УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Каплий Елена Сергевна
Белгородский Государственный Национальный Исследовательский
преподаватель медицинского колледжа, аспирант кафедры педагогики

Аннотация
Формирование учебно-исследовательской компетентности является необходимой характеристикой современного медицинского работника среднего звена. В статье рассматриваются структурные компоненты и функции учебно-исследовательской компетентности студента в процессе обучения в медицинском колледже.

Ключевые слова: компетенция, критерии., личность, показатели и функции учебно-исследовательской компетентности, студент медицинского колледжа, учебно-исследовательская компетентность


EDUCATIONAL RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS OF MEDICAL COLLEGE

Kaply Elena Sergeevna
Belgorod State National Research University
teacher of the medical College, graduate student, Department of pedagogy

Abstract
The formation of educational and research competence is a necessary characteristic of the modern medical worker of an average link. The paper examines the structural components and functions of educational and research competence of the student in the learning process in the medical College.

Keywords: competence, criteria, indicators and educational research competence, personality, research competence, student medical College


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Каплий Е.С. Учебно-исследовательская компетентность студентов медицинского колледжа // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13178 (дата обращения: 21.02.2024).

На современном этапе образования большое значение придается качеству профессиональной подготовки будущих медицинских работников, так как темпы инновационных процессов, происходящих в сфере медицины велики, и круг профессиональных компетенций, которыми должен овладеть студент медицинского колледжа постоянно расширяется. использование в профессиональном образовании  компетентного подхода обеспечивает оптимальное достижение продуктивного, личностного и социального результата образования. Формирование учебно-исследовательской компетентности медицинского работника среднего звена, становится приоритетным направлением в подготовке высококвалифицированного специалиста в системе среднего медицинского образования.

Поэтому процесс обучения в медицинском колледже в первую очередь должен способствовать становлению личности медика, способной к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию и самообразованию, формировать у студентов учебно-исследовательскую компетентность.

Под  учебно-исследовательской компетентностью мы понимаем системное качество личности студента, которое представляет собой единство владения специальными знаниями, умениями и навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам, проявляющееся в способности применять исследовательские компетенции в медицинской деятельности и является компонентом профессиональной  культуры личности студента медицинского колледжа.

Выделение структурных компонентов учебно-исследовательской компетентности студентов медицинского колледжа привело к разработке её основных функции, которые свидетельствуют о том, что она является фактором профессионального саморазвития личности студента-медика.            Принимая во внимание особенности многообразия содержания и форм учебно-исследовательской деятельности студентов, определяемых отношениями, общением, ценностными ориентациями и возможностями саморазвития личности студента, считаем необходимым рассматривать функциональные компоненты учебно-исследовательской компетентности студента медицинского колледжа как отражение целостного педагогического процесса формирования компетентного специалиста.

Функциональные компоненты (функции) учебно-исследовательской компетентности студента: научно-мировоззренческий, нравственный, коммуникативный, информационно-действенный, обучающий, личностно-развивающий. Представим краткое содержание каждого функционального компонента с целью рассмотрения   его роли для самопроцессов в цикле саморазвития личности в профессиональной деятельности.

Научно-мировоззренческая функция учебно-исследовательской компетентности студента-медика обеспечивает систему представлений о взаимопроникающей связи между клиническими дисциплинами, которая позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представленные о нем, сформировать методологические идеи, такие как: взаимодействие медицинского работника и пациента.

Таким образом, при решении учебно-исследовательских задач у медицинских сестер и акушерок  формируется целостный взгляд на исследования, на структуру современного научного знания. Выявляя наиболее существенные профессиональные стороны множества явлений, они приходят к обобщениям. Обобщения, в свою очередь, выступают одним из механизмов организации получения научного знания, служат средством объяснения, предвидения, вооружают методологией  решения не только тех профессиональных задач, на основе которых были выведены, но и всех других. Научно-мировоззренческая функция учебно-исследовательской компетентности студента-медика включает не только познание каких-либо явлений, методы их изучения, но и осознание медицинским работником среднего звена самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей и профессиональных компетенций.

Коммуникативная функция учебно-исследовательской компетентности студента-медика отвечает первостепенной потребности медицинского работника в общении. Во время учебного исследования процесс общения происходит и с сокурсниками, и с учителями, и с пациентами  и с представителями вузов в условиях работы студенческого научного кружка. Общение осуществляется как процесс обмена учебной информацией, как обмен опытом исследования, как процесс совместного поиска решения профессионально-исследовательской задачи, как процесс соприкосновения разных точек зрения, «как диалог культур». В этом случае студент-медик овладевает опытом профессионального общения, в условиях которого активизируются все процессы творческого саморазвития: самоопределение, самопознание, самоорганизация, саморегулирование, самообразование, самореализация. Особенности их протекания обусловлены интеллектуальными, психологическими, возрастными особенностями студента, уровнем развития его речевой и профессиональной  культуры.

Нравственная функция учебно-исследовательской компетентности  студента-медика отражает характер его учебно-исследовательской деятельности. Она подразумевает понимание им исследования как проявление бережного, ответственного отношения к пациенту и больному; как активное профессионально этическое созидание; как залог успешного решения поставленных проблем профессионально этической значимости и результатов их решения; как осознание необходимости в нем для творческой самореализации, самоопределения и социализации собственной личности.

Обучающая функция учебно-исследовательской компетентности студента-медика состоит в получении им профессиональных знаний, умений и навыков в процессе исследования. Эта функция определяется рядом факторов: интеллектуальными возможностями студента, уровнем его мотивированности и технологической готовности к исследованию, уровнем материально-технической базы, обеспечивающей конкретное исследование, сложностью поставленных профессиональных задач, созданием культуро-творческой и культурно-профессиональной среды и др. Реализация данной функции активизирует процессы самоопределения, самопознания, саморегулирования, самообразования.

Личностно-развивающая функция рассматриваемого составного компонента профессиональной компетентности  проявляется в пробе силах студента-медика при изучении отдельных тем, вопросов клинической дисциплины, в усвоении норм, ценностей; в осуществлении на основе определенного профессионального самоопределения. Она состоит в реализации внутренних устремлений личности в процессе активной исследовательской деятельности. Гармоничное сочетание исследовательской деятельности и личных интересов студентов, доступность и посильность профессиональных заданий, возможность их выбора, удовлетворение результатами деятельности – условие успешной реализации личностно-развивающей функции учебно-исследовательской компетентности студента медицинского колледжа.

Информационно-действенная функция учебно-исследовательской компетентности студента-медика связана со всеми ее функциональными компонентами. Она заключается в специальной подготовке студента к поиску необходимой книжной и компьютерной информации, в умении ориентироваться в ее многообразном потоке, выделять главное и второстепенное, формулировать проблему, вопрос, составлять план, схему поиска и в других умениях и навыках работы с информацией. Рассматриваемая функция позволяет эффективно задействовать процессы самоопределения, самопознания, самоорганизации, самообразования. Значение этой функции учебно-исследовательской компетентности для творческого саморазвития студентов-медиков будет возрастать в условиях дальнейшего усложнения и увеличения информационного потока, дифференциации и интеграции научного знания.

Охарактеризованные функциональные компоненты, находясь в тесном взаимодействии со структурными компонентами учебно-исследовательской компетентности, дают возможность сгруппировать факты ее проявления, свидетельствующие о процессах созидания личностью студента материальных и духовных ценностей, имеющих субъективное и объективное значение; на процессы изменения, развития, преобразования действительности и собственной индивидуальности, т.е. о роли учебно-исследовательской культуры как фактора творческого саморазвития школьников. Они, в свою очередь, позволили выделить критерии и показатели ее сформированности, отражающие специфику процессов творческого саморазвития.  В качестве критериев учебно-исследовательской компетентности студента медицинского колледжа выделены: мотивация в исследовании, технологическая готовность исследования, научный стиль мышления, творческая активность, в исследовании.

В качестве критериев мы выделили мотивацию исследования, научный стиль мышления, технологическую готовность к учебному исследованию, творческую активность личности. Фиксация критериев подтверждена экспериментальной работой и использованием статистических методов для выделения признаков для каждого из названных критериев. Для каждого из названных критериев мы выделили по три показателя (табл.1).

Таблица 1. Критерии и показатели учебно-исследовательской компетентности (УИК) студента медицинского колледжа

Kритерии УИК студента

Показатели УИК студента

Мотивация в исследовании Интенсивность познавательной потребности в исследовании в области медицины, осознание ценности исследования, увлеченность исследованием в профессиональной деятельности
Технологическая готовность исследования Осмысление структурных собственных познавательных действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционального результатов исследования в медицине
Научный стиль мышления Владение понятийным аппаратом исследуемого вопроса в медицине, умения и навыки использования методов научного познания области медицины, соблюдение правил научной организации исследования студента-медика
Творческая активность в исследовании Уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, степень знакомства с историей медицинской  науки и ее проблемами, интенсивность научного общения

Следует отметить, что студенты только лишь овладевают профессией среднего медицинского работника. В системе среднего образования при подготовки специалиста речь идет только о формировании общих и профессиональных компетентностей студента – будущего профессионала; в сущности, о его  теоретической, мотивационной и практической подготовке к выполнению профессиональных функций.

Учебно-исследовательская компетентность студента медицинского колледжа является важным критерием качества подготовки специалистов медицинского профиля и базируется на взаимосвязи личностных ценностей, учебно-исследовательских и профессиональных качествах, определяющих направленность личности на осуществление медицинской деятельности и решение профессиональных задач. По результатам констатирующего  эксперимента мы можем наблюдать, что количество студентов, продемонстрировавших эвристический уровень сформированности учебно-исследовательской компетентности   составил  15%, т.е. эта часть студентов готова к реализации исследования  в обучении и практической профессиональной деятельности, репродуктивный уровень – 52 % студентов, адаптивный уровень продемонстрировали 33 % студентов.

Таким образом,  исходя из системного понимания учебно-исследовательской компетентности, как процесса и результата профессионального освоения исследовательской культуры и создания нового знания личностью студента-медика нами осуществлен структурно-функциональный анализ учебно-исследовательской компетентности, разработаны критерии ее сформированности, представленные рядом признаков. 


Библиографический список
  1. Васильева Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа/ Л. А. Васильева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II.  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 7-9.
  2. Жуйкова Т. П. Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики  / Т. П. Жуйкова // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 365-368.
  3. Комарова Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск 11 (68). – СПб, 2008, сентябрь. – С. 69–77.


Все статьи автора «Каплий Елена Сергевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: