На современном этапе образования большое значение придается качеству профессиональной подготовки будущих медицинских работников, так как темпы инновационных процессов, происходящих в сфере медицины велики, и круг профессиональных компетенций, которыми должен овладеть студент медицинского колледжа постоянно расширяется. использование в профессиональном образовании компетентного подхода обеспечивает оптимальное достижение продуктивного, личностного и социального результата образования. Формирование учебно-исследовательской компетентности медицинского работника среднего звена, становится приоритетным направлением в подготовке высококвалифицированного специалиста в системе среднего медицинского образования.
Поэтому процесс обучения в медицинском колледже в первую очередь должен способствовать становлению личности медика, способной к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию и самообразованию, формировать у студентов учебно-исследовательскую компетентность.
Под учебно-исследовательской компетентностью мы понимаем системное качество личности студента, которое представляет собой единство владения специальными знаниями, умениями и навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам, проявляющееся в способности применять исследовательские компетенции в медицинской деятельности и является компонентом профессиональной культуры личности студента медицинского колледжа.
Выделение структурных компонентов учебно-исследовательской компетентности студентов медицинского колледжа привело к разработке её основных функции, которые свидетельствуют о том, что она является фактором профессионального саморазвития личности студента-медика. Принимая во внимание особенности многообразия содержания и форм учебно-исследовательской деятельности студентов, определяемых отношениями, общением, ценностными ориентациями и возможностями саморазвития личности студента, считаем необходимым рассматривать функциональные компоненты учебно-исследовательской компетентности студента медицинского колледжа как отражение целостного педагогического процесса формирования компетентного специалиста.
Функциональные компоненты (функции) учебно-исследовательской компетентности студента: научно-мировоззренческий, нравственный, коммуникативный, информационно-действенный, обучающий, личностно-развивающий. Представим краткое содержание каждого функционального компонента с целью рассмотрения его роли для самопроцессов в цикле саморазвития личности в профессиональной деятельности.
Научно-мировоззренческая функция учебно-исследовательской компетентности студента-медика обеспечивает систему представлений о взаимопроникающей связи между клиническими дисциплинами, которая позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представленные о нем, сформировать методологические идеи, такие как: взаимодействие медицинского работника и пациента.
Таким образом, при решении учебно-исследовательских задач у медицинских сестер и акушерок формируется целостный взгляд на исследования, на структуру современного научного знания. Выявляя наиболее существенные профессиональные стороны множества явлений, они приходят к обобщениям. Обобщения, в свою очередь, выступают одним из механизмов организации получения научного знания, служат средством объяснения, предвидения, вооружают методологией решения не только тех профессиональных задач, на основе которых были выведены, но и всех других. Научно-мировоззренческая функция учебно-исследовательской компетентности студента-медика включает не только познание каких-либо явлений, методы их изучения, но и осознание медицинским работником среднего звена самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей и профессиональных компетенций.
Коммуникативная функция учебно-исследовательской компетентности студента-медика отвечает первостепенной потребности медицинского работника в общении. Во время учебного исследования процесс общения происходит и с сокурсниками, и с учителями, и с пациентами и с представителями вузов в условиях работы студенческого научного кружка. Общение осуществляется как процесс обмена учебной информацией, как обмен опытом исследования, как процесс совместного поиска решения профессионально-исследовательской задачи, как процесс соприкосновения разных точек зрения, «как диалог культур». В этом случае студент-медик овладевает опытом профессионального общения, в условиях которого активизируются все процессы творческого саморазвития: самоопределение, самопознание, самоорганизация, саморегулирование, самообразование, самореализация. Особенности их протекания обусловлены интеллектуальными, психологическими, возрастными особенностями студента, уровнем развития его речевой и профессиональной культуры.
Нравственная функция учебно-исследовательской компетентности студента-медика отражает характер его учебно-исследовательской деятельности. Она подразумевает понимание им исследования как проявление бережного, ответственного отношения к пациенту и больному; как активное профессионально этическое созидание; как залог успешного решения поставленных проблем профессионально этической значимости и результатов их решения; как осознание необходимости в нем для творческой самореализации, самоопределения и социализации собственной личности.
Обучающая функция учебно-исследовательской компетентности студента-медика состоит в получении им профессиональных знаний, умений и навыков в процессе исследования. Эта функция определяется рядом факторов: интеллектуальными возможностями студента, уровнем его мотивированности и технологической готовности к исследованию, уровнем материально-технической базы, обеспечивающей конкретное исследование, сложностью поставленных профессиональных задач, созданием культуро-творческой и культурно-профессиональной среды и др. Реализация данной функции активизирует процессы самоопределения, самопознания, саморегулирования, самообразования.
Личностно-развивающая функция рассматриваемого составного компонента профессиональной компетентности проявляется в пробе силах студента-медика при изучении отдельных тем, вопросов клинической дисциплины, в усвоении норм, ценностей; в осуществлении на основе определенного профессионального самоопределения. Она состоит в реализации внутренних устремлений личности в процессе активной исследовательской деятельности. Гармоничное сочетание исследовательской деятельности и личных интересов студентов, доступность и посильность профессиональных заданий, возможность их выбора, удовлетворение результатами деятельности – условие успешной реализации личностно-развивающей функции учебно-исследовательской компетентности студента медицинского колледжа.
Информационно-действенная функция учебно-исследовательской компетентности студента-медика связана со всеми ее функциональными компонентами. Она заключается в специальной подготовке студента к поиску необходимой книжной и компьютерной информации, в умении ориентироваться в ее многообразном потоке, выделять главное и второстепенное, формулировать проблему, вопрос, составлять план, схему поиска и в других умениях и навыках работы с информацией. Рассматриваемая функция позволяет эффективно задействовать процессы самоопределения, самопознания, самоорганизации, самообразования. Значение этой функции учебно-исследовательской компетентности для творческого саморазвития студентов-медиков будет возрастать в условиях дальнейшего усложнения и увеличения информационного потока, дифференциации и интеграции научного знания.
Охарактеризованные функциональные компоненты, находясь в тесном взаимодействии со структурными компонентами учебно-исследовательской компетентности, дают возможность сгруппировать факты ее проявления, свидетельствующие о процессах созидания личностью студента материальных и духовных ценностей, имеющих субъективное и объективное значение; на процессы изменения, развития, преобразования действительности и собственной индивидуальности, т.е. о роли учебно-исследовательской культуры как фактора творческого саморазвития школьников. Они, в свою очередь, позволили выделить критерии и показатели ее сформированности, отражающие специфику процессов творческого саморазвития. В качестве критериев учебно-исследовательской компетентности студента медицинского колледжа выделены: мотивация в исследовании, технологическая готовность исследования, научный стиль мышления, творческая активность, в исследовании.
В качестве критериев мы выделили мотивацию исследования, научный стиль мышления, технологическую готовность к учебному исследованию, творческую активность личности. Фиксация критериев подтверждена экспериментальной работой и использованием статистических методов для выделения признаков для каждого из названных критериев. Для каждого из названных критериев мы выделили по три показателя (табл.1).
Таблица 1. Критерии и показатели учебно-исследовательской компетентности (УИК) студента медицинского колледжа
Kритерии УИК студента |
Показатели УИК студента |
Мотивация в исследовании | Интенсивность познавательной потребности в исследовании в области медицины, осознание ценности исследования, увлеченность исследованием в профессиональной деятельности |
Технологическая готовность исследования | Осмысление структурных собственных познавательных действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционального результатов исследования в медицине |
Научный стиль мышления | Владение понятийным аппаратом исследуемого вопроса в медицине, умения и навыки использования методов научного познания области медицины, соблюдение правил научной организации исследования студента-медика |
Творческая активность в исследовании | Уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, степень знакомства с историей медицинской науки и ее проблемами, интенсивность научного общения |
Следует отметить, что студенты только лишь овладевают профессией среднего медицинского работника. В системе среднего образования при подготовки специалиста речь идет только о формировании общих и профессиональных компетентностей студента – будущего профессионала; в сущности, о его теоретической, мотивационной и практической подготовке к выполнению профессиональных функций.
Учебно-исследовательская компетентность студента медицинского колледжа является важным критерием качества подготовки специалистов медицинского профиля и базируется на взаимосвязи личностных ценностей, учебно-исследовательских и профессиональных качествах, определяющих направленность личности на осуществление медицинской деятельности и решение профессиональных задач. По результатам констатирующего эксперимента мы можем наблюдать, что количество студентов, продемонстрировавших эвристический уровень сформированности учебно-исследовательской компетентности составил 15%, т.е. эта часть студентов готова к реализации исследования в обучении и практической профессиональной деятельности, репродуктивный уровень – 52 % студентов, адаптивный уровень продемонстрировали 33 % студентов.
Таким образом, исходя из системного понимания учебно-исследовательской компетентности, как процесса и результата профессионального освоения исследовательской культуры и создания нового знания личностью студента-медика нами осуществлен структурно-функциональный анализ учебно-исследовательской компетентности, разработаны критерии ее сформированности, представленные рядом признаков.
Библиографический список
- Васильева Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа/ Л. А. Васильева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 7-9.
- Жуйкова Т. П. Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики / Т. П. Жуйкова // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 365-368.
- Комарова Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск 11 (68). – СПб, 2008, сентябрь. – С. 69–77.
Количество просмотров публикации: Please wait