Профориентация должна осуществляться на основе системного подхода, в основе которого лежит понимание работы как многогранного комплекса взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих друг друга принципов, аспектов, методов и форм, направленных на решение проблемы подготовки молодежи к выбору профессии, профессиональному самоопределению. (Н. С.Пряжников)
Проанализируем системную структуру профессиональной ориентации школьников.
Профессиональное просвещение.
Профессиональное просвещение – ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития, потребностями в кадрах хозяйства страны и конкретного региона, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста и т.д.
Цель профессионального просвещения – создание реальных представлений о мире профессий в целом, осознание содержания и качественных особенностей основных трудовых задач, функций, прогнозирования работы по конкретным профессиям, морального и материального вознаграждения за труд в условиях разных форм собственности.
Реализация этой главной цели профессионального просвещения осуществляется посредством профессиональной информации, профессиональной пропаганды и профессиональной агитации.
Профессиональная информация – это передача школьникам сведений социально-экономического, научно – технического, профессиографического, медико-гигиенического и правового характера, используемых в целях эффективной подготовки учащихся к правильному выбору профессии. Основные требования к профинформации заключаются в её полноте, достоверности, своевременности, оперативности, надежности. Следует отметить, что профессиональная информация имеет значение как для личности, выбирающей профессию, так и для деятельности служб системы управления профориентацией, ибо всякое управление обязательно связано с переработкой информации.
Важное место в профессиональной информации должно занять знакомство учащихся с миром профессий. Для этого всем, кто организует профориентацию, следует знать основы профессиографии. Нужно при этом помнить, что многие профессии делятся ещё на ряд специальностей.
Профессии появлялись сразу же с возникновением человеческого общества. Последующее развитие человеческого общества привело к появлению многих новых профессий. Они не остаются неизменными: меняются орудия производства, и в целом производительные силы, углубляется разделение труда, изменяются и совершенствуются производственные отношения, меняются и профессии. Особенно быстро меняются профессии в наш век, в век научно- технического прогресса. Одни из них исчезают, вместо них появляются другие. Нередки и такие явления, когда по названию профессия не изменилась, но содержание её стало качественно другим.
Требования, предъявляемые профессией к человеку, его психофизиологическим особенностям, состоянии здоровья, излагаются в профессиограмме. Однако следует заметить, что многие имеющиеся профессиограммы уже устарели и пока не отражают с достаточной полнотой эти требования.
Знания о профессии учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации и коммуникации, внешкольные учреждения, работодатели, базовые предприятия, профессиональные учебные заведения, сверстники, знакомые, родственники и др. При этом сведения о содержании профессий и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно. В связи с этим перед школой, как и перед всем нашим обществом в целом, стоит довольно сложная задача – исправить идущее вразрез с потребностями хозяйства и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть просвещения, которую называют профпропагандой.
Под профессиональной пропагандой понимается целенаправленная деятельность школы, федеральной государственной службы занятости населения, территориальных центров профориентации, работодателей, базового предприятия, средств массовой информации по формированию общественного мнения о необходимости заниматься профориентацией с учетом возможностей учащихся и потребностей государства в кадрах.
В условиях созданной государственной службы профориентации успехи профессиональной ориентации во многом будут зависеть от человеческого фактора, а именно от желания работников заниматься этой проблемой, их энтузиазма. В данной ситуации роль общественного мнения имеет существенное значение. Это положение распространяется как на соответствующие учреждения и организации, так и на саму личность, самореализацию её потенциальных трудовых возможностей в общественно-государственных интересах.
Большую роль в профпропаганде должен играть учитель. Не случайно одной из основных его обязанностей, определенных уставами общеобразовательной школы и других инновационных общеобразовательных учреждений, является проведение профориентационной работы с учетом возрастных особенностей учащихся и потребности отраслей хозяйства разных форм собственности в кадрах. Ведь сведения о конкретной профессии учащиеся могут получать при изучении каждого учебного предмета.
Для того чтобы личность могла «реализовать» себя, требуется проведение профессиональной агитации, которая понимается как средство психолого- педагогического воздействия на сознание и настроение учащихся и их родителей с целью побуждения к сознательному и обоснованному выбору профессии и подготовки к ней. Квалифицированно проводимая црофагитация (своеобразный профподбор) принципиальным образом отличается от «профвербовки», грубо проводимого зазывания, привлечения школьников в тот или иной тип профессионального образовательного учреждения, при котором содержание профессии, её значимость нередко даются весьма искаженно, создается картина неоправданной привлекательности тех или иных профессий.
Вполне естественно, что профпросвещение, названные его составные части по содержанию, формам, методам и объему по-разному реализуются в школе (в зависимости от возрастных особенностей учащихся).
В целом же профессиональное просвещение должно носить творческий характер, в ходе его реализации в сознании школьников разного возраста создается реальное представление о мире профессионального труда, происходит «примеривание себя» к разному виду трудовой деятельности. В результате осуществляются выбор профессии, последующая подготовка к ней.
Профессиональное просвещение как компонент системы профориентации закладывает основы профессиональной направленности личности. Многими исследованиями установлено, что наиболее устойчивой по отношению к избранной профессии оказывается та часть школьников, которая поступает в профессиональные образовательные учреждения с выраженными интересами, склонностями и способностями к ней.
Для успешного профессионального просвещения учащихся необходимо выполнять ряд специальных требований:
- тщательно анализировать учебные программы по предметам и определять темы, при изучении которых наиболее целесообразно проводить профессиональное просвещение учащихся;
- поддерживать тесную связь с учителями других предметов, классными руководителями;
- знать текущие и перспективные потребности хозяйства разных
- форм собственности данного экономического района и страны в целом в кадрах, предпринимательстве;
- своевременно подготавливать справочно-информационный материал (профессиограммы, квалификационные характеристики, психограммы, наглядные пособия, раскрывающие содержание труда в той или иной отрасли хозяйства, кинофильмы, видеофильмы, фотоиллюстрации, дискеты ЭВМ, магнитные записи выступлений знатных профессионалов);
- иметь информационный материал (буклеты) о базовом предприятии, профучилищах, других профессиональных образовательных учреждениях;
- подготавливать рекомендательные списки литературы по изучаемому предмету, имеющие профориентационную направленность, для внеклассного чтения.
Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе. При этом значительную роль играют школьные и внешкольные кружки, трудовые объединения школьников, профориентационные экскурсии, встречи и т.д.
Задача профпросвещения не сводится только к ознакомлению школьников с миром профессий, а состоит и в том, чтобы развивать и углублять профессиональные интересы ребят, прививать в конечном итоге любовь к профессии, предпринимательству. Делать это в отрыве от непосредственной трудовой деятельности школьников невозможно. Поэтому одним из ценных методов профпросвещения является практическая работа – общественно полезный, производительный труд учащихся, их профессиональные пробы.
Остановимся на таком понятии как «преоптация» – формирование у школьников первоначальных представлений о профессиях. В процессе данного компонента системы профориентации осуществляется формирование у учащихся первоначальных представлений о профессиях.
Здесь уместно вспомнить слова JI.C.Выготского. Ученый писал: «Если мы обратимся к примитивному человеку, то увидим, что в играх детей происходит действительная их профессиональная подготовка к будущей деятельности – к охоте, к распознанию следов зверей, к войне. Игра человеческого ребенка также направлена на будущую трудовую деятельность, но главным образом на деятельность социального характера. Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражает ей и переносит в игру, в игре овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития». Такую точку зрения поддерживают и другие ученые: Л.И. Божович, B.C. Мухина и др.
Как видим, формирование профессиональных намерений происходит еще в дошкольном возрасте. B.C. Мухина пишет: «Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов – материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Для участия в каждом виде труда необходимы определенные знания, умения и навыки. Все эти особенности трудовой деятельности определяют круг требований к психическим качествам человека» [24, с. 85]
В младших классах необходимо приобщать детей к общественно полезному, производительному труду дома, на пришкольном учебно-опытном участке, в рабочей комнате либо в учебной мастерской, в деятельности органов милосердия, социальной защиты и т.д. При этом у школьников начинают создаваться профессиональные представления о том или ином виде трудовой деятельности человека.
Большую роль в этом плане в средних и старших классах могут сыграть встречи учащихся с передовиками новаторами производства, наставниками с производства, предпринимателями. Велика роль правильно организованной деятельности трудовых объединений школьников, а также профориентационного краеведения. Положительно оправдывает себя ролевая игра по видам профессиональной деятельности. Здесь ребята, «проигрывая» будущую профессию, уже конкретизируют свои пусть еще далеко не полные профессиональные представления, делают «примерку» для предстоящего профессионального выбора.
В ходе реализации преоптации могут быть использованы самые различные методы: рассказ, лекция, работа с книгой, разъяснение, диспут, диалог с компьютером, метод положительного трудового примера, изучение трудовых биографий, встреча, профессиографическое исследование и др.
В работе по преоптации, осуществляемой параллельно с профессиональным просвещением, важное место отводится использованию метода общественного мнения, способствующего формированию у школьников оценочного отношения к своим первоначальным профессиональным представлениям. В этой же работе в выпускных классах заметную роль может сыграть метод самоанализа школьником личностных качеств к предлагаемому выбору профессии. На основе самоанализа и последующего «примеривания» своих возможностей первоначальные профессиональные представления могут определяться как детерминированный профессиональный выбор.
Профессиональные пробы
Этот вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеет профессиональную направленность. Он моделирует профессиональную деятельность, является средством самооценки уровня готовности к избираемой профессии, способствует реализации принципа свободы профессионального самоопределения школьника с учетом индивидуально-психофизиологических особенностей, состояния здоровья и потребностей общества в кадрах.
Профессиональные пробы позволяют учащимся примерить свои возможности при освоении той или иной профессии, профессиональной деятельности. Это объясняется тем, что в настоящее время значительно меняются цели и характер труда – его интенсивность, требование высокого профессионализма, творческой, социальной и экономической активности.
Целью профессиональных проб является усиление индивидуализации в подготовке специалистов для рыночной экономики, рынка труда.
Профессиональные пробы дифференцируются в зависимости от предстоящей сферы профессиональной деятельности и возрастных особенностей учащихся. Проводить их целесообразно в средних и старших классах общеобразовательного учреждения.
При подготовке и проведении профессиональных проб нужно осуществлять с учащимися теоретические и практические занятия по предстоящим испытаниям, которые предусматривают моделирование по предмету, целям, условиям и орудиям труда, ситуациям проявления школьниками профессионально важных качеств. Эти испытания призваны определиться им в правильности своего профессионального выбора.
Программы профессиональных проб содержат основные требования профессий. Пробы предусматривают три аспекта: технологический, ситуативный и функциональный, которые воссоздают ту или иную профессиональную деятельность.
Технологический аспект содержит выявление логики уровня овладения учащимися определенными профессиональными умениями. Целью этого аспекта является выявление степени овладения школьниками определенными умениями и приемами выбираемой профессиональной деятельности.
Ситуативный аспект предусматривает определение в профессиональной пробе предметно-логических действий учащихся по той или иной производственной деятельности.
Функциональный аспект предусматривает воспроизведение содержательной стороны профессиональной предметно-логической направленности трудовой деятельности.
Профессиональные пробы содержат воспроизведение учащимися знаний и практического опыта по воспроизводству моделируемой трудовой деятельности человека. Они могут проводиться на уроках и внеклассных мероприятиях. Их проведение может быть индивидуальным и групповым.
Учащиеся при этом воспроизводят профессиональные пробы по предмету труда: «человек – живая природа»; «человек – техника и неживая природа»; «человек – человек»; «человек – знаковая система» и «человек – художественный образ».
Профессиональные пробы с учащимися следует проводить для определения цели труда: гностическая, преобразующая и изыскательская.
Школьники могут быть заинтересованы ручным трудом, машинным и аппаратурным (автоматы, установки) и функциональными (голос, мимика, жесты и т.д.). Эту заинтересованность следует выявить.
Условия труда играют в жизнедеятельности человека большое значение, поэтому необходимо во время проб выявить знания школьников об условиях работы в их будущей профессиональной деятельности: в закрытом помещении, на открытом воздухе, под землей и т.д.
Профессии могут быть отраслевые и межотраслевые, частичной специализации, операционные, широкого профиля и др. Эту особенность нужно также определить.
Профессиональные пробы призваны выявить психологические особенности школьников, их состояние здоровья в соответствии с избираемой профессиональной деятельностью: особенности темперамента, характера, психические и физические свойства личности, трудоспособность и т.д. Они определяют готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Профессиональные пробы школьников классифицируются по трем уровням сложности:
1) пробы первого уровня рекомендуются учащимся, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у них есть склонность к исполнительской работе;
2) второй уровень, когда у учащихся есть интерес к данной работе, склонным к созидательной деятельности;
3) пробы третьего уровня предназначены для учащихся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющих устойчивые профессиональные интересы.
В соответствии с личной самооценкой учащиеся сами избирают сложность (уровень) тех или иных проб.
В соответствии с программами профессиональных проб их содержание обусловливает наличие:
- исполнительского компонента;
- созидательного компонента;
- творческого компонента.
Пробы (трудовые задания) могут быть комплексными, либо проводиться в несколько этапов. В проведении профессиональных проб желательно иметь два этапа: подготовительный (подготовка к проведению проб) и основной (их проведение). Формы проведения занятий по пробам с учащимися могут быть фронтальные, фронтально-групповые и фронтально-групповые в сочетании с индивидуальной формой.
Во время проведения проб желательно, чтобы учащиеся выбирали такую профессию, которая соответствовала бы их индивидуальным качествам и требованиям рынка труда.
Профессиональная консультация
Профессиональная консультация – система мер по оказанию действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на индивидуальном изучении личности. Она является одним из важнейших звеньев (компонентов) системы профориентации, включающей целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на учащихся при подготовке к сознательному выбору профессии. На определенном этапе профессионального самоопределения им необходимо получить от компетентного лица консультацию по интересующим вопросам.
Учащиеся в соответствии с их личностными потребностями, интересами, склонностями, способностями, мотивационной сферой, характерологическими свойствами, ценностными ориентациями, профессиональной направленностью, содержанием избираемой профессии, потребностями страны и данного экономического района в кадрах в ходе профконсультации должны быть подготовлены к выбору и освоению той или иной профессии, развитию у себя активных творческих возможностей, так необходимых сейчас в условиях рыночных отношений, конкурентоспособности на рынке труда.
В ходе профконсультации учащиеся должны получить информацию о производственных, социальных и материальных условиях, в которых они будут находиться в связи с выбором ими соответствующей профессии. Профконсуль- тационную работу следует направить на усиление внимания школьников к изучению основ наук, учебных предметов области «Технология», факультативных курсов, особенно тех, которые взаимосвязаны с избираемой ими профессией. Очень важно познакомить учащихся с основами трудового законодательства в обществе переходного периода, а также применительно к избираемому ими производству.
Таким образом, профконсультирование должно служить решению триединой задачи: кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор. В соответствии с этим профконсультант должен знать общие [33, с. 116] особенности и структуру личности школьника, а также основы профессиографии. При этом очень важно знать профессиограммы, психограммы и квалификационные характеристики специальностей, особенно характерных для данного экономического района. Эти документы .необходимо иметь под рукой, в учебно- методическом кабинете профориентации, библиотеке и т.д.
Во время профконсультации необходимо иметь также показания и противопоказания к профессиям, различные методики диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить и эту процедуру.
В профконсультационной работе с учащимися можно выделить четыре этапа: подготовительный, основной, завершающий и уточняющий.
Подготовительная профконсультация решает задачу постановки перед учащимися для самостоятельного обдумывания проблемы – кем быть?
Основная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному и правильному выбору профессии. Ведется она в течение всего периода школьного обучения.
Цель завершающей профконсультации – оказание помощи в выборе профессии в соответствии с потребностями, интересами, склонностями, способностями, психофизиологическими особенностями, мотивационной сферой ученика. Эту консультацию в 9-х и 11-х классах проводят специалисты – профконсультанты школ, территориальных центров профориентации и центров занятости населения совместно с учителями, специалистами производства, представителями профессиональных учебных заведений, медицинскими работниками, психологами и т.д.
Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в профессиональных училищах, техникумах, колледжах, вузах, на предприятиях, в центрах занятости населения и т.д.
На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. Правильно выбрать профессию может только личность, которая способна трудиться, преодолевать трудности; личность, имеющая чувство ответственности за порученное дело, правильно оценивающая свои способности. Поэтому на первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки этих положительных качеств личности. При этом профконсультация, прежде всего, носит развивающий характер. Если у учащегося уже сложились профессиональные интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, мастера производственного обучения, классного руководителя, наставника состоит в том, чтобы направлять его деятельность в избираемом русле. Очень важно при этом дать учащимся информацию о рынке труда.
На втором этапе профконсультация носит основной рекомендательный характер и решает следующие задачи: соответствие психофизиологических особенностей и состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения профессионального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три типа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную (профессионального характера).
Третий этап профконсультации связан с поступлением учащегося в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе – помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в профессиональном учебном заведении или непосредственно к поступлению на работу.
На четвертом, уточняющем этапе профконсультации, проводится своеобразная коррекция профессионального выбора и профессиональных планов молодежи. Нередко даже на этом этапе рекомендуется молодым людям сменить специальность в рамках выбранной ими профессии.
Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной. Ученики должны знать о проведении таких профконсультаций. Поэтому в школьных кабинетах профориентации целесообразно вывешивать график проведения консультаций для учащихся. Такие консультации проводят профконсультанты, психологи, учителя, медицинские работники, представители предприятий, организаций, учреждений, профессиональных учебных заведений, предприниматели.
Профконсультаций могут проводиться не только в школе, но и в ПУ, профессиональных средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, в УПК, библиотеках, медицинских кабинетах, территориальных центрах профориентации, центрах занятости населения и т.д.
С этой целью желательно создавать профконсультпункты (кабинеты, бюро) – школьные и межшкольные. К сожалению, пока таких возможностей мало.
На профконсультпункте школьники должны получать квалифицированную консультацию по интересующим их профессиям. Здесь может быть произведен для них профподбор (отбор) с медико-психологическими испытаниями на основе психоанализа.
В школах возможно создание профконсультационных комиссий. Функции таких комиссий состоят в оказании помощи учащимся в выборе профессии. На своем заседании в конце обучения учащихся IX и XI классов комиссия рассматривает личные профориентационные дела школьников (профконсультационные карты, анкеты выбора профессии, характеристики, данные медицинских и психофизиологических обследований и другие документы), заслушивает классных руководителей, родителей, после чего дает окончательный совет школьнику по выбору его будущей профессии. Одновременно с этим она может вручить каждому из них рекомендации.
В организации профессиональных консультаций важное значение имеет методика их проведения. Прежде профконсультацию следует рассматривать как результат длительного психолого-педагогического процесса. При этом консультанту надо всегда помнить, что воздействие на консультируемого должно быть тактичным, консультация должна проходить в доверительной обстановке.
Большие возможности для проведения профконсультаций учащихся (причем групповых) на массовые профессии дают изучение в школе основ наук, трудового и политехнического обучения, организация общественно полезного, производительного труда, предметы «Твоя профессиональная карьера», «Выбор профессии» и другие, факультативные курсы. Учителя трудового и профессионального обучения как на уроках, так и во время учебно-производственной практики имеют возможность систематически и целенаправленно в форме советов решать многие вопросы профессиональной консультации школьников, нацеливая своих воспитанников на творчество в их будущем профессиональном труде.
Особая роль в методике организации профконсультаций с учащимися принадлежит рекомендации им справочной литературы о профессиях. В эту работу необходимо включить школьные кабинет профориентации и библиотеку. Работники библиотек могут составлять и рекомендательные списки литературы, знакомить с ними учащихся и организовать выставки этой литературы.
Высоко оправдывают в проведении профессиональной консультации рассказ, лекция, беседа, разъяснение, убеждение, анализ профессиограмм, психограмм и квалификационных характеристик, анализ профориентационных дел учащихся, экскурсия, метод положительного трудового примера, «проба сил» в избранной профессии, просмотр кинофильмов, видеофильмов и телепередач о профессиях, прослушивание теле- и радиобесед о выборе профессии, работа с банком профконсультационных материалов в компьютерном кабинете. В целях оптимального направления адаптации к профессии оправдывает себя организация встреч с профессионалами, предпринимателями, работниками профессиональных учебных заведений, родителями.
В зависимости от конкретно решаемых задач профконсультация может носить информационно-диагностический, формирующе-развивающий, воспитательный и корректировочный характер.
Профессиональный подбор (отбор)
Существующее интеллектуальное и психофизиологическое различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других.
Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не слесарями и учеными, не животноводами и художниками. Однако следует внимательно изучать профессиональную пригодность человека – уровень соответствия психофизиологических его особенностей и физических качеств профессиональным требованиям.
Под профессиональным подбором понимают специально организованный процесс, цель которого – представление школьнику рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психическим и физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности в соответствии с нормативными требованиями). Профессиональный подбор и отбор являются своеобразным продолжением компонента системы профориентации – предварительной профессиональной диагностики.
Профотбор подразделяют на два вида – констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопроса о пригодности того или иного лица в форме «годен» и «не годен». В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов профессионального обучения или трудоустройства. Организующий профотбор имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями к той или иной профессии, что, несомненно, важно как для самой личности, так и отвечает нуждам и задачам профессиональных учебных заведений, предприятий, организаций и учреждений разных форм собственности.
Правильный профподбор следует производить с помощью педагогов, психологов, физиологов, медиков, производственников, работников территориальных профориентационных центров, а также служб занятости населения.
С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса возможен дальнейший рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим, в хозяйстве страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.
Каждая профессия требует от человека добросовестного, честного отношения к работе. В связи с этим важно воспитывать у подрастающего поколения трудолюбие, высокое чувство гражданского долга, творческое отношение к труду.
Для того чтобы дать рекомендации, а также сказать «да» или «нет», специалист должен знать не только особенности человека, но и требования, предъявляемые профессией к нему, те положительные или отрицательные последствия, к которым может привести труд по избранной специальности. Для этой цели имеются профессиограммы, психограммы и квалификационные характеристики.
Профессиограмма – это описание особенностей определенной профессии, раскрывающей содержание профессионального труда, а также требований, которые она предъявляет к человеку. Частью профессиограммы являются психограмма – свод требований, предъявляемых к психике человека, а также – квалификационная характеристика.
Сопоставив результаты изучения личности в целях профориентации с профессиограммой, психограммой и квалификационной характеристикой, специалист может дать положительный или отрицательный ответ в каждом конкретном случае. Опыт показывает, что удачный выбор профессии, труд по способностям и по душе, как правило, дает не только положительные экономические результаты, но и внутренне обогащает человека, повышает уровень его нравственности и гражданского сознания.
Профессиональная, производственная и социальная адаптация.
Этот компонент системы профориентации способствует дальнейшему утверждению школьников в своем профессиональном выборе. Вместе с тем он выявляет недостатки предшествующей работы по профессиональному самоопределению учащихся и активизирует формирование новых установок, потребностей, интересов, ценностных ориентации и профессиональной направленности молодого человека в сфере труда. Поэтому адаптация (в переводе с латинского языка обозначает приспособление) является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с учащейся молодежью.
Профессиональная, производственная и социальная адаптация – процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, УПК и во внешкольных учреждениях к условиям их будущего профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в хозяйстве страны.
Названная нами адаптация как процесс приобщения к труду начинается с раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома на приусадебном участке, ухаживает за животными и птицей в домашнем хозяйстве или в школьном живом уголке, участвует в шефской работе, в делах милосердия. В ходе изучения основ наук, на уроках трудового обучения, во внеклассной и внешкольной работе, в трудовых объединениях школьников этот процесс углубляется и расширяется.
Под профессиональной, производственной и социальной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к избранной профессии. В процессе приспособления к конкретной профессии окончательно выясняется, правильно ли ответил человек на вопрос «Кем быть?» и «Каким быть?». В этом процессе происходит не только профессиональная адаптация на его будущем рабочем месте, но и включение личности в ту или иную социальную производственную группу, трудовой коллектив, освоение социально-психологических, социально-экономических, производственных отношений в этой группе (коллективе). Следовательно, в ходе адаптации к профессии можно выделить три взаимосвязанные стороны: социально-психологическую, социально-экономическую, непосредственно профессиональную (производственную).
Данная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, производственных отношениях, контролировать и программировать свои действия. В этом отношении большую роль может сыграть включение учащихся в трудовой процесс на производстве.
В процессе профессионально-производственно-социальной адаптации широко используются такие методы, как беседа, поручение, упражнение, трудовое задание, предъявление требований в труде, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций, профессиональные пробы, тренинг, общественно-производительный труд и т.д.
Таким образом, профессионально-производственно-социальная адаптация – необходимый компонент системы профориентации школьников. Это длительный процесс, осуществляемый в школе, внешкольных учреждениях и непосредственно на производстве. В результате творческого примеривания оправдавших себя форм и методов при реализации этого компонента системы профориентации формируется нравственно закаленный будущий работник производства в условиях рыночных отношений.
Профессиональное воспитание
Данный компонент системы профориентации понимается нами как процесс формирования у учащихся лучших качеств труженика, которому присущи трудолюбие, широкая общеобразовательная, трудовая и политехническая подготовка, умение творчески мыслить, новаторский поиск и высокая предприимчивость. Вместе с тем он должен быть всесторонне и гармонически развитым человеком.
Процесс профессионального становления будущего квалифицированного работника в школе имеет четко выраженный период (профессиональная ориентация в ходе изучения основ наук, трудовое обучение и воспитание, участие в деятельности трудовых объединений школьников, в труде по самообслуживанию, мотивированный выбор профессии (в профильной школе), социально- профессионально-производственная адаптация и др.).
Особое место в этой работе занимает профессиональное воспитание школьников, которое имеет свои отличительные признаки: цель, задачи и осуществляется в общеобразовательной школе, семье, в шефстве профессиональных учебных заведений, производства и в других социальных институтах. При этом очень важно воспитывать у молодежи трудолюбие, гражданскую зрелость и ответственность за порученное дело.
Целью профессионального воспитания в нашей системе образования является формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства, рынка труда и социального прогресса, обладающего высокими идейно-нравственными и профессиональными качествами. Эта цель достигается решением следующих педагогических задач:
- В условиях переходного периода внедрения радикальных социально- экономических реформ у учащихся необходимо сформировать потребность в социально-профессиональном самоопределении. Формирование такой потребности предполагает целенаправленное включение школьников в различные виды трудовой, профессиональной деятельности, осуществляемой в кружках, на факультативах, уроках трудового и профессионального обучения, в трудовых объединениях школьников, УПК, создании воспитывающих ситуаций, в которых учащиеся решают проблему профессионального самоопределения.
- Создание реальных предпосылок в развитии у школьников профессионально важных качеств в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях.
- Воспитании черт характера личности цивилизованного общества, профессионального долга и гражданской ответственности, профессиональной чести и гордости за результаты своей трудовой деятельности.
4. Создание оптимального соответствия между формируемыми качествами и той деятельностью, в которую включаются учащиеся в процессе обучения и общественно полезного, производительно труда.
Профессиональное воспитание способствует слиянию общего, политехнического и технологического образования в единый комплекс формирования гармонично развитой, общественно активной личности; воспитания у неё гражданско-значимых мировоззренческих установок и ценностных ориентации, целеустремленности, дисциплинированности и бережного отношения к разным формам собственности.
Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы: индивидуальные, групповые, массовые. Это уроки, школьные индивидуально ориентированные факультативы, трудовые объединения, трудовая практика, предметные кружки, секции, клубы по интересам, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады и т.д.
Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы:
- Методы формирования сознания личности (беседа, лекция, диспут, метод примера и т.д.).
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (поручение, упражнение, взаимоконтроль, самоанализ, трудовое задание, общественно полезный труд, предъявление требований в труде, профориентацинные пробы, общественное мнение, рефлексия и др.).
- Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание, воспитание на трудовых традициях и др.).
Профессиональное воспитание учащихся осуществляется в целостном учебно-воспитательном процессе. От того, как решаются проблемы профессионального воспитания школьников, “зависит не только духовное обогащение будущего труженика, предпринимателя, их общая и профессиональная культура, но и их гармонизация, научно-технический кругозор, уровень знаний, умений и навыков, прогнозируемая профессиональная направленность, творческая предприимчивость и конкурентоспособность на рынке труда. Оно связано с задачами повышения человеческого фактора в обществе и должно обеспечивать формирование подлинного гуманизма, профессионального, гражданского долга и профессиональной гордости.
Большое внимание следует уделить воспитанию у молодежи профессионального долга. В свою очередь воспитание профессионального долга тесно связано с воспитанием профессиональной совести, под которой понимается осознание и усвоение молодым человеком положительных традиций общества и превращение их во внутреннее требование индивида к самому себе. Глубокое личное отношение к своему труд>, самооценка, самоконтроль и самокритика поведения и деятельности составляют суть профессиональной совести. Мерилом профессиональной совести является предельная честность, порядочность, правдивость.
В категорию профессиональной чести и достоинства следует включить отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны окружающих, со стороны общества. Честь – это признание обществом заслуг личности. Достоинство – это общественное признание права человека на уважение со стороны окружающих людей, на гуманную независимость, сознание этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его и коллег по учебе, работе, обедняет как личность.
Воспитание профессиональных долга, чести и достоинства должно осуществляться, прежде всего, путем воспитания коллективизма. Честь коллектива выдвигается на первый план, и личное достоинство должно рассматриваться с коллективистских позиций.
Важным аспектом в профессиональном воспитании является формирование высокого профессионального мастерства, эрудиции, общей культуры. У будущих тружеников, предпринимателей необходимо сформировать убеждение, что авторитет личности зависит от их высокой сознательности и убежденности, практической подготовки, знания основ современного производства, предприимчивости, высокого профессионализма в условиях рыночных отношений. Чтобы приобрести эти качества, необходимо вдумчиво учиться, систематически заниматься самообразованием и самовоспитанием, готовить себя к труду, совершенствовать будущую профессиональную деятельность. Однако следует помнить, что эта работа должна осуществляться в тесном единстве школы, внешкольных учреждений, семьи, общественных организаций.
Библиографический список
- Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация., №4 2008.
- Ахметжанова Г.В. Формирование мотивации школьников к педагогической профессии. Тольятти, 1997.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. — Воронеж, 1995.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Воробьёва А.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М., 1987.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1989.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.
- Кон И.С. Психология старшеклассника. М., «Просвещение», 1980.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.
- Купцов И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. — Рязань, 1992.
- Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. — Чебоксары, 1988.
- Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2000.
- Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. — М., 1991.
- Немов Р.С. Психология. — М., 1995.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории; факты; проблемы. — М., 1995.
- Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. — Киев, 1980.
- Петрова А.С. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России. — Тюмень, 2001.
- Практикум по психодиагностике. — М. МГУ., 1992.
- Практикум по возрастной психологии. — СПб. «Речь», 2001.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.