процесс профессионального становления будущего квалифицированного работника в школе имеет четко выраженный период (профессиональная ориен­тация в ходе изучения основ наук, трудовое обучение и воспитание, участие в деятельности трудовых объединений школьников, в труде по самообслужива­нию, мотивированный выбор профессии (в профильной школе), социально- профессионально-производственная адаптация и др.).

Особое место в этой работе занимает профессиональное воспитание школьников, которое имеет свои отличительные признаки: цель, задачи и осу­ществляется в общеобразовательной школе, семье, в шефстве профессиональ­ных учебных заведений, производства и в других социальных институтах. При этом очень важно воспитывать у молодежи трудолюбие, гражданскую зрелость и ответственность за порученное дело.

Целью профессионального воспитания в нашей системе образования яв­ляется формирование личности труженика, отвечающего требованиям совре­менного производства, рынка труда и социального прогресса, обладающего вы­сокими идейно-нравственными и профессиональными качествами. Эта цель достигается решением следующих педагогических задач:

  1. В условиях переходного периода внедрения радикальных социально- экономических реформ у учащихся необходимо сформировать потребность в социально-профессиональном самоопределении. Формирование такой потреб­ности предполагает целенаправленное включение школьников в различные ви­ды трудовой, профессиональной деятельности, осуществляемой в кружках, на факультативах, уроках трудового и профессионального обучения, в трудовых объединениях школьников, УПК, создании воспитывающих ситуаций, в кото­рых учащиеся решают проблему профессионального самоопределения.
  2. Создание реальных предпосылок в развитии у школьников профес­сионально важных качеств в процессе обучения в общеобразовательных учреж­дениях.
  3. Воспитании черт характера личности цивилизованного общества, профессионального долга и гражданской ответственности, профессиональной чести и гордости за результаты своей трудовой деятельности.

4. Создание оптимального соответствия между формируемыми качест­вами и той деятельностью, в которую включаются учащиеся в процессе обуче­ния и общественно полезного, производительно труда.

Профессиональное воспитание способствует слиянию общего, политех­нического и технологического образования в единый комплекс формирования гармонично развитой, общественно активной личности; воспитания у неё гражданско-значимых мировоззренческих установок и ценностных ориентации, це­леустремленности, дисциплинированности и бережного отношения к разным формам собственности.

Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы: индивидуальные, групповые, массовые. Это уроки, школьные индиви­дуально ориентированные факультативы, трудовые объединения, трудовая практика, предметные кружки, секции, клубы по интересам, тематические вече­ра, смотры, конкурсы, олимпиады и т.д.

Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы:

  1. Методы формирования сознания личности (беседа, лекция, диспут, метод примера и т.д.).
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общест­венного поведения (поручение, упражнение, взаимоконтроль, самоанализ, тру­довое задание, общественно полезный труд, предъявление требований в труде, профориентацинные пробы, общественное мнение, рефлексия и др.).
  3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание, воспитание на трудовых традициях и др.).

Профессиональное воспитание учащихся осуществляется в целостном учебно-воспитательном процессе. От того, как решаются проблемы профессио­нального воспитания школьников, “зависит не только духовное обогащение бу­дущего труженика, предпринимателя, их общая и профессиональная культура, но и их гармонизация, научно-технический кругозор, уровень знаний, умений и навыков, прогнозируемая профессиональная направленность, творческая пред­приимчивость и конкурентоспособность на рынке труда. Оно связано с задача­ми повышения человеческого фактора в обществе и должно обеспечивать фор­мирование подлинного гуманизма, профессионального, гражданского долга и профессиональной гордости.

Большое внимание следует уделить воспитанию у молодежи профессио­нального долга. В свою очередь воспитание профессионального долга тесно связано с воспитанием профессиональной совести, под которой понимается осознание и усвоение молодым человеком положительных традиций общества и превращение их во внутреннее требование индивида к самому себе. Глубокое личное отношение к своему труд>, самооценка, самоконтроль и самокритика поведения и деятельности составляют суть профессиональной совести. Мери­лом профессиональной совести является предельная честность, порядочность, правдивость.

В категорию профессиональной чести и достоинства следует включить отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны окружаю­щих, со стороны общества. Честь – это признание обществом заслуг личности. Достоинство – это общественное признание права человека на уважение со сто­роны окружающих людей, на гуманную независимость, сознание этой незави­симости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его и коллег по учебе, работе, обедняет как личность.

Воспитание профессиональных долга, чести и достоинства должно осу­ществляться, прежде всего, путем воспитания коллективизма. Честь коллектива выдвигается на первый план, и личное достоинство должно рассматриваться с коллективистских позиций.

Важным аспектом в профессиональном воспитании является формиро­вание высокого профессионального мастерства, эрудиции, общей культуры. У будущих тружеников, предпринимателей необходимо сформировать убежде­ние, что авторитет личности зависит от их высокой сознательности и убежден­ности, практической подготовки, знания основ современного производства, предприимчивости, высокого профессионализма в условиях рыночных отноше­ний. Чтобы приобрести эти качества, необходимо вдумчиво учиться, система­тически заниматься самообразованием и самовоспитанием, готовить себя к тру­ду, совершенствовать будущую профессиональную деятельность. Однако сле­дует помнить, что эта работа должна осуществляться в тесном единстве школы, внешкольных учреждений, семьи, общественных организаций.


Библиографический список
  1. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация., №4  2008.
  2. Ахметжанова Г.В. Формирование мотивации школьников к педагогической профессии. Тольятти, 1997.
  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
  4. Божович Л.И. Проблемы  формирования личности. М. — Воронеж, 1995.
  5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  6. Воробьёва А.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М., 1987.
  7. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1989.
  8. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.
  9. Кон  И.С. Психология старшеклассника. М., «Просвещение», 1980.
  10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.
  11. Купцов И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. — Рязань, 1992.
  12. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. — Чебоксары, 1988.
  13. Маклаков  А.Г. Общая  психология. — М., 2000.
  14. Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. — М., 1991.
  15. Немов Р.С. Психология. — М., 1995.
  16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории; факты; проблемы. — М., 1995.
  17. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. — Киев, 1980.
  18. Петрова А.С. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России. — Тюмень, 2001.
  19. Практикум по психодиагностике. — М. МГУ., 1992.
  20. Практикум по возрастной психологии. — СПб. «Речь», 2001.
  21. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.


Все статьи автора «Васенкина Светлана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: